Автор: Чертова Ольга Юрьевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 17
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обеспечение роста профессиональной компетенции педагога через организацию работы по самообразованию
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
«Обеспечение роста профессиональной компетентности педагога
через организацию работы по самообразованию»
Ставрополь, 2023г.
Модернизация
современного
образования,
внедрение
новых
образовательных
стандартов,
нацелена
на
построение
и
реализацию
индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на
различных этапах его жизненного пути.
Для
осуществления
своей
миссии педагогу необходимо
обладать
готовностью
к
решению профессиональных
задач,
то
есть
уровнем профессиональной компетентности.
Одним
из
показателей профессиональной
компетентности
педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется
в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения
образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий
утрачивает
свою
актуальность
в
среднем
уже
через
пять
лет.
Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к
выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического
мастерства педагогов - это самообразование.
На
сегодняшний
день педагогам предлагается
огромный
спектр
услуг повышения квалификации : в учебных заведениях - очное обучение,
очно-заочное
обучение,
заочное,
дистанционное
обучение,
на
курсах повышения квалификации, семинары и т. д.
Постоянное самообразование -
вот
тот
определяющий
актив
жизни
современного
человека,
который
поможет
не
"отстать
от
поезда
современности".
Самообразование расширяет
и
углубляет
знания,
способствует
осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это
первая
ступень
к
совершенствованию профессионального
мастерства.
Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.
Определим
составляющие
этой
потребности,
мотивы,
побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению,
родительскому
собранию,
какому
либо
мероприятию
и
др.
у
любого педагога возникает
необходимость
поиска
и
анализа
новой
информации
• Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий
человек
не
сможет
из
года
в
год работать по
одному
и
тому
же
пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же
доклады.
Должно
появиться
желание
большего. Работа должна
быть
интересной и доставлять удовольствие.
•
Стремительный
рост
современной
науки.
Особенно
психологии
и педагогики.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую
очередь
отражаются
на
детях,
формируют
их
мировоззрение,
и
соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного
человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в
детский сад, хотят отдать своего ребенка конкретному воспитателю.
Если педагог на хорошем счету у администрации, методического совета,
отдела образования, он имеет больше прав в выборе воспитанников, нагрузки
и др.
•
Общественное
мнение. Педагогу
не
безразлично,
считают
его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория педагога, премии, надбавки –
все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения
новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно
учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Источники самообразования
В
чем
заключается
суть
процесса самообразования? Педагог
самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти
знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной
жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
•Литература
(методическая,
научно-популярная,
публицистическая,
художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
В
общем
случае,
все
источники
делятся
на
источники
знаний,
способствующие
личностному
росту,
и
источники,
способствующие профессиональному
росту.
Однако
они
могут
способствовать и тому и другому одновременно.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению
и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся
и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете
современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование
педагога дошкольного
учреждения
многогранно
и
многопланово.
Основными
направлениями
в
системе
образования педагогов дошкольного учреждения являются:
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам
дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно- методической литературы;
Ознакомление
с
новыми
достижениями педагогики,
детской
психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня.
Важным условием является правильно организованная и проводимая в
системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не
все педагоги
владеют
навыками
самостоятельной
работы (испытывают
затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы,
постановке целей и задач и т. п).
Как правильно сформулировать тему:
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами
решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это
позволяет решить две задачи:
• Деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать
решению задач ДОУ;
• Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи
ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной
проблеме,
и
результатом
этой
деятельности
в
дальнейшем
смогут
воспользоваться все педагоги ДОУ.
Темы
подбираются
так
же
с
учетом
индивидуального
опыта
и профессионального мастерства воспитателя.
Выбранная
тема самообразования должна
быть
близка
и
понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и
раскроет творческий потенциал воспитателя.
Формулировку темы можно сформулировать по схемам:
ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО
ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО
Использование
ЧЕГО
–
ЛИБО
как
средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.
п.) ЧЕГО –ТО
Например:
«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных
способностей детей дошкольного возраста»
«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей
дошкольного возраста»
«Использование
развивающих
игр
как
средство
формирования
познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста».
Содержание работы по самообразованию:
1 этап – организационно – ознакомительный.
Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме,
соответствующей
научно-методической
литературы,
определение
темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического
материала.
Формы
представления
результатов работы : консультации,
доклады,
наглядно
–
иллюстративный
материал,
перспективные
планы, конспекты занятий, программы.
2 этап – основной.
Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма
представления
результатов работы:
проведение
мероприятий
по
теме самообразования.
3 этап – заключительный.
Предполагает
проведение
диагностики
с
целью
отслеживания
результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом
составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются
этапы, содержание работы на каждом из них.
По окончании каждого этапа проводиться рефлексия (самоанализ).
Предполагаемый результат и формы его представления.
Форма завершения самообразования может быть представлена:
1. Консультация для педагогов по теме самообразования;
2. Выступление на заседании совета педагогов;
3. Проведение открытого просмотра;
4. Выступление по итогам работы и обмену опытом;
5. Составление картотеки по проблеме;
6. Изготовление игр и пособий;
7.
Советы
и
рекомендации
по
проведению
воспитательно-
образовательной работы;
8. Составление перспективного плана работы с детьми;
9. Организация
выставки
работ
детей
или
педагога
по
теме
самообразования;
10. Творческий отчет
11. Оформление передового педагогического опыта.
12. Публикация
13. Дидактический материал с обоснованием и описанием
Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они
рассчитываются от аттестации до аттестации.
Важно помнить, что план самообразования воспитателя — это не скучное
заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия
нового, приоритетного направления в работе с детьми.
Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно
ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом,
будет способствовать формированию творческой активности и повышению
профессионального мастерства каждого педагога ДОУ.