Напоминание

"Технологическая карта оценки уровня сформированности УУД в начальной школе"


Автор: Толстикова Нина Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ШР "ООШ № 11"
Населённый пункт: село Введенщина, Шелеховский район
Наименование материала: Разработка технологической карты
Тема: "Технологическая карта оценки уровня сформированности УУД в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта

оценки уровня сформированности

универсальных учебных действий

в начальной школе

Механизм оценки уровня сформированности УУД в сельской школе

Основная проблема:

Отсутствие механизма оценки УУД тормозит введение ФГОС 2 поколения в сельской школе

Актуальность темы

1. Во ФГОС второго поколения, наряду с личностным развитием, а так же развитием конкретных предметных компетенций учащихся, как

отдельная задача выдвигается положение о необходимости создания психолого-педагогических условий для формирования универсальных

учебных действий и метапредметных понятий.

3. На сегодняшний день, несмотря на выдвинутую во ФГОС, ясно сформулированную задачу формирования УУД и МПП, не существует

прямо направленных на решение указанной задачи, обеспеченных методически комплексных (диалог и совместно-распределённая учебная

деятельность) программ. Указанное обстоятельство обуславливает востребованность результатов эксперимента со стороны педагогического

и научного сообщества.

Мы считаем: «Качественное педагогическое сопровождение процесса обучения младшего школьника

невозможно без механизма оценки УУД как умения учиться и сотрудничать»

Главная проблема, встающая перед нами в контексте темы проекта, заключается в поиске и апробация психолого-педагогических средств

оценивания эффективности учебно-воспитательного процесса, адекватных выдвинутой во ФГОС задаче формирования УУД.

Целевая группа – обучающиеся, родители начальной школы, педагоги

Цель – создание механизма оценки как отражения эффективности современных методик организации педагогического взаимодействия,

специфичного для становления УУД

Задачи:

1.

Изучить и проанализировать педагогический опыт по теме проекта;

2.

Провести анализ особенностей развития школьников на селе;

3.

Изучить факторы, влияющие на формирование УУД;

4.

Определить критерии и показатели уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

5.

Создать банк технологических карт, разработанных педагогами-участниками проекта;

6.

Апробировать технологические карты и методики оценки уровня сформированности УУД;

7.

Оценить эффективность влияния оценки УУД разработанными средствами на качество обучения сельских школьников

8.

Обобщить результаты проекта в виде механизма оценки сформированности УУД.

Гипотеза проекта

Механизм

оценки УУД способен обеспечить одно из оптимальных психолого-педагогические условий для формирования УУД у детей

младшего школьного возраста. Специфика механизма оценки УУД обеспечивает эффективность оценки приращений сельских школьников.

Уникальность проекта – формирование механизма оценки УУД с учетом специфики сельской школы

Ресурсы:

Человеческие: творчески работающие педагоги с высоким уровнем квалификации; родители, заинтересованные в повышении результатов

обученности и воспитанности детей

Материально-технические: необходимые помещения для организации урочной и внеурочной деятельности, интерактивный компьютерный

класс, Интернет-ресурсы

Управленческие: организационная культура школы, мотивация творческой активности педагогов

Основная инновационная идея – стандартизация подходов к оцениванию УУД, что позволяет вести мониторинг уровня сформированности

УУД в начальной школе.

Вероятность успеха

Мы считаем, что разработка механизма оценки УУД позволит педагогам начальных классов не только выявить стартовые возможности

каждого школьника, но и отслеживать их дальнейшее развитие, совершенствование и необходимую корректировку как основу формирования

умения учиться и сотрудничать»

9.Здоровьесбережение и психологический комфорт всех участников проекта обеспечивается посредством уважительного отношения друг

к другу, тренинговых занятий, соблюдения гигиенических требований к содержанию учебных кабинетов.

Механизм реализации проекта

1. Проектно – поисковый

2. Нормативно – правовой

3. Мониторинговый

4. Методологический и научно-методический

5. Кадровый

6. Информационный

Методы исследования

Основными методами исследования станут: экспериментально-генетический (Л.С.Выготский) и сравнительный (метод срезов). В полной

мере будет задействован потенциал тестирования, анкетирования, мониторинга (опросы учащихся, воспитанников, родителей, педагогов).

Предполагаемые результаты

1. На базе нашего образовательного учреждения будет создана технологическая карта как функционирующий образец развития

универсальных учебных действий и метапредметных понятий у детей младшего школьного возраста, посредством реализации современных

диалогических, субъект-субъектных учебно-воспитательных технологий.

2. Будет разработана и опробирована деятельностная модель подготовки педагогических кадров, владеющих педагогическими технологиями,

ориентированными на организацию учебно-воспитательного взаимодействия, специфичного для формирования универсальных учебных

действий и метапредметных понятий у детей младшего школьного возраста.

3. Будет осуществлён подбор и апробация экспериментальных методик для исследования уровня развития универсальных учебных действий

и метапредметных понятий у детей младшего школьного возраста.

4. Будет спроектирована комплексная программа (специальные учебно-воспитательные диалоги; занятия, спроектированные в логике

совместно-распределённой учебной деятельности и т.д.), нацеленная на формирование универсальных учебных действий и метапредметных

понятий у детей младшего школьного возраста.

5. Будет изучен потенциал диалогических, совместно-распределённых форм учебной деятельности, как психолого-педагогических условий

формирования универсальных учебных действий и метапредметных понятий у детей младшего школьного возраста.

6. Будут уточнены теоретические модели учебно-воспитательных диалогов различных типов.

7. Указанные теоретические модели будут экстраполированы в различные предметные области, конкретизированы в виде педагогических

моделей.

8. На базе педагогических моделей будет разработана понятная педагогам, обладающая потенциалом к переносу и тиражированию,

методически обеспеченная программа занятий по формированию универсальных учебных действий и метапредметных понятий у детей

младшего школьного возраста.

Что получат воспитанники и обучающиеся

Создание психолого-педагогических условий для формирования УУД;

Более высокий уровень сформированности УУД, в свою очередь, обеспечит улучшение результатов обученности и воспитанности

младших школьников;

Формирование основ теоретического, рефлексивного мышления (в т.ч. теоретического образного мышления);

Развитие действия обобщения (в т.ч. и содержательного), понятий о причинно-следственных связях и отношениях объективной

реальности;

Успешная адаптация выпускников I ступени в основной школе;

Формирование креативных способностей, коммуникативных навыков, умения сотрудничать;

Практика участия в диалогическом взаимодействии способствует преодолению личностного и познавательного (когнитивного)

эгоцентризма;

Развитие речевой компетенции учащихся (в т.ч. диалогической речи);

Опора на спонтанный опыт ребёнка, постоянное вовлечение в процесс учебно-воспитательного диалога, создание «зоны ближайшего

развития» для житейских понятий учащихся, формируют широкие познавательные интересы, мотивацию к теоретическому

освоению мира, способствуют становлению субъектности ребёнка в обучении и воспитании;

Сохраненное физическое и психическое здоровье.

Что получат родители

Удовлетворенность качеством образования ребенка.

Возможность принятия активного участия в процессе образования и социализации ребенка.

Информацию о том, как правильно провести учебный и воспитательный диалог со своим ребёнком.

Информацию о возрастных и психологических особенностях детей младшего школьного возраста.

Знакомство с современными диалогическими методиками воспитания детей младшего школьного возраста.

Что получат педагогические работники

Деятельностное освоение учебно-воспитательных диалогов различных типов.

Знакомство с теоретическими аспектами диалогического воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.

Формирование умения организовывать диалогическое взаимодействие детей в процессе воспитания и обучения.

Знакомство с основами проектирования учебно-воспитательных диалогов, специфичных для становления УУД.

Повышение профессионального мастерства.

Удовлетворенность своей педагогической деятельностью.

Что получит образовательное учреждение

Повышение качества образования воспитанников и обучающихся.

Педагогический коллектив единомышленников, систематически повышающих уровень профессионального роста.

Готовность педагогов к введению ФГОС.

Функционирующий образец специальной программы, направленной на создание психолого-педагогических условий для

формирования УУД у детей младшего школьного возраста.

Опыт проектирования современной образовательной среды, основанной на идее подлинного сотрудничества, взаимодействия всех

субъектов учебно-воспитательного процесса.

Конкурентоспособность.

Что получит муниципальная система образования

Образцы:

- специальной программы учебно-воспитательных диалогов, целевым образом сориентированных на выполнение требований ФГОС

по формированию УУД у детей младшего школьного возраста;

- системы подготовки педагогических кадров, способных реализовывать современные диалогические технологии организации

учебно-воспитательного процесса;

Увеличение количества педагогов, готовых к введению ФГОС.

Практические материалы, методические рекомендации по содержанию и организации введения ФГОС.

Диагностические материалы по отслеживанию эффективности личностного и когнитивного развития младших школьников,

формирования УУД в условиях учебно-воспитательных диалогов различных типов.

Этапы проекта

1-й этап (внедренческий) – один учебный год (2015 – 2016)

Подготовка педагогов и психолога к экспериментальной деятельности

Подбор и апробация методик для изучения актуального уровня развития универсальных учебных действий и метапредметных

понятий. Прежде всего, мы собираемся исследовать такое метапредметное учебное действие как обобщение; и такие понятия как

«причина» и следствие.

Продукт проекта

Разработка серии учебно-воспитательных диалогов (8 диалогов урок-диалог по решению учебной задачи, в логике развивающего

обучения; урок-диалог в логике совместно-распределённой учебной деятельности; воспитательный, мировоззренческий

(сократический) диалог; дидактический диалог с использованием учебных метафор, «умных образов» (В.В.Рубцов, М.В.Телегин).

Учебная технология организации указанных диалогов должна быть освоена педагогами школы

.Популяризация эксперимента в среде родительской общественности

2-ой этап (основной, собственно экспериментальный) – один учебный год (2016 – 2017)

Проведение пилотажного исследования актуального уровня развития универсальных учебных действий и метапредметных понятий у

детей из экспериментальной и контрольной группы (2 первых класса). Анализ, интерпретация результатов.

Экспериментальное обучение детей из экспериментальной группы, реализация серии учебно-воспитательных диалогов, специфичных

для становления и развития УУД

Продукт проекта

Осуществление посттеста, исследование уровня развития УДД у детей из экспериментальных и контрольных групп. Анализ,

интерпретация результатов.

3-й этап (аналитический) – один учебный год (2017-2018)

Сравнение уровня развития УУД у детей из контрольной и экспериментальной групп; сравнение уровня развития УУД у детей из

экспериментальной группы «до» и «после» реализации серии экспериментальных диалогов

.Обработка данных с помощью методов математической статистики.

Внесение финальных уточнений в методическое руководство по организации учебно-воспитательных диалогов, в психологическую и

педагогическую модель диалогов различных типов.

Продукт проекта

Ознакомление родительской, педагогической, научной общественности с ходом и результатами (научные и научно-популярные статьи,

участие в конференциях), подготовка к тиражированию опыта по созданию учебно-воспитательной среды, оптимальной для

становления универсальных учебных действий и метапредметных навыков у детей младшего школьного возраста.

Прогноз возможных негативных последствий

Возможные негативные последствия эксперимента связаны

с трудностью проектирования воспитательно-мировоззренческих диалогов, специально ориентированных на создание условий для

генеза и развития универсальных учебных действий и метапредметных понятий;

с интеллектуальной неоднородностью учащихся, что делает более сложной деятельность педагога

Указанная задача носит пионерский характер:

- предстоит подобрать темы (содержание) подобных диалогов, соответствующие уровню психического развития младших

школьников, создать у учащихся мотивацию к активному участию в дидактических и воспитательных диалогах;

- подобная творческая работа потребует от педагогов постоянного самосовершенствования, рефлексии и коррекции собственной

педагогической практики;;

- важно продумать ход эксперимента, чтобы исключить перегрузку учащихся и педагогов.

Деятельность, необходимая для коррекции отдельных показателей УУД у обучающихся, осложняется отсутствием в нашем

образовательном учреждении ставки школьного психолога.

Некоторые трудности представляет и подбор методик, необходимых для исследования универсальных учебных действий и

метапредметных понятий. Существующие методики, в своём большинстве, созданы ещё в советский период, и, на наш взгляд,

требуют некоторой адаптации

Возникнет так же следующая проблема: как отделить влияние нашей образовательной программы от других развивающих занятий,

реализуемых в нашем образовательном учреждении.

Способы коррекции, компенсации негативных последствий

1. Строгое соблюдение режима, исключение перегрузки.

2. Отслеживание результатов каждого этапа. Корректировка на основе диагностики деятельности воспитанников, обучающихся и

педагогов.

3. Адекватная оценка возможностей обучающихся и детей.

4. Мониторинг деятельности аналогичных экспериментальных площадок.

5. Тесная, постоянная связь с научными учреждениями, привлечение к экспертизе специалистов - психологов

Форма представления результатов проекта

1. Научные и научно-популярные публикации в интернете и СМИ.

2. Методические пособия и рекомендации для воспитателей, учителей по реализации требований ФГОС в области формирования

универсальных учебных действий и межпредметных понятий у детей младшего школьного возраста.

3. Научно-методический сборник, печатный материал из опыта работы.

4. Анализ результатов экспериментального исследования по влиянию учебно-воспитательных диалогов и совместно-распределённой

деятельности детей на формирование универсальных учебных действий и метапредметных понятий у младших школьников.

5. Материалы (рекомендации, проект) по подготовке педагогических кадров, способных к организации учебно-воспитательных

диалогов, совместно-распределённой учебной деятельности, специфичной для формирования универсальных учебных действий и

межпредметных понятий у детей младщего школьного возраста.

6. Учебный видеофильм по организации учебно-воспитательных диалогов с младшими школьниками.

Научно-методическая обеспеченность экспериментальной деятельности

Теоретическими основаниями экспериментальной деятельности послужили идеи культурно-исторической (Л.С.Выготский,

А.Р.Лурия), деятельностной (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) психологии; психологической теории учебной деятельности

(Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов); социально-генетической психологии (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, В.К.Мульдаров, И.И.Баннов и др.).

Непосредственными теоретическими основаниями эксперимента стали психологические и педагогические модели: сократического

(воспитательного, мировоззренческого) диалога; дидактического (позитивно-манипуляционного диалога); диалогов, построенных в

логике совместно-распределённой учебной деятельности. Указанные модели разработаны учёными из Психологического Института

РАО и МГППУ (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин), в рамках совместных исследовательских проектов с Российским фондом

фундаментальных исследований (№ 06-06-80119-а). Наиболее полное и последовательное выражение наша теоретическая позиция

нашла в следующих публикациях:

1. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования. М.: МГППУ, 2008.

2. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

М.: МГППУ, 2006.

3. Телегин М.В. Рождение диалога. Книга о педагогическом общении, М.: АЛВИАН, 2009.

4. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011.

5. Ткаченко М.О., Сальников С.В. Стартовая диагностика уровня сформированности УУД// Муниципальное образование: инновации и

эксперимент" №6/2011 с. 3-10

6

. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя — М.: Просвещение, 2010.

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России.— М.: Просвещение, 2009.

8. Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией С.Г. Ковалевой, О.Б. Логиновой — М.: Просвещение. —

2009.

9. УМК

«

Школа России» концепция и программы для начальной школы. Концептуальные основы УМК «Школа России» А.А. Плешаков

— М.: Просвещение.— 2009.



В раздел образования