Автор: Татьяна Геннадьевна Христофорова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №5 "Чародей"
Населённый пункт: Владимирской область, ЗАТО г.Радужный
Наименование материала: Семейные игры как условие создания положительного эмоционального микроклимата
Тема: Пути достижения положительного эмоционального микроклимата в семье
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – д\с №5
ЗАТО г. Радужный Владимирской обл.
Семейные игры как условие создания положительного
эмоционального микроклимата.
«Любите детство: поощряйте его игры его забавы,
его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел
иногда об этом возрасте, когда на губах вечно
смех, а на душе всегда мир?»
Жан-Жак Руссо
Именно игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, удовлетворяет
многие его потребности, создает условия для раскрытия его эмоциональной сферы.
Она же объединяет интересы семьи и ДОУ, обуславливает создание единого
пространства для развития ребенка в семье и дошкольном учреждении. А чтобы это
пространство стало действительно единым, необходимо заинтересовать и вовлечь
родителей в воспитательно – образовательный процесс.
В
нашей группе стало актуальным активизировать воспитательные умения
родителей,
поддержать
их
уверенность
в
собственных
педагогических
возможностях, создать условия для обмена семейным опытом по организации
игровой деятельности, направленной на создание благоприятного эмоционального
микроклимата.
Вначале мы сформулировали и поставили перед собой цель: объединение усилий
педагогов и родителей по вопросам создания благоприятного эмоционального
микроклимата через игровую деятельность.
Задачи:
- повысить компетентность родителей воспитанников в вопросах организации
игровой
деятельности
детей,
направленной
на
развитие
положительной
эмоциональной сферы дошкольника;
- организация практикумов по игровому взаимодействию детей и взрослых;
- создание условий для обмена семейным
опытом по организации игровой
деятельности.
В своей работе мы использовали различные формы взаимодействия с семьями
воспитанников: как традиционные, так и нетрадиционные.
Мы хотим предложить вашему вниманию нетрадиционные формы работы.
Для актуализации детской игры мы прибегли к непрямым (фоновым) методам
взаимодействия с семьями воспитанников – афоризмам (высказывания великих
людей, в данном случае, о ценности игры), размещая их в уголке для родителей.
Особенностью
этого
метода
является
продолжительность
воздействия;
ненавязчивость;
индивидуальность;
воздействие
на
уровень
подсознания.
А
основной задачей – найти точки опоры для человека в его повседневной
многотрудной жизни – в воспитании детей и понимании своей роли в этом процессе.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а
игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек.
Но выбор игрушки - дело непростое. Чтобы правильно выбрать игрушку ребенку,
нужно знать возрастные особенности его развития, потребности в той или иной
деятельности, желания, вытекающие из конкретного жизненного опыта.
По запросу
родителей выпустили буклет «Как правильно выбрать игрушку».
В жизнь нашей группы прочно вошли и такие формы взаимодействия как
«Вечерние игротеки».
Самые интересные игры
у детей начинаются перед
приходом родителей и не желающие прерывать игру и уходить домой, дети
вовлекают в игру своих родителей.
«Вечерние факультативы» - они проходят под общим лозунгом - «А мы
играли так…», где мамы, папы, бабушки и дедушки знакомят ребят со своими
любимыми играми. Это помогает нам выстроить столь ценную «преемственность» в
игре, связь между поколениями, передачу игрового опыта от старших к младшим.
Наблюдения за играми детей, беседы с родителями, а так же проведенное
анкетирование, показало, что у некоторых родителей уже накоплен определенный
опыт игр в домашних условиях. Мы помогли им его систематизировать, оформить
и предоставили возможность презентовать.
Так на родительском собрании «Игра как средство всестороннего развития
дошкольника» презентовали опыт совместной игровой деятельности в домашних
условиях двух семей.
«Играем вместе» - где родители поделились опытом, как многие домашние
дела можно легко превратить для детей в занимательные игры, пообщаться с ними,
не затрачивая большого количества времени и подготовки, и при этом научить
малышей разрешать конфликтные ситуации, умению договариваться, распознавать
эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные
переживания.
И придумывать то ничего не надо - можно поиграть в знакомые жизненные
ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день. А если приложить фантазию,
то обычные домашние предметы легко можно превратить в игровой материал.
Родители рассказали, как через игру можно легко провести воспитательные
моменты, причём незаметно для ребёнка, сформировать некоторые сложные
понятия в доступной форме, да и просто наладить контакт и общение, стать ближе к
своему ребенку.
О важности игр с папой был представлен следующий опыт «Игры с папой» -
ребенку необходимы напористые, подвижные, энергичные «мужские» игры - игры с
ПАПОЙ - с беготней, возней, визгом и хохотом. Это обогатит опыт ребенка,
подарит ему совершенно новые ощущения и впечатления. Общение с папой и
ощущение его мужской силы, дает малышу массу положительных эмоций,
способствующих развитию навыков созидательной деятельности и достижения
жизненного успеха. Отец для ребенка источник не только физической, но главное,
психологической силы.
Темой нашего круглого стола была – «Игрушка в жизни ребенка» и на нем мы
представили следующий опыт семейных игр – «Музыкальные игры и
игрушки». Используя музыкальные игрушки и игры, можно развить комплекс
различных качеств у своего ребёнка! Сочетание музыки, слов и движений развивает
у детей не только музыкальный слух, ритмичность, память, внимание, координацию
движений,
и
образность
мышления,
но
и
учит
умению устанавливать
и
поддерживать контакты с окружающими, сотрудничать, слушать и слышать. Нет
больше таких универсальных игр, чтобы одновременно гармонично развить как
можно больше качеств.
А о том, что даже на кухне, пока мы готовим, можно придумать немало
полезных развивающих игр, которые займут ребёнка, рассказали родители,
представившие свой опыт домашних игр – «Игры на кухне» на семинаре –
практикуме.
Такие игры просто организовать на любой кухне, их можно изменять – в
зависимости от возраста малыша, при этом они развивают фантазию, память,
мышление, ловкость, координацию движений, тренируют мелкую моторику.
Как и чем заинтересовать ребенка во время летнего дачного отдыха предложил
нам следующий семейный игровой опыт - «Игры на грядке». Что может быть
ценнее игр на свежем воздухе. Игры способствуют хорошему развитию детей. С
помощью игр дети познают мир и учатся многим вещам, которые формируют их
поведение во взрослом возрасте: приобщают детей к ценностям сотрудничества;
развивают у них чувство ответственности за другого человека; умение
согласовывать с партнёрами по игре свои мнения и действия. Игры на свежем
воздухе обеспечат ребенку бодрость на целый день и хороший, крепкий сон.
Итогом нашей работы стало составление картотеки семейных игр.
Презентации семейных игр размещались в «Сундучке семейных игр»,
а так же в информационной рубрике «РОДНИК» и
каждый желающий, мог
познакомиться с разнообразием этих игр.
Рубрика «РОДНИК» в информационном уголке для родителей воспитанников в
нашей группе функционирует уже пятый год. В названии рубрики заложена
аббревиатура следующих слов: «Родители Опытом Делятся Находки Интересны
Каждому».
Мы уже привыкли к тому, что информацию в уголке для родителей готовят и
размещают педагоги или специалисты ДОУ, но, а эта рубрика полностью
предоставлена родителям.
Основные задачи данной рубрики:
- сплочение родительско-педагогического коллектива на основе общих интересов;
- повышение педагогической
компетентности родителей в плане развития и
воспитания детей;
-
создание
условий
для
пропаганды
и
распространения
индивидуального
родительского опыта.
Рубрика с каждым годом расширяется и наполняется все новым материалом. За
это время был размещен материал по таким темам:
- «Здоровьесбережение»).
- «Художественно-эстетическое воспитание»
- «Экология»
- «Познание окружающего мира»
- «Советы специалистов» (профессии родителей).
И вот так в нашем РОДНИКЕ возникла новая тема: «Семейные игры». Где семьи,
которые представляли свой опыт, показали, что
совместные игры,– это прекрасная
возможность повозиться родителям с ребёнком, а значит – обменяться
положительными эмоциями, радостью, чувством психологического и физического
комфорта.
В
результате
проведенной
работы
у
детей
повысился
уровень
игровой
деятельности. Обогатился игровой опыт, расширился круг игровых интересов.
Игровые сюжеты стали разнообразнее. Улучшились взаимоотношения детей, они
стали терпимее относится друг к другу, все чаще прислушиваются к мнению
партнеров по игре, учатся согласовывать свои действия. Идет интенсивный рост
речевого общения, ролевая беседа стала более содержательной и длительной. Дети
охотнее вступают во взаимодействие как со взрослыми так и со сверстниками.
Родители
стали
активными
участниками
образовательного
процесса,
повысился
их
уровень
воспитательно-образовательной
деятельности,
что
способствовало развитию их творческой инициативы,
возрос их интерес к
совместным играм с детьми.
При организации сотрудничества учитывали запросы родителей, их возможности,
избегали шаблонных форм работы, отдавали приоритет интерактивным методам,
способствующим заинтересованности родителей, максимальному раскрытию их
воспитательного потенциала.
начали её с проведения анкетирования среди родителей «Игра в жизни моей
семьи». Анкетирование помогло определить, какое место занимает игра в
совместной деятельности родителей с ребенком, их отношение к играм детей, каким
играм отдают предпочтение, есть ли у ребенка любимые игрушки, кто чаше
является инициатором игр,
есть ли любимые семейные
игры.
Результаты
анкетирования, показали, что одни родители не видят серьёзности в детских играх,
а у других есть желание играть с ребенком, но они испытывают трудности в
организации совместной игровой деятельности и подборе игр для детей данного
возраста. У третьих - уже накоплен определенный опыт семейных игр.
.
Родители приняли активное участие в родительском собрании по теме «Игра
как средство всестороннего развития дошкольника». Его цель: обсудить с
родителями значимость игры и почему именно игра является основным видом
деятельности у детей дошкольного возраста. Рассказали о многообразии игр, их
целевом назначении, об их педагогической ценности для успешной социализации
ребенка в обществе и раскрытии спектра положительных эмоций. Постарались
заинтересовать родителей совместной игровой деятельностью с собственным
ребенком
и презентовали опыт совместной игровой деятельности в домашних условиях
двух семей.
А какая игра обходится без игрушек?! . Ведь игрушки для ребенка - это та
среда, которая позволяет ему успешно социализироваться в обществе, исследовать
окружающий мир, формирует и реализует творческие способности, учит выражать
свои чувства, а также общаться и познавать себя. Необходимо стремиться, чтобы
ребенок дорожил игрушками.
Обсудили вопрос о достоинствах и недостатках
современных игрушек. Призвали родителей серьезно относиться к выбору игрушки,
как к основному другу своих детей, - ведь это залог успеха в воспитании, в умении
дружить, в формировании таких качеств, как доброта и сочувствие.
Совместно с педагогом-психологом, воспитателями, родители раскрыли ценность
игры как аспекта эмоционального развития ребенка дошкольного возраста. Психолог
познакомил с усложнениями игр с возрастом. Практиковались в выстраивании
правильных взаимоотношений с ребенком в процессе совместных игр; обсудили, как
правильно организовать среду в домашних условиях. Родители познакомились с
разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком.
При организации сотрудничества учитывали запросы родителей, их возможности,
избегали шаблонных форм работы, отдавали приоритет интерактивным методам,
способствующим заинтересованности родителей, максимальному раскрытию их
воспитательного потенциала.
Некоторые семьи воодушевились игровой тематикой и предложили
для рассмотрения свои семейные игры и свои «изюминки» в организации игровой
деятельности в домашних условиях. Мы посчитали необходимым, чтоб об этих
находках узнали и другие семьи и разместили их в рубрике «РОДНИК».
Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является
обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном
учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и
составляет основу психологического здоровья дошкольника.
На современном этапе детство утрачивает смысл уникального возрастного
периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современный
ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки,
партнерства. И современным родителям приходится нелегко из-за нехватки
времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах воспитания и
развития ребенка.
Изменившаяся
современная
семья
заставляет
искать
новые
формы
взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов.
Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а
помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником,
то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного
гражданина своей страны.
Как известно, фундамент мировоззрения, характера, привычек закладывается у
человека с раннего возраста и закладывается он именно в игре.
Воспитатель: Христофорова Т.Г.