Напоминание

Форма "Ученик-ученик"


Автор: Мицкевич Надежда Олеговна
Должность: преподаватель по классу балалайки
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ"
Населённый пункт: город Тулун
Наименование материала: Опыт наставнической деятельности в музыкальной школе
Тема: Форма "Ученик-ученик"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Практика наставничества в Детской музыкальной школе

города Тулуна по учебному предмету

«Ансамбль (балалаечников)»

преподавателя высшей квалификационной категории

Мицкевич Надежда Олеговна

Форма: «Ученик-ученик»

1

Аннотация:

В

настоящее

время

остро

стоит

проблема

нехватки

преподавателей в музыкальной школе нашего города, для того, чтобы

вызвать интерес к данной профессии и привлечь наших выпускников в

качестве будущих преподавателей, разработана и внедрена в работу практика

наставничества «ученик-ученик».

Данная форма наставничества предполагает взаимодействие учащихся в

основном одного объединения, при котором один из обучающихся находится

на более высокой ступени образования. Практика помогает решить проблему

ранней профориентации, развития профессиональных навыков и умений, а

также музыкальных способностей и умение работать в команде.

Выбор

наставника

происходит

путём

анкетирования,

педагогического

наблюдения

и

имеющих

достижения

у

ребёнка,

который

способен

поделиться

своим

опытом

обладает

организаторскими

и

лидерскими

качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого,

или наставляемых.

Место реализации:

Иркутская область, город Тулун, Муниципальное

бюджетное

учреждение

дополнительного

образования

города

Тулуна

«Детская музыкальная школа».

Дата начала реализации практики: 1 сентября 2022 года.

Срок реализации: 31 мая 2024 года.

Актуальность:

Работая с обучающимися по предпрофессиональной программе в области

музыкального искусства «Народные инструменты» по предмету «Ансамбль»,

каждый год стоит проблема включения в разновозрастной коллектив

учеников, которые только начинают осваивать музыкальный инструмент.

Это очень сложный и важный образовательный процесс, который требует

огромных сил и труда, как от преподавателя, так и от обучающихся, но при

необходимо

заинтересовать

занятиями

в

ансамбле,

сделать

работу

увлекательной и интересной.

2

Для быстрейшего процесса адаптации и понимания задач коллективного

музицирования, а также для формирования необходимых навыков работы в

ансамбле, существует система по привлечению в качестве наставников

обучающихся, которые имеют успехи в учебе, хорошо понимают предмет,

заинтересованы занятиями музыкой и могут быть примером для подражания

для начинающих.

На первом этапе работы обучающегося в качестве наставника, на него можно

возложить

обязанности

по

настройке

и

разыгрыванию

участников

коллектива, после того, как наставник хорошо узнает возрастные и

психологические особенности, а также технические возможности участников

ансамбля, и наладит с ними контакт, он может участвовать в организации и

проведении разводных репетиций ансамбля.

Более 10 лет, работая с инструментальными творческими коллективами, я

прибегаю к этой системе, которая очень подходит для работы в музыкальной

школе и дает хорошие результаты, повышает успеваемость и качество

полученных знаний, а также сплачает коллектив, учит детей работать в

команде, слышать и уважать мнение друг друга.

Наставник – это пример для начинающих музыкантов, человек, который

увлечен своим делом и может поделиться своими практическими знаниями с

другими обучающимися на понятном для них языке в дружеской атмосфере.

Наставник – это главный помощник преподавателя, который часто берет на

себя функции старосты в ансамбле, умеет вести за собой, понимать

участников коллектива, объединять всех для достижения поставленных

целей в образовательном процессе.

Быть наставником – это бесценный опыт, который поможет в формировании

профессиональных компетенций, таких как:

развитие лидерских качеств,

умение донести информацию до слушателей,

умение ставить цель и организовать работу для ее достижения,

умение анализировать и прогнозировать результаты,

3

умение контролировать себя во время концертных и конкурсных

выступлений,

умение читать с листа нотный текст,

умение принимать решения и другие.

Цель внедрения модели наставничества: разносторонняя поддержка

обучающихся и помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

улучшение образовательных и творческих результатов обучающихся по

классу балалайки;

создание комфортных условий и коммуникаций внутри творческого

коллектива;

формирование устойчивого интереса к народной музыкальной культуре.

Средства и способы реализации практики:

Реализация процесса наставничества проводится в соответствии с

разработанным планом. Представленная система наставничества реализуется

в

отношении

обучающихся

музыкальной

школы

по

дополнительной

предпрофессиональной

образовательной

программе

«Народные

инструменты», специальности «балалайка», срок реализации 8 лет, в качестве

наставника выступает учащаяся 7 класса, которая является стипендиатом

Губернатора Иркутской области для одаренных детей 2022 года, а также

победителем исполнительских конкурсов на различных уровнях. Ульяна

активно интересуется музыкой, и планирует продолжить музыкальное

образование и стать преподавателем.

Практика

наставничества

реализовывается

в

рамках

учебных

предметов:

ПО.01.УП.02.

Ансамбль

(балалаечников),

и

В.01.УП.02.

Ансамбль (подготовительный этап), которая рассчитана на обучающихся – 2-

3 класса ДПОП «Народные инструменты»).

Показатели результативности: основными показателями реализации

практики наставничества является участие наставника и наставляемых в

концертных мероприятиях школы и города, конкурсах исполнительского

4

мастерства на всероссийском, региональном и межмуниципальном уровнях,

родительских и классных собраниях.

Данные результативности:

За время реализации практики ансамбль балалаечников получил:

- звание лауреатов 2 степени Межмуниципального конкурса «Юный

музыкант», г. Тулун, 2023 г.;

- звание лауреатов 2 степени V Регионального конкурса исполнителей на

народных инструментах среди обучающихся ДМШ и ДШИ «Традиции», г.

Саянск, 2023 г.;

- звание лауреата 2 степени XI Регионального конкурса юных исполнителей в

рамках фестиваля детского художественного творчества «Сибирь моя, душа

моя…», г. Тайшет, 2023 г.

Участие ансамбля в концертной деятельности школы и города:

- Концерт ансамблевой музыки отделения народных инструментов «Музыка

весны», март 2023 г.;

- Отчетный концерт Детской музыкальной школы, апрель 2023 г.;

- Ассамблея искусств «Славянский аккорд», посвященная Дню славянской

письменности и культуры, май 2023 г.;

- Всероссийская акция «Учителям посвящается», октябрь 2023 г.;

- Концерт в виртуальном концертном зале городской библиотеки, ноябрь

2023 г.

Риски

практики:

нехватка

знаний

методики

и

психологии

у

наставника, неумение грамотно выстроить ход урока и распланировать время

на каждое задание.

Алгоритм:

Этапы

Мероприятия

Подготовка условий

для

запуска

программы

наставничества

- выявление проблем обучающихся музыкальной

школы,

которые

можно

решить

с

помощью

наставничества.

- определение цели и задач практики

5

Отбор и подготовка

наставников

- формирование списка потенциальных наставников,

проведение опроса.

- разбор с наставником цели и задач практики

наставничества.

-

подбор

репертуара

и

упражнений

для

наставляемых.

- составление графика занятий, плана конкурсных и

концертных мероприятий.

-

подбор

репертуара

с

наставником,

соответствующего

возрастным

особенностям

и

программным требованиям.

- подробный разбор музыкальных произведений,

определение

стиля,

характера,

штрихов,

динамического плана.

Формирование

наставнической

группы

- определение обучающихся, с помощью опроса и

заинтересованности,

проведение

совместной

встречи.

-

разделение

обучающихся

на

группы

для

исполнения 1 и 2 партий в ансамбле.

Организация

хода

наставнической

программы

- проведение занятий.

- подготовка концертных и конкурсных номеров.

-

посещение

мастер-классов

преподавателей

ССУЗов.

- участие в концертных программах школы, города.

-

участие в региональных и межмуниципальных

исполнительских конкурсах.

Завершение

программы

наставничества

- подведение итогов.

- анализ результатов.

Рефлексия

- анализ эффективности реализации практики.

6

реализации

формы

наставничества

-

анализ

впечатления

от

участия

в

практике

наставника и наставляемых.

Используя в своей работе данную форму наставничества «ученик-

ученик», я могу с уверенностью сказать, что она помогает преподавателю

музыкальной школы добиться хороших результатов в обучении, развить

множество компетенций у обучающихся, необходимых для занятий музыкой,

а также объединить творческий коллектив.

7



В раздел образования