Напоминание

"Круговорот воды в природе"


Авторы: Гусманова Ирина Гафуровна, Ахатова Альфия Альфитовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №109"
Населённый пункт: г.Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект итогового занятия по экологии в старшей группе
Тема: "Круговорот воды в природе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект итогового занятия по экологии в старшей группе

«Круговорот воды в природе»

Подготовили воспитатели: Гусманова И.Г., Ахатова А.А.

Цели:

1. Познакомить детей с круговоротом воды в природе., выяснить как

происходит путешествие воды в природе.

2. Формировать представления о свойствах воды, о значении воды в жизни

всего живого на земле; о воде, как источнике живого; расширять и

закреплять знания детей о состояниях воды, в каких состояниях существует в

природе.

3. Умение работать парами, учиться работать с разными источниками

информации, развивать навыки проведения лабораторных опытов.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование: Глобус, настольная лампа, слайды

(изображающие разные агрегатные состояния воды),

презентация «Круговорот воды в природе» (слайды). Для проведения опыта

с водой: термос с кипятком, лёд, трёхлитровая банка, поднос. Раздаточный

материал на каждого ребёнка: одноразовые стаканчики с водой и без воды,

марля, цветные карандаши, альбомные листы.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям глобус.

Воспитатель: Что это такое? Дети: Это глобус.

Воспитатель: А что такое глобус? Дети: Это модель Земли.

Воспитатель: А какой формы наша планета – Земля? Дети: Круглая.

Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе? Дети: Голубого.

Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе? Дети: Это

вода (моря, реки, океаны). Показ слайда.

Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу

планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе

суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.

Посмотрим, что это значит на рисунке: рисуем круг, делим его сначала на две

части, потом полученные две половинки еще раз пополам, из этого следует

что 3 части – это вода, 1 часть - суша.

Воспитатель: На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они

означают? Дети: Это тоже вода, но в виде льда.

Воспитатель: Как вы думаете, почему белый цвет присутствует только

наверху и внизу глобуса? Дети затрудняются ответить.

Воспитатель показывает опыт – вращение Земли вокруг Солнца (в качестве

Солнца - настольная лампа, в качестве Земли – глобус). Предстоит

определить разницу в освещённости и нагретости глобуса под воздействием

Солнца (лампы) и подумать, где и почему на Земле всегда жарко, а где всегда

холодно. Делается вывод, почему на северном и южном полюсах ледники.

Воспитатель: Давайте вспомним, в каком состоянии может быть вода

в природе? Дети: В жидком, твёрдом и газообразном. Это свойства воды.

(На экране слайд, где вода в трех состояниях)

1. Жидкое состояние. Вода – жидкость. Это-дождь, капелька, роса, ручеек.

2. Газообразное состояние. Это пар, облака, туман. Туман оседает утром на

траве и образуется роса. В воздухе, который мы вдыхаем, тоже есть

вода. Вывод: вода бывает в газообразном состоянии.

3. Твердое состояние. Мы уже знаем, что вода это жидкость. А если мороз?

Хотя бы маленький, всего минус один градус? Тогда вода будет твердой.

Вывод: Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.

Опыт «Таяние льда». Накрыть стакан кусочком марли, закрепив её

резиночкой по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить

посуду со льдом в тёплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане

прибавляется. После того, как сосулька растает полностью, подчеркнуть, что

вода была в твёрдом состоянии, а перешла в жидкое.

Опыт «Испарение воды». Наберем в тарелку немного воды, отмерим

маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на

несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать

чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Она превращается в

водяной пар – испаряется.

Опыт «Превращение пара в воду».Взять термос с кипятком. Открыть его,

чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода.

Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать

их детям.

Физкультминутка: «К речке быстрой»

Воспитатель:

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)

Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать загадки о различных

состояниях воды.

Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут. (Облака)

Покружилась звёздочка. В воздухе немножко, Села и растаяла. На моей

ладошке. (Снежинка)

Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. А солнце её припечет -

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман)

Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он

идёт. (Дождь)

С неба падают крупинки, Это маленькие льдинки. Им вообще никто не рад,

Потому что это (Град)

И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней)

Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар)

Дети находят на слайде картинку с правильным ответом на загадки, и

называют агрегатное состояние воды.

Воспитатель: Ребята! Разные свойства воды позволяют воде

путешествовать. Это явление называется – круговорот воды в природе.

Показываются слайды «Круговорот воды в природе».

Воспитатель: Ребята, послушайте историю «Путешествие капельки». Показ

презентации «Путешествие капельки».

В маленьком родничке родилась капелька. Она с интересом слушала

журчание родного родничка, пение птиц, кваканье лягушек и мечтала … о

путешествии. А для этого ей нужно было попасть в ручеёк, который вытекал

из родничка. Помог ей лягушонок, на своих лапках он перенёс капельку в

ручеёк. Ручеёк бежал быстро и очень скоро влился в небольшую речку.

Капельки играли, переливались на солнце. Всем в реке было очень весело.

Наступили жаркие дни. То одна капелька, то другая от жары, испаряясь,

поднималась к небу. Сначала на небе была одна капелька, но потом к ней

присоединились другие. Так получилось облачко. Облачко поплыло. И все

новые и новые капельки присоединялись к этому облаку, а оно соединялось с

другими, превращаясь в огромную тучу. Наконец туча стала большой и

тяжелой, что хлынул дождь!

Наша капелька попала на землю, вместе с другими просочилась вглубь.

Проходя через почву и песок, капля очистилась, стала прозрачной, похожей

на маленький хрусталик. Там она встретила своих подружек и рассказала им

о своем путешествии, о том: откуда берется вода, а вода появляется из

ручейка, ручьи по пути собирает река, река полноводно бежит на просторе.

Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана:

сгущается влага над ним как сметана, Она поднимается выше… Пока Не

превращается в облака. А облака, пролетая над нами, Дождем проливаются,

сыплют снегами. Снега превратятся весной в ручейки, Ручьи побегут до

ближайшей реки… Воду дают не одни родники, тают весною в горах

ледники. Все это и зовется в народе: КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Теперь она снова жила в родничке и готовилась к новому путешествию.

Воспитатель: Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается

вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю.

Воспитатель: А сейчас узнаем, как образуется облако. Поймаем облако в

банку и понаблюдаем за ним.

Опыт: В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см,

сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка

запотела.

Воспитатель: Во что превратилось наше облако?

Дети: Дождь.

Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод, что вода испаряется,

превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как

называется это явление?

Дети: Круговорот воды в природе.

Воспитатель (вновь показывает глобус): Мы уже говорили о том, что на

Земле много воды – вон, сколько голубой и белой краски на глобусе!

Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы

пьём? Солёную или пресную?

Дети: Пресную.

Воспитатель вместе с детьми определяют: что вода в стаканчиках пресная,

без вкуса, прозрачная, не имеет формы, без запаха, жидкая; ложем в стакан с

водой по ложечке с солью, размешиваем и делаем вывод: вода на вкус стала

соленой, что она не пригодна для питья.

Воспитатель: Человек не может пить солёную воду, а её-то как раз на Земле

намного больше, чем пресной. В морях и океанах (показать на глобусе) вода

горько-солёная. Пресная вода бывает только в реках и озёрах (показать на

глобусе). Как видите, их очень мало. Но просто взять и попить воду из озера

мы тоже не можем. Как вы думаете, почему?

Дети: Она грязная.

Воспитатель: Верно. Но ведь из крана мы берём чистую воду. Прежде чем

попасть к нам, вода проходит длинный путь. На специальных сооружениях

воду очищают от грязи. Показ слайдов.

Давайте и мы попробуем отфильтровать воду.

Опыт: Дети встают парами, берут грязную воду, наливают в один стаканчик

воду, второй стаканчик покрывают марлей и переливают воду. Убирают

марлю, смотрят - вода стала чистая.

Пожалуйста, а как вы будете вести себя, когда поедете летом на речку,

отдыхать?

Дети: Будем сохранять чистоту, мусор собирать в мусорные пакеты, в речку

нельзя бросать пластиковые бутылки, оставлять гореть костер.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы не можем прожить без воды. Но с

каждым годом чистой воды становится всё меньше, так как люди загрязняют

водоёмы. Давайте воду беречь.

В заключение попросить детей ещё раз перечислить, в каком виде и где

можно найти воду. Подчеркнуть какая она разная. Чтение стихотворения.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся. Средь высоких стройных елей.

Рушится потоком селей. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда. Без неё нам не умыться, Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить. Без воды нам не прожить.



В раздел образования