Напоминание

Театрализованная деятельность в ДОУ


Автор: Кузнецова Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №90
Населённый пункт: город нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованная деятельность в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Театрализованная деятельность

детей в ДОУ

Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их

основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая

помогает ребенку примерить на себя всевозможные образы и роли, является

театрализованная игра. Путешествие с дошкольниками в волшебный мир

театра позволит педагогам максимально раскрыть развивающий потенциал

театрализованной деятельности.

Театр

— доступный вид искусства для дошкольников, развивающий

художественные

способности,

эстетический

вкус

и

коммуникативные

навыки, а также способствующий нравственному воспитанию детей.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может

пронизывать все режимные моменты,

включаться во все занятия, в

совместную

деятельность

детей

и

взрослых

в

свободное

время,

осуществляться в самостоятельной деятельности детей, она способствует

тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу

различных

кружков;

продукты

театрализованной

деятельности

(инсценировки, драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в

содержание

праздников

и

развлечений.

Цели и задачи

Миссия

вовлечения

детей

в

творческую

активность,

связанную

с

воплощением сюжетов на сцене, состоит в том, что в процессе работы:

расширяются знания малышей об окружающем мире, в частности,

ребята знакомятся с жанрами театра, его устройством и типами

постановок;

формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;

развивается речь, правильная артикуляция (особенно важно для детей

средней и старших групп, в которых развитию речи и постановке

звуков уделяется особое внимание);

обогащается словарный запас;

развивается память, фантазия, образное мышление;

совершенствуется пластика тела, координация движений, гибкость;

развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а

также интонацию;

воспитывается умение сотрудничать с другими членами коллектива

(эта цель важна в любом возрасте, но для малышей подготовительной

группы, которые готовятся ко вступлению в новый коллектив, она

имеет особое значение).

Осуществлению поставленных целей способствует решение следующих

задач:

активизация познавательного интереса детей через знакомство с

подходящими для возраста драматургическими образцами (например,

для ребят подготовительной группы это будут постановки интересных

историй про Муми-троллей финской писательницы Туве Янссон, а для

малышей — сказок В. Сутеева);

ликвидация скованности и зажатости юных театралов (постепенно дети

перестают стесняться выступать на публике, что впоследствии очень

важно для снятия напряжённости при устных или письменных ответах

у доски в школе);

формирование быстрой реакции на команду или музыкальный сигнал

(дети учатся выполнять смену разных видов деятельности по

условному знаку, что также пригодится в школе на уроках, когда

переключение от работы с учебником до выполнения самостоятельной

работы, например, происходит очень быстро);

развитие умения координировать свои поступки с другими ребятами,

то есть соотносить себя с коллективом;

тренировка речевого дыхания, дикции на материале стихотворений (в

младшей и средней группах), скороговорок (в старших группах), а

также расширение интонационной палитры речи;

знакомство с правилами поведения в театре, театральной

терминологией, устройством сцены, зрительного зала.

Классификация театрализованных игр

Существует

несколько

точек

зрения

на

классификацию

игр,

составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С.

Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы:

игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица

исполняют взятую на себя роль). Театрализованную игру исследователь

Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок

самостоятельно

создаёт

образ

с

помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика.

пантомима),

производит

собственные

действия

исполнения

роли,

исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не

являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой

развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной

подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени,

привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный

одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер

концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной

форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового

сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

Виды драматизации:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной

подготовки.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в

общем

сюжете

или

выступает

как

режиссёр

импровизированного

концерта,

спектакля.

При

этом

накапливается

опыт

общения,

согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре

ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного

героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками

или их заместителями.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием

театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток,

теневой, на фланелеграфе и др.) По мнению других исследователей игры

можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие)

и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной

тематикой,

строительные

игры,

игры

с

природным

материалом,

театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и

игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-

дидактические

игры)

и

подвижные

(сюжетные,

бессюжетные,

с

элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на

сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе

умственного

усилия;

это

мобилизует

интеллектуальный

потенциал

ребёнка.

Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет

сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в

том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только

изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры,

навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую,

историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его

правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким

образом,

именно

сюжетно-ролевая

игра

является

своеобразным

плацдармом,

на

котором

получает

своё

дальнейшее

развитие

театрализованная игра.

В ряде исследований театрализованные игры делятся по средствам

изображения

в

зависимости

от

ведущих

способов

эмоциональной

выразительности сюжета.



В раздел образования