Напоминание

« Формирование коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста"


Автор: Прохоренко Анастасия Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр внешкольной работы станицы Полтавской
Населённый пункт: ст. Полтавская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: « Формирование коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление образования муниципального образования

Красноармейский район

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Красноармейский район

Методическая разработка

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

« ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Автор-составитель:

педагог дополнительного

образования Прохоренко А.Н.

ст. Полтавская, 2023г

Цель мастер-класса:

представление опыта работы по использованию

игровых технологий для формирования коммуникативных компетенций у

детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с играми коммуникативного

характера из опыта собственной работы;

- содействовать формированию у педагогов представлений об использовании

в

воспитательной

работе

игровых

технологий,

направленных

на

формирование коммуникативных компетенций у обучающихся

Оборудование:

карточки

с

заданиями,

чистые

листы

А4,

ручки,

мультимедийная презентация.

Ход мастер-класса:

1. Вступительная часть

Ответьте (поднятием руки, кивком головы, улыбкой) на моѐ приветствие

после той фразы, которая относится к вам:

- Здравствуйте те, кто сегодня с настроением проснулся!

- Здравствуйте те, кто способен любить!

-Здравствуйте те, кто способен творить!

-Здравствуйте те, кто способен мечтать!

-Здравствуйте те, кто любит рисовать!

-Здравствуйте те, кто приветствие другу умеет дарить!

-Здравствуйте те, кто мне улыбнулся!

2. Теоретическая часть

Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено с разной

интонацией. Попробуйте проявить свой коммуникативный и творческий

потенциал использования приветствия. Повернитесь к рядом сидящему

партнеру и попробуйте поздороваться с ним с разной интонацией. Мы с вами

поздоровались и улыбнулись друг другу. Это является главным мостиком к

коммуникации между людьми. - А что такое коммуникация? (ответы

участников мастер-класса). Коммуникация – способность коммуницировать

со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя в процессе

общения.

Коммуникация

это

не

просто

действие,

это

именно

взаимодействие, которое осуществляется между участниками. Формирование

коммуникативности

-

важное

условие

нормального

психологического

развития ребенка. А также одна из основных задач подготовки его к

дальнейшей жизни. Проблема приобщения к социуму всегда была и ныне

остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребѐнка. В

современном мире у детей заметно возрос интерес к соцсетям. Возраст детей,

заводящих себе аккаунты, заметно уменьшился. Девятилетние школьники

самостоятельно ведут свои странички в соцсетях, снимают и размещают

видео, ведут блоги. Время диктует нам новые реалии, а в них без соцсетей

никуда. 10-11-летние подростки в свое свободное время предпочитают

играть

в

компьютерные

игры,

отрицательное

влияние

которых

на

неокрепшую психику детей не является ни для кого секретом

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом проведения

коммуникативных игр с детьми начальной школы, которые способствуют

формированию

умения

сотрудничать,

созданию

атмосферы

доверия,

доброжелательности, свободы выбора и взаимопонимания. Цель игр на

развитие

коммуникативных

навыков:

развитие

навыков

общения,

формирование доброжелательных отношений между сверстниками. Задачи: -

создание условий для положительного эмоционального настроя участников

игры; - развитие у детей способности к эмпатии (способность сопереживать,

понимать и принимать чувства другого человека); - совершенствование

невербальных

способов

общения

(мимика,

пантомимика,

жесты);

-

способствование сплочению детского коллектива. «В игре ребенок живет, и

следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».

К. Д. Ушинский.

3.Практическая часть.

Игры на развитие коммуникативных навыков универсальны, вариативны и

могут

быть

использованы

в

разных

видах

учебной

и

внеучебной

деятельности (организационный момент, рефлексия урока или внеклассные

занятия). Многие игры требуют физической активности детей, поэтому

иногда играми можно заменить физминутки.

Игра «Мойка»

Эту игру можно использовать на разных этапах становления детского

коллектива, на классных часах, переменах и во внеурочной деятельности.

Цель: развитие коммуникативных навыков и доброжелательных

взаимоотношений между детьми; развитие умения оказывать положительные

знаки внимания сверстникам.

Ход игры: - Все прекрасно понимают, для чего нам нужна мойка? Верно, она

нам нужна для того, чтобы что-то сделать чистым. Белье становится чистым,

свежим после стирки. Автомобиль становится чистым после мойки. Сейчас

мы с вами сыграем в игру «Мойка». Но наша мойка волшебная! Она

предназначена для людей. Выберем невеселого, грустного игрока или того, у

которого сейчас плохое настроение. После «мойки» наш игрок обязательно

станет улыбающимся и веселым, у него улучшится настроение. - Скажите,

пожалуйста, а как можно поднять настроение своим близким или друзьям?

Вы правы! Комплиментами и добрыми словами. - Какие вы знаете

комплименты? Играющим необходимо встать в два параллельных ряда

лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими

рядами, через «мойку». Каждый стоящий в ряду произносит добрые, нежные

слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит игрок с

приподнятым настроением и с улыбкой на лице. Если игроки затрудняются

сказать комплимент, то можно пожать руку или обнять ребенка. После игры

задаю детям вопросы: - Что-нибудь удивило тебя в этой игре? - Сложно ли

говорить приятные слова и комплименты другим детям? Подведем итог

игры. Какое настроение у главного игрока сейчас? (Ответы участников

мастер-класса). Настроение улучшилось, а это самое главное!

Игра «Конфетная проблема».

Данную игру желательно использовать в группе знакомых детей.

Цель:

научить детей решать проблемы путем переговоров, принимать

совместные обдуманные решения, отказываться от быстрого решения

проблемы в свою пользу.

Ход игры: В этой игре каждому игроку понадобится по одной конфете, а

каждой паре игроков - по ажурной салфетке. - Сейчас мы будем играть в игру

со сладостями. Чтобы получить конфету, вам сначала надо выбрать партнера

и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите

друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать конфетка, ее

нельзя пока трогать. В этой игре есть одна проблема. Конфету может

получить только тот, кто убедит партнера в острой необходимости взять эту

конфету, чей партнер добровольно откажется от нее и отдаст конфету вам.

Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить,

но без согласия своего партнера конфету брать не имеете права. Если

согласие получено, то конфету можно взять. Затем я жду, когда все пары

примут решение и наблюдаю, как они действуют. Одни могут сразу съесть

конфету, получив его от партнера, а другие конфету делят пополам и одну

половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить

проблему, кому же все-таки достанется конфета. - А теперь я дам каждой

паре еще по одной конфете. Обсудите, как вы поступите с конфетой на этот

раз. Ребята в этом случае действуют по-разному. Те дети, которые разделили

первую

конфету

пополам,

обычно

повторяют

эту

«стратегию

справедливости». Большинство детей, отдавшие конфету партнеру в первой

части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер

отдаст конфету им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и вторую

конфету. Для меня эта игра является еще и диагностической, она помогает

понять, умеют ли дети договариваться, выявить лидеров, аутсайдеров.

Для развития невербальных способов общения отлично подходят игры

«Изобрази пословицу» и «За стеклом».

Игра «Изобрази пословицу»

Эту игру можно использовать как на уроках, так и во внеурочной

деятельности.

Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения,

проявлять любознательность

Ход игры: Ученики делятся на подгруппы и изображают с помощью жестов

и мимики какую-либо пословицу, например: «Слово не воробей - вылетит, не

поймаешь», «Скажи им, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Нет друга - ищи,

а найдешь, береги». Участники пытаются отгадать.

Игра «Через стекло»

Цель:

развитие невербального интеллекта, умения понять партнера по

жестам, установление доверительных отношений между детьми.

Ход игры: Участникам предлагается «сказать» что-либо друг другу жестами,

представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не

проникают звуки. Можно придумывать любые фразы, например: «Ты забыл

надеть шапку, а на улице очень холодно» или «Принеси мне стакан воды, я

хочу пить». Нужно как можно точнее сформулировать фразу, которую

передает партнер.

Вывод: не всегда бывает просто понять по жестам, что хочет передать

собеседник. Некоторые люди используют различные жесты, чтобы выразить

свое отношение к происходящему. Существуют жесты-символы, жесты –

регуляторы, жесты – адаптеры, с такими жестами мы знакомимся во время

игр.

На этапе сплочения коллектива можно использовать игры, которые учат

сообща решать задачи, способствуют созданию доверительных отношений

между учениками в классе, знакомят с доступными для возраста играющих

способами проявления помощи, заботы, уважения. К таким играм относятся:

«Соломинка в ручье» и «Клеевой ручеѐк», которая активно используются

мной в начальной школе.

Игра «Соломинка в ручье»

Данную игру можно использовать во внеурочной деятельности на этапе

сплочения коллектива. Цель: развитие умения сообща решать задачи, учить

доверять и помогать партнеру по общению.

Ход игры: Игроки выстраиваются в два ряда лицом друг к другу на

расстоянии вытянутой руки. Это будут «берега ручейка». Один из

участников начинает движение между «берегов» с закрытыми глазами. Это

«соломинка». Дети, которые стоят в рядах, должны прикосновениями (или

словами) помогать этому игроку двигаться. В конце «соломинка» становится

элементом «берега» и следующий игрок начинает движение. Эта игра

способствует развитию доверительных отношений в группе, коллективе.

Игра «Клеевой ручеѐк».

Цель: развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре и

осуществлять само- и взаимоконтроль; учить доверять и помогать тем, с кем

общаешься.

Ход игры: Перед игрой я провожу беседу с детьми о дружбе и

взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Ребята должны встать друг за другом и держатся за плечи или талию

впередистоящего.

В

таком

положении

по

указанию

ведущего

они

преодолевают различные препятствия, например: 1. Подняться на стул и

сойти с него. 2. Проползти под столом. 3. Обогнуть «широкое озеро». 4.

Пробраться через «дремучий лес». 5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны

отцепляться друг от друга. Если «ручеек» расклеился, задание необходимо

выполнить сначала.

Вашему вниманию были представлены игры на сплочение, на развитие

коммуникативных навыков, на установление доверительных отношений

между детьми, но хочется еще вспомнить такой сложный период для всех

школьников, как адаптационный период, он есть не только в 1 классе, но и в

5 и 10 классах. Ребята попали в новый коллектив, им незнакомы многие

одноклассники, они теряются среди множества лиц, не знают, как обратиться

к окружающим. Очень трудно запомнить сразу всех, школьники испытывают

дискомфорт от того, что не знают, кого как зовут. Необходимо помочь детям

познакомится. Для этих целей я использую несколько игр, помогающих

познакомится ребятам и узнать поближе друг друга.

Игра «Собери рюкзак», которую можно использовать на переменах,

физминутках, внеклассных мероприятиях.

Цель: знакомство участников игры другом, преодоление скованности и

напряжѐнности, повышение уровня доверия.

Ход игры: Участники садятся на пол или на стулья, образуя круг. Педагог:

«Представьте, что мы собрались в поход. Нам нужно всем вместе собрать

рюкзак. Подумайте, что нужно взять нам в поход» Первый путешественник

называет своѐ имя и предмет, начинающийся на первую букву своего имени,

который он может взять в поход (для начала мы упрощали задание и

называли просто любой предмет, подходящий для похода). Второй повторяет

имя и предмет первого, а затем называет свое имя и свой предмет, и так

далее, например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас».

Тогда следующий игрок произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и

беру с собой спальник, а еще Катю с компасом» и т. д. Можно придумывать

каждый раз новое место посещения. Условие: повторяться нельзя. У игры

много вариаций, например, «Назови себя, назови меня», «Мяч по кругу» и

др. В своей работе я также использую игры на оценивание результата

совместных действий, развитие чувства эмпатии. Есть в нашем творческом

объединении игры-традиции.

Игра «Волшебная коробка».

Ход игры: Такую игру можно проводить на заключительном этапе в каком-то

совместном деле, проекте, в конце учебного года. Детям показываю

коробочку, закрытую крышкой. Трясу ее, играющие должны определить на

слух, что там находится. На самом деле - это конфеты. Но они непростые. -

Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете

пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными.

Давайте подумаем, что мы можем пожелать …

Затем проводится ритуал «До свидания» «Всем – всем, до свидания»,

играющие ставят свои кулачки в единый «столбик», затем громко говорят.

«Всем – всем, до свидания!» и убирают кулачки.

Рефлексия.

Подводя итог выше изложенному, отметим «плюсы» и «минусы»

использования

игровых

технологий:

-

способствуют

формированию

коммуникативных навыков у обучающихся; - способствуют повышению

интереса, активизации и развитию мышления; - дают возможность детям

использовать полученные знания в новой ситуации; - способствуют

объединению

коллектива

и

формированию

ответственности;

-

при

использовании могут возникнуть проблемы с организацией обучающихся и с

дисциплиной; - подготовка требует больших затрат времени, нежели ее

проведение; - увлекаясь игровой оболочкой можно потерять воспитательное

содержание; - невозможность использовать на любом материале; - сложность

в оценке обучающихся. Плюсов оказалось больше.

Опыт использования игровых технологий для формирования

коммуникативных компетенций имеет положительный результат. Поэтому я

рекомендую педагогам использовать игровые технологии как на уроках, так

и во внеурочной деятельности не только в начальной школе, но и детьми

старшего школьного возраста. Говорят, что «урок без игры, все равно, что щи

без соли». Будьте внимательны к своим ученикам, играйте с ними, играйте

вместе с ними, учите их играть, учитесь у своих детей и радуйтесь их новым

успехам!

Библиография

1. Афанасьев, С. Триста творческих конкурсов [Текст] /С.Афанасьев.-

Кострома.:1999.-105 с.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] /

Л.С. Выгодский. –М.: 1967. – 169с.

3. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка

[Текст] / Л.С. Выгодский. – М.: 1997. – 156 с.

4. Гуськов, Н.А. Кладоискатели – сб. метод. рек. по прог. [Текст] /под ред.

Н.А. Гуськов.- М.: 1996.-167 с.

5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов.

– М.: 1968. – 171с.

6. Красило, А.И. Психология обучения художественному творчеству [Текст] /

А.И. Красило. – М.: 1998. – 210 с.

7. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности [Текст] / Ю.А. Полуянов. –

М.: 1982. – 198с.

8. Пономарёв, В.Д. Введение в игровую технологию учебно–воспитательной

деятельности современной школы [Текст] / В.Д. Пономарёв. -М.: 1998.- 135с.



В раздел образования