Напоминание

Методические рекомендации по применению активных форм и методов обучения на уроках математики.


Автор: Рудакова Наталья Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СШ №1 р.п. Новоспасское Ульяновской области
Населённый пункт: р.п. Новоспасское Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: Методические рекомендации по применению активных форм и методов обучения на уроках математики.
Раздел: среднее образование





Назад




Что означает владение математикой?

Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные,

но и требующие известной независимости мышления,

здравого смысла,оригинальности, изобретательности.

Л. Пойа.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗДАЕТ НОВОЕ ЗНАНИЕ.

Нил Армстронг

Какие требования устанавливает ФГОС к результатам образования? Личностные, метапредметные

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

- овладение универсальными учебными познавательными действиямибазовые логические, базовая

исследовательская, работа и с информацией;

- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, самостоятельная

деятельность; - овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самооргназаций,

самоконтроль.

п. 9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной

программы: метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и

универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их

использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и

осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-

исследовательской, проектной и социальной деятельности

ОСНОВНАЯ ШКОЛА

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна обеспечить:

повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования компетенций в

предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской и

проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах,

научнопрактических конференциях, олимпиадах;

овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками,

обучающимися младшего и старшего школьного возраста и взрослыми в совместной

учебноисследовательской и проектной деятельности.

СТАРШАЯ ШКОЛА

Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего общего образования … должна

быть направлена на формирование у обучающихся системных представлений и опыт применения методов,

технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения

практико-ориентированных результатов образования.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность обучающихся, связанная с решением

творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие

основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Проектная деятельность

Ориентирован на получение конкретного результата, обладающего определенными свойствами, и который

необходим для конкретного использования. Проект содержит предварительное описание и детализацию

конечного продукта. Результат должен быть точно соотнесен со всеми сформулированными в замысле

проекта характеристиками

Исследовательская деятельность

На начальном этапе лишь обозначается направление исследования, формулируются отдельные

характеристики итогов работы. Логика исследования: формулировка проблемы исследования – выдвижение

гипотезы – последующая экспериментальная или модельная проверка выдвинутых предположений

Форма организации учебно-исследовательской деятельности

На урочных занятиях

урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок изобретательства, урок

«Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок – защита исследовательского проекта, урок-

экспертиза, урок «Патент на открытие»;

учебный эксперимент, позволяющий освоить элементы исследовательской деятельности

(планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов);

домашнее задание исследовательского характера.

На внеурочных занятиях

исследовательская практика обучающихся;

образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными

образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;

факультативные занятия;

ученическое научно-исследовательское общество;

участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п.

Представление результатов проектной деятельности

письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о

проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);

материальный объект, макет, конструкторское изделие;

отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и

мультимедийные продукты.

Представление результатов учебно-исследовательской деятельности

статьи, обзоры, отчеты и заключения по итогам исследовании, проводимых в рамках

исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным

предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов.

Активные формы и методы обучения – это формы и методы, которые побуждают учащихся к активной

мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активное обучение предполагает использование таких форм и систем методов, которые направлены

главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а

на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и

практической деятельности

Особенность активных методов обучения состоит в том, что в их основе заложено побуждение к

практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями

Одним из наиболее эффективных активных методов обучения учащихся являются

уроки-исследования (проектная деятельность, самостоятельная исследовательская

деятельность);

мини-исследования.



В раздел образования