Напоминание

Организация проектной деятельности как средства развития творческой активности школьников в учебном процессе по иностранному языку


Автор: Гульнара Дамировна Калимуллина
Должность: учитель немецкого и английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ№4 г.Туймазы
Населённый пункт: Туймазы
Наименование материала: Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Тема: Организация проектной деятельности как средства развития творческой активности школьников в учебном процессе по иностранному языку
Раздел: полное образование





Назад




Введение

Темой научной работы избрана: «Организация проектной деятельности как

средства развития творческой активности школьников в учебном процессе по

иностранному языку».

Актуальность избранной темы обуславливается следующими факторами.

− Необходимостью поиска новых способов стимулирования творческой

активности школьников в учебном процессе по иностранному языку.

− Значимостью

проектной

деятельности

как

средства

развития

творческой активности школьников по иностранному языку.

− Дидактическими возможностями проектной деятельности «Интервью»

для

формирования

иноязычных

устно-речевых

умений

и

стимулирования

творческой

активности

учащихся

в

учебно-

воспитательном процессе по иностранному языку.

Целью научной работы является изучение возможности стимулировать

творческую активность

учащихся,

оптимизировать

процесс овладения

школьниками

иноязычными

устно-речевыми

умениями

благодаря

организации проектной деятельности «Интервью».

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие

задачи:

1)

определить предпосылки стимулирования творческой активности

школьников в учебном процессе по иностранному языку;

2)

исследовать возможности проектной деятельности «Интервью» в целях

стимулирования творческого потенциала учащихся и формирования

коммуникативных умений;

3)

разработать технологию организации, проведения и анализа проекта

«Интервью»;

4)

апробировать

предложенную

технологию

организации

проекта

«Интервью» в практической деятельности.

3

Для реализации поставленных задач были использованы следующие

методы исследования:

− обобщение

данных

теоретической

литературы

по

проблеме

исследования;

− анкетирование;

− пробное обучение.

Объектом исследования является организация проектной деятельности

как средства стимулирования творческой активности школьников при

обучении иностранному языку.

Ее предметом является изучение технологии организации, проведения и

анализа проектной деятельности «Интервью» в целях стимулирования

творческой активности школьников в учебном процессе по иностранному

языку.

По своей структуре научная работа состоит из Ведения, двух глав,

которые в свою очередь поделены на параграфы, Заключения, Библиографии

и Приложения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что был собран

материал

о

возможностях

стимулирования

творческой

активности

школьников и развития коммуникативных умений благодаря использованию

проектной деятельности «Интервью».

Практическая

значимость

исследовательской

работы

заключается

в

разработке

технологии

подготовки,

проведения

и

анализа

проекта

«Интервью» в интересах стимулирования творческой активности учащихся

и формирования коммуникативных умений.

4

1. Творческая активность учащихся как объект формирования

в учебном процессе по иностранному языку

1.1 Цели обучения иностранному языку в средней

школе и творческая активность школьников как

предпосылка решения поставленных задач

Требования

современного

общества

определяют

цели

обучения

иностранному языку в средней школе: развитие личности школьника,

способной и желающей участвовать в коммуникации на иностранном языке и

самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой иноязычной речевой

деятельности.

Данная

цель

реализуется

в

единстве

взаимосвязанных

компонентов:

образовательного,

развивающего,

воспитательного

и

практического.

Общеобразовательная цель

обучения заключается в том, что обучение

иностранному языку используется как средство обогащения кругозора и

духовного

мира

личности.

Развивающая

цель

иностранному

языку

проявляется

в

целенаправленном

развитии

всех

навыков

и

умений.

Воспитательная

цель

обучения

иностранному

языку

реализуется

посредством решения таких задач, как:

− нравственное воспитание;

− эстетическое воспитание;

− трудовое воспитание – развитие навыков самостоятельной работы,

культуры умственного труда.

Практический компонент цели заключается в формировании умений

устной и письменной речи на иностранном языке, обеспечивающих основные

познавательно-коммуникативные потребности учащихся на каждом этапе

обучения [5:87].

Успешная реализация всех целей и задач обучения любому предмету

невозможна

без

высокой

степени

познавательной

активности

и

самостоятельности обучаемых. Теорией и практикой обучения доказано, что

5

среди причин отставания учеников, их слабой успеваемости наряду с такими

факторами, как недостатки памяти, мышления, внимания является зачастую

низкий общий тонус творческой активности [3:385].

Творческая активность является процессом интенсивной познавательной

деятельности,

постоянного

самообновления

и

совершенствования

индивидуальности [5:42].

Творческая активность проходит в своем развитии несколько уровней [1:54-

61]:

1)

низкий уровень -

отсутствует потребность в пополнении знаний,

умений и навыков. Познавательный интерес носит занимательный

характер: обучаемые не стремятся к самостоятельному оригинальному

выполнению работ творческого характера, не проявляют высокой

умственной активности;

2)

средний уровень –

потребность в пополнении знаний, умений и

навыков проявляется редко. Познавательный интерес непостоянен,

ситуативен. Обучаемые со средним уровнем творческой активности

стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но

выполнить их самостоятельно редко могут, им необходима помощь

взрослого;

3)

высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в

пополнении знаний, умений и навыков, проявляют устойчивый

познавательный интерес, всегда самостоятельны в выполнении работ

творческого характера.

Таким образом, рассматривая все цели обучения иностранным языкам

в средней школе, приходим к выводу, что воспитание творческой активности

является одной из главных задач предмета «иностранный язык».

6

1.2

Проектная методика как средство развития творческой

активности школьников

Творческая

активность

учащихся

связана

со

всеми

сторонами

формирующейся

личности

учащегося:

потребностями,

интересами,

склонностями, способностями, эмоциональным отношением к деятельности.

Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что именно

мотивация

вызывает целенаправленную активность, которая в свою

очередь, определяет выбор средств и приемов для достижения целей.

Опыт показывает, что от класса к классу происходит снижение мотивации к

изучению иностранных языков. До момента изучения иностранного языка и

в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется

изъяснить на иностранном языке, читать, петь песни и так далее. Но процесс

овладения

иностранными

языками

предполагает

процесс

накопления

«строительного материала», преодоления разнообразных трудностей, что

отодвигает достижение целей. В результате уменьшается мотивация,

пропадает активность, снижается в целом успеваемость, которая в свою

очередь негативно влияет на мотивацию.

На мотивационную готовность к изучению иностранного языка значительное

влияние оказывает содержание изучаемого материала. В общем виде под

содержанием обучения понимается все то, «чему следует научить» [11:1998].

Таким образом, важным моментом, способствующим вызову и сохранению

мотивации,

а,

следовательно,

и

творческой

активности,

является

методическая организация урока. Методическая структура урока должна

соответствовать современным требованиям, предъявляемым к школьному

уроку. На уроке должны использоваться актуальные технологические

приемы обучения.

Практикой обучения признано, что эффективным приемом обучения,

способствующим развитию к активному познанию в области иностранного

7

языка, и творческого потенциала личности школьника является проектная

методика.

В основе современного понимания проектной методики, как отмечает

Е.С.Полат,

лежит

«использование

широкого

спектра

проблемных,

исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на

реальный практический результат, значимый для ученика» [10:3-10].

Проектная методика ценна тем, что в ходе ее выполнения школьники

учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и

учебной деятельности. Главные задачи внедрения в школьную практику

метода проектов состоят в следующем:

1)

совершенствовать

умение

участвовать

в

коллективных

формах

общения, используя иностранный язык как средство коммуникации;

2)

продемонстрировать уровень обученности иностранному языку;

3)

показать

умение

отдельного

ученика

или

группы

учеников

использовать приобретённый в школе исследовательский опыт.

Проектная методика может быть представлена в виде монопроекта

и

коллективного проекта.

Более целесообразными и плодотворными с педагогической точки зрения

являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе

над ними привлекается большое количество учащихся.

Подводя

итог,

можно

сказать,

что

обучение

иностранным

языкам

представляет собой сознательный и творческий процесс.

Благодаря

использованию

различных

форм

проектной

методики,

создаются

предпосылки

развития творческого мышления и фантазии учащихся, а

значит и предпосылки успешного овладения иностранным языком.

2. Методика организации и проведения проекта «Интервью» в

учебном процессе по английскому языку

8

2.1 Место проекта «Интервью» в решении задач по

стимулированию творческой активности школьников при

обучении иностранному языку

Воспитание творческой личности — главная задача

всей системы

образования.

Одним

из

предметов,

который

способствует

такому

воспитанию, является иностранный язык в школе.

Существуют разные методы и приемы формирования творческой активности:

творческие конкурсы, проблемные творческие задания, мультимедийные

презентации, подготовка проектов [12:41-46].

Как было сказано выше, одной из форм обучения иностранному языку,

способной стимулировать творческую активность школьников, является

проектное обучение.

Одной из основных целей использования метода проектов в обучении

иностранному языку является овладение

учащимися коммуникативной

компетенцией, т.е. практическое овладение иностранным языком.

Согласно действующему государственному образовательному стандарту в

понятие «коммуникативной компетенции» входят следующие компоненты

[8:284]:

− речевая компетенция

– развитие коммуникативных умений в

четырех основных видах речевой деятельности (говорения, аудирования,

чтении, письме);

− языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами

(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими);

− социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре,

традициям и реалиям страны изучаемого языка;

− компенсаторная компетенция

– развитие умений выходить из

положения в условиях дефицита языковых средств

при получении и

передаче информации;

9

− учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих

и специальных учебных умений.

В программных документах по иностранному языку в качестве приоритетной

задачи

в

области

формирования

речевой

компетенции

называется

формирование у школьников умений устной речи – говорения. В качестве

объекта усвоения выступают две формы говорения – диалогическая речь и

монологическая речь.

Диалогическая речь в процессе обучения выступает как одна из важнейших

целей обучения общению на иностранном языке. За весь период школьного

обучения учащиеся должны овладеть всеми типами диалога (диалог-

расспрос,

диалог-побуждение,

диалог-обмен

мнениями,

диалог-беседа,

диалог-дискуссия, диалог-спор) [7:13-18].

Практика обучения свидетельствует о том, что развитие умений устной

экспрессивной речи остается одной из самых сложных задач, решаемых

школьным

курсом

обучения

иностранному

языку.

Специальные

исследования и наблюдения за учениками убеждают в том, что уровень

владения выпускниками навыками и умениями устной речевой деятельности

остается недостаточным. Среди причин отставания уровня обученности

школьников в области говорения на иностранном языке специалистами

называется тот факт, что язык изучается в учебной обстановке, в

неязыковой среде [8:223].

У учащихся отсутствует естественный мотив

общения, так как язык не воспринимается как подлинное средство общения.

Психолог А.А.Алхазишвили связывает трудности овладения иноязычной

речью с психологическим барьером: страх сделать ошибку переходит в

боязнь использовать иностранный язык [1:1988].

Таким образом, язык должен усваиваться учениками в ситуациях,

максимально приближенных к реальному общению на языке. Такие ситуации

следует моделировать на учебных занятиях, т. е.– выносить иностранный

язык за пределы урока.

10

Максимально приблизить учебный процесс к естественным условиям

общения позволяет актуальная сегодня проектная деятельность учащихся.

Будучи «скрытой» формой обучения, проект снимает психологические

барьеры, страх получить нежелаемую оценку и стимулирует тем самым

речевую активность обучаемых.

В

методической

литературе

предлагаются

разработки

разнообразных

проектов. Интересные идеи предлагаются по организации международных

проектов [4:79-82]. В рамках данного научного исследования предлагается

использовать проект «Интервью».

Интервью -

(англ. interview - беседа с глазу на глаз)

в общем виде

определяется как особый вид исследовательского общения с индивидом,

применяемый в качестве метода сбора информации [8:1970].

Благодаря организации проекта «Интервью» может осуществляться:

− обучение диалогической речи (разговору двух или более лиц) – как

наиболее распространенной форме речевой коммуникации;

− обучение функциональным видам диалога – диалогу – расспросу,

диалогу – беседе;

− формирование диалогических умений, в состав которых входят:

умение сообщить информацию;

умение адекватно отреагировать на информацию;

умение сформулировать запрос в форме вопроса;

умение коммуникативно и ситуативно-обусловленно отвечать на

вопросы;

умение побудить к действию в ходе разговора;

умение отреагировать на побуждение;

умение сформулировать оценку или дать характеристику;

умение ответить на характеристику, согласиться с ней или

отвергнуть;

11

готовность и умение открыто воспринимать другой образ жизни,

понять еще одну — иную — картину мира и обогатить за счет этого

свою собственную систему мировосприятия и мироощущения.

− формирование

социокультурной

компетенции

учащихся,

что

способствует овладению межкультурным страноведением, получению новых

знаний о стране изучаемого языка, стиле и образе жизни населяющего ее

народов, осознанию общности и различий разных национальных культур;

− развитие творческих способностей учащихся – умение находить

несколько вариантов решения волнующих

вопросов,

выбирать

более

рациональные из них, прогнозировать последствия принятых решений.

Таким образом, проект «Интервью»

позволяет создать естественную

языковую среду и, соответственно, высокую мотивацию на

уровне

потребности в точном понимании партнеров, в донесении до партнеров

собственных мыслей, выраженных на иностранном языке.

Обобщая выше сказанное можно констатировать, что проект «Интервью»

является эффективным приемом обучения. Данный проект

позволяет

педагогу нестандартно подойти к обучению школьников иностранному

языку.

Проект активно влияет на интеллектуальную и эмоциональную

сферы учащихся. Обучение языку в форме интервью помогает решить

комплекс проблем, связанных с обучением диалогической форме общения, с

формированием социокультурной компетенции школьников.

2.2 Технология организации и проведения проекта «Интервью»

12

К сожалению, в практике преподавания иностранного языка проектная

деятельность недостаточно используется.

В этом нас убеждает опрос.

Результаты показали, что учащиеся школы №4 не имели опыта работы в

подобном проекте «Интервью».

Тот факт, что «Интервью» не заняло своего заслуженного места в учебном

процессе по иностранному языку, можно объяснить:

− сложностью работы по подготовке и проведению интервью как

разновидности проектной деятельности;

− невладением

учителями

дидактическими

основами

проектной

деятельности по проведению интервью.

Очевидно, для того чтобы интервью могло стать средством обучения

коммуникации

и

средством

стимулирования

творческой

активности

школьников, оно должно отвечать целому ряду требований.

Следуя технологии организации проектной деятельности «Интервью»,

можно представить как единство трех этапов работы [12:63-68]:

− подготовка к проведению интервью;

− проведение интервью;

− анализ результатов.

Рассмотрим содержание каждого из этапов и технологию организации

деятельности учащихся.

1. Подготовка к проведению интервью

1.1 Роль учителя в организации интервью

Реализация проекта «Интервью» ведет к изменению позиции учителя. Из

носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной

творческой деятельности своих учеников. Изменяется и психологический

климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою

учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды

самостоятельной

активности,

на

приоритет

деятельности

поискового,

творческого характера. Из авторитетного источника информации учитель

13

становится

соучастником

творческого

процесса,

консультантом,

организатором самостоятельной деятельности учащихся.

1.2 Выбор темы интервью

Процесс подготовки проекта начинается с выбора темы. Выбранная тема

должна быть актуальной, интересной для учащихся, необходимо учитывать

возраст и соответствующие ему психологические особенности школьников.

Учащиеся должны владеть не только языковым материалом, но и предметом

обсуждения. Таким образом, учитель снимает трудности в восприятии и

понимании учащимися информации в процессе общения с носителем языка.

1.3 Создание рабочих групп учащихся

Важно определить в процессе подготовки к проекту группу участников.

Работа над проектом может вестись индивидуально, в паре, в малых группах

или всей группы в целом.

Особое

внимание

следует

уделить

распределению

ролей

в

группе.

Необходимо заранее договориться, кто, что будет делать в ходе проведения

интервью: непосредственно респондент, помощники в качестве фотографа,

режиссера и т.д.

1.4 Лингвистическая подготовка учащихся

Учитель должен разработать коммуникативные установки, чтобы

учащиеся знали, как следует начать, поддержать и закончить разговор, как

проявить интерес, вежливо переспросить или

как что-то предложить,

обменяться опытом.

1.4 Технология проведения интервью

Полезно при проведении проекта «Интервью», особенно если учащиеся не

обладают большим опытом участия в данном виде работы, дать им памятку.

Важно обозначить сроки выполнения проекта. Проекты могут быть

краткосрочными

(несколько занятий), среднесрочными

(от месяца до

полугода) и долгосрочными (от полугода и до года). Проект «Интервью»

является краткосрочным, рассчитанный на одну интересующую тему

учеников, который может разрабатываться две-три недели.

14

2. Проведение интервью

Проведение интервью

с носителем языка

является самой важной и

ответственной частью проекта. В процессе работы важно

знать, что

продолжительность интервью не лимитируется. Учащиеся не должны

торопить собеседника с ответами. Если изучаемая проблема сложна, то темп

интервью может быть более

медленным. Но нельзя допускать другой

крайности - чрезмерно долгого обдумывания реакций, так как это может

привести к нарушению естественного хода общения.

В процессе общения учащиеся могут просить у собеседника добавочной

информации, уточнения и пояснения своей мысли. Кроме того, они имеют

право корректно указать на обнаружившиеся в ходе беседы противоречия в

ответе опрашиваемого.

Если учитель в ходе общения замечает постоянно возникающие ошибки у

отдельных учеников, это можно расценивать как сигнал к тому, чтобы

отвести специальное время на одном из занятий для возврата к нужному

правилу и его закреплению для всей группы или для отдельных учащихся (в

индивидуальном порядке). Не следует исправлять речь учащихся в ходе

интервью.

3. Анализ результатов

В заключении работы над проектом «Интервью» учитель вместе с

учащимися проводит обобщение (учащиеся обмениваются мнениями – что

они уяснили в ходе проведения интервью, какую новую межкультурную

информацию они получили) и производится сбор полученных данных,

который будет представлен учащимися при защите проекта.

15

Заключение

Современная

концепция

обучения

в

школе

предполагает

развитие

творческой

личности

ученика,

способного

самостоятельно

решать

творческие нестандартные ситуации.

Для формирования творческой активности на уроках иностранного языка

необходимы соответствующие условия, главными из которых являются:

− отношение преподавателя к своей работе;

− создание благоприятного психологического климата в классе;

− увеличение доли творческих заданий на уроках.

Все это должен учитывать учитель иностранного языка при планировании и

построении учебных занятий. Он должен стремиться к тому, чтобы задания,

получаемые учениками, были им интересны, требовали найти творческий

подход к решению учебной задачи.

Одной из форм обучения иностранному языку, способной стимулировать

творческую активность школьников, является проектное обучение.

Проектная

деятельность

«Интервью»

является

одним

из

наиболее

эффективных приемов обучения, позволяющим

использовать знание

иностранного языка в его подлинной функции – как средство реального

межкультурного

общения.

Интервью

помогает учащимся не только

приобрести

опыт

группового

решения

проблем,

но

и

способствует

самовыражению и самоутверждению учеников, а значит, является мощным

стимулом к изучению языка.

Библиография

16

1.

Алешаев, Н.П., Тупарева, Н.В. Развитие творческой активности младших

школьников на уроках литературного чтения//Учит.кухня. №11, 2004. -54-

61с.

2.

Алхазишвили, А.А. Психологические особенности и общие закономерности

обучения устной иноязычной речи. Тбилиси,1967.

3.

Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды. М.:Педагогика, 1989. -

385с.

4.

Белякова,

М.А.Международная и проектная деятельность как способ

раскрытия творческого потенциала личности ученика//Иностранные языки в

школе.№3, 2007. -79-82с.

5.

Бим, И.Л.Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе.

М.,1988. 42-87с.

6.

Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/под

ред. А.А.Миролюбова. Обнинск:Титул,2010.-284с.

7.

Методика обучения иностранным языкам в средней школе, КАРО Санкт-

Петербург,2008. -13-18с.

8.

Новиков, Н.В. Специфика и проблемы интервью как техники исследования//

Социальные исследования. М., 1970. Вып. 5.

9.

Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.

М., 1991.-223с.

10.Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат //

Иностранные языки в школе. № 2, 2000.-3-10с.

11. Рогова, В.Г., Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на

начальном этапе. М.,1998.

12.

Тамбовкина, Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих

учителей

иностранного

языка

с

использованием

метода

проекта//Иностранные языки в школе.№5,2000.-63-68с.

Приложение1:

17

Опрос учащихся МБОУ СОШ №4 города Туймазы:

Участвовали ли Вы когда-нибудь в проекте «Интервью»

на английском языке?

94%

6%

Участие в проекте "Итервью"

не участвовали

участвовали

83%

17%

Желание участвовать в проекте "Интервью"

хотят

не хотят

18

Приложение2:

Речевой репертуар, необходимый участникам проекта

«Интервью»

1. Фразы, обычно используемые в начале диалога:

1.

I am hoping - я надеюсь;

2. I am interested in … - меня интересует…

2. Фразы, отображающие ваше мнение:

1.

I suppose - я полагаю;

2. In my view - с моей точки зрения;

3. To my mind - по-моему мнению;

4. In my opinion – на мой взгляд;

5. I am convinced - я убежден;

6. Personally, I believe - лично я считаю;

7. Many people believe

- многие люди считают;

8. As far as I remember - насколько я помню;

9. From my point of view - с моей точки зрения.

3. Фразы и вводные слова, указывающие ваше

противоположное мнение:

1.

However – однако;

2. Despite our… - несмотря на наши…

3. In contrast to this… - в отличие от этого…

19

4. On the other hand…- с другой стороны…

5. Compared to the other…- по сравнению с другими…

6. ...is clearly different from...- явно отличается от…

4. Фразы и вводные слова, показывающие ваше

согласие:

1.

Definitely – определенно;

2. No wonder – неудивительно;

3. In fact…- по сути…

4. He used to say… - он говорил…

5. Not surprisingly,…- не удивительно, (что)…

6. Over the past days - за последние дни;

7. Apart from the negative impact that…- помимо

негативного воздействия, которое…

8. One of the best thing about…- одно из достоинств…

5. Заключительные фразы:

1.

In addition - в дополнительном;

2. In conclusion - в заключение.

20

Приложение 3:

Анкета, предложенная учащимся 3 класса, принимавших

участие в проекте «Интервью».

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

1. У кого Вы брали интервью?

Ваш ответ:

2. О чем шла речь в ходе беседы?

Ваш ответ:

3. Что Вы узнали нового в этом интервью?

Ваш ответ:

4. Участвовали ли Вы в подобном творческом проекте раньше?

Ваш ответ:

5. Понравился ли Вам проект-интервью? Если «Да», то чем?

Ваш ответ:

21

Приложение4:

Фотоматериал, отражающий ход проекта «Интервью».

22

Приложение5:

Памятка, предложенная учащимся в ходе подготовки к

проекту «Интервью»:

1.

Интервьюер должен точно формулировать вопрос, задавать

все вопросы, находящиеся в опросном листе и строго в той

последовательности, в которой они в нем зафиксированы;

2.

Интервьюер должен задавать только по одному вопросу

(нельзя задавать сразу несколько вопросов);

3.

Нельзя комментировать вопросы;

4.

Интервьюер должен точно фиксировать полученные ответы;

5.

В ходе опроса ничего не должно меняться – опрос должен

быть одинаковым для всех по условиям проведения, по

формулировкам и последовательности задаваемых вопросов.

23

Приложение 6:

Проект «Интервью»

Проект

«Интервью»

«Holidays

in

Great

Britain»,

подготовленного

и

проведенного автором дипломного исследования.

Тема

:

« Holidays in Great Britain»

Цель предлагаемого проекта – интервью:

− формирование

речевой

компетенции

учащихся:

формирование

коммуникативных

умений

на

иностранном

языке

в

ситуациях

официального диалогического общения;

− формирование социокультурной компетенции учащихся (узнать об

особенностях праздников Великобритании);

− развитие творческих способностей учащихся;

− формирование способности работать в творческом сотрудничестве.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

− собрать необходимый материал по теме «Holidays in Great Britain“,

предварительно изучить особенности проведения разных праздников в

Великобритании;

− овладеть технологией подготовки, проведения и анализа «Интервью»;

− хорошо изучить «Памятку» и речевой репертуар, необходимые в ходе

проведения интервью;

− распределить роли участников данного интервью;

− подготовить фотоматериал, отражающий ход проведения проекта

«Интервью».

По временным параметрам проект можно определить как – краткосрочный,

по

виду

доминирующей

деятельности

творческий,

по

способу

24

взаимодействия – непосредственное общение с учителем английского языка,

выступающего в роли носителя языка.

Опираясь на предложенную автором научного исследования технологию

подготовки, проведения и анализа «Интервью», можно представить проект –

интервью «Holidays in Great Britain “ следующим образом:

25

26

Деятельность учителя

Деятельность участников

проекта

Обозначить сроки

проекта

Разработать речевой

репертуар в ситуациях

официального

диалогического общения

Разработать

«Памятку»

Создание рабочих

групп

Назначение

респондента

Назначение

фотографа

Выбор темы

«Holidays in

Great Britain »

Подготовка

материала по

проблеме

исследования

Составление

интересующих

вопросов

II Проведение проекта «Holidays in

Great Britain »

Проведение

интервью в форме

вопрос – ответ

Запись ответов

интервьюемого

Фотоотчет

III Анализ проекта

Защита проекта

Фотоматериал

Подведение итогов

Договориться с

учащимися 3 о

проведении проекта

Назначение

ответственных

за регистрацию

ответов

I Подготовка к проведению проекта

«Holidays in Great Britain»

I Подготовка к проведению проекта

Цель:

подготовить

учащихся

к

проведению

«Интервью»

по

теме

исследования.

Задачи:

− выбрать тему, интересующую учащихся в соответствии с содержанием

обучения;

− подготовить материал по проблеме интервью;

− составить совместно с учащимися интересующие их вопросы;

− создать рабочие группы;

− разработать речевой репертуар, необходимый для выражения в

ситуациях официального диалогического общения;

− разработать «Памятку»;

− обозначить сроки проекта.

1.1 Выбор темы интервью

Совместно с учащимися 3 Д класса мы остановились на выборе темы

«Holidays

in

Great

Britain

», т.к. данная тема включена в структуру

содержания обучения иностранному языку в 3 классе (учебник Биболетова

М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.)

Таким образом, выбранная тема проекта – интервью «Holidays in Great

Britain» актуальна, интересна и органично вписывается в систему обучения,

включая весь программный языковой материал.

1.2 Подготовка информации

Для того чтобы участники проекта лучше смогли понять ту информацию,

которую они смогут получать в процессе общения с носителем языка, им

было предложено прочитать тематический текст и ответить на вопросы к

тексту.

27

British Holidays

There are a number of holidays, which are celebrated in Great Britain every

year. One of them is the New Year's Day on the first of January. It is not so

popular in England as in our country, but it is rather popular in Scotland. On that

day people usually visit their friends and there is a lot of dancing and eating. In

Scotland people bring a piece of coal for good luck in the New Year.

The next holiday of the year is St. Valentine's Day. It is on the 14th of

February. People buy or make Valentine cards and send them to the people they

love.

In March there is Mother's Day. All the children and adults, come to their

mothers on that day to express their love and gratitude.

In April there is Easter. At Easter children eat chocolate Easter eggs.

Sometimes parents hide them in the house or in the garden and children have to

look for them.

In June there is Father's Day. On Father's Day children give or send their

fathers and grandfathers cards and presents.

On the 31st of October there is a Halloween. They say ghosts and witches

come out on Halloween. People make lanterns out of pumpkins. Some people have

Halloween parties and dress as witches and ghosts.

The 25th of December is Christmas Day. It is one of the people's favourite

holidays. People put Christmas trees in their houses and decorate them. There are

beautiful Christmas decorations in the streets. On Christmas Eve everybody puts

the presents under the Christmas tree. People say that at night Father Christmas

puts presents into the stockings which children usually hang above their beds. The

traditional Christmas meal is roasted turkey and Christmas pudding.

28

1.3 Вопросник для проведения интервью.

1. Good afternoon! Could you introduce yourself?

2. There are a lot of holidays in Graet Britain. Could you name these hoidays?

3. What do you know about New Year?

4. Please,tell us more about this tradition.

5.As far as I remember, the First Foot must be a man?

6. How do people celebrate St.Valentine’s day in Graet Britain?

7.Many people believe that Christmas Day is one of the people's favourite

holidays. Why?

8. What could you tell abot the 1st of September?

1.4 Создание рабочих групп

Перечисленные выше вопросы были составлены совместно со всеми

учащимися. Десять участников были назначены в качестве ответственных за

проведение интервью.

Один участник выполнял роль фотографа, один

задавал вопросы интервьюемому, а восемь других регистрировали ответы.

1.5 Лингвистическая подготовка учащихся

Для того, чтобы учащиеся знали, как следует начать, поддержать и закончить

разговор,

был

разработан

речевой

репертуар,

включавший

наиболее

распространенные выражения из коммуникативно-речевого репертуара,

используемого

в

ситуациях

официального

диалогического

общения

(См.Приложение 2).

1.6 Технология проведения интервью

В целях успешного проведения интервью все участники проекта получили

«Пямятку», которая включала в себя следующие пункты:

29

− интервьюер должен точно формулировать вопрос, задавать все вопросы,

находящиеся в опросном листе и строго в той последовательности, в

которой они в нем зафиксированы;

− интервьюер должен задавать только по одному вопросу (нельзя задавать

сразу несколько вопросов);

− нельзя комментировать вопросы;

− интервьюер должен точно фиксировать полученные ответы;

− в ходе опроса ничего не должно меняться – опрос должен быть

одинаковым для всех по условиям проведения, по формулировкам и

последовательности задаваемых вопросов.

1.7 Подготовка технического оборудования

Для реализации проекта

«Holidays

in

Great

Britain» был подготовлен

фотоаппарат. К сожалению, запись на магнитофон в данном классе была

невозможна, поэтому ход интервью фиксировали в письменной форме

восемь участников проекта.

30

II Проведение проекта «Holidays in Great Britain»

Цель

:

проведение проекта «Holidays in Great Britain».

Задачи:

проведение интервью «Holidays in Great Britain»;

регистрация ответов;

подготовка фотоснимков;

С самого начала было уже понятно, что многие участники проекта хорошо

ориентировались в процессе общения, они могли свободно задавать

дополнительные

вопросы

без

подготовленных

карточек

с

коммуникативными установками и без вопросника. Все ответы, полученные

в ходе интервью, были записаны на специальных бланках.

Процесс интервью проходил по принципу следующей схемы:

31

Greeting

Question/Answer

Question/Answer

Question/Answer

Thanks for Interview

Goodbye

Ход интервью:

Good afternoon! Today we will speak about „Holidays in Great Britain“.

1. Could you introduce yourself?

Good afternoon! My name is Safina Gulnara. I’m an English teacher.

2. There are a lot of holidays in Great Britain. Could you name these

holidays?

There are a number of holidays, which are celebrated in Great Britain every year.

One of them is the New Year's Day on the first of January.

3. What do you know about New Year?

Not all English people celebrate New Year. Those who celebrates it on the 31st of

December. Some people have a New Year party. People dance, eat and drink.

There is an interesting tradition: in Scotland you can go „first footing“.

4. Please, tell us more about this tradition.

That is- you visit friends, so you are the „first foot“ the New Year in their house.

5. As far as I remember, the First Foot must be a man?

Yes, the Scots believe that First Foot must be a man or a boy not a woman. And he

must have a dark hair.

6. How do people celebrate St.Valentine’s day in Great Britain?

People buy or make Valentine card and send them to people them love. They don’t

sign their cards – you must guess who sent the cards to you.

7. Many people believe that Christmas Day is one of the people's favourite

holidays. Why?

People put Christmas trees in their houses and decorate them. There are beautiful

Christmas decorations in the streets. On Christmas Eve everybody puts the

presents under the Christmas tree. People say that at night Father Christmas puts

presents into the stockings which children usually hang above their beds. The

traditional Christmas meal is roasted turkey and Christmas pudding.

8. What could you tell about the 1st of September?

32

The 1st of September is the first day of school. It’s time to go back to school. In

Great Britain school begins in the second week of September. The holidays are

over…

Thanks a lot for Interview, Gulnara Damirovna. Goodbye!

33

III Анализ результата проекта «Holidays in Great Britain»

Цель

:

анализ проекта «Holidays in Great Britain».

Задачи:

защитить проект;

предоставить фотоматериал;

проведение анкетирования.

Участники проекта систематизировали всю информацию, которую получили

в процессе общения и подготовили фотоматериал. Фотоматериал отражал

ход интервью учащихся 3 Д класса и Гульнары Дамировны (См.Приложение

4).

После демонстрации фотоматериала и защиты проекта участники

высказали свое мнение, поделились информацией, которую они уяснили для

себя в процессе общения. Больше всего учащимся запомнилось: как

празднуют Рождество в Великобритании, традиция в Шотландии и почему не

все англичане празднуют Новый Год.

Заключительным

моментом

было

заполнение

учащимися

анкет

(См.Приложение 3). Анкетирование показало, что никто еще не участвовал

в подобном проекте «Интервью». На вопрос «Понравился ли Вам проект –

интервью?» все учащиеся ответили утвердительно. Было очень интересно

услышать

не

только

об

особенностях

проведения

праздников

в

Великобритании, но и понравился сам творческий процесс подготовки,

проведения и анализа проекта.

34

Приложение 7:

Методическая рекомендация для учителей иностранных

языков по организации проектной деятельности

«Интервью»

В последние десятилетия в связи с изменением политических, социальных и

экономических условий в нашей стране произошли серьезные изменения в

школьном образовании, в том числе и в обучении иностранным языкам. В

ходе модернизации процесса образования произошли изменения целевых

установок, содержания и технологии обучения. Серьезный акцент делается

сегодня на способы формирования творческой активности учащихся и на

социокультурную направленность обучения.

Чтобы

учащиеся

воспринимали

язык

как

средство

межкультурного

взаимодействия, необходимо искать способы включения их в активный

диалог культур, с тем, чтобы они на практике могли познавать особенности

функционирования языка в новой для них культуре. Ярким примером такого

включения может послужить проектная деятельность «Интервью».

Интервью позволяет учесть особенности другой культуры, использовать

знание иностранного языка в его подлинной функции – как средство

реального межкультурного общения, помогает учащимся приобрести опыт

группового решения проблем.

Для того чтобы интервью могло стать средством обучения естественной

коммуникации

и

средством

стимулирования

творческой

активности

школьников, оно должно отвечать целому ряду требований, учитывающих

как учебные задачи, так и индивидуальные особенности и потребности

учащихся. Задача учителя сводится к тщательной подготовке и к четкому

соблюдению

организационных

форм

взаимодействия

учащихся

(координации деятельности учащихся), технологии проведения и анализа

проекта «Интервью».

К основным этапам проекта «Интервью» можно отнести следующие:

35

1)

Организационный. На данном этапе преподаватель совместно с

учениками должен учесть следующие аспекты:

− тему и идею интервью (что хотят услышать ученики от носителя

языка);

− место и время проведения интервью (обсудить точное место

встречи);

− собрать весь необходимый для обсуждения материл;

− разработать речевой репертуар;

− разработать «Памятку»;

− распределить

роли

участников

проекта

(непосредственно

респондент, помощники в качестве фотографа, режиссера);

− назначить ответственного за проведение интервью, который будет

лично задавать вопросы, соответственно опросному листу и лично

регистрировать ответы;

− составить вопросник;

− составить

финансовый

план

(если

назначается

какой-то

определенный выезд на место проведения интервью);

− подготовить необходимую технику (магнитофон, фотоаппарат,

камеру или микрофон);

2) Проведение. Проект «Интервью» проводится строго по договоренности и

соответствующим правилам технологии интервью. Все правила проведения

процесса интервью должны быть описаны в «Памятке».

Ход интервью должен быть заснят на видеокамеру или записан на

аудиокассету, для того чтобы в дальнейшем можно было предоставить

«продукт совместной деятельности»

3) Подведение итогов.

На данном этапе учащиеся обмениваются своими

мнениями, впечатлениями о проделанной работе и итогами усвоенного ими

нового лингвострановедческого материала.

В самом конце учитель

констатирует итог совместной творческой деятельности, комментирует

ошибки и ставит оценку.

36

Явным преимуществом проекта «Интервью» является стимул к дальнейшему

изучению учащимся иностранного языка, расширению своего кругозора и

познанию другой культуры отличной от нашей. В процессе работы над

проектом учащиеся проявляют самостоятельность в выборе темы и сами

составляют интересующие их вопросы.

37



В раздел образования