Напоминание

«Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»


Автор: Горбовская Нина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 3"
Населённый пункт: г. Михайловск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль экспериментирования в

познавательно-исследовательской

деятельности старших дошкольников»

Эксперимент

— планомерное проведение наблюдения.

Детское экспериментирование

– это особая форма поисковой

деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная

активность детей, направленная на получение новых сведений и

новых знаний об окружающем мире.

Что нужно делать для поддержания интереса к

экспериментированию?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для

ответов на детское «Почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами,

предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи

мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия

детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и

способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало

желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо

любознательность - основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с

ребенком, так как ребенок не может развиваться без

участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то

опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то

не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи.

Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может

выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и

спокойны по отношению к ним.

Опыты, которые можно провести с детьми

дома

Опыт 1. "Песочный конус»

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы

он падал в одно место. Постепенно в месте падения

образуется конус, растущий в высоту и занимающий все

большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на

поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают

сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают

вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с

детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут

передвигаться, быть похожим на волны моря).

Опыт 2. "Реактивный шарик«

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его,

обратить внимание на траекторию и длительность его полета.

Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше,

надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика,

заставляет его двигаться в противоположную сторону.

Рассказать детям, что такой же принцип используется в

реактивных двигателях.

Опыт 3. "Пар - это тоже вода»

Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы

дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это

тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На

нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Опыт 4. Замораживаем воду.

Разлить по формочкам обычную или подкрашенную воду,

положить в формы с водой концы тесемочек или

веревочек, затем поставить эти формы в холодильник или

на мороз на улицу, через сутки дети рассматривают

льдинки, вынимают из форм и украшают участок.

Вывод: жидкая вода на морозе меняет свое состояние –

превращается твердый лед, а не снег, из подкрашенной

воды можно сделать цветные льдинки.



В раздел образования