Напоминание

"Семейный клуб как форма активной социализации младших школьников"


Автор: Кушнаренко Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Информационно-экономический лицей"
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Семейный клуб как форма активной социализации младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Кушнаренко Ирина Александровна

Учитель

начальных классов высшей квалификационной

категории

МАОУ

«Информационно-экономический лицей»

«Семейный клуб как форма активной

социализации младших школьников»

«Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя могут дать детям

большое человеческое счастье»

В.А. Сухомлинский

Рассматривая

социализацию

как

непрерывный

жизненный

процесс

соотношения

и

согласования

индивидуальных

особенностей

с

общественными условиями, следует отметить, что семья и школа занимают

равноправную

позицию

в

формировании

личностных

и

социальных

качеств,

установок,

способов

взаимодействия

ребёнка

в

непрерывно

изменяющихся обстоятельствах социума.

Анализ практики социализации младших школьников в образовательных

организациях,

указывает

на

недостаточную

разработанность

механизма

педагогического сотрудничества педагогических коллективов и родительской

общественности в вопросах социального развития младших школьников.

Результаты

моей

педагогической

практики

(более

28

лет)

позволяет

сделать

вывод

о

том,

что

задачи

воспитания

и

социализации

ребёнка

необходимо

решать

совместно

с

родителями,

разрабатывая

и

реализуя

интерактивные

форма

взаимодействия,

учитывая

педагогические

характеристики и особенности родительского коллектива.

В

2015

году,

выстраивая

систему

взаимодействия

с

родительской

общественностью первого класса, был разработан проект семейного клуба

«Мы – одна семья», который ориентирован на создание комфортной

психологически

безопасной

среды

сотворчества

и

сотрудничества

родителей, педагогов и детей.

Концептуальной идеей деятельности клуба стала идея семейно-

ориентированного

подхода,

которая

заключается

в

том,

что

педагогом

интенсивно

осуществляется укрепление семейных традиций и поддержка

инициативы семьи в организации жизнедеятельности класса. В семейном

клубе

создаются

такие условия со-бытия родителей, детей и педагогов,

которые обеспечивают готовность родителей к эффективному участию

в процессах воспитания и социализации младших школьников.

Данный

проект

является

актуальным

для

педагогического

и

родительского сообщества Информационно-экономического лицея, так как

имеет

большое

практическое

значение

для

совершенствования

системы

взаимодействия образовательного учреждения и семьи, достижения нового

качества

процесса

воспитания

и

социализации

посредством

создания

открытой

модели

жизнетворчества

всех

субъектов

образовательного

процесса.

У проекта есть своё положение, цели и задачи. Миссия нашего клуба –

обогатить опыт созидательной жизни, т.е. когда ребёнок и взрослые созидают

вместе.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный (2015г.) – набрав первый класс, мы с родителями

решили создать семейный клуб. Хочется выделить, что идея создания шла,

именно, от родителей. И только тогда, когда мы согласовали все наши

представления, поняли, как мы будем двигаться дальше, мы вышли на

второй этап.

Основной

практико-ориентированный(2016-2018гг.)

это

все

наши

события, реализуемые в рамках настоящего проекта.

Рефлексивно-аналитический(2019г.) – перейдём тогда, кода мы будем

знать

и

понимать

перспективы

развития

семейного

клуба,

чтобы

выстраивать преемственность среднего звена.

Учитель и родители, как партнеры воспитания дополняют друг друга,

поэтому

установлены

доверительные

отношения

равенства

сторон,

взаимное

уважение,

доброжелательность.

Организация

взаимодействия

семьи

и

школы

началось

с

диагностики:

изучение

интересов,

микроклимата семейных отношений, материальное положение родителей,

выявление

воспитательного

потенциала

семьи.

Это

позволяет

раннее

выявление

неблагополучия

семей,

своевременное

оказание

адресной

помощи и поддержки. Для изучения семьи использовались комплексные,

традиционные

методы

психолого-педагогической

диагностики:

наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, ролевая игра. Для того,

чтобы оказать профессиональную помощь родителям и сотрудничать с

ними

в

воспитании

ребенка,

необходимо

знание

ситуации

в

семьях.

Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возник интерес к

процессу воспитания.

В работе с родителями используются различные формы и технологии

взаимодействия.

Среди

востребованных

форм

работы

можно

назвать

консультативно-

просветительную работу с семьей:

практикумы,

консультации:

«Что

такое

культура

общения»,

«Как

организовать

проектную

деятельность

с

ребенком»,

«Это

взрослое

слово – этикет»;

родительские собрания: «Взаимодействие школы и семьи по вопросам

формирования речевой культуры», «Семейное чтение» и др.;

деловые

игры:

«Обучение

диалогической

речи

в

проце ссе

повседневного

общения»,

«развитие

коммуникативных

умений

и

навыков

в

проектной

деятельности»,

«Средства

невербального

общения»;

тренинги для родителей: «Азбука жизни», «Мы и наши дети», «Как

стать

хорошим

родителем»,

«Влияние

семейной

атмосферы

на

успеваемость ребенка», «Крепкая семья, крепка держава».

Организация семейного клуба в классе – благодатное дело. Оно

сплачивает родителей, позволяет развивать собственную наблюдательность в

воспитании

детей,

формировать

родительскую

адекватность

самооценки,

критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в

будущем проблем подросткового возраста.

Совместная творческая деятельность родителей и детей способствует

объединению школьной семьи, стирает межвозрастные барьеры, создавая

условия для радостной, полноценной жизни, содействует развитию школьных

традиций.

Традиционными для нашего класса стали:

«Семейная беседка»;

Сотрудничество с приютом;

«Архив семьи»;

Танцевальный марафон;

Театральные вечера;

Защита творческого проекта;

Творческий отчет класса.

Отзывы участников проекта

«Наш класс-это большая дружная семья. И у нас есть такая традиция:

собираться в начале и в конце года всей семьей в нашей семейной беседке.

Насыщенная программа с морем детского позитива, эмоций, творческих

замыслов и идей. Дети и родители участвуют в различных конкурсах и

викторинах и т.п. Мы называем этот день «Остров свободы». Тятькова

Анастасия Николаевна.

«Каждый родитель стремится дать своим детям все самое лучшее. Мы

стремимся дать не только знания, но и привить любовь и заботу к братьям

нашим

меньшим.

С

октября

2015

года

мы

сотрудничаем

с

приютом

брошенных

собак

и

кошек.

И

наши

родители

этому

очень

рады

и

с

удовольствием

помогают

нашим

детям.

Мы

не

просто

привозим

корм

животным, мы помогаем убирать клетки, кормим животных и выгуливаем

их.» Султанова Елена Александровна.

«Ах, мода!!! Как она сильна…Ведь даже первоклашки, готовы грацией своей

затмить любую фотомодель!!! Выступление наших детей: 1.Участие в

конкурсном отборе районного смотра творчества образования. 2.Показ на

выпускном

вечере

школы

моделей

« Imathemodelest

».

3.Показ

школьной

формы для будущих первоклассников. Филиппова Анна Сергеевна.

«Родители и наши детки участвовали во Всероссийском уроке «Свет в моей

жизни». Для урока мы вместе с детьми изготовили поделки своими руками.

Несколько

из

них,

по

оценкам

жюри,

были

подарены

в

музей

школы.»

Шенеман Татьяна Александровна.

С

нашей

точки

зрения,

семейный

клуб

это

эффективная

форма

сотворчества и содружества. И мы не стоим на месте и апробируем новые

формы детско-взрослого сотворчества.

Одна

из

таких

форм,

которую

мы

выбрали

в

этом

году,

это

кинофестиваль «Радуга».

Почему кинофестиваль? Изначально

идея

предложена

родителями.

А

мы,

учителя, её поддержали.

Образовательное событие –

детский кинофестиваль «Радуга»

Как и радуга, кинофестиваль – это палитра

разных точек зрения, взглядов, позиций.

Творческие элементы событийного

пространства фестиваля были

распределены следующим образом. Родители и педагоги выступали в роли

режиссёров, сценаристов, операторов, актёров совместно с ребятами, монтаж

фильмов также осуществлялся родителями.

Педагогами были сформулированы цели и задачи. Ведущей задачей мы

выбрали – содействие в становлении и развитии детско-взрослых общностей.

Был разработан базовый графический знак фестиваля, он же отражён в

статуэтках, которыми награждался каждый класс – участник фестиваля.

В конвертах указывалась номинация. Каждый ребёнок или родитель получил

грамоту или благодарственное письмо, а также буклет о фестивале, который

будет вложен в портфель достижений.

Сцена

была

украшена

радугой,

видеокамерой

и

цветами

из

воздушных

шаров, киноафишей и красной дорожкой.

В заключении все участники кинофестиваля спели гимн, написанный

специально для этого события.

Краткое описание фильмов, снятых совместно родителями, детьми и

педагогами.

Фильм о том, как дети в наше время очень часто, посмотрев кино или

прочитав книгу, хотят быть похожими на их героев и совершать, как они

подвиги.

Прочитав

рассказ

Аркадия

Гайдара

«Тимур

и

его

команда»,

захотели стать «Тимуровцами» и помогать людям.

Настоящая

дружба

не

пустой

звук.

Друзья

друг

за

друга

способны горы свернуть, пройти

полземли,

в

конце

ко н ц о в

контрольную

написать

и

съесть

ведро лукового супа. Это и есть

дружба.

Если

глаза

зеркало

души,

то

кино – зеркало нашей жизни. Как

бы

не

было

тяжело,

сумей

увидеть в ближнем родственную душу или найди в себе силы помочь

страждущему.

Масленица – это тот праздник, когда блин уже точно не станет комом, а

наполнится

разнообразными

начинками.

Праздник,

где

смешиваются

церковные

и

языческие

традиции,

зима

переходит

в

весну.

Какие

же

традиции сложились на масленицу, что они означают и какие из них

дожили до наших дней?

Интернет

сейчас

становится

одним

из

мощнейших

инструментов,

объединяющих

совершенно

разных

людей

из

различных уголков страны и мира. Но порой мы

не замечаем реальных людей, которые рядом с

нами каждую минуту.

В

заключение

хочется

сказать,

что

в

начальной

школе

педагог

не

должен

быть

единственным взрослым, который проживает с ребёнком события, должны

быть

ещё

и

родители.

В

совместной

деятельности

проживается

что-то

значимое для себя, ребёнок со взрослым делает открытие. Желаю, чтобы

ваши дети совместно с вами и родителями делали открытия.

Список литературы

1.

Баркан А.И. Практическая психология для родителей. М., 1999

2.

Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., 1986

3.

Работа с родителями: Сборник статей. / Под общей редакцией Осиповой

М.П., Бутрим Г.А. М., 2003

4.

Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975

5.

Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга: психология обыденной жизни.

М., 1986

6.

Яценко И.Ф. Родительские собрания. М., 2008



В раздел образования