Напоминание

Пути достижения положительного эмоционального микроклимата в семье


Автор: Татьяна Геннадьевна Христофорова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №5 "Чародей"
Населённый пункт: Владимирской область, ЗАТО г.Радужный
Наименование материала: Семейные игры как условие создания положительного эмоционального микроклимата
Тема: Пути достижения положительного эмоционального микроклимата в семье
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – д\с №5

ЗАТО г. Радужный Владимирской обл.

Семейные игры как условие создания положительного

эмоционального микроклимата.

«Любите детство: поощряйте его игры его забавы,

его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел

иногда об этом возрасте, когда на губах вечно

смех, а на душе всегда мир?»

Жан-Жак Руссо

Именно игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, удовлетворяет

многие его потребности, создает условия для раскрытия его эмоциональной сферы.

Она же объединяет интересы семьи и ДОУ, обуславливает создание единого

пространства для развития ребенка в семье и дошкольном учреждении. А чтобы это

пространство стало действительно единым, необходимо заинтересовать и вовлечь

родителей в воспитательно – образовательный процесс.

В

нашей группе стало актуальным активизировать воспитательные умения

родителей,

поддержать

их

уверенность

в

собственных

педагогических

возможностях, создать условия для обмена семейным опытом по организации

игровой деятельности, направленной на создание благоприятного эмоционального

микроклимата.

Вначале мы сформулировали и поставили перед собой цель: объединение усилий

педагогов и родителей по вопросам создания благоприятного эмоционального

микроклимата через игровую деятельность.

Задачи:

- повысить компетентность родителей воспитанников в вопросах организации

игровой

деятельности

детей,

направленной

на

развитие

положительной

эмоциональной сферы дошкольника;

- организация практикумов по игровому взаимодействию детей и взрослых;

- создание условий для обмена семейным

опытом по организации игровой

деятельности.

В своей работе мы использовали различные формы взаимодействия с семьями

воспитанников: как традиционные, так и нетрадиционные.

Мы хотим предложить вашему вниманию нетрадиционные формы работы.

Для актуализации детской игры мы прибегли к непрямым (фоновым) методам

взаимодействия с семьями воспитанников – афоризмам (высказывания великих

людей, в данном случае, о ценности игры), размещая их в уголке для родителей.

Особенностью

этого

метода

является

продолжительность

воздействия;

ненавязчивость;

индивидуальность;

воздействие

на

уровень

подсознания.

А

основной задачей – найти точки опоры для человека в его повседневной

многотрудной жизни – в воспитании детей и понимании своей роли в этом процессе.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а

игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек.

Но выбор игрушки - дело непростое. Чтобы правильно выбрать игрушку ребенку,

нужно знать возрастные особенности его развития, потребности в той или иной

деятельности, желания, вытекающие из конкретного жизненного опыта.

По запросу

родителей выпустили буклет «Как правильно выбрать игрушку».

В жизнь нашей группы прочно вошли и такие формы взаимодействия как

«Вечерние игротеки».

Самые интересные игры

у детей начинаются перед

приходом родителей и не желающие прерывать игру и уходить домой, дети

вовлекают в игру своих родителей.

«Вечерние факультативы» - они проходят под общим лозунгом - «А мы

играли так…», где мамы, папы, бабушки и дедушки знакомят ребят со своими

любимыми играми. Это помогает нам выстроить столь ценную «преемственность» в

игре, связь между поколениями, передачу игрового опыта от старших к младшим.

Наблюдения за играми детей, беседы с родителями, а так же проведенное

анкетирование, показало, что у некоторых родителей уже накоплен определенный

опыт игр в домашних условиях. Мы помогли им его систематизировать, оформить

и предоставили возможность презентовать.

Так на родительском собрании «Игра как средство всестороннего развития

дошкольника» презентовали опыт совместной игровой деятельности в домашних

условиях двух семей.

«Играем вместе» - где родители поделились опытом, как многие домашние

дела можно легко превратить для детей в занимательные игры, пообщаться с ними,

не затрачивая большого количества времени и подготовки, и при этом научить

малышей разрешать конфликтные ситуации, умению договариваться, распознавать

эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные

переживания.

И придумывать то ничего не надо - можно поиграть в знакомые жизненные

ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день. А если приложить фантазию,

то обычные домашние предметы легко можно превратить в игровой материал.

Родители рассказали, как через игру можно легко провести воспитательные

моменты, причём незаметно для ребёнка, сформировать некоторые сложные

понятия в доступной форме, да и просто наладить контакт и общение, стать ближе к

своему ребенку.

О важности игр с папой был представлен следующий опыт «Игры с папой» -

ребенку необходимы напористые, подвижные, энергичные «мужские» игры - игры с

ПАПОЙ - с беготней, возней, визгом и хохотом. Это обогатит опыт ребенка,

подарит ему совершенно новые ощущения и впечатления. Общение с папой и

ощущение его мужской силы, дает малышу массу положительных эмоций,

способствующих развитию навыков созидательной деятельности и достижения

жизненного успеха. Отец для ребенка источник не только физической, но главное,

психологической силы.

Темой нашего круглого стола была – «Игрушка в жизни ребенка» и на нем мы

представили следующий опыт семейных игр – «Музыкальные игры и

игрушки». Используя музыкальные игрушки и игры, можно развить комплекс

различных качеств у своего ребёнка! Сочетание музыки, слов и движений развивает

у детей не только музыкальный слух, ритмичность, память, внимание, координацию

движений,

и

образность

мышления,

но

и

учит

умению устанавливать

и

поддерживать контакты с окружающими, сотрудничать, слушать и слышать. Нет

больше таких универсальных игр, чтобы одновременно гармонично развить как

можно больше качеств.

А о том, что даже на кухне, пока мы готовим, можно придумать немало

полезных развивающих игр, которые займут ребёнка, рассказали родители,

представившие свой опыт домашних игр – «Игры на кухне» на семинаре –

практикуме.

Такие игры просто организовать на любой кухне, их можно изменять – в

зависимости от возраста малыша, при этом они развивают фантазию, память,

мышление, ловкость, координацию движений, тренируют мелкую моторику.

Как и чем заинтересовать ребенка во время летнего дачного отдыха предложил

нам следующий семейный игровой опыт - «Игры на грядке». Что может быть

ценнее игр на свежем воздухе. Игры способствуют хорошему развитию детей. С

помощью игр дети познают мир и учатся многим вещам, которые формируют их

поведение во взрослом возрасте: приобщают детей к ценностям сотрудничества;

развивают у них чувство ответственности за другого человека; умение

согласовывать с партнёрами по игре свои мнения и действия. Игры на свежем

воздухе обеспечат ребенку бодрость на целый день и хороший, крепкий сон.

Итогом нашей работы стало составление картотеки семейных игр.

Презентации семейных игр размещались в «Сундучке семейных игр»,

а так же в информационной рубрике «РОДНИК» и

каждый желающий, мог

познакомиться с разнообразием этих игр.

Рубрика «РОДНИК» в информационном уголке для родителей воспитанников в

нашей группе функционирует уже пятый год. В названии рубрики заложена

аббревиатура следующих слов: «Родители Опытом Делятся Находки Интересны

Каждому».

Мы уже привыкли к тому, что информацию в уголке для родителей готовят и

размещают педагоги или специалисты ДОУ, но, а эта рубрика полностью

предоставлена родителям.

Основные задачи данной рубрики:

- сплочение родительско-педагогического коллектива на основе общих интересов;

- повышение педагогической

компетентности родителей в плане развития и

воспитания детей;

-

создание

условий

для

пропаганды

и

распространения

индивидуального

родительского опыта.

Рубрика с каждым годом расширяется и наполняется все новым материалом. За

это время был размещен материал по таким темам:

- «Здоровьесбережение»).

- «Художественно-эстетическое воспитание»

- «Экология»

- «Познание окружающего мира»

- «Советы специалистов» (профессии родителей).

И вот так в нашем РОДНИКЕ возникла новая тема: «Семейные игры». Где семьи,

которые представляли свой опыт, показали, что

совместные игры,– это прекрасная

возможность повозиться родителям с ребёнком, а значит – обменяться

положительными эмоциями, радостью, чувством психологического и физического

комфорта.

В

результате

проведенной

работы

у

детей

повысился

уровень

игровой

деятельности. Обогатился игровой опыт, расширился круг игровых интересов.

Игровые сюжеты стали разнообразнее. Улучшились взаимоотношения детей, они

стали терпимее относится друг к другу, все чаще прислушиваются к мнению

партнеров по игре, учатся согласовывать свои действия. Идет интенсивный рост

речевого общения, ролевая беседа стала более содержательной и длительной. Дети

охотнее вступают во взаимодействие как со взрослыми так и со сверстниками.

Родители

стали

активными

участниками

образовательного

процесса,

повысился

их

уровень

воспитательно-образовательной

деятельности,

что

способствовало развитию их творческой инициативы,

возрос их интерес к

совместным играм с детьми.

При организации сотрудничества учитывали запросы родителей, их возможности,

избегали шаблонных форм работы, отдавали приоритет интерактивным методам,

способствующим заинтересованности родителей, максимальному раскрытию их

воспитательного потенциала.

начали её с проведения анкетирования среди родителей «Игра в жизни моей

семьи». Анкетирование помогло определить, какое место занимает игра в

совместной деятельности родителей с ребенком, их отношение к играм детей, каким

играм отдают предпочтение, есть ли у ребенка любимые игрушки, кто чаше

является инициатором игр,

есть ли любимые семейные

игры.

Результаты

анкетирования, показали, что одни родители не видят серьёзности в детских играх,

а у других есть желание играть с ребенком, но они испытывают трудности в

организации совместной игровой деятельности и подборе игр для детей данного

возраста. У третьих - уже накоплен определенный опыт семейных игр.

.

Родители приняли активное участие в родительском собрании по теме «Игра

как средство всестороннего развития дошкольника». Его цель: обсудить с

родителями значимость игры и почему именно игра является основным видом

деятельности у детей дошкольного возраста. Рассказали о многообразии игр, их

целевом назначении, об их педагогической ценности для успешной социализации

ребенка в обществе и раскрытии спектра положительных эмоций. Постарались

заинтересовать родителей совместной игровой деятельностью с собственным

ребенком

и презентовали опыт совместной игровой деятельности в домашних условиях

двух семей.

А какая игра обходится без игрушек?! . Ведь игрушки для ребенка - это та

среда, которая позволяет ему успешно социализироваться в обществе, исследовать

окружающий мир, формирует и реализует творческие способности, учит выражать

свои чувства, а также общаться и познавать себя. Необходимо стремиться, чтобы

ребенок дорожил игрушками.

Обсудили вопрос о достоинствах и недостатках

современных игрушек. Призвали родителей серьезно относиться к выбору игрушки,

как к основному другу своих детей, - ведь это залог успеха в воспитании, в умении

дружить, в формировании таких качеств, как доброта и сочувствие.

Совместно с педагогом-психологом, воспитателями, родители раскрыли ценность

игры как аспекта эмоционального развития ребенка дошкольного возраста. Психолог

познакомил с усложнениями игр с возрастом. Практиковались в выстраивании

правильных взаимоотношений с ребенком в процессе совместных игр; обсудили, как

правильно организовать среду в домашних условиях. Родители познакомились с

разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком.

При организации сотрудничества учитывали запросы родителей, их возможности,

избегали шаблонных форм работы, отдавали приоритет интерактивным методам,

способствующим заинтересованности родителей, максимальному раскрытию их

воспитательного потенциала.

Некоторые семьи воодушевились игровой тематикой и предложили

для рассмотрения свои семейные игры и свои «изюминки» в организации игровой

деятельности в домашних условиях. Мы посчитали необходимым, чтоб об этих

находках узнали и другие семьи и разместили их в рубрике «РОДНИК».

Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является

обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном

учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и

составляет основу психологического здоровья дошкольника.

На современном этапе детство утрачивает смысл уникального возрастного

периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современный

ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки,

партнерства. И современным родителям приходится нелегко из-за нехватки

времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах воспитания и

развития ребенка.

Изменившаяся

современная

семья

заставляет

искать

новые

формы

взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов.

Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а

помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником,

то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного

гражданина своей страны.

Как известно, фундамент мировоззрения, характера, привычек закладывается у

человека с раннего возраста и закладывается он именно в игре.

Воспитатель: Христофорова Т.Г.



В раздел образования