Автор: Мицкевич Надежда Олеговна
Должность: преподаватель по классу балалайки
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ"
Населённый пункт: город Тулун
Наименование материала: Опыт наставнической деятельности в музыкальной школе
Тема: Форма "Ученик-ученик"
Раздел: дополнительное образование
Практика наставничества в Детской музыкальной школе
города Тулуна по учебному предмету
«Ансамбль (балалаечников)»
преподавателя высшей квалификационной категории
Мицкевич Надежда Олеговна
Форма: «Ученик-ученик»
1
Аннотация:
В
настоящее
время
остро
стоит
проблема
нехватки
преподавателей в музыкальной школе нашего города, для того, чтобы
вызвать интерес к данной профессии и привлечь наших выпускников в
качестве будущих преподавателей, разработана и внедрена в работу практика
наставничества «ученик-ученик».
Данная форма наставничества предполагает взаимодействие учащихся в
основном одного объединения, при котором один из обучающихся находится
на более высокой ступени образования. Практика помогает решить проблему
ранней профориентации, развития профессиональных навыков и умений, а
также музыкальных способностей и умение работать в команде.
Выбор
наставника
происходит
путём
анкетирования,
педагогического
наблюдения
и
имеющих
достижения
у
ребёнка,
который
способен
поделиться
своим
опытом
обладает
организаторскими
и
лидерскими
качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого,
или наставляемых.
Место реализации:
Иркутская область, город Тулун, Муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
города
Тулуна
«Детская музыкальная школа».
Дата начала реализации практики: 1 сентября 2022 года.
Срок реализации: 31 мая 2024 года.
Актуальность:
Работая с обучающимися по предпрофессиональной программе в области
музыкального искусства «Народные инструменты» по предмету «Ансамбль»,
каждый год стоит проблема включения в разновозрастной коллектив
учеников, которые только начинают осваивать музыкальный инструмент.
Это очень сложный и важный образовательный процесс, который требует
огромных сил и труда, как от преподавателя, так и от обучающихся, но при
необходимо
заинтересовать
занятиями
в
ансамбле,
сделать
работу
увлекательной и интересной.
2
Для быстрейшего процесса адаптации и понимания задач коллективного
музицирования, а также для формирования необходимых навыков работы в
ансамбле, существует система по привлечению в качестве наставников
обучающихся, которые имеют успехи в учебе, хорошо понимают предмет,
заинтересованы занятиями музыкой и могут быть примером для подражания
для начинающих.
На первом этапе работы обучающегося в качестве наставника, на него можно
возложить
обязанности
по
настройке
и
разыгрыванию
участников
коллектива, после того, как наставник хорошо узнает возрастные и
психологические особенности, а также технические возможности участников
ансамбля, и наладит с ними контакт, он может участвовать в организации и
проведении разводных репетиций ансамбля.
Более 10 лет, работая с инструментальными творческими коллективами, я
прибегаю к этой системе, которая очень подходит для работы в музыкальной
школе и дает хорошие результаты, повышает успеваемость и качество
полученных знаний, а также сплачает коллектив, учит детей работать в
команде, слышать и уважать мнение друг друга.
Наставник – это пример для начинающих музыкантов, человек, который
увлечен своим делом и может поделиться своими практическими знаниями с
другими обучающимися на понятном для них языке в дружеской атмосфере.
Наставник – это главный помощник преподавателя, который часто берет на
себя функции старосты в ансамбле, умеет вести за собой, понимать
участников коллектива, объединять всех для достижения поставленных
целей в образовательном процессе.
Быть наставником – это бесценный опыт, который поможет в формировании
профессиональных компетенций, таких как:
развитие лидерских качеств,
умение донести информацию до слушателей,
умение ставить цель и организовать работу для ее достижения,
умение анализировать и прогнозировать результаты,
3
умение контролировать себя во время концертных и конкурсных
выступлений,
умение читать с листа нотный текст,
умение принимать решения и другие.
Цель внедрения модели наставничества: разносторонняя поддержка
обучающихся и помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
улучшение образовательных и творческих результатов обучающихся по
классу балалайки;
создание комфортных условий и коммуникаций внутри творческого
коллектива;
формирование устойчивого интереса к народной музыкальной культуре.
Средства и способы реализации практики:
Реализация процесса наставничества проводится в соответствии с
разработанным планом. Представленная система наставничества реализуется
в
отношении
обучающихся
музыкальной
школы
по
дополнительной
предпрофессиональной
образовательной
программе
«Народные
инструменты», специальности «балалайка», срок реализации 8 лет, в качестве
наставника выступает учащаяся 7 класса, которая является стипендиатом
Губернатора Иркутской области для одаренных детей 2022 года, а также
победителем исполнительских конкурсов на различных уровнях. Ульяна
активно интересуется музыкой, и планирует продолжить музыкальное
образование и стать преподавателем.
Практика
наставничества
реализовывается
в
рамках
учебных
предметов:
ПО.01.УП.02.
Ансамбль
(балалаечников),
и
В.01.УП.02.
Ансамбль (подготовительный этап), которая рассчитана на обучающихся – 2-
3 класса ДПОП «Народные инструменты»).
Показатели результативности: основными показателями реализации
практики наставничества является участие наставника и наставляемых в
концертных мероприятиях школы и города, конкурсах исполнительского
4
мастерства на всероссийском, региональном и межмуниципальном уровнях,
родительских и классных собраниях.
Данные результативности:
За время реализации практики ансамбль балалаечников получил:
- звание лауреатов 2 степени Межмуниципального конкурса «Юный
музыкант», г. Тулун, 2023 г.;
- звание лауреатов 2 степени V Регионального конкурса исполнителей на
народных инструментах среди обучающихся ДМШ и ДШИ «Традиции», г.
Саянск, 2023 г.;
- звание лауреата 2 степени XI Регионального конкурса юных исполнителей в
рамках фестиваля детского художественного творчества «Сибирь моя, душа
моя…», г. Тайшет, 2023 г.
Участие ансамбля в концертной деятельности школы и города:
- Концерт ансамблевой музыки отделения народных инструментов «Музыка
весны», март 2023 г.;
- Отчетный концерт Детской музыкальной школы, апрель 2023 г.;
- Ассамблея искусств «Славянский аккорд», посвященная Дню славянской
письменности и культуры, май 2023 г.;
- Всероссийская акция «Учителям посвящается», октябрь 2023 г.;
- Концерт в виртуальном концертном зале городской библиотеки, ноябрь
2023 г.
Риски
практики:
нехватка
знаний
методики
и
психологии
у
наставника, неумение грамотно выстроить ход урока и распланировать время
на каждое задание.
Алгоритм:
Этапы
Мероприятия
Подготовка условий
для
запуска
программы
наставничества
- выявление проблем обучающихся музыкальной
школы,
которые
можно
решить
с
помощью
наставничества.
- определение цели и задач практики
5
Отбор и подготовка
наставников
- формирование списка потенциальных наставников,
проведение опроса.
- разбор с наставником цели и задач практики
наставничества.
-
подбор
репертуара
и
упражнений
для
наставляемых.
- составление графика занятий, плана конкурсных и
концертных мероприятий.
-
подбор
репертуара
с
наставником,
соответствующего
возрастным
особенностям
и
программным требованиям.
- подробный разбор музыкальных произведений,
определение
стиля,
характера,
штрихов,
динамического плана.
Формирование
наставнической
группы
- определение обучающихся, с помощью опроса и
заинтересованности,
проведение
совместной
встречи.
-
разделение
обучающихся
на
группы
для
исполнения 1 и 2 партий в ансамбле.
Организация
хода
наставнической
программы
- проведение занятий.
- подготовка концертных и конкурсных номеров.
-
посещение
мастер-классов
преподавателей
ССУЗов.
- участие в концертных программах школы, города.
-
участие в региональных и межмуниципальных
исполнительских конкурсах.
Завершение
программы
наставничества
- подведение итогов.
- анализ результатов.
Рефлексия
- анализ эффективности реализации практики.
6
реализации
формы
наставничества
-
анализ
впечатления
от
участия
в
практике
наставника и наставляемых.
Используя в своей работе данную форму наставничества «ученик-
ученик», я могу с уверенностью сказать, что она помогает преподавателю
музыкальной школы добиться хороших результатов в обучении, развить
множество компетенций у обучающихся, необходимых для занятий музыкой,
а также объединить творческий коллектив.
7