Напоминание

Обеспечение роста профессиональной компетенции педагога через организацию работы по самообразованию


Автор: Чертова Ольга Юрьевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 17
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обеспечение роста профессиональной компетенции педагога через организацию работы по самообразованию
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

«Обеспечение роста профессиональной компетентности педагога

через организацию работы по самообразованию»

Ставрополь, 2023г.

Модернизация

современного

образования,

внедрение

новых

образовательных

стандартов,

нацелена

на

построение

и

реализацию

индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на

различных этапах его жизненного пути.

Для

осуществления

своей

миссии педагогу необходимо

обладать

готовностью

к

решению профессиональных

задач,

то

есть

уровнем профессиональной компетентности.

Одним

из

показателей профессиональной

компетентности

педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется

в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения

образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий

утрачивает

свою

актуальность

в

среднем

уже

через

пять

лет.

Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к

выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического

мастерства педагогов - это самообразование.

На

сегодняшний

день педагогам предлагается

огромный

спектр

услуг повышения квалификации : в учебных заведениях - очное обучение,

очно-заочное

обучение,

заочное,

дистанционное

обучение,

на

курсах повышения квалификации, семинары и т. д.

Постоянное самообразование -

вот

тот

определяющий

актив

жизни

современного

человека,

который

поможет

не

"отстать

от

поезда

современности".

Самообразование расширяет

и

углубляет

знания,

способствует

осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это

первая

ступень

к

совершенствованию профессионального

мастерства.

Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

Определим

составляющие

этой

потребности,

мотивы,

побуждающие педагога к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению,

родительскому

собранию,

какому

либо

мероприятию

и

др.

у

любого педагога возникает

необходимость

поиска

и

анализа

новой

информации

• Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий

человек

не

сможет

из

года

в

год работать по

одному

и

тому

же

пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же

доклады.

Должно

появиться

желание

большего. Работа должна

быть

интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный

рост

современной

науки.

Особенно

психологии

и педагогики.

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую

очередь

отражаются

на

детях,

формируют

их

мировоззрение,

и

соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного

человека»

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в

детский сад, хотят отдать своего ребенка конкретному воспитателю.

Если педагог на хорошем счету у администрации, методического совета,

отдела образования, он имеет больше прав в выборе воспитанников, нагрузки

и др.

Общественное

мнение. Педагогу

не

безразлично,

считают

его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

• Материальное стимулирование. Категория педагога, премии, надбавки –

все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения

новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно

учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Источники самообразования

В

чем

заключается

суть

процесса самообразования? Педагог

самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти

знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной

жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

•Литература

(методическая,

научно-популярная,

публицистическая,

художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

В

общем

случае,

все

источники

делятся

на

источники

знаний,

способствующие

личностному

росту,

и

источники,

способствующие профессиональному

росту.

Однако

они

могут

способствовать и тому и другому одновременно.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению

и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся

и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете

современных требований педагогической и психологической наук.

Самообразование

педагога дошкольного

учреждения

многогранно

и

многопланово.

Основными

направлениями

в

системе

образования педагогов дошкольного учреждения являются:

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам

дошкольного воспитания;

Изучение учебной и научно- методической литературы;

Ознакомление

с

новыми

достижениями педагогики,

детской

психологии, анатомии, физиологии;

Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

Повышение общекультурного уровня.

Важным условием является правильно организованная и проводимая в

системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не

все педагоги

владеют

навыками

самостоятельной

работы (испытывают

затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы,

постановке целей и задач и т. п).

Как правильно сформулировать тему:

Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами

решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это

позволяет решить две задачи:

• Деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать

решению задач ДОУ;

Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи

ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной

проблеме,

и

результатом

этой

деятельности

в

дальнейшем

смогут

воспользоваться все педагоги ДОУ.

Темы

подбираются

так

же

с

учетом

индивидуального

опыта

и профессионального мастерства воспитателя.

Выбранная

тема самообразования должна

быть

близка

и

понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и

раскроет творческий потенциал воспитателя.

Формулировку темы можно сформулировать по схемам:

ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО

ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО

Использование

ЧЕГО

ЛИБО

как

средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.

п.) ЧЕГО –ТО

Например:

«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных

способностей детей дошкольного возраста»

«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей

дошкольного возраста»

«Использование

развивающих

игр

как

средство

формирования

познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Содержание работы по самообразованию:

1 этапорганизационно – ознакомительный.

Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме,

соответствующей

научно-методической

литературы,

определение

темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического

материала.

Формы

представления

результатов работы : консультации,

доклады,

наглядно

иллюстративный

материал,

перспективные

планы, конспекты занятий, программы.

2 этап – основной.

Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма

представления

результатов работы:

проведение

мероприятий

по

теме самообразования.

3 этап – заключительный.

Предполагает

проведение

диагностики

с

целью

отслеживания

результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом

составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются

этапы, содержание работы на каждом из них.

По окончании каждого этапа проводиться рефлексия (самоанализ).

Предполагаемый результат и формы его представления.

Форма завершения самообразования может быть представлена:

1. Консультация для педагогов по теме самообразования;

2. Выступление на заседании совета педагогов;

3. Проведение открытого просмотра;

4. Выступление по итогам работы и обмену опытом;

5. Составление картотеки по проблеме;

6. Изготовление игр и пособий;

7.

Советы

и

рекомендации

по

проведению

воспитательно-

образовательной работы;

8. Составление перспективного плана работы с детьми;

9. Организация

выставки

работ

детей

или

педагога

по

теме

самообразования;

10. Творческий отчет

11. Оформление передового педагогического опыта.

12. Публикация

13. Дидактический материал с обоснованием и описанием

Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они

рассчитываются от аттестации до аттестации.

Важно помнить, что план самообразования воспитателя — это не скучное

заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия

нового, приоритетного направления в работе с детьми.

Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно

ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом,

будет способствовать формированию творческой активности и повышению

профессионального мастерства каждого педагога ДОУ.



В раздел образования