Напоминание

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Радаева Алёна Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 7
Населённый пункт: Саров
Наименование материала: Статья
Тема: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье представлена теория использования дидактических

игр в начальной школе. Автор раскрывает обучающее значение

дидактической игры и важность их применения в рамках формирования

познавательных интересов школьников.

Ключевые слова: дидактическая игра, начальная школа, младшие классы,

младший школьник, игровая деятельность, познавательный интерес.

Познавательная деятельность – это метод, с помощью которого

личностьприобретает и преобразует информацию, формирует и использует

знания. Этот аспект неотъемлем от обучения и личностного роста. В этом

контексте дидактическая игра – это один из наиболее эффективных подходов

к развитию познавательного интереса в процессе обучения. Объединяя

образовательные и игровые элементы, дидактическая игра создает

стимулирующую и вовлекающую обучающую среду для учеников. Этот

подход позволяет учащимся активно участвовать в учебном процессе,

формулировать свои вопросы, выполнять поставленные задачи и решать

проблемы.

В процессе игр дети встречаются с различными обстоятельствами, что

помогает развивать им навыки критического мышления, творческой

интуиции, способности принимать решения и умения общаться. При

использовании дидактических игр улучшается память, так как между

информацией и эмоциями устанавливается позитивная связь. При

применении дидактических игр на уроках достигается не только

эффективное усвоение информации, но и обучение ее практическому

применению. Такой подход позволяет ученикам видеть учебный материал не

просто как набор бесстрастных фактов, а как по-настоящему интересное,

актуальное и вовлекающее знание, что значительно повышает успешность

обучения.

Существует множество дидактических игр, которые можно использовать

для развития определенных способностей. В соответствии с

образовательными целями и возрастом ученика можно выбрать игры,

способствующие развитию памяти, внимания, социальных навыков и многое

другое. Внедрение дидактических игр в обучение расширяет возможности

для стимулирования познавательной деятельности учащихся, повышая их

уровень знаний и навыков, и поощряя их любознательность и интерес к

обучению.

Дидактические игры можно классифицировать на основе источника знаний.

1. Словесные игры. В этих играх знание передается через слова, а

источником является учитель или ученики. Учитель передает информацию в

процессе диалога или лекции, а ученики осваивают её, прослушивая или

участвуя в беседе.

2. Настольные или наглядно-печатные игры. В таких играх источником

знания служит наглядный материал. Учитель или младший школьник

демонстрирует объект, а учащиеся приобретают знания, наблюдая.

3. Практические игры с использованием предметов. Источник знаний в этих

играх – это практическая работа в классе или на учебном участке. Учитель

руководит игрой, передает знания через объяснение правил, а ученики

усваивают знания, выполняя практические задания в классе или на

местности.

Игровые действия, выполняемые во время игры, образуют ее основу. Чем

больше разнообразия в этих действиях, тем интереснее становится игра и тем

выше эффективность в выполнении познавательных и игровых задач.

Правила игры играют важную роль, так как они задают общие векторы для

образовательных целей, формирования личности ребенка и организации

игровых действий.

Педагоги, используя правила игры, могут контролировать игровой

процесс, регулировать познавательные активности и управлять поведением

учеников.

Благодаря правилам, дети фокусируются на выполнении конкретных

учебных заданий, их действия ограничиваются и направляются в нужное

русло. Они обучаются самостоятельности в исполнении игровых действий,

контролированию своих действий и соподчинению действий команды.

Окончание игры связано с подведением итогов и оцениванием

результатов.

Может быть произведен подсчет баллов, определены те ученики,

которые лучше всего выполнили игровые задания, и обозначена победившая

команда. Важно отметить достижения каждого ребенка и акцентировать

успехи тех, кто отставал.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы,

поскольку с их помощью решаются дидактические задачи.

Применение дидактических игр на уроках начальной школы помогает

активизировать познавательный интерес учащихся. Это способствует

настройке учеников на учебу, повышает уровень их внимания и

работоспособность, упрощает восприятие нового учебного материала,

помогает в закреплении и систематизации новых знаний.



В раздел образования