Автор: Лисовец Мария Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 78"Алые паруса"
Населённый пункт: г. Ставрополь.
Наименование материала: Открытое занятие по математике
Тема: «Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
Раздел: дошкольное образование
«Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
в старшей группе.
Соавтор: Лисовец М.Г.
Цель: совершенствовать навыки счета в пределах 7: закрепить умения решать задачи и составлять по
ним примеры. Закрепить названия дней недели.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять способность к логическим действиям и операциям
-продолжать формировать положительную реакцию на усложнение поставленного задания,
используя знаки неравенства.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес детей, их внимание и память, развивать интерес к выполнению
заданий.
-учить самостоятельно и с небольшой помощью решать проблему, проявляя инициативность и
находчивость.
Предварительная работа: чтение сказок, логические задачки.
Материал и оборудование: карточки, цифровой ряд, цифры, знаки неравенства, «дерево желаний».
Декорации печки, яблони с яблоками; речка и домик на «курьих ножках».
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку. Выстраиваются полукругом.
- Ребята, вы не боитесь трудностей?
Ответ детей.
Я хочу проверить вашу готовность справляться с любыми трудностями, которые будут у вас на пути.
Давайте проведем небольшую разминку, которая позволит определить, хорошо ли вы справляетесь с
различными заданиями.
Игра:
_ Какой сегодня день недели?
_ Какой был вчера день недели?
_ Какой будет завтра?
_ Сколько всего дней в неделе?
-_ Назовите по порядку дни недели.
_ Назови выходные дни. Сколько их?
_ Какой день недели первый?
_ Какая по счету в неделе - пятница?
-_Назовите части суток. (ответы детей)
-Сколько времен года?
_ Молодцы!
_Ребята, а вы любите сказки?
Ответ детей.
_ А какие сказки вы знаете, где действие происходит в лесу?
Ответ детей.
Вбегает Машенька.
-Ребята , помогите мне, пожалуйста! Родители попросили меня присмотреть за братцем ,а я
отвлеклась и его унесли гуси-лебеди.
А кто знает сказку, в которой птицы похитили мальчика?
Ответ детей.
-Верно! Это сказка « Гуси-лебеди» ( показываю иллюстрацию к сказке)
- Хотите очутиться в этой сказке и совершить небольшое путешествие и помочь героям сказки?
- Кому мы должны помочь? ( Помочь девочке спасти брата, которого похитили « Гуси- Лебеди»)
Воспитатель: -Машенька, мы готовы тебе помочь.
Машенька благодарит и уходит.
Воспитатель: - Во время разминки вы показали, что сможете справиться с любыми трудностями.
- Ну, что ж, в добрый путь! Но у меня убедительная к вам просьба: в дороге нужно быть предельно
осторожным и внимательным! Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу.
Помните пословицу: « Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй!» (дети
проговаривают пословицу все вместе)
Ребята,д авайте закроем глаза и представим ,что мы попали в волшебный лес.
- Открываем глаза…. И, вот мы с вами попали в сказочный, волшебный лес.
- Ребята, кто похитил братца Иванушку, когда Машенька его оставила? Ответ детей.
- А вы знаете, сколько было гусей? Послушайте задачку- загадку.
Два гуся летят над нами,
Три других за облаками.
Сколько будет всех гусей?
_ А как вы узнали? Что вы сделали для того, чтобы узнать, сколько было гусей?
( приглашаю ребенка к доске на опушке леса, выполнить действие: 2+ 3= 5 )
- А теперь, ребята, когда мы узнали, сколько было гусей, которые похитили мальчика, идем дальше
помогать Машеньке.
- Чтобы не потеряться в лесу, пойдем цепочкой, держась за руки. ( Идут друг за другом, звучит не
громко музыка.)
- «Поможем Машеньке, ребята,
Братца ей вернуть обратно?
Нам нужно Иванушку срочно найти!
Но ждут преграды на нашем пути»
- Девочка побежала искать братца. Долго бежала она по полям, по лесам. Кто первый встретился
Машеньке на пути? ( Ответ детей. )
Дети подходят к печке.
- Давайте ласково поздороваемся с печкой:
-Здравствуй, печенька-матушка!
Печка: Здравствуйте ребята. Что вы делаете в нашем лесу?
Дети: -Мы пришли помочь Маше спасти своего брата.
Печка :- Я вам дети помогу и дорогу укажу, но вы сначала должны выполнить задания, которые не
успела сделать Машенька, потому что торопилась спасать братца Иванушку.
«Расставить цифры в порядке возрастания от 0-7»
Воспитатель :- На столе лежат цифры. Посмотрите правильно они лежат?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чтобы выполнить задания - нам надо выложить все цифры правильно в порядке
возрастания.
(дети выкладывают числовую прямую).
Воспитатель: Проверьте себя.
Работа по карточкам. Расставить правильно знаки неравенства.
Но сначала вспомним, для чего нужны эти знаки?
- Как называются эти знаки? (показываю знаки неравенства)
После выполнения этого задания, дети объясняют, какой знак они поставили и почему?
3.Показать цифрой, сколько было ударов в бубен.
( Печка хвалит детей за выполненные задания)
Звучит негромко музыка.
- А мы с вами будем продолжать наше путешествие. Давайте вспомним, кто следующий встретился
на пути Машеньке? ( Яблонька).
- Ребята, посмотрите на дерево. Что это за дерево, как оно называется?
- Давайте все вместе попросим яблоньку:
« Яблонька- душенька,
Будь нам подруженькой.
Скажи, куда гуси- лебеди полетели,
Куда Ваню унести посмели?
( Яблонька ведет диалог с детьми)
- Я рада, что вы попали к нам в сказку. Хотите, я угощу вас вкусными, наливными яблочками?
Но, сначала, я хочу, чтобы вы выполнили мои задания, тем самым помогли Машеньке.
- Что растет на яблоньке?
- Давайте посчитаем, сколько выросло яблок на яблоньке? ( прямой и обратный счет )
- Сколько яблок красных?
- Сколько яблок желтых?
-С какой стороны яблок больше?
-С какой меньше?
-Найдите число, которое соответствует количеству яблок слева.
-А теперь – число, которое соответствует количеству яблок справа.
-Давайте поставим знак между этими числами.
- Молодцы! Со всеми заданиями справились, которые приготовила яблонька.
- Ребята, вы немного устали, а впереди у нас еще дорога с трудными испытаниями-заданиями.
Давайте отдохнем:
Гуси-лебеди летели (ходьба по кругу и взмахи руками)
На лужайку тихо сели (присели на месте)
Походили (ходьба полуприседя)
Поклевали
Потом быстро побежали (бег на носочках со взмахами руками)
Прямо и гордо умеют держаться (выпрямиться, руки за спину, проверить осанку)
И очень бесшумно на воду садятся(присели на месте)
- Ну, что, отдохнули? (звучит тихая музыка)
-« Дальше, дальше мы пойдем
К речке быстрой подойдем.»
Кто следующий встретился Машеньке на пути? ( речка)
- Какая была речка в сказке? ( молочная река, кисельные берега)
- Речка хочет вас угостить вкусным кисельком. Но прежде нужно выполнить ее задания.
Речка хочет узнать, какими математическими терминами вы владеете.
Проводится Д\игра « Скажи наоборот» с мячом.
Длинный - короткий
Один - много
Большой - маленький.
Широкий - узкий.
Толстый - худой
Далеко - близко.
Вверху - внизу.
Слева - справа.
Вперед- назад.
Плюс- минус
Высокий - низкий.
Воспитатель : Реченька-матушка приготовила вам еще задачки- шутки, которые помогут Машеньке
освободить братца: (в цветке, на речке, спрятаны задания)
- Сколько ушей у трех мышей?
-Сколько лап у двух лисят?
-Сколько хвостов у трех котов?
- Кто старше трехлетний Петя или пятилетний Саша?
- Сколько хвостов у семи коров?
_ Сколько носов у двух псов?
- Сколько пальчиков у одного мальчика?
- Сколько меда соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
_ Какие молодцы! И с заданиями речки справились. Но пора продолжать наш путь. Звучит музыка.
Дети продолжают идти. Подходят к избушке, на курьих ножках.
- Что это? (избушка на курьих ножках.)
- А кто в ней живет? (Ответ)Иванушка заперт в избушке Бабы-яги на замок, а ключа, чтобы открыть
замок у нас нет.
Воспитатель: Настало время освободить Иванушку, а то скоро вернется Баба-яга с гусями-
лебедями.
- Давайте пройдем к столам и попробуем найти ключ.
Проводится графический диктант. (нарисовать по клеточкам ключ)
- Ребята, что у вас получилось? ( ключ)
- Молодцы! Это тот самый ключ. Сейчас я попробую открыть замок. Выходит Иванушка. Машенька
обнимает братца, благодарят детей. Машенька вручает детям подарок. Прощаются с детьми и
уходят.
Анализ занятия:
_ Ребята, а что мы хотели с вами сделать, когда отправлялись в путешествие по лесу? ( Помочь
Маше спасти братца.)
- Молодцы, вы справились со всеми заданиями, потому что вы очень дружные, умеете считать,
решать задачки, отгадывать загадки, никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за
участие в таком замечательном путешествии.
- Ну, а теперь пришло время возвращаться в детский сад:
« Будем глазки закрывать, 1, 2, 3, 4, 5- надо в садик нам опять.»
Итог занятия
- Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Кому помогли? Что вам понравилось в путешествии?
- Какие задания выполняли? - А мы справились со всеми заданиями, которые были у нас на пути?
- Посмотрите, у вас на столах лежат яблоки- красные и зеленые. Кому понравилось наше
путешествие и принесло пользу, что вы узнали что-то новое- возьмите красное яблоко, а кто
затруднялся -зеленое яблоко.
Что бы вы хотели пожелать нашим гостям? (Дети по очереди высказывают свои пожелания гостям)
-А вам, дети, я хочу пожелать:
« За руки умелые, за ум и смекалку,
Сказать спасибо я хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался.
( дети прощаются с гостями и уходят из зала под музыку.)