Напоминание

"Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте"


Автор: Клименко Ирина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4
Населённый пункт: г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка для воспитателей

«Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»

Цель:

познакомить

воспитателей с

системой

игр

и

упражнений,

основанных

на

звуковом

аналитико-синтетическом методе подготовки детей к обучению чтению.

Как показывает практика, знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыками

слитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой

ребенок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает. Большинство детей из массовых

групп

не

владеют

навыками

анализа

и

синтеза

слов.

Дети

не

умеют

различать

понятия,

как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове.

Анализ

работы

педагогов

по

обучению

детей

грамоте

показал,

что

воспитатели

большое

внимание уделяют запоминанию детьми графического образа букв, слиянию и чтению, в то время как

фонематическому анализу и синтезу внимание не уделяется. Но следует помнить, что навык чтения

формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза.

Ребенок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в

определенной последовательности. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение есть

воссоздание звуковой формы слова пот его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал,

что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

Требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в

обучении детей чтению;

Появилсь много трудностей с темпом, предложенным школьной программой;

Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до

поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является предупреждением дислексии и дисграфии и поможет

ребенку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно чтобы ребенок:

Не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

Умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опозновательных признаков

гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить

соответствующие буквы;

Под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя

словарный запас.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения

чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

Основным содержанием обучения чтению является звукослоговой анализ слов. Работа по

звукослоговому анализу слов должна сочетаться с работой по развитию речи, которая ведется по всем

направлениям: лексика, грамматика, связная речь.

Прежде чем приступить к обучению чтению, надо тщательно изучить ребенка, используя различные

методики и технологии.

На что необходимо обратить внимание при обследовании

Физическое состояние ребенка, как часто он болел, какова его моторная ловкостью соматически

ослабленные дети недостаточно усидчивы, у них отмечаются повышенная утомляемость, трудности

поведения.

Развитие познавательной активности ребенка: обнаруживает интерес к обучению или

безразличен, с трудом входит в контакт с педагогом, отказывается выполнять задания, проявляет

речевой негативизм.

Развитие психических функций ребенка: памяти, внимания, мышления. Неустойчивость

внимания, плохая память, несформированность мыслительной деятельности могут препятствовать

обучению ребенка грамоте.

Соответствие уровня речевого развития возрастной норме; трудности в звукопроизношении:

пропуски, замена и искажение звуков (корова – «коова»; санки – «шанки»).

Все эти особенности необходимо учитывать педагогу. Если они ярко выражены, то следует

проконсультироваться

со

специалистами.

Если

дети

физически

крепкие,

если

у

них

активная

познавательная

деятельность,

сформированы

учебные

навыки,

речевое

и

психическое

развитие

соответствует возрасту, не отмечается негативных особенностей поведения, значит, можно начинать

обучение грамоте.

Представленная система игр и упражнений, построенная с учетом последовательного усложнения

материала, поможет ребенку научиться различать понятия звук и буква, подготовит их к чтению.

Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать,

анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение

среди различных вариантов ответов.

Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности –

творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о

языке и потребность владения языком, совершенствования речи.

Что необходимо знать взрослому, который хочет научить ребенка читать

Проявлять интерес к тому, что вы делаете вместе с ребенком. Радуйтесь, удивляйтесь,

огорчайтесь вместе с ним.

Учитывать состояние ребенка. Не настаивайте на выполнении заданий, если ребенок не

проявляет интереса и желания к самому процессу.

Не раздражаться, если ребенок не понимает вас и не может выполнить задание. Ребенок должен

чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер.

Не забывать хвалить ребенка за старание, сотрудничество, стремление довести начатое дело до

конца.

Старайтесь выполнять эти несложные правила, и тогда ребенок будет ждать встречи с вами, у

него возникнет желание научиться читать.

Каждая игра включает в себя цель, ход и рекомендации для взрослого, который проводит игру.

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Хлопни, если услышишь в слове звук А»

Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход

Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так

(взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.

Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры

уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука А.

«Три слова»

Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.

Ход

Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.

Ребенок. Звук У.

Взрослый. Где ты услышел звук У в слове: в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок. В начале слова.

Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку

из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче

выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова.

Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

«Картинки»

Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.

Ход

Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки?

Ребенок. Апельсин, аист, арбуз. Звук А.

Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите

картинки, утрировано выделяя звук А (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У, И.

«Составь слово из отдельно названых звуков»

(«Поймай словечко в ладошки»)

Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.

1-й вариант.

Ход

Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. какое слово ты услышал?

Ребенок. Слово мак.

Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы :ЭМ –

вместо [м]. ребенок воспринимает на слух два звука –Э и М, что вызывает у него затруднения в

составлении и восприятии слова на слух.

2-й вариант.

Ход

Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О. ребенок путем проб и

ошибок составляет слово дом.

Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании

слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му

варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С

опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

«Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»

Цель. Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.

Ход

Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово?

Ребенок. Не знаю.

Взрослый. Попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и

определи, с какого звука начинается название каждой картинки.

Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.

Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.

1-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук.

Образец:

Картинки: шапка, автобус, рак.

Звуки: ш,а,р.

Слово: шар.

2-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни последний звук.

Образец:

Картинки: комар, трава, сок.

Звуки: р,а,к.

Слово: рак.

3-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно

названных звуков.

Образец:

Картинки: куст, крот, кукла.

Звуки: с,о,к.

Слово: сок.

Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко

выделяет звук на фоне слова, определяет место звука и , что очень важно, запоминает звуки. Только в

этом случае можно использовать более сложные игры.

Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, объясните еще раз правила игры, дайте образец

выполнения задания. Не забывайте хвалить ребенка за старание, даже в том случае, если у него ничего

не получилось. Ваша поддержка, ласковое слово ему очень нужны. Очень важно, чтобы интерес к играм

со звуками, словом не пропал у ребенка.

При правильной, продуманной организации учебно-воспитательного процесса можно добиться

удивительных результатов. Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать,

искать,

творить,

у

детей

появляется

интерес

к

познавательной

де яте льн ос ти .

Уважаемые педагоги, не превращайте обучение в детском саду в школьный урок. Дошкольники

должны

получать

знания

об

окружающем

мире

только

в

игровой

форме.

Радуйтесь

успеху

каждого ребенка и помогайте преодолеть трудности в обучении. Поверьте, от нас зависит, захотят

наши дети пойти в первый класс или нет.



В раздел образования