Напоминание

"Использование эффективных методов речевого развития детей"


Автор: Шевченко Галина Анатольевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ "Сакмарский д/с "Березка"
Населённый пункт: с.Сакмара,Оренбургской области
Наименование материала: консультация для воспитателей на педсовет
Тема: "Использование эффективных методов речевого развития детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речь

является

важнейшим

средством

овладения

знаниями,

необходимой

предпосылкой

обучения

и развития

ребенка.

Поэтому

наше

общество

и

государство проявляют большую заботу о развитии речи детей с самого раннего

детства. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения

в детском саду взрослого с детьми, и детей друг с другом как на непосредственно-

организованной

деятельности,

так

и

вне

предусматривает

значительное

увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом развитии каждого

ребенка. При этом первостепенное значение имеет овладение родным языком.

Основная

задача речевого

развития

детей дошкольного

возраста

это развитие

свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной

речи,

связной

речи

в

различных

формах

и

видах

детской

деятельности,

практическое

овладение воспитанниками

нормами

речи,

определяемыми

для

каждого возрастного этапа.

Основные

задачи

решаются

на

протяжении

всего

дошкольного

детства,

и

с

каждым

годом

на

возрастном

этапе

постепенно

усложняются

и

при

этом

меняются методы обучения.

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности:

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в игровой и художественной деятельности;

- в повседневной жизни;

- в проведении режимных моментов.

Режимные моменты благоприятны для организации речевого общения:

Одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание,

наблюдения, дежурства. Все эти моменты, связаны с какими - то объектами и при

этом можно организовать разговор с детьми, у детей формируются определенные

знания

и

представления,

активизируется

речь детей.

Например,

когда

дети

одеваются

на

прогулку, воспитателю можно

рассказать

обо

всем,

что

они

надевают, обувают (сначала одевают колготки, они разные, у Маши синие, у Саши

черные и т. д). У Даши сапоги с замком, а у Васи ботинки со шнурками и т. д. С

детьми можно говорить обо всем, что надевают, снимают, какого цвета одежда, из

какого материала, поиграть в игры «Что лишнее», «Придумай слово с заданным

словом» и т. д.

Во время умывания можно беседовать о том, что дети моют, чем, какая вода, какое

мыло и т. д.

Во всех ситуациях необходимо учитывать индивидуальные речевые возможности

каждого

ребенка

и

в

соответствии

с

ними

задавать

вопросы,

очень

важно

пользоваться

словесными

поощрениями,

так

как

положительные

примеры

содействуют активизации речи у детей.

Большое значение в речевом развитии детей имеют место игровые методы:

-сюжетно – ролевые игры,

- творческие игры,

-дидактические игры и упражнения,

-игры драматизации,

которые можно проводить как на непосредственно организованной деятельности,

так и вне. Игры положительно влияют не только на психическое развитие, но и

оказывают

воздействие

на

становление

речи.

Во

время

игры

у детей

совершенствуется: разговорная речь, происходит обогащение словаря, развивается

слуховое

внимание

и

зрительное, развитие

речевого

слуха, развитие

фонематического слуха, формируется звукопроизношение, грамматический строй

речи.

Игры

имеют

и

познавательное значение:

расширяют

кругозор детей,

учат

выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия, развивают

память, наблюдательность, сообразительность, поисковую деятельность. В ходе

игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует общему речевому

развитию.

Следующий метод,

который

широко используется

в

речевом

развитии

детей,

принадлежит беседе по картине.

Рассматривание картин как предметной, так и сюжетной, знакомой или

малознакомой. Используются разные виды работы с картиной или картинками:

рассматривание,

беседы,

составление

рассказов,

происходит

поиск

закономерностей

и

противоположностей (что,

похоже,

разное,

лишнее).

Все

это способствует:

1. Развитию памяти и внимания

2. Совершенствованию словесно-логического мышления

3. Развитию понимания смысла и содержания картин

4. Формированию объяснительной и доказательной речи.

У детей формируется

умение

слушать

собеседника,

высказываться, развивается

диалогическая

речь,

умение

делать

логические

выводы,

выделять

главные

и

второстепенные признаки предмета, описывать его.

Целесообразно использовать в работе с детьми скороговорки и пословицы, они

дают возможность совершенствовать произношение всех звуков речи, расширять

словарный запас слов, помогут усвоить их смысл, ввести в активный словарь.

Особое

место

в

работе

с

детьми

занимает использование в

качестве

дидактического материала мнемотаблицы, опорные карты, схемы. Они помогают

решить следующие задачи: развитие основных психических процессов (память,

внимание,

образное

мышление).

Преобразование

из

символов

в

образы

обеспечивают эффективное запоминание, развитие связной речи.

Следующий метод работы с детьми по речевому развитию, это использование

загадок.

С

помощью

загадок

активизируется

мышление

и

речь детей,

они

помогают

увидеть

вторичное

значение

слов, например:

идти

передвигаться,

льет (дождь) – идет и т. д. Загадки позволяют запоминать слова и формы слов,

словосочетаний, осваивать лексическую сочетаемость.

В с е

в ы ш е

п е р еч и с л е н н ы е м е т од ы

и м е ю т

фу н к ц и и:

о бу ч а ю щ и е ,

мотивационные, развивающие, воспитательные,организационные.

При использовании их в работе, они эффективно влияют на речевое развитие

детей.



В раздел образования