Автор: Кушнаренко Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Информационно-экономический лицей"
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Семейный клуб как форма активной социализации младших школьников"
Раздел: начальное образование
Кушнаренко Ирина Александровна
Учитель
начальных классов высшей квалификационной
категории
МАОУ
«Информационно-экономический лицей»
«Семейный клуб как форма активной
социализации младших школьников»
«Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя могут дать детям
большое человеческое счастье»
В.А. Сухомлинский
Рассматривая
социализацию
как
непрерывный
жизненный
процесс
соотношения
и
согласования
индивидуальных
особенностей
с
общественными условиями, следует отметить, что семья и школа занимают
равноправную
позицию
в
формировании
личностных
и
социальных
качеств,
установок,
способов
взаимодействия
ребёнка
в
непрерывно
изменяющихся обстоятельствах социума.
Анализ практики социализации младших школьников в образовательных
организациях,
указывает
на
недостаточную
разработанность
механизма
педагогического сотрудничества педагогических коллективов и родительской
общественности в вопросах социального развития младших школьников.
Результаты
моей
педагогической
практики
(более
28
лет)
позволяет
сделать
вывод
о
том,
что
задачи
воспитания
и
социализации
ребёнка
необходимо
решать
совместно
с
родителями,
разрабатывая
и
реализуя
интерактивные
форма
взаимодействия,
учитывая
педагогические
характеристики и особенности родительского коллектива.
В
2015
году,
выстраивая
систему
взаимодействия
с
родительской
общественностью первого класса, был разработан проект семейного клуба
«Мы – одна семья», который ориентирован на создание комфортной
психологически
безопасной
среды
сотворчества
и
сотрудничества
родителей, педагогов и детей.
Концептуальной идеей деятельности клуба стала идея семейно-
ориентированного
подхода,
которая
заключается
в
том,
что
педагогом
интенсивно
осуществляется укрепление семейных традиций и поддержка
инициативы семьи в организации жизнедеятельности класса. В семейном
клубе
создаются
такие условия со-бытия родителей, детей и педагогов,
которые обеспечивают готовность родителей к эффективному участию
в процессах воспитания и социализации младших школьников.
Данный
проект
является
актуальным
для
педагогического
и
родительского сообщества Информационно-экономического лицея, так как
имеет
большое
практическое
значение
для
совершенствования
системы
взаимодействия образовательного учреждения и семьи, достижения нового
качества
процесса
воспитания
и
социализации
посредством
создания
открытой
модели
жизнетворчества
всех
субъектов
образовательного
процесса.
У проекта есть своё положение, цели и задачи. Миссия нашего клуба –
обогатить опыт созидательной жизни, т.е. когда ребёнок и взрослые созидают
вместе.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (2015г.) – набрав первый класс, мы с родителями
решили создать семейный клуб. Хочется выделить, что идея создания шла,
именно, от родителей. И только тогда, когда мы согласовали все наши
представления, поняли, как мы будем двигаться дальше, мы вышли на
второй этап.
Основной
практико-ориентированный(2016-2018гг.)
–
это
все
наши
события, реализуемые в рамках настоящего проекта.
Рефлексивно-аналитический(2019г.) – перейдём тогда, кода мы будем
знать
и
понимать
перспективы
развития
семейного
клуба,
чтобы
выстраивать преемственность среднего звена.
Учитель и родители, как партнеры воспитания дополняют друг друга,
поэтому
установлены
доверительные
отношения
равенства
сторон,
взаимное
уважение,
доброжелательность.
Организация
взаимодействия
семьи
и
школы
началось
с
диагностики:
изучение
интересов,
микроклимата семейных отношений, материальное положение родителей,
выявление
воспитательного
потенциала
семьи.
Это
позволяет
раннее
выявление
неблагополучия
семей,
своевременное
оказание
адресной
помощи и поддержки. Для изучения семьи использовались комплексные,
традиционные
методы
психолого-педагогической
диагностики:
наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, ролевая игра. Для того,
чтобы оказать профессиональную помощь родителям и сотрудничать с
ними
в
воспитании
ребенка,
необходимо
знание
ситуации
в
семьях.
Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возник интерес к
процессу воспитания.
В работе с родителями используются различные формы и технологии
взаимодействия.
Среди
востребованных
форм
работы
можно
назвать
консультативно-
просветительную работу с семьей:
практикумы,
консультации:
«Что
такое
культура
общения»,
«Как
организовать
проектную
деятельность
с
ребенком»,
«Это
взрослое
слово – этикет»;
родительские собрания: «Взаимодействие школы и семьи по вопросам
формирования речевой культуры», «Семейное чтение» и др.;
деловые
игры:
«Обучение
диалогической
речи
в
проце ссе
повседневного
общения»,
«развитие
коммуникативных
умений
и
навыков
в
проектной
деятельности»,
«Средства
невербального
общения»;
тренинги для родителей: «Азбука жизни», «Мы и наши дети», «Как
стать
хорошим
родителем»,
«Влияние
семейной
атмосферы
на
успеваемость ребенка», «Крепкая семья, крепка держава».
Организация семейного клуба в классе – благодатное дело. Оно
сплачивает родителей, позволяет развивать собственную наблюдательность в
воспитании
детей,
формировать
родительскую
адекватность
самооценки,
критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в
будущем проблем подросткового возраста.
Совместная творческая деятельность родителей и детей способствует
объединению школьной семьи, стирает межвозрастные барьеры, создавая
условия для радостной, полноценной жизни, содействует развитию школьных
традиций.
Традиционными для нашего класса стали:
«Семейная беседка»;
Сотрудничество с приютом;
«Архив семьи»;
Танцевальный марафон;
Театральные вечера;
Защита творческого проекта;
Творческий отчет класса.
Отзывы участников проекта
«Наш класс-это большая дружная семья. И у нас есть такая традиция:
собираться в начале и в конце года всей семьей в нашей семейной беседке.
Насыщенная программа с морем детского позитива, эмоций, творческих
замыслов и идей. Дети и родители участвуют в различных конкурсах и
викторинах и т.п. Мы называем этот день «Остров свободы». Тятькова
Анастасия Николаевна.
«Каждый родитель стремится дать своим детям все самое лучшее. Мы
стремимся дать не только знания, но и привить любовь и заботу к братьям
нашим
меньшим.
С
октября
2015
года
мы
сотрудничаем
с
приютом
брошенных
собак
и
кошек.
И
наши
родители
этому
очень
рады
и
с
удовольствием
помогают
нашим
детям.
Мы
не
просто
привозим
корм
животным, мы помогаем убирать клетки, кормим животных и выгуливаем
их.» Султанова Елена Александровна.
«Ах, мода!!! Как она сильна…Ведь даже первоклашки, готовы грацией своей
затмить любую фотомодель!!! Выступление наших детей: 1.Участие в
конкурсном отборе районного смотра творчества образования. 2.Показ на
выпускном
вечере
школы
моделей
« Imathemodelest
».
3.Показ
школьной
формы для будущих первоклассников. Филиппова Анна Сергеевна.
«Родители и наши детки участвовали во Всероссийском уроке «Свет в моей
жизни». Для урока мы вместе с детьми изготовили поделки своими руками.
Несколько
из
них,
по
оценкам
жюри,
были
подарены
в
музей
школы.»
Шенеман Татьяна Александровна.
С
нашей
точки
зрения,
семейный
клуб
–
это
эффективная
форма
сотворчества и содружества. И мы не стоим на месте и апробируем новые
формы детско-взрослого сотворчества.
Одна
из
таких
форм,
которую
мы
выбрали
в
этом
году,
–
это
кинофестиваль «Радуга».
Почему кинофестиваль? Изначально
идея
предложена
родителями.
А
мы,
учителя, её поддержали.
Образовательное событие –
детский кинофестиваль «Радуга»
Как и радуга, кинофестиваль – это палитра
разных точек зрения, взглядов, позиций.
Творческие элементы событийного
пространства фестиваля были
распределены следующим образом. Родители и педагоги выступали в роли
режиссёров, сценаристов, операторов, актёров совместно с ребятами, монтаж
фильмов также осуществлялся родителями.
Педагогами были сформулированы цели и задачи. Ведущей задачей мы
выбрали – содействие в становлении и развитии детско-взрослых общностей.
Был разработан базовый графический знак фестиваля, он же отражён в
статуэтках, которыми награждался каждый класс – участник фестиваля.
В конвертах указывалась номинация. Каждый ребёнок или родитель получил
грамоту или благодарственное письмо, а также буклет о фестивале, который
будет вложен в портфель достижений.
Сцена
была
украшена
радугой,
видеокамерой
и
цветами
из
воздушных
шаров, киноафишей и красной дорожкой.
В заключении все участники кинофестиваля спели гимн, написанный
специально для этого события.
Краткое описание фильмов, снятых совместно родителями, детьми и
педагогами.
Фильм о том, как дети в наше время очень часто, посмотрев кино или
прочитав книгу, хотят быть похожими на их героев и совершать, как они
подвиги.
Прочитав
рассказ
Аркадия
Гайдара
«Тимур
и
его
команда»,
захотели стать «Тимуровцами» и помогать людям.
Настоящая
дружба
–
не
пустой
звук.
Друзья
друг
за
друга
способны горы свернуть, пройти
полземли,
в
конце
ко н ц о в
контрольную
написать
и
съесть
ведро лукового супа. Это и есть
дружба.
Если
глаза
–
зеркало
души,
то
кино – зеркало нашей жизни. Как
бы
не
было
тяжело,
сумей
увидеть в ближнем родственную душу или найди в себе силы помочь
страждущему.
Масленица – это тот праздник, когда блин уже точно не станет комом, а
наполнится
разнообразными
начинками.
Праздник,
где
смешиваются
церковные
и
языческие
традиции,
зима
переходит
в
весну.
Какие
же
традиции сложились на масленицу, что они означают и какие из них
дожили до наших дней?
Интернет
сейчас
становится
одним
из
мощнейших
инструментов,
объединяющих
совершенно
разных
людей
из
различных уголков страны и мира. Но порой мы
не замечаем реальных людей, которые рядом с
нами каждую минуту.
В
заключение
хочется
сказать,
что
в
начальной
школе
педагог
не
должен
быть
единственным взрослым, который проживает с ребёнком события, должны
быть
ещё
и
родители.
В
совместной
деятельности
проживается
что-то
значимое для себя, ребёнок со взрослым делает открытие. Желаю, чтобы
ваши дети совместно с вами и родителями делали открытия.
Список литературы
1.
Баркан А.И. Практическая психология для родителей. М., 1999
2.
Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., 1986
3.
Работа с родителями: Сборник статей. / Под общей редакцией Осиповой
М.П., Бутрим Г.А. М., 2003
4.
Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975
5.
Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга: психология обыденной жизни.
М., 1986
6.
Яценко И.Ф. Родительские собрания. М., 2008