Автор: Радаева Алёна Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 7
Населённый пункт: Саров
Наименование материала: Статья
Тема: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье представлена теория использования дидактических
игр в начальной школе. Автор раскрывает обучающее значение
дидактической игры и важность их применения в рамках формирования
познавательных интересов школьников.
Ключевые слова: дидактическая игра, начальная школа, младшие классы,
младший школьник, игровая деятельность, познавательный интерес.
Познавательная деятельность – это метод, с помощью которого
личностьприобретает и преобразует информацию, формирует и использует
знания. Этот аспект неотъемлем от обучения и личностного роста. В этом
контексте дидактическая игра – это один из наиболее эффективных подходов
к развитию познавательного интереса в процессе обучения. Объединяя
образовательные и игровые элементы, дидактическая игра создает
стимулирующую и вовлекающую обучающую среду для учеников. Этот
подход позволяет учащимся активно участвовать в учебном процессе,
формулировать свои вопросы, выполнять поставленные задачи и решать
проблемы.
В процессе игр дети встречаются с различными обстоятельствами, что
помогает развивать им навыки критического мышления, творческой
интуиции, способности принимать решения и умения общаться. При
использовании дидактических игр улучшается память, так как между
информацией и эмоциями устанавливается позитивная связь. При
применении дидактических игр на уроках достигается не только
эффективное усвоение информации, но и обучение ее практическому
применению. Такой подход позволяет ученикам видеть учебный материал не
просто как набор бесстрастных фактов, а как по-настоящему интересное,
актуальное и вовлекающее знание, что значительно повышает успешность
обучения.
Существует множество дидактических игр, которые можно использовать
для развития определенных способностей. В соответствии с
образовательными целями и возрастом ученика можно выбрать игры,
способствующие развитию памяти, внимания, социальных навыков и многое
другое. Внедрение дидактических игр в обучение расширяет возможности
для стимулирования познавательной деятельности учащихся, повышая их
уровень знаний и навыков, и поощряя их любознательность и интерес к
обучению.
Дидактические игры можно классифицировать на основе источника знаний.
1. Словесные игры. В этих играх знание передается через слова, а
источником является учитель или ученики. Учитель передает информацию в
процессе диалога или лекции, а ученики осваивают её, прослушивая или
участвуя в беседе.
2. Настольные или наглядно-печатные игры. В таких играх источником
знания служит наглядный материал. Учитель или младший школьник
демонстрирует объект, а учащиеся приобретают знания, наблюдая.
3. Практические игры с использованием предметов. Источник знаний в этих
играх – это практическая работа в классе или на учебном участке. Учитель
руководит игрой, передает знания через объяснение правил, а ученики
усваивают знания, выполняя практические задания в классе или на
местности.
Игровые действия, выполняемые во время игры, образуют ее основу. Чем
больше разнообразия в этих действиях, тем интереснее становится игра и тем
выше эффективность в выполнении познавательных и игровых задач.
Правила игры играют важную роль, так как они задают общие векторы для
образовательных целей, формирования личности ребенка и организации
игровых действий.
Педагоги, используя правила игры, могут контролировать игровой
процесс, регулировать познавательные активности и управлять поведением
учеников.
Благодаря правилам, дети фокусируются на выполнении конкретных
учебных заданий, их действия ограничиваются и направляются в нужное
русло. Они обучаются самостоятельности в исполнении игровых действий,
контролированию своих действий и соподчинению действий команды.
Окончание игры связано с подведением итогов и оцениванием
результатов.
Может быть произведен подсчет баллов, определены те ученики,
которые лучше всего выполнили игровые задания, и обозначена победившая
команда. Важно отметить достижения каждого ребенка и акцентировать
успехи тех, кто отставал.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы,
поскольку с их помощью решаются дидактические задачи.
Применение дидактических игр на уроках начальной школы помогает
активизировать познавательный интерес учащихся. Это способствует
настройке учеников на учебу, повышает уровень их внимания и
работоспособность, упрощает восприятие нового учебного материала,
помогает в закреплении и систематизации новых знаний.