Напоминание

Проект "Жалобная книга природы"


Автор: Югова Светлана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 29 "Аист"
Населённый пункт: г. Ишимбай Республика Башкортостан
Наименование материала: Педагогическая технология проектирования
Тема: Проект "Жалобная книга природы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский

сад №29 «Аист» комбинированного вида города Ишимбая муниципального

района Ишимбайский район Республики Башкортостан.

ПРОЕКТ

«Жалобная книга природы»

в старшей группе № 06 «Весёлые ребята»

Подготовили и провели:

Воспитатели: Югова С.В.,

Аминова Р.Ф.

2017 г.

Проект «Жалобная книга природы»

Вид проекта: познавательно-творческий

Возраст детей: 5-6 лет

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети, родители, воспитатель детского сада.

Сроки реализации проекта: 04.09.2017 – 04.09.2018 г.

Актуальность.

Сегодня, в «Год экологии 2017», экологическая проблема стала одной из

актуальнейших проблем современного общества. Здоровье взрослых и детей

постоянно ухудшается, чему способствуют различные загрязнения почвы, воды

и

воздуха.

В

результате

этого

люди

питаются

недоброкачественными

продуктами,

пьют

плохую

воду,

дышат

воздухом

с

большой

примесью

выхлопных газов. Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно

относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать

своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет

надеяться,

что

эти

росточки

доброты,

заложенные

в

раннем

детстве,

обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И

это

новое

поколение

будет

экологически

грамотным,

здоровым

не

только

физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Человек создаёт для себя окружающий мир. Окружающий мир, в свою

очередь, во многом определяет поведение ребёнка. Чтобы наши улицы и парки

были чистыми, ребёнку с раннего детства нужно не только знать определённые

правила, но и понимать, для чего и почему они появились.

Цели:

Главной

целью

экологического

воспитания

является

формирование

экологической культуры детей.

Формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

Воспитание

гуманного,

бережного,

заботливого

отношения

к

миру

природы и окружающему миру в целом;

Формирование

основ

экологического

сознания

на

основе

признания

ценности жизни во всех её проявлениях, необходимости ответственного,

бережного отношения к окружающей среде.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Образовательные

области

в

интеграции:

речевое

развитие,

социально-

коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое

развитие.

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие

Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с

природой и последствий деятельности человека в ней.

формирование системы элементарных научных экологических знаний,

доступных

пониманию

ребёнка-дошкольника

через

интегрированный

подход;

формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости

оказывать ей помощь (уход за животными, а также формирование

навыков

элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых

своих действий по отношению к окружающей среде;

воспитание

гуманного,

заботливого

отношения

к

миру

природы

и

окружающему

миру

в

целом;

развитие

чувства

симпатии

к

объектам

природы

в

ходе

формирования

навыков

наблюдений

за

природными

объектами и явлениями;

включение

родителей

в

процесс

экологического

во спит ания

дошкольников,

формирование

единой

экологиче ски

во спитывающей

среды

«образовательное учреждение – дом (семья) ребенка».

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Физическое развитие

Формировать

понимание

необходимости

заботиться

о

чистоте

окружающей среды.

Формировать умение детей быть здоровыми и вести здоровый образ

жизни.

Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Формировать

умение

к

коллективному,

дружному

взаимодействию

в

играх с правилами.

Развивать мелкую моторику рук.

Социально-коммуникативное развитие

Прививать навыки культуры поведения в природе.

Воспитать уважение к хрупким созданиям природы, вызвать желание

беречь их.

Развивать

дружеские

взаимоотношения,

испытывать

радость

от

совместной деятельности по охране окружающей среды.

Речевое развитие

Ввести в активный словарь слова по теме «Охрана окружающей среды»

Активизировать

в

речи

детей

глаголы

и

употребление

с

ними

существительных.

Развивать связную, монологическую и диалогическую речи.

Формировать

умение

целостно

воспринимать

художественный

текст,

способствовать эмоциональному восприятию содержания рассказа.

Художественно-эстетическое развитие

Закреплять навыки детей приемам лепки с использованием природного

строительного материала.

Развивать детское воображение и умение передавать в рисунке простые

моменты из прочитанного текста.

Научить детей слушать звуки природы и испытывать чувство гармонии и

умиротворения.

Формы реализации проекта:

ОД,

свободная

деятельность

детей,

совместная

деятельность

детей

и

педагогов, деятельность детей и родителей;

Прогулки и экскурсии;

игры разной направленности (дидактические, с/р игры, п/и и другие);

беседы;

рассматривание иллюстраций, фотографий;

использование

мультимедийных

презентаций,

мультипликационных

фильмов;

организация фотоотчета.

Работа с родителями:

организация выставки детских работ;

рекомендации для родителей;

печатные консультации;

активное участие в проекте.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

сформировать у детей интерес и трепетное отношение к окружающему

миру природы;

пополнение активного словаря воспитанников;

повышение познавательной активности.

приобретение

детьми

опыта

продуктивного

взаимодействия

друг

с

другом.

Для родителей:

взаимодействие со своими детьми;

включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

повышение

уровня

развития

психолого-педагогической

компетенции

родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с

педагогами и детьми.

Для педагога:

создание предметно-развивающей среды по теме проекта;

совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

повышение

уровня

развития

психолого-педагогической

компетенции

педагога.

Этапы работы над проектом.

І. Подготовительный этап:

1. Определение темы и проблемы будущего проекта, постановка целей и задач.

2. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

3. Подбор методической литературы.

4. Подбор материала для организации деятельности с детьми и родителями

(календарно-тематическое

планирование,

разработка

ОД,

бесед,

подбор

художественной

литературы,

материального

оснащение,

мультимедийного

сопровождения, составление плана реализации проекта и т. д.).

5. Оформление предметно-развивающей среды

ІІ. Организационный – основной этап.

Направления по образовательным областям

Физическое развитие

Работа с детьми на участке по уборке мелкого мусора.

Подвижные игры на свежем воздухе: «Рыбаки и рыбки», «С кочки на кочку»,

«Совушка», «Караси и щука», «Перелёт птиц», «К дереву беги», «Охотники

и зайцы», «Лисонька, ты где?», «Ручеёк», «Удочка».

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Мы – защитники природы», «Экологи».

Привлечение родителей к созданию д/игр для детей.

Дидактические игры:

«Что где растет?»,

«Узнай по описанию»

«К названному дереву беги»

«Доскажи словечко»

«Четвертый лишний»

«Что изменилось»

«Разрезные картинки».

Познавательное развитие

Беседа с детьми «Жалобы природы».

Целевая экскурсия по экологической тропе.

Экспериментальная

деятельность

«Если

закопать

в

землю

мусор,

что

произойдет?»

(Проведение опыта: закопать в землю разные виды мусора (железный

гвоздь, пластиковая бутылка, стеклянный пузырёк, картофельные очистки»).

Наблюдение на приусадебном участке за деревьями и кустарниками.

Беседа «Чем мы можем помочь природе?»

Создание

природоохранных

знаков

и

установка

их

на

экологической

тропе.

Привлечение родителей к субботнику на цветнике и огороде детского

сада.

Выпуск плакатов “Жалобная книга природы”.

Речевое развитие

Беседа «Чем мы можем помочь природе?»;

Чтение:

Е. Чарушин «Любимые рассказы о природе для детей».

К. Д. Ушинский «Рассказы о природе».

В. Бианки «Как муравьишко домой спешил».

И. Тургенев «Воробей».

М. Пришвин «Гости».

Стихи о природе.

Рекомендации родителям о прочтении художественных произведений о

природе

«Как

привить

детям

любовь

к

природе

посредством

чтения

художественной литературы».

Художественно-эстетическое развитие

Лепка с элементами конструирования: «Ёж».

Рисование на асфальте.

Изготовление природоохранных знаков.

Прослушивание звуков живой природы: пение птиц, журчание ручья, шум

прибоя и т. д.

Совместно с родителями - организация выставки работ детей.

ІІІ. Заключительный – итоговый этап.

Обобщение результатов работы.

Анализ деятельности.

Оформление выставки рисунков «Сохраним природу вместе».

Выставка детско-родительских работ «Природоохранительные знаки».

Реализация проекта

Мероприятия

Дата

Исполнители

1.

Беседы:

- «Чем мы можем помочь природе?»

- «Жалобы природы».

Сентябрь-

октябрь

Воспитатель,

дети

2.

Развлечение для детей

«Правила поведения в лесу».

28.09. 2017

Воспитатель,

дети

3.

Рисование на асфальте.

Сентябрь

Воспитатель,

дети

4

Прослушивание звуков живой

природы: пение птиц, журчание

ручья, шум прибоя.

Сентябрь-

октябрь

Воспитатель,

дети

5.

Подвижные

игры

на

с в е ж е м

воздухе:

«Рыбаки

и

рыбки»,

«С

кочки

на

кочку»,

«Совушка»,

«Караси

и

щука», «Перелёт птиц», «К дереву

беги»,

«Охотники

и

з а й ц ы » ,

Сентябрь-

октябрь

Воспитатель,

дети

«Лисонька,

ты

где?»,

«Ручеёк»,

«Удочка».

6

Зеленый патруль

«Чистый участок детского сада».

Сентябрь

Воспитатель,

дети

7

Сюжетно-ролевые игры:

- «Мы – защитники природы»,

- «Экологи».

Сентябрь-

октябрь

Воспитатель,

дети

8

Лепка с элементами

конструирования: «Ёж».

13.10.2017

Воспитатель,

дети

9.

Показ презентации

«Жил был мусор».

17.10.2017

Воспитатель,

дети

10.

Работа с детьми на участке по

уборке мелкого мусора.

Сентябрь-

октябрь

Воспитатель,

родители, дети.

11.

Ц е л е в а я

э к с к у р с и я

п о

экологической тропе.

Сентябрь

2017-август

2018 г.

Воспитатель,

родители, дети.

12.

Экспериментальная деятельность

«Если закопать в землю мусор, что

произойдет?»

16.10.2017-

04.09.2018 г.

Воспитатель,

дети

13.

Чтение:

- Е. Чарушин «Любимые рассказы о

природе для детей».

-

К.

Д.

Ушинский

«Рассказы

о

природе».

- В. Бианки «Как муравьишко домой

спешил».

- И. Тургенев «Воробей».

- М. Пришвин «Гости».

- Стихи о природе.

Сентябрь

2017 г. –август

2018 г.

Воспитатель,

дети

14.

Выпуск плакатов

«Жалобная книга природы».

18.10.2017

Воспитатель,

родители, дети

15.

Консультации для родителей:

- «Экологическое воспитание в

семье»,

-

«

Как привить детям любовь к

природе посредством чтения».

-

«Как научить ребёнка любить и

охранять родную природу».

- «Советы для родителей: помогите

ребёнку познать мир и быть в нём

творцом».

Сентябрь-

октябрь

2017 г.–

01.09. 2018 г.

Воспитатель,

родители.

16.

Экологический субботник.

Октябрь

Воспитатель,

дети, родители

17.

В ы с т а в ка

д е т с к и х

р и с у н ко в

«Сохраним природу вместе».

Октябрь

Воспитатель,

дети, родители.

18.

Выставка

детско-родительских

работ

«Природоохранительные

знаки».

Октябрь

Воспитатель,

дети, родители.

19.

Создание

Книги

своими

руками

«Берегите природу!»

20.10 2017 г.

Воспитатель,

дети, родители.

Результат:

У

детей

сформированы

элементарные

экологические

знания,

доступные

пониманию

ребёнка,

первоначальные

умения

и

навыки

экологического

грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения.

Дети

уверенно

ориентируются

в

правилах

поведения

в

природе.

В

конкретной ситуации мотивом бережного отношения к природе выступает

понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Дети

видят

многообразие

природы,

умеют

наблюдать

и

устанавливать

элементарные причинно-следственные связи.

С помощью родителей вступают в активную защиту живого, пытаются

поправить последствия неправильных действий.

Дети проявляют гуманное отношение к природе в любых обстоятельствах,

понимают нравственный смысл своих действий и поступков.

Дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений

и животных.

Приложение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «Аист» комбинированного вида г. Ишимбая

муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

«Познавательное развитие»

Опытно - экспериментальная деятельность

Тема

«Если закопать в землю мусор, что произойдет?»

в старшей группе№ 06 «Весёлые ребята».

Подготовила:

воспитатель

Югова С.В.

2017 г.

Тема: «Если закопать в землю мусор, что произойдет?»

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель:

активизация

познавательной

активности

детей,

систематизация

полученных знаний о правилах поведения на природе.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей правилами поведения на природе;

-

формировать

навыки

практического

взаимодействия

с мусором:

умение

сортировать мусор;

- закрепить знания о том, сколько времени разлагается каждый вид мусора.

- закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования;

-

активизировать

словарь

детей

существительными,

прилагательными

и

глаголами по теме занятия.

Развивающие:

-

развивать

логическое

мышление,

память,

внимание,

наблюдательность,

познавательный интерес в процессе занятия, способность делать выводы.

- развивать мышечно-двигательную активность пальцев и кистей рук; слуховое

восприятие, внимание, тактильную чувствительность, обаяние и осязание.

Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

- поощрять желание работать в коллективе;

- прививать бережное отношение к природе;

-воспитывать желание общаться с природой, желание познакомить с правилами

поведения на природе друзей, родителей.

Методические приемы:

- Игровой (использование сюрпризных моментов).

- Наглядный (использование иллюстраций, презентации).

- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Использование художественного слова:

ч т е н и е

с т и х о т в о р е н и я

М .

Усачева «Мусорная

фантазия» ;

беседы

о мусоре:

откуда

берется,

какие

виды мусора бывают, чем вреден мусор и т. д.

Выполнение коллективной экспериментальной работы.

Ход ООД.

Загадка:

Кружится, вертится,

Планета давно,

Суш, морей, океанов полно,

Разнообразная жизнь,

На ней процветает,

Ну же дружок, как её называют?

Ответ: Земля

- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша планета? (Земля).

- Правильно, земля. А какую форму она имеет? (Форму шара).

- Верно, форму шара. Вот посмотрите здесь у меня на картинке наша земля.

Ребята, вы не замечаете ничего странного? (Земля стала мрачной, изменился

цвет морей и океанов).

Воды речек замутились,

Пересох в лесу ручей,

Стали чахнуть липы, клёны

На обочинах дорог.

Чистый воздух загрязняет

Фабрик и заводов смог.

Да, мы говорим о самом важном,

Взглянуть на землю стало страшно,

Вода мутнеет с каждым днём,

А воздух - сколько грязи в нём!

Когда-то чистый, голубой,

Теперь он грязный и больной,

Погибнуть может всё живое,

Земля – что сделали с тобою?

- Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная. Замусорили нашу Землю.

- Ребята, а как вы думаете, откуда берётся мусор? (Люди выбрасывают пакеты,

бутылки, очистки, банки, бумагу, старые вещи).

- Ребята, а куда вы выбрасываете мусор? (В мусорное ведро).

- А потом куда попадает мусор? (В мусорный контейнер).

- А куда вывозят контейнеры с мусором? (На свалку).

- Как называются машины, которые вывозят мусор? (мусоровоз).

-

Вспомните,

возле

наших

домов

стоят мусорные

баки.

Если мусоровозы

ежедневно вывозят мусор – запаха почти нет, а если же мусор не вывозят

довольно долго, то проходить мимо таких баков неприятно.

- Да, ежедневно в городе накапливается большое количество мусора, который

вывозят специальными машинами на свалку. Свалка - это скопление мусора,

который выделяет ядовитые вещества и отравляет все вокруг. Это очень опасно

для нашего здоровья, растений и животных.

-

Кроме

свалок

суще ствуют мусоросжигательные

заводы,

кото р ы е

сжигают мусор,

но

при

сжигании мусора образуются

вредные

вещества,

которые попадая в воздух, отравляют все вокруг.

- На планете живёт несколько миллиардов жителей и каждый человек за год

выбрасывает тонну мусора – это целый грузовик.

- Ребята, а как вы думаете, что произойдёт, если мусор не убирать? (Кругом

будет валяться мусор, засорять землю, воздух и воду).

(Демонстрация фотографий грязного города, свалки).

-

Но

это

в

городе мусор

вывозят

машины,

а

давайте

с

вами

отправимся

на природу и посмотрим, что происходит в лесу. На природе должно быть так

здорово! Красивый лес, чистые полянки, прозрачная речка, свежий воздух,

птицы поют. Отдохнем, наберемся сил и здоровья.

Физкультминутка «Здравствуй лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес, (Широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)

Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания вправо-влево)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица? (Дети всматриваются вдаль)

Все открой, не утаи. (Погрозить пальцем)

Ты же видишь – Мы свои! (Поднять руки вверх)

Вос-ль: Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? Правильно, здесь и

пластиковые

бутылки,

и

пластмассовые

стаканчики,

и

бумага,

и

газеты,

и

коробки, и стеклянные банки и бутылки, и железные банки.

Воспитатель: Ребята, что же делать? Если не соблюдать правила поведения в

лесу, то завтра весь лес будет загрязнен.

- Первое правило:

Если чистый водоем,

хорошо купаться в нем.

Воду вы не загрязняйте,

в неё мусор не бросайте!

-

Посмотрите,

на

поляне

находится мусор: консервная

банка,

пакет

из-под

кефира,

металлическая

крышка,

пластиковые

стаканчики.

Почва

с

редкой,

пожухлой травой.

- Как вы думаете, почему под мусором трава пожухлая, желтая, низкая, чего ей

не хватает?" (Под мусором траве не хватает света, воды во время дождя).

- А вот и второе правило поведения!

"Мусор на поляне траве расти мешает,

из-за него растениям света не хватает.

Люди, мусор не бросайте, жизнь растений уважайте!

-

Прежде,

чем

выбросить мусор,

его

надо

сортировать

– мусор из

разного

материала надо собирать в разные контейнеры. Это облегчало его переработку.

Смотрите, перед вами полянка, оставленная жителями моего королевства после

отдыха.

Отдыхать, конечно, надо! Поиграть и порезвиться. Но…вокруг остались банки,

пакеты

пластиковые

и

бумажные,

бутылки

стеклянные

и

пластиковые,

железные! (Рассматривают и называют виды мусора).

- А мусор в землю можно закапывать? (нет)

- Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем

не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Пластиковые бутылки и

пакеты долго не разлагаются (200 лет). Деревянные, картонные и бумажные

предметы, разлагаются быстро (2 мес., их лучше закапывать, чтобы они не

портили внешний вид природы.

Не будет разлагаться железная банка? (500 лет)

- А вот и третье правило!

Мусор в землю не зарывать!

Каждую бумажку, бутылку, жестянку

Надо в отдельный контейнер кидать!

- Ребята давайте мы сейчас с вами проведём опыт по закапыванию различного

мусора и проверим, действительно ли мусор разлагается или не разлагается в

земле в течение года?

Практическая деятельность.

-

Через

год

мы

закончим

наш

эксперимент

и

посмотрим

что

же

стало

с

мусором! Ребята, помните, грязные воздух и вода, зараженная земля вызывают

разные заболевания и даже гибель людей. Уничтожение животных ведет к

исчезновению некоторых животных. Помните о том, что вы всегда должны

бережно

относиться

ко

всему,

что

вас

окружает,

чтобы

наша

земля

не

превратилась в пустыню.



В раздел образования