Напоминание

«Формирование представлений о растительном мире у детей дошкольного возраста»


Автор: Григорьева Любовь Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование представлений о растительном мире у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование представлений о растительном мире у детей дошкольного возраста»

Экологические проблемы в стране диктуют необходимость интенсивной работы по

формированию у людей экологической культуры природопользования. Взаимодействие человека с

природой, это проблема современности. С каждым годом становится сильнее, слишком великий

урон нанесен природе.

Первое звено непрерывного образования – это работа в детском саду. Наибольшее место

отводится в педагогическом процессе - экологическому образованию, это совместная

деятельность воспитателя с детьми. Экологическое образование дошкольников предполагает

создание системы в ДОУ, которая должна быть интересным и увлекательным процессом для

детей. Важно учитывать при организации работы по экологическому воспитанию в ДОУ,

региональный компонент, это ближайшее природное окружение.

Наше дошкольное учреждение новое и только начинает свою педагогическую деятельность.

Очень большое значение в обучении детей имеет среда, где ребёнок проводит длительное время, а

именно предметно пространственная развивающая среда нашего детского сада. Для этого в

соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами созданы

необходимые условия для жизни и воспитания детей: благоприятная атмосфера, освоение

педагогами методов экологического воспитания в работе с детьми разного возраста, разработка

новых форм взаимодействия с родителями в экологических вопросах.

Начиная работу по экологическому воспитанию детей, особое внимание мы уделили созданию в

детском саду атмосферы, т.е. обстановки в группе и на участке детского сада.

Для ознакомления с растительным миром мы создали уголок природы, где организовываем

непосредственно образовательную деятельность на протяжении всего учебного года. В уголке

природы имеются оборудование для ухода за комнатными растениям, материалы для

экспериментальной деятельности с детьми, подобраны картотеки экологических игр,

иллюстрации с изображением растений, животных, гербарии и т. п.

Уголок природы расположен в групповой комнате, где детям очень удобно вести наблюдения и

ухаживать за комнатными растениями. Непосредственная близость растений к детям – это главная

особенность и преимущество уголка природы. В уголке природы имеется календарь наблюдений,

где мы отображаем разнообразные, длительно происходящие сезонные явления в природе,

отмечаем погоду, температуру, перелётных и зимующих птиц. Это имеет большое значение для

экологического воспитания детей.

В феврале мы высаживаем «огород на окне», где совместно с детьми выращиваем лук, овёс,

укроп, морковь, рассаду цветов и другие растения. Наблюдения фиксируем в календаре

«наблюдения», посев, всходы, рост. Наблюдения детей дополняем рассказами, художественным

словом, пояснениями.

Дети с большим удовольствием участвуют в этом мероприятии.

При экологическом воспитании дошкольников важное место отводим методу наблюдения.

Наблюдения дают возможность научить выделять самые разные признаки объектов природы,

ориентироваться в самых значимых, и обнаруживать через них взаимосвязь растений с явлениями

неживой природы. Мы проводим наблюдения во время прогулок, на участке детского сада, где

рассматриваем кустарники, деревья. Весной обращаем внимание детей на набухшие почки на

деревьях. Выбрав и отметив ветку дерева (красной лентой), проводим длительное наблюдение за

тем, как постепенно распускаются первые листочки. Дети с большой радостью и оживлением

замечают, как на дереве лопнули почки и появились первые молоденькие, нежные листочки.

Рядом с нашим детским садом расположен «Городской парк», куда мы периодически, в каждое

время года ходим с детьми на экскурсию. В парке мы наблюдаем за деревьями, кустарниками т.е.

за растительным миром.

Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются тогда,

когда ребенок гуляет по лесу, рассматривает цветы, деревья, кустарники, слушает птиц. Все это

помогает воспитывать у дошкольников интерес, заботу и любовь к природе.

Особое внимание в своей работе уделяю дидактическим играм, так как считаю, что

дидактические игры обогащают экологические представления у детей дошкольного возраста: о

разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о

взаимосвязях в природе; о культуре поведения в природе.

При использовании игр: «От какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Кто и что потерял?»,

«Где спрятано растение», «Найди животных, птиц, насекомых», «Что дерево нам даёт?», «Чем

похожи и чем отличаются?», «Папа, мама и малыш» расширяю знания детей о представителях

животного и растительного мира, формирую эмоционально-положительное, бережное отношение

к природе. В этих играх у детей развивается внимание, память, логическое мышление.

Для ознакомления детей с сезонными явлениями природы использую экологические игры, такие

как: «Когда это бывает?», «Кто во что одет», «Сложи картинку», «Времена года», «Кто где

живёт», «Птички», «Угадай по описанию» и др.

Используем: настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке

живет, что хозяину дает?» «Мой дом» и др., они направлены на уточнение, систематизацию и

классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира,

явлениях неживой природы.

Большое внимание уделяю словесным играм: «Дерево, кустик, травка», «Рыба, птица, зверь»,

«В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое» и др., эти игры

закрепляют знания о природе, развивают внимание, сообразительность, связную речь, быстроту

реакции; творческим играм (строительные игры с природным материалом, театрализованные,

сюжетно-ролевые), в ходе которых дошкольники обогащают знания, отражают впечатления,

полученные в процессе образовательной деятельности и повседневной жизни.

В совместной деятельности с детьми проводим подвижные игры, например: «К дереву беги»,

«Через ручеёк» и др., затем полученные знания закрепляем в экологических играх: «Найди дерево

по описанию», «Что изменилось», лото «Четвёртый лишний?».

В самостоятельной творческой деятельности, дети в рисунках, поделках из природного материала

отражают свои впечатления об увиденном, развивая при этом свою фантазию, воображение,

творческие способности.

Все это сопровождается чтением художественной литературы: С.Я.Маршак «Весенняя песенка»,

В.Чарушин «Яшка», Л.Толстой «Пришла весна», И.Бунин «Ясным утром», З. Александрова

«Одуванчик» и др.; заучиванием стихов, разгадыванием загадок.

Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует

формированию представлений о растительном мире родного края, помогает овладеть умением

экологически целесообразного поведения в природе, способствуют более полному и успешному

решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Большую роль в экологическом воспитании детей играют родители. Воспитать экологически

грамотного человека, можно решить только совместными усилиями, опираясь на семью. Когда

дети взрослеют,

они

ведут себя и поступают так же, как поступали их родители.

Родителям

необходимо показать значимость воспитания экологической культуры у детей, т. к. большое

значение для воспитания детей имеет пример родителей.

В работе с родителями мы используем традиционные и нетрадиционные формы:

анкетирование, проведение опросов, родительские собрания, беседы за круглым столом,

викторины, праздники, опытно – экспериментальная деятельность и т. д. Родители принимают

активное участие в конкурсах, выставках. Для родителей мы оформляем педагогические ширмы,

на темы: «Бережём природу», «Весенний лес», «Поможем деревьям», «Вместе наблюдаем на

прогулке», «Времена года», «Покормите птиц», «Играя, познаём природу» и т. д. Родители

привлекаются к совместной трудовой деятельности с детьми на участке детского сада.

Организуя сотрудничество с родителями детей по экологическому воспитанию позволяет нам

обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, а также внести в процесс

необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Литература:

1.

Е.Ю. Виноградова Формирование экологической воспитанности детей дошкольного

возраста.// «Дошкольная педагогика». – 2012. - №5. – С.

2.

Иванова А.И., Михайленко В.Я. Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое

пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80с.

3.

Г.Иванова, В.Курашова Об организации работы по экологическому воспитанию. //

«Дошкольное воспитание». – 2004. - №7. – С.

4.

Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных

учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей

среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы»,утренники,

викторины, игры. – 2-е изд., Учитель, 2008. – 286с.

5.

Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. –

М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.

6.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для

студ. сред. пед. учеб. заведений – 2 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия»,

2001. – 184 с.

7.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для

студ. сред. пед. учеб. заведений – 3 – е изд.,перераб. – М.: Издательский центр

«Академия», 2005. – 224с.

8.

Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб. – метод. комплект по эколог.образованию дошкольников.

– М.: Линка – Пресс, 1996, С.56.



В раздел образования