Автор: Ирина Владимировна Сыромятникова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Батагайский детский сад №2 "Сказка"
Населённый пункт: САХА (ЯКУТИЯ) РЕСПУБЛИКА, ВЕРХОЯНСКИЙ РАЙОН, БАТАГАЙ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разучивание стихов с помощью мнемотехники
Раздел: дошкольное образование
Подготовила презентацию Сыромятникова И.В. на тему : «Мнемотехника». (Обмен
опытом).
МНЕМОТЕХНИКА- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует
естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации.
Актуальность мнемотехники для старших дошкольников обусловлена тем, что как раз
в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в
основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты,
явления, близкие их жизненному опыту. Почему мне нравиться приемы мнемотехники,
потому что облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти
путем образования дополнительных ассоциаций.
Цель моей работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном
процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей.
Задачи:
1. Способствовать развитие основных психических процессов – памяти,
внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы
в образы ;
2. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать
взрослого и выполнять его инструкции;
3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим
составлять схемы и воспроизводить их.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного
запаса детей;
5. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
6. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
7. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире,
принимать активное участие в образовательном процессе;
8. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи
адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
Мнемотехника помогает развивать
:
Зрительную и слуховую память
Зрительное и слуховое внимание
Воображение
Восприятие
Развивает кругозор
Развивает все стороны речи
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Ее можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с
символами. На начальном этапе педагог предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя
их схематичными, контурными изображениями предметов.
Например, елочка (какая) - колючая (рисунки елки и ежа) В старшем возрасте, когда
дети научатся хорошо мыслить образно, можно подключать их к работе над символами. Я
обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.
Например: как мне нарисовать слово «сильный»? дети предлагают разные варианты
символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант,
подходящий к данному слову, например, «муравей». Этот этап работы еще называют –
работа с мнемоквадратами.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
«Подскажи словечко»
«Найди пару»
«Скажу по – другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2- 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагается символы для обозначения
цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот прием хорошо использовать для
работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3
слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: на этом этапе начинается работа с мнемотаблицами. Необходимо начинать
работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и
позже – к мнемотаблицам.
Методы и приемы мнемотехники
Во – первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:
-Зрительного
-Слухового
-Кинистетического (движения глаза, руки, голосового аппарата)
-Обонятельного
-Вкусового.