Автор: Тарабанова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Ивушка"
Населённый пункт: пгт Ударный Прикубанский район
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: « Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей»
Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс для педагогов ДОУ по теме:
Подготовила и провела:
воспитатель Тарабанова Т. В.
МБДОУ д/с «Ивушка»
п. Ударный
ОКТЯБРЬ 2021г
Мы знаем, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминания
носит в основном непредсказуемый характер. Дети лучше запоминают события, предметы,
факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении связной речи детей, вполне
обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с
общепринятыми. Поэтому в работе по обучению детей связной речи я решила использовать
приёмы мнемотехники, которые помогут ребёнку быть более общительным, расширится его
словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Актуальность данной проблемы определила тему работы: «Использование приемов
мнемотехники в развитии связной речи детей».
«
Использ
ование
приемо
в
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приемов, облегчающих запоминание и
увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы
особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей
ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование
мнемотаблиц на занятиях
позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать
зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с
поставленными задачами.
Однако для развития связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку
основной опорой запоминания является не искусственные, а логически оправданные,
осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается так и между
запоминаемым материалом и чем - либо хорошо уже известным. Особенности методики –
применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это
значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к
речевому
материалу,
например для
обозначения диких животных
используется
елка,
обозначения домашних – дом. Традиционно работа по развитию связной речи детей ведется по
следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и
придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная
информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время
обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей,
превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой
патологией. Как уже было отмечено, что у детей преобладает наглядно-образная память, и
запоминание носит непроизвольный характер зрительный же образ, сохранившихся у ребенка
после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно
быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки стихотворению
(желательно на каждую строчку)/ Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении
стихотворения картинки выставляются на фланелеграфе. После прочтения дети воспроизводят
стихотворение по опорным картинкам.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих
методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники
облегчают
запоминание
у
детей
и
увеличивают
объём
памяти
путём
образования
дополнительных ассоциаций.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет
долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на
лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование
мнемотаблиц
на
занятиях
по
развитию
связной
речи,
позволяет
детям
эффективнее
воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная
методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально
приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных
используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-
схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их
использую для обогащения
словарного запаса,
при обучении составлению
рассказов,
пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т. А.
Ткаченко и сенсорно-графической схемой В. К. Воробьёвой, которые беру за основу, но
изменяю и совершенствую их. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей
связной речи приёмы мнемотехники. Хочу поделиться своими наработками.
Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Перекодирование информации.
У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на
домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы,
шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых
хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе
корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку
на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки,
приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда
Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика,
построить горку, крепость, поиграть в снежки.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
Заучивание стихотворения П. Воронько “Пирог”
Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.
Пирог
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.
Среда.
Отгадывание мнемозагадки.
1. Рассматривание мнемотаблицы
2. Подробное объяснение каждого пункта.
Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки,
варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.
3. Отгадывание загадки детьми.
4.Игра “Снежная куча”. Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она
сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
Есть слово длинное – снегопад.
Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
Есть слово – цветок – подснежник.
Есть слово - птица - снегирь.
Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети
называют слова и складывают снежинки в кучу).
Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”
1.Чтение текста и демонстрация опорных картинок.
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли
гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика.
Хорошо зимой!
2. Ответы на вопросы по содержанию.
Вопросы:
Какое наступило время года?
Где лежит снег?
Какой снег?
Какая погода на улице?
Куда пошли дети?
Как они оделись?
Что делали дети на прогулке?
Нравиться ли детям гулять зимой?
3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
4. Пересказ текста ребёнком своими словами.
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.
1. Рассматривание мнемодорожек.
2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
Люди зимой делают кормушки для птиц.
Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.
3. Рассматривание мнемотаблицы.
4. Составление рассказа о зиме.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не
греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних
животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в
хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
Н.Нищева “Ёлочка”
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
В зимнем небе, сделав круг,
Накренились сани вдруг!
И с подарками мешок
Выпал прямо на снежок!
Дед Мороз.
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные.
Работа с мнемотаблицей на слово “весна”.
1. Перекодирование информации по данной таблице.
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно
пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях
набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под
снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых
мест возвращаются перелётные птицы.
2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.
Заучивание стихотворения “Весна – красна”.
Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной
лексической теме.
Весна – красна
Ты, весна, весна - красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.
1. Отгадывание мнемозагадки.
2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне.
Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.
3. Отгадывание загадки детьми.
4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.
Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки. Я вам предлагаю дерево
с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не
листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.
Есть слово маленькое, ласковое – листочек.
Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
Есть слово, когда листья падают – листопад.
Есть слово-дерево – лиственница.
Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и
вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).
Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.
1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы.
Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились
проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.
2. Ответы на вопросы по содержанию текста:
Что делает весной солнце?
Как солнце весной светит и греет?
Что делают ручьи?
Какие изменения происходят на реках?
Что такое проталины?
Как называются самые первые цветы?
Что сделали насекомые?
Что можно сказать про вербу?
3. Повторное чтение рассказа.
4. Пересказ текста детьми своими словами.
Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.
1.Рассматривание мнемодорожек.
2.Составление предложений по мнемодорожкам.
Весной солнце часто появляется на голубом небе.
Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.
Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.
Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.
3.Рассматривание мнемотаблицы
4.Составление рассказа о весне воспитателем.
Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали
ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо
из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых
мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.
Воробей
Воробей с березы
На дорогу прыг
Больше нет мороза
Чик-чирик.
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
1.
добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий
внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
2.
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3.
применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие
неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его,
обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости,
зрительно
воспринимает
план
своих
действий.
У
него
повышается
чувство
заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего
труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что
положительно сказывается на результативности работы.