Автор: Троценко Нина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С13 "Теремок"
Населённый пункт: Белореченск
Наименование материала: Проект
Тема: "Город будущего"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №13 «Теремок»
города Белореченска
муниципального образования Белореченский район
ПРОЕКТ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ГОРОД БУДУЩЕГО»
Автор проекта:
воспитатель МБДОУ Д/С 13
Нина Васильевна ТРОЦЕНКО
г. БЕЛОРЕЧЕНСК
2023г.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
«В. А. Сухомлинский подчеркивал, что детство есть каждодневное
открытие, поэтому оно должно стать для ребенка временем познания
человека и Отечества, их красоты и величия».
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и
длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и
родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
“Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни” говорил
замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются
у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых,
от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых
актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по
патриотическому воспитанию требует реализации путем нового подхода к
обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного
процесса.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного
патриотического воспитания, поэтому не случайно перед педагогами встает
задача формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города,
края, страны; основы экологической культуры; гуманного отношения ко
всему живому; умение видеть историю вокруг себя.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в
воспитании в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты,
чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему
народу, ее истории, обычаем, традициям.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Тип проекта: информационно - практика - ориентированный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки проведения: 3 месяцев.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, воспитатели.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной
культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1
Формировать знания о родном городе Белореченске, доступные пониманию
представления о достопримечательностях и традициях города;
2.
Развить познавательные интересы у детей среднего возраста к
окружающему миру;
3. Воспитать патриотизм, любовь к родине в процессе организации
творческой, продуктивной и игровой деятельности детей дошкольного
возраста.
ПРОБЛЕМА:
Сегодня проблема воспитания гражданина, патриота являются одной из
самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой. Цель
патриотического воспитания — привить любовь к Отечеству, гордость за
национально — культурные достижения, уважение к другим
национальностям, т. е. сформировать определенное отношение к собственной
стране и народам, населяющим её; гражданско-патриотическое воспитание
состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника
и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и в
потребности трудиться для общества
ГИПОТЕЗА:
Патриотическое воспитание сочетает задачи интернационального, правового,
нравственного воспитания. Его реализация может осуществляться
посредством: - Освоение содержания как в процессе непосредственно-
образовательной деятельности, особенно гуманитарной направленности, так
и в повседневной жизнедеятельности;
- Проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов,
решение проблемных ситуации;
- Проведения праздников и концертов, имеющих государственную
тематику;
- Организации видео просмотров, рассматривания картин, иллюстраций,
фото;
- Вовлечения детей в общественную деятельность (уборка
и благоустройств территории детского сада, посильная помощь пожилым
людям).
ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ
1. Беседа: «Мы за чистый город!»
- формирование у детей основ ответственного отношения к окружающему
миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности
человека. Воспитание любви к родному городу, желания заботиться о его
процветании.
Беседа: «Чистые улицы нашего города».
- уточнение знаний детей о значимости чистоты улиц города и о роли
человека в поддержании ее.
Беседы педагога с детьми: «Цветы нашего города».
- расширять представления о природе родного края, о климатических
условиях, о растениях и животных, имеющихся на территории Белореченск-
пробудить чувства любви и сострадания к живому миру вокруг ребёнка
Беседа: «Красивый город – чистый город»
- формирование начальных форм основ экологической культуры, основ
экологического мышления дошкольников.
2. Организованная образовательная деятельность:
- первично - ознакомительная;
- углубленно - познавательная;
- обобщающая;
- комплексная.
3. Чтение художественной литературы, энциклопедий, журналов
экологической направленности.
4. Проведение акций «Берегите свой город»,
«Развивать творческие способности, воображение».
5. Акция «Чистый город – мой город»
«Призвана содействовать становлению и системному развитию детей и их
родителей добровольческой инициативы».
6. Самостоятельная деятельность:
- рассказы из личного опыта;
- рассматривание книжных и журнальных иллюстраций.
- отражение имеющихся знаний в продуктивной деятельности.
7. Информационное поле для детей:
- выпуск плакатов и стенгазет;
- интервьюирование.
8. Работа с семьёй: консультации, беседы, совместное проведение акций.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- фотоаппарат;
- компьютер;
- интернет;
- видеокамера;
- лего- набор;
-
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
- родной уголок;
- патриотический уголок детского сада;
- календари природы, иллюстрации, фотографии, картины,
видеофильмы, слайды (родного края, достопримечательности города и т.д.);
- библиотека книг с патриотическим содержанием;
- костюмы кубанских народов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У ДЕТЕЙ:
- патриотическое воспитание детей дошкольного среднего возраста,
воспитывать уважение и любовь к Родине
- разовьется интерес к явлениям и объектам природы родного края;
- научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ:
- приобретение взрослыми участниками проекта нового опыта работы по
воспитанию патриотизма дошкольника, повышение профессионального
мастерства;
- повышение экологической культуры педагогов и родителей, появление
понимания необходимости патриотического просвещения детей;
- пополнение развивающей среды в группе;
- организации активных форм сотрудничества с семьей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Определение объёма знаний детей через постановку вопроса: «Что мы
знаем о городе Белореченск?».
2. Определение темы, цели, задач проекта через постановку вопросов: «Что
мы хотим узнать?» и «Как мы можем это узнать?»
3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением
проекта.
5. Разработка тематического планирования мероприятий.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1этап - подготовительный: постановка цели и задач,
определение направлений, объектов и методов исследования,
предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор
оборудования и материалов. Изучение программно - методического
материала по направлению работы, использование технологий:
- личностно - ориентированной;
- технология сотрудничества;
- программы «Наш дом - природа» Н. А. Рыжовой.
Педагог знакомит детей с город Белореченском и воспитывает любовь к
своей малой Родине, желание больше узнать о жизни своих предков.
Развивать интерес к художественному слову. Продолжать знакомить с
фольклорным и музыкальным наследием Кубанского народного творчества.
Воспитывать у детей желание носить с честью звание казака и быть
защитником своей Родины.
2 этап - практический: собственно исследовательский: поиск ответов на
поставленные вопросы разными способами.
Составление перспективного плана проведения образовательной
деятельности, тематические наблюдения на прогулке по развитию
экологической грамотности воспитанников, проведение образовательной
деятельности в соответствии с перспективным планом работы,
художественное слово и загадки, проведение патриотических праздников,
создание продуктов изобразительной деятельности и конструирования по
теме проекта.
3 этап – презентация полученных знаний в виде выставки детских работ.
4 этап – оценочный: обобщение результатов работы в самой различной
форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и
составление рекомендаций (подведение итогов работы, презентация проекта
(на педагогическом совете), определение перспектив работы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
Тема: «Город - Мечта».
Цель: формирование патриотических чувств на основе беседы о родном
городе и стране.
Тема: «Белореченск моя малая Родина»
Цель:
развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через
общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Тема: «Достопримечательности нашего города».
Цель: закрепить знания детей о названии родного города, формировать
патриотические чувства, уметь узнавать по иллюстрациям и уметь
рассказывать о достопримечательностях родного города, познакомить со
стихами о Родине, воспитывать чувство гордости за свой город.
Тема: «Реки нашего края».
Цель: активизировать словарь детей на основе углубления знаний о реках
своего края
Тема: «Каким ты видишь – город своей мечты?».
Цель
развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь
детей; побуждать свободно мыслить, фантазировать
Акция «Любимый город».
Цель: расширять представления детей о достопримечательностях своего
города, о названиях улиц;
Тема: «Береги родной город».
Цель: бережно относиться к историческому наследию нашего города.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
Результатом данного проекта, стала организация интересной,
содержательной, практической и патриотической деятельности детей с
учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического
вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе реализации проекта «Город мечты» дети, изучавшие различные
патриотические объекты (город, реки, улицы города) пришли к выводу,
чтобы хорошо знать все о своем городе - нужно продолжать знакомиться с
историей своего города.
Были достигнуты следующие результаты:
- сформированы элементарные патриотические знания;
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней,
животным, птицам, насекомым;
- появился интерес к явлениям и объектам природы;
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет
направление дальнейшей работы и мероприятия экологической
направленности.
Используемая литература:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, 2015 г
Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005
Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996
Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
Горькова Л.Г, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по
патриотическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» - Москва 2005.
Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.