Автор: Золотова Анастасия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ №5 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Ефремов, Тульская область
Наименование материала: консультация
Тема: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством игровой деятельности в домашних условиях"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
посредством игровой деятельности в домашних условиях»
Что такое связная речь? Связная речь – это связность мыслей. От того,
насколько
правильно
ребенок
умеет
строить
свое
высказывание,
можно
определить уровень его речевого развития. Опыт речевого общения ребенок
заимствует от окружающих его взрослых. Важно, чтобы речь взрослых – мам,
пап, бабушек, дедушек и т.д. имела грамматически правильное содержание и
была связной.
Как известно, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста,
является – игровая деятельность. В ходе игр у ребенка развиваются психические
функции, среди которых, важное место занимает речь. В игре ребенок может
свободно выражать свои чувства, мысли, эмоции, а также навыки речевого
общения. С помощью дидактических игр дети способны самостоятельно решать
разнообразные мыслительные задачи, описывать предметы и отгадывать их,
развивать словарный запас и т.д.
В повседневной жизни мы можем наблюдать такую картину – мама быстро
тянет за руку ребенка, раздраженно делает ему замечания и не реагирует на то,
что говорит малыш. Еще одна картина: мама идет впереди, а ребенок сзади,
между ними не происходит никакого диалога. До дверей детского сада они
доходят молча.
Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые не уклонялись от вопросов,
задаваемых ребенком. Ребенок видит в лице взрослого человека, интересного
собеседника, который многое знает. Не стоит идти с ребенком по дороге домой
или в детский сад, молча. Важно задавать ребенку какие-либо вопросы, например,
чем он занимался в детском саду, что ему понравилось больше всего. Можно
обратить внимание ребенка на погоду, на то, какое сейчас время года, время суток
и т.д.
Несомненно, взрослых всегда интересует вопрос, что ел ребенок в детском
саду. Используйте этот вопрос с пользой для развития связной речи: предложите
ребенку подобрать слова-определения к слову суп, каша, компот и т.д.
- Какой суп ты ел сегодня? – гороховый, вкусный, горячий.
- Какую кашу ты ел сегодня? – вкусную, пшенную, манную, гречневую,
сладкую.
- Какой компот ты пил сегодня? – яблочный, малиновый, вкусный, сладкий.
Если ребенок подобрал одно слово – определение, назовите ему остальные
определения и закрепите их в речи ребенка.
В повседневной домашней обстановке в игровой форме также можно
расширять словарный запас ребенка. Читая ребенку сказку или рассказ, стоит
внимательно рассматривать иллюстрации к произведению. Попросить ребенка
1
ответить, что изображено на картинке. Задать вопросы по содержанию и
предложить пересказать сказку или рассказ.
В ходе высказывания не стоит перебивать ребенка, лучше дать ему
возможность завершить задание до конца. Следует запомнить те ошибки, которые
ребенок допускает в речи, а затем указать на них, дав правильный образец.
Не секрет, что дети любят смотреть мультфильмы. Попросите ребенка
поделиться с вами впечатлениями от просмотра мультфильма, назвать главных
героев и по возможности пересказать сюжет.
Не стоит оставлять без внимания и купленную ребенку новую игрушку. С
помощью нее можно обыграть какой-либо сюжет, рассмотреть и описать из каких
частей состоит игрушка по плану, например:
1. Название игрушки (Это Мишка).
2. Цвет игрушки (Мишка коричневого/белого цвета).
3. Какие у него части тела (У Мишки есть голова, туловище, лапы, хвост).
Как бы заняты вы ни были, всегда важно выслушать ребенка до конца. И
показать, что вы уважаете его как собеседника.
Находясь в домашней обстановке, ребенок должен получать новые знания,
обогащать свой словарный запас, научиться последовательно излагать свои
мысли, и грамматически правильно и связно строить предложения.
Только совместная работа педагога и семьи по формированию связной речи,
поможет ребенку стать общительным, обогатить словарный запас, преодолеть
молчаливость, застенчивость и неуверенность в себе.
Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы воспитать полноценную
личность. Для этого необходимо приложить усилия и помочь ребенку овладеть
правильной родной речью.
Важно запомнить правила:
- при разговоре с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную
речь – она должна быть четкой;
- не забывайте о том, что ребенок учиться у вас, следите за своей речью и
правильностью своих высказываний;
- чаще общайтесь с ребенком, если вы обратили внимание, на то, что у
ребенка есть проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам, они
всегда помогут;
- чаще читайте ребенку книги.
Чтение на ночь играет важнейшую роль в речевом развитии ребенка, так как
в процессе этого, он усваивает новые слова и развивает слуховую память.
Помните, что ваше произношение должно быть четким, выразительным и
понятным ребенку.
Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогут ребенку развить речь:
научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. В
данные игры можно играть дома и на прогулке, а также по дороге в детский сад.
2
Речевые навыки лучше всего развивать в ходе свободного общения с ребенком, в
ходе творческих игр. Когда дети увлечены игровым процессом, они не замечают,
что уже включены в обучающую среду.
Игровые приемы для активизации словарного запаса:
1. Игра «Отгадай, что это»
Ребенку предлагается отгадать обобщающее слово по функциональным
признакам, по ситуации, в которой чаще всего встречается данный предмет,
называемый этим словом. Например:
Растут на дереве в саду, очень вкусные, сладкие и полезные (фрукты).
Растут в огороде на грядках, используются в пищу (овощи).
2. Игра «Что для чего»
Предложить ребенку вспомнить где хранятся следующие предметы:
сахар – в сахарнице;
хлеб – в хлебнице;
суп – в супнице;
мыло – в мыльнице и т.д.
3. Игра «Вкусные слова»
Предложить ребенку вспомнить вкусные слова.
- Давай вспомним какими бывают вкусные слова и угостим друг друга.
Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы
называете и «кладете вкусное слово» ему на ладонь, и так пока все не «съедите».
Слова могут быть «кислыми» (лимон, апельсин), «солеными» (огурцы, рыба),
«горькими» (перец, лук), «сладкими» (варенье, печенье).
4. «Опиши предмет»
Предложить ребенку взять любой предмет (яблоко, машинка и т.д.) и
подобрать к нему как можно больше подходящих слов. Например: слово
«яблоко»:
1. Что такое яблоко, фрукт или овощ?
2. Где оно растет?
3. Какого оно цвета?
4. Какая у него форма?
5. Какой у него вкус? и т.д.
Игры на развитие звукового анализа и синтеза
1. Игра «Придумай слово»
Предложить ребенку вспомнить слово на заданный звук. Например, на звук
[Ш] – шуба, шина, шар, машина и т.д.
2. Игра «Цепочка слов»
Предложить ребенку по очереди называть слова на последний звук в слове,
например: собака – апельсин – нос – санки – игра – аист – танк – капуста и т.д.
Также можно продолжить цепочку слов и называть слова на первый звук в слове.
3
Игра на развитие речевых обобщений
«Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку найти и назвать «лишнее
слово», а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
- кукла, книга, мяч, юла;
- шкаф, диван, кружка, стол;
- шапка, куртка, шуба, пальто;
- яблоко, апельсин, огурец, груша;
- медведь, лиса, кошка, заяц;
- корова, свинья, лиса, собака.
Игры на развитие грамматического строя речи
1. Игра «Приготовим сок»
Сок из яблок (какой?) – яблочный сок.
Сок из апельсина (какой?) – апельсиновый сок;
Сок из вишни (какой?) – вишневый сок.
Яблочный сок (из чего?) – из яблок.
Апельсиновый сок (из чего?) из апельсинов.
Вишневый сок (из чего?) из вишни и т.д.
2. Игра «Один – два – пять»
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (например,
дома, деревья, окна). Давай посчитаем их:
Один дом, два дома, пять домов.
Одно дерево, два дерева, пять деревьев.
Одно окно, два окна, пять окон.
Также
к
словам
можно
подбирать
разные
определения,
например,
красивый/высокий/низкий/деревянный/кирпичный дом и т.д.
3. Игра «Один – много»
Одно яблоко – много чего? (яблок); один огурец – много чего? (огурцов) и
т.д.
4. Игра «Чей, чья, чье»
Образование притяжательных прилагательных. «Глаза кошки – (чьи глаза?)
кошачьи глаза; хвост собаки – (чей хвост?) – собачий хвост» и т.д.
Игры на развитие связной речи
1. Игра «Кто кем был?»
4
Вы называете ребенку животных, а ребенок должен сказать, кем они были
раньше.
- Кем была кошка? – (котенком).
- Кем была собака? – (щенком).
- Кем была корова? – (теленком).
- Кем была курица? – (цыпленком).
- Кем была бабочка? – (гусеницей).
2. Игра «Что мы видим во дворе?»
Предложите ребенку вместе поиграть в игру «Кто больше увидит».
Посмотрите в окно и по очереди называйте то, что видно из вашего окна.
Описывайте все увиденное в деталях. Например: «Я вижу девочку. Она качается
на качелях. Качели синего цвета. Возле них есть песочница» и т.д.
Вспомните, как часто вы говорите своему ребенку эти фразы:
«Ты у меня самый лучший!»
«Ты многое умеешь!»
«Если тебе будет трудно, я помогу!»
«Я рада твоим успехам».
Помните о том, что детям важна ваша любовь и поддержка!
5