Автор: Киселева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Чапаевская СОШ"
Населённый пункт: д.Чапаево ,Усть-Абаканского района
Наименование материала: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тема: СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация:
в
данной
статье
рассматривается
сказка
как
средство
духовно-
нравственного воспитания дошкольников. Особое внимание уделено роли сказки в
формировании личности ребенка.
Ключевые
слова:
сказка,
духовно-нравственное
воспитание,
развитие
личности,
сказкотерапия.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской
жестокости и агрессивности. Под влиянием далеко не нравственных
мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах. С
рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего
дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть
каждого поступка.Легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия
духовности и нравственности через сказку. Именно со сказки у ребенка
начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с
окружающим миром в целом.
Недаром такие ценители русского слова, как Пушкин А.С., Лермонтов
М.Ю., Жуковский В.А., говорили о преображающей силе сказок, а русские
мыслители Ильин И.А. и Трубецкой Е.Н. видели в сказке отражение души
русского народа.[4]
Обычно
работу
по
сказке
проводится
поэтапно.
После
3-х
лет происходит осознание ребенком собственного «Я», поэтому он начинает
ассоциировать себя с главными героями сказки, подражать им, развивается
способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Для этого
нужно подобрать сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где
добро, а где зло, чтобы развить восхищение добрыми героями и осуждение
злых.[1]
Для знакомства детей с нравственными ценностями хорошо подойдут
русские народные сказки, сказки Бажова, сказки зарубежных сказочников:
Андерсена, Шарля Перро, Братьев Гримм.
Дети начинают понимать внутренний смысл сказки, ее эмоциональный
подтекст. [5]
Перед
прочтением
сказки
проводится
подготовительная
работа,
знакомство с главными героями. Активно используется наглядный материал.
Далее происходит непосредственное знакомство со сказкой. Перед
началом важно ввести детей в атмосферу сказки, настроить их.
После прочтения проводится беседа с детьми по содержанию сказки.
Обсуждаются герои, их поступки. Детям предлагается подумать как бы они
поступили в той или иной ситуации.
На данном этапе основной акцент делается на развитии активной речи
детей, умении находить причинно- следственные связи поступков героев,
умений ребенка думать, сопоставлять, сопереживать.[3]
После прочтения сказки с детьми проводится театрализация. Дети
выбирают роль, надевают костюмы и разыгрывают сказку по ролям.
Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше
литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума,
тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.
Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
И ребенок никогда не будет «трудным», если родители, воспитатели
используют народные сказки в воспитании детей.
[2]
Список литературы:
1.
Алексеева М.М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучению
родному языку дошкольников. М., 2012. – 400 с.
2.
Архангельский Л. М. Ценности ориентации и духовное развитие
личности. М., 2012. – 64 с.
3.
Белобрыкина О.А. Сказка ложь, да в ней намек…»// Речь и общение.
М., 2011. – 240 с.
4.
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы
образования. 1995 № 2. С. 15-18
5.
Короткова
Л.Д.
Духовно-нравственное
воспитание
средствами
авторских сказок. М., 2011. – 160 с.