Напоминание

Легенды и сказки для знакомства детей с русским народным декоративно-прикладным искусством.


Автор: Суйдимхан Рамазановна Мурзабекова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад Сказка №20
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск
Наименование материала: Легенды и сказки
Тема: Легенды и сказки для знакомства детей с русским народным декоративно-прикладным искусством.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Легенды и сказки для знакомства детей

с русским народным декоративно-

прикладным искусством.

Подготовила: воспитатель Мурзабекова С.Р

Легенда «Откуда появились знаки в рисовании»

(знакомство со знаками народных орнаментов)

I вариант. Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка.

Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только

понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса

тянулись, такие густые и дремучие, что заблудиться можно было. А в тех лесах

обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем

всегда случались ужасные вещи.

Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства

у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от

людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи

просить.

Солнышко, ведрышко!

Выгляни в окошечко.

Твои детки плачут,

Помощи просят.

Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди

ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили,

житья от них нету». – «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю

своего старшего сына – богатыря Лучика».

Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик-старший, весь в

сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам

смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные

и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и

Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и

оружии они изображали Солнце.

Воспитатель показывает таблицы с изображением различных знаков

традиционных народных орнаментов, раскрывает семантику каждого знака.

Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в

книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды.

Предлагает детям пластины, на которых они будут изображать знаки,

выдавливая рисунок стекой. Поощряет тех, кто самостоятельно составляет

композиции.

Сказка о богатыре Иване.

(знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)

II вариант. Давным-давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал

народ легенды о том, как они столетние дубы с корнями выворачивали да с

ведьмами сражались. Как спешили на выручку, когда на Русь нападал враг. Как

помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь

Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть.

Вот однажды случилась на Руси беда: напали на ее землю иноземцы, начали Русь-

матушку грабить, людей в плен уводить, семьи разлучать. Не знали наши предки,

что делать. И вот однажды до них дошел слух о том, что далеко на Севере живет

могучий богатырь Иван. Собрали они в дорогу самых мудрых старцев и

отправили их просить помощи у богатыря русского.

Долго шли старцы, много лаптей истоптали и наконец пришли в село, где жил

Иван. Увидели его старцы, пали на колени и стали просить помощи, защиты от

проклятых захватчиков.

Иван стразу согласился, попросил свою мать Марью собрать его в дорогу.

Плакала она, когда провожала единственного сына в путь. Пришел Иван на поле

битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Не

стерпел богатырь такого унижения, взял меч и давай крушить врагов. Отступили

вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря погубить.

Решили они Ивана в ловушку заманить. Собрали своих воинов и напали на Ивана,

когда он спал, окружили его и убили.

Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не

возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путь-дорогу,

идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали

ей место, где лежит тело Ивана-богатыря. Увидела мать мертвого сына и

зарыдала. Три дня и три ночи плакала она над телом и просила помощи у

небесных покровителей. И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее

взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и

оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал

врагов с русской земли.

Увидали люди это чудо и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют

дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла мертвых…

Посмотрите, как по-разному люди изображали влагу. Показывает различные

способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает

изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские

игрушки. Предлагает расписать кошму богатырям.

После ознакомления со знаком воды воспитатель предлагает детям

рассмотреть таблицы с вариантами изображений различных знаков.

Сказка «Баран Золотые Рога»

(дымковская игрушка)

Жил-был баран Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в цветных

завитках – синих, красных. Желтых, белых, черных. Гулял баран по полям и

горам, по лесам и лугам. Никого баран Золотые Рога не боялся. От холода его

шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова.

Окружили раз барана серые волки. Да только баран Золотые Рога не испугался,

поглядел на серых волков и говорит:

- Пора бы и поужинать, да волки все какие-то худые.

А волчий круг все уже. Баран и говорит:

- Ошибся я, есть и жирные головы.

А волки все ближе. Закричал баран Золотые Рога на весь лес:

- Жирную пару волков на ужин выбрал!

Сверкают при лунном свете золотые рога. Испугались волки и пустились со всех

ног наутек.

Эту сказку очень любят вспоминать вятские мастерицы.

Легенда о Солнце.

(дымковская игрушка)

Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными

гривами и золотыми хвостами вывозят на небо колесницу Солнца. Солнце несло

людям тепло, урожай, оттого на дымковских игрушках и появились яркие полосы,

круги, похожие на солнце и его лучи.

Сказка для знакомства детей с Годецким промыслом.

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех

он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая

красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая

мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах,

прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые

листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них

получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон

враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не

пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный

город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в

соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами

следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер

пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…Перемахнул

конь за городские стены и пустился в путь. Не сумели враги остановить,

задержать мастера и его коня. Конь был сильный, могучий и быстрый как ветер.

Привел мастер подмогу и смогли жители отстоять родной город, победить врагов.

С тех пор вороной чудо-конь стал символом городецких художников.

Легенда «Золотая Хохлома»

(знакомство детей с искусством Хохломы.)

I вариант. В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских

лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять

посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужи накормил ее крошками.

Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую

деревянную посуду и в миг она словно «золотая» стала. Да такие необычные

узоры на ней появились, что глаз не отвести. Научила она мужика расписывать

посуду затейливыми узорами да покрывать ее таким способом, что она светится,

блестит, словно «золотая». С тех пор стал мастер делать посуду не простую.

Узнал про это царь в Москве, и очень ему захотелось, чтобы такая посуда была

только у него во дворце. Вот он и послал своих солдат, чтобы привели мастера во

дворец. А жар-птица узнала обо всем и прилетела к мастеру, рассказала ему обо

всем. Не захотел мастер во дворец идти, да только для царя такую красивую

посуду изготовлять. Собрал он мужиков из соседних деревень, рассказал им

секрет изготовления «золотой» посуды, а сам исчез вместе с жар-птицей. Никто

их больше ни где и не когда не встречал. А «секрет» мастера до сих пор люди

помнят и радуют людей красивыми изделиями.

II вариант. Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер-

иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды.

Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды

покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу

поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало

всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота

русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да

красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась

и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву.

Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал

своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские

посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-

художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от

художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез

мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая

любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной –

она была из солнечных лучей.

Легенда «Откуда в Гжели синий цвет»

(знакомство детей с Гжелью).

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в

речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки

мастерам красоту такую. И решили мастера, что такого синего неба нигде в мире

не найти. Взяли мастера частичку синего неба, да частичку голубой реки себе для

работы.

И стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно

старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у

природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Сказка-легенда «Цветок – Огонь и цветок «Снежинка».

(знакомство детей с жостовской росписью).

Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся

земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем

расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные

или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной.

Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал

изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе

мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся

мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные. (Под музыку воспитатель

показывает два цвета: красный и голубой) Спрашивает у детей: какая музыка,

какому цветку соответствует?

Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их

мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер,

как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным

светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый

мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы

превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так

ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался,

кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям

села.

Взмахнул цветок-огонь, своей шапочкой – разлетелись в разные стороны искры и

тут превратились в цветы и узоры красоты невиданной. Как упало несколько

цветов на подносы, так и засияли там букеты.

Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг сине-голубые

цветы, которые тоже попали на подносы. Букеты стали еще наряднее да красивее.

Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть удивительной красоты цветы. Все

они вот на этих жостовских подносах.

Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.



В раздел образования