Автор: Рудакова Наталья Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СШ №1 р.п. Новоспасское Ульяновской области
Населённый пункт: р.п. Новоспасское Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: Методические рекомендации по применению активных форм и методов обучения на уроках математики.
Раздел: среднее образование
Что означает владение математикой?
Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные,
но и требующие известной независимости мышления,
здравого смысла,оригинальности, изобретательности.
Л. Пойа.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗДАЕТ НОВОЕ ЗНАНИЕ.
Нил Армстронг
Какие требования устанавливает ФГОС к результатам образования? Личностные, метапредметные
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
- овладение универсальными учебными познавательными действиямибазовые логические, базовая
исследовательская, работа и с информацией;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, самостоятельная
деятельность; - овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самооргназаций,
самоконтроль.
п. 9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы: метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их
использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и
осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-
исследовательской, проектной и социальной деятельности
ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна обеспечить:
•
повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования компетенций в
предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
•
формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской и
проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах,
научнопрактических конференциях, олимпиадах;
•
овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками,
обучающимися младшего и старшего школьного возраста и взрослыми в совместной
учебноисследовательской и проектной деятельности.
СТАРШАЯ ШКОЛА
Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего общего образования … должна
быть направлена на формирование у обучающихся системных представлений и опыт применения методов,
технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения
практико-ориентированных результатов образования.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность обучающихся, связанная с решением
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие
основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Проектная деятельность
Ориентирован на получение конкретного результата, обладающего определенными свойствами, и который
необходим для конкретного использования. Проект содержит предварительное описание и детализацию
конечного продукта. Результат должен быть точно соотнесен со всеми сформулированными в замысле
проекта характеристиками
Исследовательская деятельность
На начальном этапе лишь обозначается направление исследования, формулируются отдельные
характеристики итогов работы. Логика исследования: формулировка проблемы исследования – выдвижение
гипотезы – последующая экспериментальная или модельная проверка выдвинутых предположений
Форма организации учебно-исследовательской деятельности
На урочных занятиях
урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок изобретательства, урок
«Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок – защита исследовательского проекта, урок-
экспертиза, урок «Патент на открытие»;
учебный эксперимент, позволяющий освоить элементы исследовательской деятельности
(планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов);
домашнее задание исследовательского характера.
На внеурочных занятиях
исследовательская практика обучающихся;
образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными
образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;
факультативные занятия;
ученическое научно-исследовательское общество;
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п.
Представление результатов проектной деятельности
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о
проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
материальный объект, макет, конструкторское изделие;
отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и
мультимедийные продукты.
Представление результатов учебно-исследовательской деятельности
статьи, обзоры, отчеты и заключения по итогам исследовании, проводимых в рамках
исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным
предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов.
Активные формы и методы обучения – это формы и методы, которые побуждают учащихся к активной
мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активное обучение предполагает использование таких форм и систем методов, которые направлены
главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а
на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и
практической деятельности
Особенность активных методов обучения состоит в том, что в их основе заложено побуждение к
практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями
Одним из наиболее эффективных активных методов обучения учащихся являются
уроки-исследования (проектная деятельность, самостоятельная исследовательская
деятельность);
мини-исследования.