Автор: Горбовская Нина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 3"
Населённый пункт: г. Михайловск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
«Роль экспериментирования в
познавательно-исследовательской
деятельности старших дошкольников»
Эксперимент
— планомерное проведение наблюдения.
Детское экспериментирование
– это особая форма поисковой
деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная
активность детей, направленная на получение новых сведений и
новых знаний об окружающем мире.
Что нужно делать для поддержания интереса к
экспериментированию?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для
ответов на детское «Почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами,
предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи
мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия
детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и
способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало
желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо
любознательность - основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с
ребенком, так как ребенок не может развиваться без
участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то
опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то
не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи.
Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может
выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и
спокойны по отношению к ним.
Опыты, которые можно провести с детьми
дома
Опыт 1. "Песочный конус»
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы
он падал в одно место. Постепенно в месте падения
образуется конус, растущий в высоту и занимающий все
большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на
поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают
сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают
вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с
детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут
передвигаться, быть похожим на волны моря).
Опыт 2. "Реактивный шарик«
Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его,
обратить внимание на траекторию и длительность его полета.
Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше,
надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика,
заставляет его двигаться в противоположную сторону.
Рассказать детям, что такой же принцип используется в
реактивных двигателях.
Опыт 3. "Пар - это тоже вода»
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы
дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это
тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На
нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Опыт 4. Замораживаем воду.
Разлить по формочкам обычную или подкрашенную воду,
положить в формы с водой концы тесемочек или
веревочек, затем поставить эти формы в холодильник или
на мороз на улицу, через сутки дети рассматривают
льдинки, вынимают из форм и украшают участок.
Вывод: жидкая вода на морозе меняет свое состояние –
превращается твердый лед, а не снег, из подкрашенной
воды можно сделать цветные льдинки.