Автор: Григорьева Любовь Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование представлений о растительном мире у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Формирование представлений о растительном мире у детей дошкольного возраста»
Экологические проблемы в стране диктуют необходимость интенсивной работы по
формированию у людей экологической культуры природопользования. Взаимодействие человека с
природой, это проблема современности. С каждым годом становится сильнее, слишком великий
урон нанесен природе.
Первое звено непрерывного образования – это работа в детском саду. Наибольшее место
отводится в педагогическом процессе - экологическому образованию, это совместная
деятельность воспитателя с детьми. Экологическое образование дошкольников предполагает
создание системы в ДОУ, которая должна быть интересным и увлекательным процессом для
детей. Важно учитывать при организации работы по экологическому воспитанию в ДОУ,
региональный компонент, это ближайшее природное окружение.
Наше дошкольное учреждение новое и только начинает свою педагогическую деятельность.
Очень большое значение в обучении детей имеет среда, где ребёнок проводит длительное время, а
именно предметно пространственная развивающая среда нашего детского сада. Для этого в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами созданы
необходимые условия для жизни и воспитания детей: благоприятная атмосфера, освоение
педагогами методов экологического воспитания в работе с детьми разного возраста, разработка
новых форм взаимодействия с родителями в экологических вопросах.
Начиная работу по экологическому воспитанию детей, особое внимание мы уделили созданию в
детском саду атмосферы, т.е. обстановки в группе и на участке детского сада.
Для ознакомления с растительным миром мы создали уголок природы, где организовываем
непосредственно образовательную деятельность на протяжении всего учебного года. В уголке
природы имеются оборудование для ухода за комнатными растениям, материалы для
экспериментальной деятельности с детьми, подобраны картотеки экологических игр,
иллюстрации с изображением растений, животных, гербарии и т. п.
Уголок природы расположен в групповой комнате, где детям очень удобно вести наблюдения и
ухаживать за комнатными растениями. Непосредственная близость растений к детям – это главная
особенность и преимущество уголка природы. В уголке природы имеется календарь наблюдений,
где мы отображаем разнообразные, длительно происходящие сезонные явления в природе,
отмечаем погоду, температуру, перелётных и зимующих птиц. Это имеет большое значение для
экологического воспитания детей.
В феврале мы высаживаем «огород на окне», где совместно с детьми выращиваем лук, овёс,
укроп, морковь, рассаду цветов и другие растения. Наблюдения фиксируем в календаре
«наблюдения», посев, всходы, рост. Наблюдения детей дополняем рассказами, художественным
словом, пояснениями.
Дети с большим удовольствием участвуют в этом мероприятии.
При экологическом воспитании дошкольников важное место отводим методу наблюдения.
Наблюдения дают возможность научить выделять самые разные признаки объектов природы,
ориентироваться в самых значимых, и обнаруживать через них взаимосвязь растений с явлениями
неживой природы. Мы проводим наблюдения во время прогулок, на участке детского сада, где
рассматриваем кустарники, деревья. Весной обращаем внимание детей на набухшие почки на
деревьях. Выбрав и отметив ветку дерева (красной лентой), проводим длительное наблюдение за
тем, как постепенно распускаются первые листочки. Дети с большой радостью и оживлением
замечают, как на дереве лопнули почки и появились первые молоденькие, нежные листочки.
Рядом с нашим детским садом расположен «Городской парк», куда мы периодически, в каждое
время года ходим с детьми на экскурсию. В парке мы наблюдаем за деревьями, кустарниками т.е.
за растительным миром.
Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются тогда,
когда ребенок гуляет по лесу, рассматривает цветы, деревья, кустарники, слушает птиц. Все это
помогает воспитывать у дошкольников интерес, заботу и любовь к природе.
Особое внимание в своей работе уделяю дидактическим играм, так как считаю, что
дидактические игры обогащают экологические представления у детей дошкольного возраста: о
разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о
взаимосвязях в природе; о культуре поведения в природе.
При использовании игр: «От какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Кто и что потерял?»,
«Где спрятано растение», «Найди животных, птиц, насекомых», «Что дерево нам даёт?», «Чем
похожи и чем отличаются?», «Папа, мама и малыш» расширяю знания детей о представителях
животного и растительного мира, формирую эмоционально-положительное, бережное отношение
к природе. В этих играх у детей развивается внимание, память, логическое мышление.
Для ознакомления детей с сезонными явлениями природы использую экологические игры, такие
как: «Когда это бывает?», «Кто во что одет», «Сложи картинку», «Времена года», «Кто где
живёт», «Птички», «Угадай по описанию» и др.
Используем: настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке
живет, что хозяину дает?» «Мой дом» и др., они направлены на уточнение, систематизацию и
классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира,
явлениях неживой природы.
Большое внимание уделяю словесным играм: «Дерево, кустик, травка», «Рыба, птица, зверь»,
«В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое» и др., эти игры
закрепляют знания о природе, развивают внимание, сообразительность, связную речь, быстроту
реакции; творческим играм (строительные игры с природным материалом, театрализованные,
сюжетно-ролевые), в ходе которых дошкольники обогащают знания, отражают впечатления,
полученные в процессе образовательной деятельности и повседневной жизни.
В совместной деятельности с детьми проводим подвижные игры, например: «К дереву беги»,
«Через ручеёк» и др., затем полученные знания закрепляем в экологических играх: «Найди дерево
по описанию», «Что изменилось», лото «Четвёртый лишний?».
В самостоятельной творческой деятельности, дети в рисунках, поделках из природного материала
отражают свои впечатления об увиденном, развивая при этом свою фантазию, воображение,
творческие способности.
Все это сопровождается чтением художественной литературы: С.Я.Маршак «Весенняя песенка»,
В.Чарушин «Яшка», Л.Толстой «Пришла весна», И.Бунин «Ясным утром», З. Александрова
«Одуванчик» и др.; заучиванием стихов, разгадыванием загадок.
Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует
формированию представлений о растительном мире родного края, помогает овладеть умением
экологически целесообразного поведения в природе, способствуют более полному и успешному
решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Большую роль в экологическом воспитании детей играют родители. Воспитать экологически
грамотного человека, можно решить только совместными усилиями, опираясь на семью. Когда
дети взрослеют,
они
ведут себя и поступают так же, как поступали их родители.
Родителям
необходимо показать значимость воспитания экологической культуры у детей, т. к. большое
значение для воспитания детей имеет пример родителей.
В работе с родителями мы используем традиционные и нетрадиционные формы:
анкетирование, проведение опросов, родительские собрания, беседы за круглым столом,
викторины, праздники, опытно – экспериментальная деятельность и т. д. Родители принимают
активное участие в конкурсах, выставках. Для родителей мы оформляем педагогические ширмы,
на темы: «Бережём природу», «Весенний лес», «Поможем деревьям», «Вместе наблюдаем на
прогулке», «Времена года», «Покормите птиц», «Играя, познаём природу» и т. д. Родители
привлекаются к совместной трудовой деятельности с детьми на участке детского сада.
Организуя сотрудничество с родителями детей по экологическому воспитанию позволяет нам
обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, а также внести в процесс
необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
Литература:
1.
Е.Ю. Виноградова Формирование экологической воспитанности детей дошкольного
возраста.// «Дошкольная педагогика». – 2012. - №5. – С.
2.
Иванова А.И., Михайленко В.Я. Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80с.
3.
Г.Иванова, В.Курашова Об организации работы по экологическому воспитанию. //
«Дошкольное воспитание». – 2004. - №7. – С.
4.
Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных
учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей
среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы»,утренники,
викторины, игры. – 2-е изд., Учитель, 2008. – 286с.
5.
Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. –
М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
6.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений – 2 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия»,
2001. – 184 с.
7.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений – 3 – е изд.,перераб. – М.: Издательский центр
«Академия», 2005. – 224с.
8.
Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб. – метод. комплект по эколог.образованию дошкольников.
– М.: Линка – Пресс, 1996, С.56.