Напоминание

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Киселева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Чапаевская СОШ"
Населённый пункт: д.Чапаево ,Усть-Абаканского района
Наименование материала: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тема: СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация:

в

данной

статье

рассматривается

сказка

как

средство

духовно-

нравственного воспитания дошкольников. Особое внимание уделено роли сказки в

формировании личности ребенка.

Ключевые

слова:

сказка,

духовно-нравственное

воспитание,

развитие

личности,

сказкотерапия.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской

жестокости и агрессивности. Под влиянием далеко не нравственных

мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах. С

рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего

дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть

каждого поступка.Легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия

духовности и нравственности через сказку. Именно со сказки у ребенка

начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с

окружающим миром в целом.

Недаром такие ценители русского слова, как Пушкин А.С., Лермонтов

М.Ю., Жуковский В.А., говорили о преображающей силе сказок, а русские

мыслители Ильин И.А. и Трубецкой Е.Н. видели в сказке отражение души

русского народа.[4]

Обычно

работу

по

сказке

проводится

поэтапно.

После

3-х

лет происходит осознание ребенком собственного «Я», поэтому он начинает

ассоциировать себя с главными героями сказки, подражать им, развивается

способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Для этого

нужно подобрать сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где

добро, а где зло, чтобы развить восхищение добрыми героями и осуждение

злых.[1]

Для знакомства детей с нравственными ценностями хорошо подойдут

русские народные сказки, сказки Бажова, сказки зарубежных сказочников:

Андерсена, Шарля Перро, Братьев Гримм.

Дети начинают понимать внутренний смысл сказки, ее эмоциональный

подтекст. [5]

Перед

прочтением

сказки

проводится

подготовительная

работа,

знакомство с главными героями. Активно используется наглядный материал.

Далее происходит непосредственное знакомство со сказкой. Перед

началом важно ввести детей в атмосферу сказки, настроить их.

После прочтения проводится беседа с детьми по содержанию сказки.

Обсуждаются герои, их поступки. Детям предлагается подумать как бы они

поступили в той или иной ситуации.

На данном этапе основной акцент делается на развитии активной речи

детей, умении находить причинно- следственные связи поступков героев,

умений ребенка думать, сопоставлять, сопереживать.[3]

После прочтения сказки с детьми проводится театрализация. Дети

выбирают роль, надевают костюмы и разыгрывают сказку по ролям.

Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше

литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума,

тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

И ребенок никогда не будет «трудным», если родители, воспитатели

используют народные сказки в воспитании детей.

[2]

Список литературы:

1.

Алексеева М.М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучению

родному языку дошкольников. М., 2012. – 400 с.

2.

Архангельский Л. М. Ценности ориентации и духовное развитие

личности. М., 2012. – 64 с.

3.

Белобрыкина О.А. Сказка ложь, да в ней намек…»// Речь и общение.

М., 2011. – 240 с.

4.

Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы

образования. 1995 № 2. С. 15-18

5.

Короткова

Л.Д.

Духовно-нравственное

воспитание

средствами

авторских сказок. М., 2011. – 160 с.



В раздел образования