Автор: Шевченко Галина Анатольевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ "Сакмарский д/с "Березка"
Населённый пункт: с.Сакмара,Оренбургской области
Наименование материала: консультация для воспитателей на педсовет
Тема: "Использование эффективных методов речевого развития детей"
Раздел: дошкольное образование
Речь
является
важнейшим
средством
овладения
знаниями,
необходимой
предпосылкой
обучения
и развития
ребенка.
Поэтому
наше
общество
и
государство проявляют большую заботу о развитии речи детей с самого раннего
детства. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения
в детском саду взрослого с детьми, и детей друг с другом как на непосредственно-
организованной
деятельности,
так
и
вне
предусматривает
значительное
увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом развитии каждого
ребенка. При этом первостепенное значение имеет овладение родным языком.
Основная
задача речевого
развития
детей дошкольного
возраста
это развитие
свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной
речи,
связной
речи
в
различных
формах
и
видах
детской
деятельности,
практическое
овладение воспитанниками
нормами
речи,
определяемыми
для
каждого возрастного этапа.
Основные
задачи
решаются
на
протяжении
всего
дошкольного
детства,
и
с
каждым
годом
на
возрастном
этапе
постепенно
усложняются
и
при
этом
меняются методы обучения.
Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности:
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в игровой и художественной деятельности;
- в повседневной жизни;
- в проведении режимных моментов.
Режимные моменты благоприятны для организации речевого общения:
Одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание,
наблюдения, дежурства. Все эти моменты, связаны с какими - то объектами и при
этом можно организовать разговор с детьми, у детей формируются определенные
знания
и
представления,
активизируется
речь детей.
Например,
когда
дети
одеваются
на
прогулку, воспитателю можно
рассказать
обо
всем,
что
они
надевают, обувают (сначала одевают колготки, они разные, у Маши синие, у Саши
черные и т. д). У Даши сапоги с замком, а у Васи ботинки со шнурками и т. д. С
детьми можно говорить обо всем, что надевают, снимают, какого цвета одежда, из
какого материала, поиграть в игры «Что лишнее», «Придумай слово с заданным
словом» и т. д.
Во время умывания можно беседовать о том, что дети моют, чем, какая вода, какое
мыло и т. д.
Во всех ситуациях необходимо учитывать индивидуальные речевые возможности
каждого
ребенка
и
в
соответствии
с
ними
задавать
вопросы,
очень
важно
пользоваться
словесными
поощрениями,
так
как
положительные
примеры
содействуют активизации речи у детей.
Большое значение в речевом развитии детей имеют место игровые методы:
-сюжетно – ролевые игры,
- творческие игры,
-дидактические игры и упражнения,
-игры драматизации,
которые можно проводить как на непосредственно организованной деятельности,
так и вне. Игры положительно влияют не только на психическое развитие, но и
оказывают
воздействие
на
становление
речи.
Во
время
игры
у детей
совершенствуется: разговорная речь, происходит обогащение словаря, развивается
слуховое
внимание
и
зрительное, развитие
речевого
слуха, развитие
фонематического слуха, формируется звукопроизношение, грамматический строй
речи.
Игры
имеют
и
познавательное значение:
расширяют
кругозор детей,
учат
выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия, развивают
память, наблюдательность, сообразительность, поисковую деятельность. В ходе
игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует общему речевому
развитию.
Следующий метод,
который
широко используется
в
речевом
развитии
детей,
принадлежит беседе по картине.
Рассматривание картин как предметной, так и сюжетной, знакомой или
малознакомой. Используются разные виды работы с картиной или картинками:
рассматривание,
беседы,
составление
рассказов,
происходит
поиск
закономерностей
и
противоположностей (что,
похоже,
разное,
лишнее).
Все
это способствует:
1. Развитию памяти и внимания
2. Совершенствованию словесно-логического мышления
3. Развитию понимания смысла и содержания картин
4. Формированию объяснительной и доказательной речи.
У детей формируется
умение
слушать
собеседника,
высказываться, развивается
диалогическая
речь,
умение
делать
логические
выводы,
выделять
главные
и
второстепенные признаки предмета, описывать его.
Целесообразно использовать в работе с детьми скороговорки и пословицы, они
дают возможность совершенствовать произношение всех звуков речи, расширять
словарный запас слов, помогут усвоить их смысл, ввести в активный словарь.
Особое
место
в
работе
с
детьми
занимает использование в
качестве
дидактического материала мнемотаблицы, опорные карты, схемы. Они помогают
решить следующие задачи: развитие основных психических процессов (память,
внимание,
образное
мышление).
Преобразование
из
символов
в
образы
обеспечивают эффективное запоминание, развитие связной речи.
Следующий метод работы с детьми по речевому развитию, это использование
загадок.
С
помощью
загадок
активизируется
мышление
и
речь детей,
они
помогают
увидеть
вторичное
значение
слов, например:
идти
–
передвигаться,
льет (дождь) – идет и т. д. Загадки позволяют запоминать слова и формы слов,
словосочетаний, осваивать лексическую сочетаемость.
В с е
в ы ш е
п е р еч и с л е н н ы е м е т од ы
и м е ю т
фу н к ц и и:
о бу ч а ю щ и е ,
мотивационные, развивающие, воспитательные,организационные.
При использовании их в работе, они эффективно влияют на речевое развитие
детей.