Напоминание

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста


Автор: Лебедева Светлана Георгиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ- детский сад № 31
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «Д.Н. Мамин-Сибиряк детям»
Тема: Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

- ДЕТСКИЙ САД № 31

Конспект НОД

по ознакомлению детей с художественной литературой

«Д.Н. Мамин-Сибиряк детям»

Воспитатель:

Лебедева С. Г.

ЕКАТЕРИНБУРГ

Конспект НОД

по ознакомлению детей с художественной литературой

«Д.Н. Мамин-Сибиряк детям»

Вид занятия: Тематическое

Формы образовательной деятельности: Беседа

Цель: Познакомить детей с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка, с авторской сказкой «Сказка

про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Задачи:

Образовательные:

помочь детям давать правильную оценку главному персонажу;

обогащать словарь, развивать речь;

упражнять в правильном употреблении сложноподчиненных предложений, закреплять знания

об особенностях жанра сказки;

упражнять в подборе синонимов (при объяснении фразеологизмов);

учить замечать средства художественной выразительности

Развивающие:

развивать слуховое внимание, умение инсценировать фрагменты сказок

развивать артистизм

Воспитательные:

воспитывать желание слушать сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка

прививать любовь к художественной литературе

Планируемый результат: ребенок проявляет интерес к красоте и выразительности родного

языка, языка художественного произведения, инициативен в разговоре

Подготовительная работа: чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка«Про Комара Комаровича –

длинный нос и про Мохнатого Мишу – короткий хвост», рассматривание иллюстраций к

книге «Аленушкины сказки»

Словарная работа: «забавно», «кубарем

прокатился»;

объяснить,

почему зайца

называют «косой»

Материал: портрет писателя, сборник «Аленушкины сказки».

Ход занятия:

В. Отгадайте загадку:

Прыг-скок, трусишка,

Хвост коротышка,

Ушки вдоль спинки,

Глазки с косинкой,

Одежда в два цвета –

На зиму и лето. (заяц)

В. Назовите сказки, в которых одним из героев является заяц?

(«Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Заяц –хваста», «У страха глаза велики» и др.)

В. Какой заяц в этих сказках? Как о нем можно сказать?

(Слабый, маленький, трусливый, пугливый)

Показ портрета Д.Н. Мамина-Сибиряка

В. Это портрет уральского писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка.

- Ребята, назовите сказку Мамина-Сибиряка, которую мы с вами читали. А чтобы вы

вспомнили, я покажу вам иллюстрации.

(«Сказка про Комара Комаровича и Мохнатого Мишку – короткий хвост»)

Показ книги

Наиболее известен его сборник «Аленушкины сказки». Это была любимая книга автора,

потому что сказки он сочинял для своей больной дочери Аленушки. Дмитрий Наркисович

растил и воспитывал ее один, без матери и сочинял для нее сказки.

В. Сегодня вы познакомитесь с новойсказкой, в которой заяц является главным героем. Она

называется «Сказка, про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Чтение сказки.Рассматривание иллюстраций

Беседа (с детьми старшего возраста).

В. Понравилась вам сказка? Что вам особенно запомнилось?

В. Каким был зайчишка, когда был маленьким?

(трусливым, пугливым)

В. Расскажите, как хвастал заяц, когда вырос.

В. А как случилось, что все зайцы поверили в храбрость зайца?

В. Что вы можете сказать о герое сказки? Какой он?

(в этом выражена главная мысль)

В. Если трусливый, почему? Если храбрый, почему?

(разбирать все слова, предложенные детьми:хитрый, спрятался и т д)

В. А действительно ли заяц был храбрым? (на самом деле он так и остался трусишкой)

В. А если бы он снова встретился с волком, поступил бы он так же, как в этот раз, как вы

думаете?

(Наверное, нет, в первый раз у него вышло это случайно, он сам испугался)

В. Почему же тогда писатель назвал свою сказку «Сказка про храброго зайца»?

(Он наоборот, хотел показать, что заяц трусишка и хвастунишка к тому же)

В. Да , хвастливость его подвела.

В. Ребята , а вам было жалко зайца? В какой момент? Почему?

Физминутка(игра «Зайка серенький сидит»)

В. Вспомните, какими разными словами автор говорит о том, как собирались зайцы на

полянку послушать хвастунишку:

маленькие зайчата сбежались,

старые зайчихи приплелись - показать пантомимикой, жестами

В. Подумайте, почему именно так сказал писатель? Можно ли было так сказать: сбежались

старые зайчихи? Почему нет?

В. Как вы думаете, какими словами можно сказать о том, как шли на полянку

взрослые зайцы?

(Важно, не спеша, солидно)- показать

В. А как зайца – хвастуна слушали другие зайцы?

(Они над ним смеялись, все думали, что он смешной и глупый)

В. А как описывается веселье зайцев?

(Молодые зайчата – хихикнули; старушки – зайчихи – засмеялись; старые зайцы – улыбнулись )

Игра «Скажи по-другому»

«Душа в пятки ушла» - очень сильно испугался

«Задал стрекача» -очень быстро, стремительно побежал

«Гонится по пятам» - догоняет, уже очень близко

«Выбился из сил» - очень устал бежать, нет больше сил

«Замертво свалился под куст» - не мог больше двигаться, упал и лежал - не шевелясь, как

мертвый

В. Как называется сказка, которую мы с вами читали? Мы продолжим знакомиться с сказками

Д.Н. Мамина-Сибиряка .



В раздел образования