Автор: Югова Светлана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 29 "Аист"
Населённый пункт: г. Ишимбай Республика Башкортостан
Наименование материала: Педагогическая технология проектирования
Тема: Проект "Жалобная книга природы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский
сад №29 «Аист» комбинированного вида города Ишимбая муниципального
района Ишимбайский район Республики Башкортостан.
ПРОЕКТ
«Жалобная книга природы»
в старшей группе № 06 «Весёлые ребята»
Подготовили и провели:
Воспитатели: Югова С.В.,
Аминова Р.Ф.
2017 г.
Проект «Жалобная книга природы»
Вид проекта: познавательно-творческий
Возраст детей: 5-6 лет
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети, родители, воспитатель детского сада.
Сроки реализации проекта: 04.09.2017 – 04.09.2018 г.
Актуальность.
Сегодня, в «Год экологии 2017», экологическая проблема стала одной из
актуальнейших проблем современного общества. Здоровье взрослых и детей
постоянно ухудшается, чему способствуют различные загрязнения почвы, воды
и
воздуха.
В
результате
этого
люди
питаются
недоброкачественными
продуктами,
пьют
плохую
воду,
дышат
воздухом
с
большой
примесью
выхлопных газов. Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно
относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать
своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет
надеяться,
что
эти
росточки
доброты,
заложенные
в
раннем
детстве,
обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И
это
новое
поколение
будет
экологически
грамотным,
здоровым
не
только
физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Человек создаёт для себя окружающий мир. Окружающий мир, в свою
очередь, во многом определяет поведение ребёнка. Чтобы наши улицы и парки
были чистыми, ребёнку с раннего детства нужно не только знать определённые
правила, но и понимать, для чего и почему они появились.
Цели:
Главной
целью
экологического
воспитания
является
формирование
экологической культуры детей.
Формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
Воспитание
гуманного,
бережного,
заботливого
отношения
к
миру
природы и окружающему миру в целом;
Формирование
основ
экологического
сознания
на
основе
признания
ценности жизни во всех её проявлениях, необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Образовательные
области
в
интеграции:
речевое
развитие,
социально-
коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое
развитие.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие
Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с
природой и последствий деятельности человека в ней.
формирование системы элементарных научных экологических знаний,
доступных
пониманию
ребёнка-дошкольника
через
интегрированный
подход;
формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости
оказывать ей помощь (уход за животными, а также формирование
навыков
элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых
своих действий по отношению к окружающей среде;
воспитание
гуманного,
заботливого
отношения
к
миру
природы
и
окружающему
миру
в
целом;
развитие
чувства
симпатии
к
объектам
природы
в
ходе
формирования
навыков
наблюдений
за
природными
объектами и явлениями;
включение
родителей
в
процесс
экологического
во спит ания
дошкольников,
формирование
единой
экологиче ски
во спитывающей
среды
«образовательное учреждение – дом (семья) ребенка».
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Физическое развитие
Формировать
понимание
необходимости
заботиться
о
чистоте
окружающей среды.
Формировать умение детей быть здоровыми и вести здоровый образ
жизни.
Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Формировать
умение
к
коллективному,
дружному
взаимодействию
в
играх с правилами.
Развивать мелкую моторику рук.
Социально-коммуникативное развитие
Прививать навыки культуры поведения в природе.
Воспитать уважение к хрупким созданиям природы, вызвать желание
беречь их.
Развивать
дружеские
взаимоотношения,
испытывать
радость
от
совместной деятельности по охране окружающей среды.
Речевое развитие
Ввести в активный словарь слова по теме «Охрана окружающей среды»
Активизировать
в
речи
детей
глаголы
и
употребление
с
ними
существительных.
Развивать связную, монологическую и диалогическую речи.
Формировать
умение
целостно
воспринимать
художественный
текст,
способствовать эмоциональному восприятию содержания рассказа.
Художественно-эстетическое развитие
Закреплять навыки детей приемам лепки с использованием природного
строительного материала.
Развивать детское воображение и умение передавать в рисунке простые
моменты из прочитанного текста.
Научить детей слушать звуки природы и испытывать чувство гармонии и
умиротворения.
Формы реализации проекта:
ОД,
свободная
деятельность
детей,
совместная
деятельность
детей
и
педагогов, деятельность детей и родителей;
Прогулки и экскурсии;
игры разной направленности (дидактические, с/р игры, п/и и другие);
беседы;
рассматривание иллюстраций, фотографий;
использование
мультимедийных
презентаций,
мультипликационных
фильмов;
организация фотоотчета.
Работа с родителями:
организация выставки детских работ;
рекомендации для родителей;
печатные консультации;
активное участие в проекте.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
сформировать у детей интерес и трепетное отношение к окружающему
миру природы;
пополнение активного словаря воспитанников;
повышение познавательной активности.
приобретение
детьми
опыта
продуктивного
взаимодействия
друг
с
другом.
Для родителей:
взаимодействие со своими детьми;
включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
повышение
уровня
развития
психолого-педагогической
компетенции
родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с
педагогами и детьми.
Для педагога:
создание предметно-развивающей среды по теме проекта;
совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
повышение
уровня
развития
психолого-педагогической
компетенции
педагога.
Этапы работы над проектом.
І. Подготовительный этап:
1. Определение темы и проблемы будущего проекта, постановка целей и задач.
2. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
3. Подбор методической литературы.
4. Подбор материала для организации деятельности с детьми и родителями
(календарно-тематическое
планирование,
разработка
ОД,
бесед,
подбор
художественной
литературы,
материального
оснащение,
мультимедийного
сопровождения, составление плана реализации проекта и т. д.).
5. Оформление предметно-развивающей среды
ІІ. Организационный – основной этап.
Направления по образовательным областям
Физическое развитие
Работа с детьми на участке по уборке мелкого мусора.
Подвижные игры на свежем воздухе: «Рыбаки и рыбки», «С кочки на кочку»,
«Совушка», «Караси и щука», «Перелёт птиц», «К дереву беги», «Охотники
и зайцы», «Лисонька, ты где?», «Ручеёк», «Удочка».
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Мы – защитники природы», «Экологи».
Привлечение родителей к созданию д/игр для детей.
Дидактические игры:
«Что где растет?»,
«Узнай по описанию»
«К названному дереву беги»
«Доскажи словечко»
«Четвертый лишний»
«Что изменилось»
«Разрезные картинки».
Познавательное развитие
Беседа с детьми «Жалобы природы».
Целевая экскурсия по экологической тропе.
Экспериментальная
деятельность
«Если
закопать
в
землю
мусор,
что
произойдет?»
(Проведение опыта: закопать в землю разные виды мусора (железный
гвоздь, пластиковая бутылка, стеклянный пузырёк, картофельные очистки»).
Наблюдение на приусадебном участке за деревьями и кустарниками.
Беседа «Чем мы можем помочь природе?»
Создание
природоохранных
знаков
и
установка
их
на
экологической
тропе.
Привлечение родителей к субботнику на цветнике и огороде детского
сада.
Выпуск плакатов “Жалобная книга природы”.
Речевое развитие
Беседа «Чем мы можем помочь природе?»;
Чтение:
Е. Чарушин «Любимые рассказы о природе для детей».
К. Д. Ушинский «Рассказы о природе».
В. Бианки «Как муравьишко домой спешил».
И. Тургенев «Воробей».
М. Пришвин «Гости».
Стихи о природе.
Рекомендации родителям о прочтении художественных произведений о
природе
«Как
привить
детям
любовь
к
природе
посредством
чтения
художественной литературы».
Художественно-эстетическое развитие
Лепка с элементами конструирования: «Ёж».
Рисование на асфальте.
Изготовление природоохранных знаков.
Прослушивание звуков живой природы: пение птиц, журчание ручья, шум
прибоя и т. д.
Совместно с родителями - организация выставки работ детей.
ІІІ. Заключительный – итоговый этап.
Обобщение результатов работы.
Анализ деятельности.
Оформление выставки рисунков «Сохраним природу вместе».
Выставка детско-родительских работ «Природоохранительные знаки».
Реализация проекта
№
Мероприятия
Дата
Исполнители
1.
Беседы:
- «Чем мы можем помочь природе?»
- «Жалобы природы».
Сентябрь-
октябрь
Воспитатель,
дети
2.
Развлечение для детей
«Правила поведения в лесу».
28.09. 2017
Воспитатель,
дети
3.
Рисование на асфальте.
Сентябрь
Воспитатель,
дети
4
Прослушивание звуков живой
природы: пение птиц, журчание
ручья, шум прибоя.
Сентябрь-
октябрь
Воспитатель,
дети
5.
Подвижные
игры
на
с в е ж е м
воздухе:
«Рыбаки
и
рыбки»,
«С
кочки
на
кочку»,
«Совушка»,
«Караси
и
щука», «Перелёт птиц», «К дереву
беги»,
«Охотники
и
з а й ц ы » ,
Сентябрь-
октябрь
Воспитатель,
дети
«Лисонька,
ты
где?»,
«Ручеёк»,
«Удочка».
6
Зеленый патруль
«Чистый участок детского сада».
Сентябрь
Воспитатель,
дети
7
Сюжетно-ролевые игры:
- «Мы – защитники природы»,
- «Экологи».
Сентябрь-
октябрь
Воспитатель,
дети
8
Лепка с элементами
конструирования: «Ёж».
13.10.2017
Воспитатель,
дети
9.
Показ презентации
«Жил был мусор».
17.10.2017
Воспитатель,
дети
10.
Работа с детьми на участке по
уборке мелкого мусора.
Сентябрь-
октябрь
Воспитатель,
родители, дети.
11.
Ц е л е в а я
э к с к у р с и я
п о
экологической тропе.
Сентябрь
2017-август
2018 г.
Воспитатель,
родители, дети.
12.
Экспериментальная деятельность
«Если закопать в землю мусор, что
произойдет?»
16.10.2017-
04.09.2018 г.
Воспитатель,
дети
13.
Чтение:
- Е. Чарушин «Любимые рассказы о
природе для детей».
-
К.
Д.
Ушинский
«Рассказы
о
природе».
- В. Бианки «Как муравьишко домой
спешил».
- И. Тургенев «Воробей».
- М. Пришвин «Гости».
- Стихи о природе.
Сентябрь
2017 г. –август
2018 г.
Воспитатель,
дети
14.
Выпуск плакатов
«Жалобная книга природы».
18.10.2017
Воспитатель,
родители, дети
15.
Консультации для родителей:
- «Экологическое воспитание в
семье»,
-
«
Как привить детям любовь к
природе посредством чтения».
-
«Как научить ребёнка любить и
охранять родную природу».
- «Советы для родителей: помогите
ребёнку познать мир и быть в нём
творцом».
Сентябрь-
октябрь
2017 г.–
01.09. 2018 г.
Воспитатель,
родители.
16.
Экологический субботник.
Октябрь
Воспитатель,
дети, родители
17.
В ы с т а в ка
д е т с к и х
р и с у н ко в
«Сохраним природу вместе».
Октябрь
Воспитатель,
дети, родители.
18.
Выставка
детско-родительских
работ
«Природоохранительные
знаки».
Октябрь
Воспитатель,
дети, родители.
19.
Создание
Книги
своими
руками
«Берегите природу!»
20.10 2017 г.
Воспитатель,
дети, родители.
Результат:
У
детей
сформированы
элементарные
экологические
знания,
доступные
пониманию
ребёнка,
первоначальные
умения
и
навыки
экологического
грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения.
Дети
уверенно
ориентируются
в
правилах
поведения
в
природе.
В
конкретной ситуации мотивом бережного отношения к природе выступает
понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
Дети
видят
многообразие
природы,
умеют
наблюдать
и
устанавливать
элементарные причинно-следственные связи.
С помощью родителей вступают в активную защиту живого, пытаются
поправить последствия неправильных действий.
Дети проявляют гуманное отношение к природе в любых обстоятельствах,
понимают нравственный смысл своих действий и поступков.
Дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений
и животных.
Приложение
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №29 «Аист» комбинированного вида г. Ишимбая
муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан
«Познавательное развитие»
Опытно - экспериментальная деятельность
Тема
«Если закопать в землю мусор, что произойдет?»
в старшей группе№ 06 «Весёлые ребята».
Подготовила:
воспитатель
Югова С.В.
2017 г.
Тема: «Если закопать в землю мусор, что произойдет?»
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель:
активизация
познавательной
активности
детей,
систематизация
полученных знаний о правилах поведения на природе.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей правилами поведения на природе;
-
формировать
навыки
практического
взаимодействия
с мусором:
умение
сортировать мусор;
- закрепить знания о том, сколько времени разлагается каждый вид мусора.
- закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования;
-
активизировать
словарь
детей
существительными,
прилагательными
и
глаголами по теме занятия.
Развивающие:
-
развивать
логическое
мышление,
память,
внимание,
наблюдательность,
познавательный интерес в процессе занятия, способность делать выводы.
- развивать мышечно-двигательную активность пальцев и кистей рук; слуховое
восприятие, внимание, тактильную чувствительность, обаяние и осязание.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- поощрять желание работать в коллективе;
- прививать бережное отношение к природе;
-воспитывать желание общаться с природой, желание познакомить с правилами
поведения на природе друзей, родителей.
Методические приемы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование иллюстраций, презентации).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Использование художественного слова:
ч т е н и е
с т и х о т в о р е н и я
М .
Усачева «Мусорная
фантазия» ;
беседы
о мусоре:
откуда
берется,
какие
виды мусора бывают, чем вреден мусор и т. д.
Выполнение коллективной экспериментальной работы.
Ход ООД.
Загадка:
Кружится, вертится,
Планета давно,
Суш, морей, океанов полно,
Разнообразная жизнь,
На ней процветает,
Ну же дружок, как её называют?
Ответ: Земля
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша планета? (Земля).
- Правильно, земля. А какую форму она имеет? (Форму шара).
- Верно, форму шара. Вот посмотрите здесь у меня на картинке наша земля.
Ребята, вы не замечаете ничего странного? (Земля стала мрачной, изменился
цвет морей и океанов).
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей,
Стали чахнуть липы, клёны
На обочинах дорог.
Чистый воздух загрязняет
Фабрик и заводов смог.
Да, мы говорим о самом важном,
Взглянуть на землю стало страшно,
Вода мутнеет с каждым днём,
А воздух - сколько грязи в нём!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может всё живое,
Земля – что сделали с тобою?
- Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная. Замусорили нашу Землю.
- Ребята, а как вы думаете, откуда берётся мусор? (Люди выбрасывают пакеты,
бутылки, очистки, банки, бумагу, старые вещи).
- Ребята, а куда вы выбрасываете мусор? (В мусорное ведро).
- А потом куда попадает мусор? (В мусорный контейнер).
- А куда вывозят контейнеры с мусором? (На свалку).
- Как называются машины, которые вывозят мусор? (мусоровоз).
-
Вспомните,
возле
наших
домов
стоят мусорные
баки.
Если мусоровозы
ежедневно вывозят мусор – запаха почти нет, а если же мусор не вывозят
довольно долго, то проходить мимо таких баков неприятно.
- Да, ежедневно в городе накапливается большое количество мусора, который
вывозят специальными машинами на свалку. Свалка - это скопление мусора,
который выделяет ядовитые вещества и отравляет все вокруг. Это очень опасно
для нашего здоровья, растений и животных.
-
Кроме
свалок
суще ствуют мусоросжигательные
заводы,
кото р ы е
сжигают мусор,
но
при
сжигании мусора образуются
вредные
вещества,
которые попадая в воздух, отравляют все вокруг.
- На планете живёт несколько миллиардов жителей и каждый человек за год
выбрасывает тонну мусора – это целый грузовик.
- Ребята, а как вы думаете, что произойдёт, если мусор не убирать? (Кругом
будет валяться мусор, засорять землю, воздух и воду).
(Демонстрация фотографий грязного города, свалки).
-
Но
это
в
городе мусор
вывозят
машины,
а
давайте
с
вами
отправимся
на природу и посмотрим, что происходит в лесу. На природе должно быть так
здорово! Красивый лес, чистые полянки, прозрачная речка, свежий воздух,
птицы поют. Отдохнем, наберемся сил и здоровья.
Физкультминутка «Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес, (Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания вправо-влево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль)
Все открой, не утаи. (Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои! (Поднять руки вверх)
Вос-ль: Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? Правильно, здесь и
пластиковые
бутылки,
и
пластмассовые
стаканчики,
и
бумага,
и
газеты,
и
коробки, и стеклянные банки и бутылки, и железные банки.
Воспитатель: Ребята, что же делать? Если не соблюдать правила поведения в
лесу, то завтра весь лес будет загрязнен.
- Первое правило:
Если чистый водоем,
хорошо купаться в нем.
Воду вы не загрязняйте,
в неё мусор не бросайте!
-
Посмотрите,
на
поляне
находится мусор: консервная
банка,
пакет
из-под
кефира,
металлическая
крышка,
пластиковые
стаканчики.
Почва
с
редкой,
пожухлой травой.
- Как вы думаете, почему под мусором трава пожухлая, желтая, низкая, чего ей
не хватает?" (Под мусором траве не хватает света, воды во время дождя).
- А вот и второе правило поведения!
"Мусор на поляне траве расти мешает,
из-за него растениям света не хватает.
Люди, мусор не бросайте, жизнь растений уважайте!
-
Прежде,
чем
выбросить мусор,
его
надо
сортировать
– мусор из
разного
материала надо собирать в разные контейнеры. Это облегчало его переработку.
Смотрите, перед вами полянка, оставленная жителями моего королевства после
отдыха.
Отдыхать, конечно, надо! Поиграть и порезвиться. Но…вокруг остались банки,
пакеты
пластиковые
и
бумажные,
бутылки
стеклянные
и
пластиковые,
железные! (Рассматривают и называют виды мусора).
- А мусор в землю можно закапывать? (нет)
- Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем
не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Пластиковые бутылки и
пакеты долго не разлагаются (200 лет). Деревянные, картонные и бумажные
предметы, разлагаются быстро (2 мес., их лучше закапывать, чтобы они не
портили внешний вид природы.
Не будет разлагаться железная банка? (500 лет)
- А вот и третье правило!
Мусор в землю не зарывать!
Каждую бумажку, бутылку, жестянку
Надо в отдельный контейнер кидать!
- Ребята давайте мы сейчас с вами проведём опыт по закапыванию различного
мусора и проверим, действительно ли мусор разлагается или не разлагается в
земле в течение года?
Практическая деятельность.
-
Через
год
мы
закончим
наш
эксперимент
и
посмотрим
что
же
стало
с
мусором! Ребята, помните, грязные воздух и вода, зараженная земля вызывают
разные заболевания и даже гибель людей. Уничтожение животных ведет к
исчезновению некоторых животных. Помните о том, что вы всегда должны
бережно
относиться
ко
всему,
что
вас
окружает,
чтобы
наша
земля
не
превратилась в пустыню.