Автор: Соколова Оксана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 176
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Эстетическая игра как метод занятий искусством"
Раздел: дошкольное образование
"Эстетическая игра как метод занятий искусством".
"Через сознание мы проникаем в бессознательное:
Всякий акт искусства непременно включает в себя
как своё обязательное условие предшествующие
ему акты рационального познания, понимания,
узнавания, ассоциации:" (Л.С.Выготский).
Мир полон разных запахов, красок, звуков. Ребёнок познаёт этот большой мир руками, глазами,
слухом, может даже попробовать на вкус. И если ребёнок чувствует и понимает - значит знает.
Творчество - это тот мостик, по которому может пройти детская душа и реализоваться в любом
материале, и даже найти себя. Ведь дети очень любознательны. Они, исследуя мир, экспериментируют
с самым разнообразным материалом: будь это песок, камни, ракушки, щепки, бумага, глина, шишки:
Любой предмет в руках ребёнка, становясь может быть игрушкой, обретает обычно жизнь, отличную
от
прежней.
Как
известно,
в
детской
психологии
этот
факт
игровой
деятельности
получил название "процесс замещения". А игра с неоформленным материалом развивают фантазию. И
самое время, при помощи такого материала начинать работать с детьми 2 - 3 лет. Ведь в этом
возрасте, дети пока не могут выразить словами свои мысли. И если в этот самый момент наряду со
знакомыми предметами появятся картины, краски, музыка то и ребёнок, и его новая игрушка "войдут" в
мир прекрасного.
Чем
интереснее, разнообразнее, богаче жизненные
впечатления
ребёнка, тем
ярче
его
воображение, интереснее ассоциации. Ведь содержательность изобразительного искусства опирается
на
механизмы
жизненных и художественных ассоциаций. Полноценное
эстетическое
воспритие
предполагает
способность
мыслить, чувствовать. В
процессе
эстетической
игры ребёнок
учится
анализировать всё, что происходит с ним и вокруг него, учится осмысливать свои чувства. Фантазия
ребёнка,
её
моделирующая,
исследовательская
природа,
стремящаяся
преобразовывать
действительность, встречается в
процессе эстетической игры с художественным пространством,
созданным художником.
Во время эстетической игры перед ребёнком ставятся творческие задачи, выполнение которых
помогает формированию у него художественного образа. В процессе эстетической игры необходимо
побуждать ребёнка к творческой деятельности, к поиску художественных средств, и только тогда,
когда возникнет мотивация к деятельности такого рода, можно дать ребёнку умения и навыки для
осуществления задуманного.
Поэтому так важен факт постановки задачи поиска художественных средств для передачи
собственных эмоций. Например: "найти тёплый цвет, теплую линию" и т.д.
Ребёнок в отличии от художника, не может длительное время удерживать в себе те импульсы,
которые возникли у него в момент соприкосновения с произведением искусства.
Задача педагога - поддержать в ребёнке это чувство, импульс на протяжении всей работы, пока
выполняется творческое задание. Поэтому во время работы нужно постоянно возвращать ребёнка в
игровую ситуацию. Иногда ребёнку трудно проанализировать свои чувства, тогда педагог наводящими
вопросами может помочь ребёнку переступить черту между его чувствами, ощущениями, образами
возникшими в воображении, и чистым листом.
Проводимая
эстетическая
игра
всегда
заканчивается
выполнением
творческого
задания с
использованием различных нетрадиционных техник: граттаж, монотипия, обрывание,создание различных
отпечатков, работа с бисером и т. д. Таким образом, ребёнок свои переживания по поводу пережитой
ситуации реализует в рисунках и творческих работах, осмыслив, закрепив полученные во время игры
опыт, чувства и знания.