Автор: Чернова Галина Федоровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа №2 г. Нерюнгри им. М. К. Аммосова
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: учебно - методический материал
Тема: "Влияние семьи на развитие ребёнка"
Раздел: среднее образование
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Очевидно, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и
развитие ребенка. Но часто родители не уделяют этому особого внимания, допуская
большую ошибку.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с
первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из
семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей
семье все то, что было в семье родителей.
Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько
родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать
музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много
беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других
детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие
вокруг перемены.
Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности,
что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети
приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.
Важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют
поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте.
Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это
неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.
Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к
познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой
активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка
помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.
Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка.
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы
поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень
свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как
вести себя.
Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему
вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от
того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие
также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно
в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и
образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму
культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат,
для ребенка – это первая школа отношений с людьми.
Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно
продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки
воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами
семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе,
являются:
• неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток
вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями
растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их
удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность
семейной экономики;
• бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
• авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
• безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
• отсутствие нормального психологического климата в семье;
• фанатизм в любых его проявлениях;
• безграмотность в педагогическом отношении;
• противоправное поведение взрослых.
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна
быть выстроена система принципов семейного воспитания:
• дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и
счастья;
• родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и
способствовать развитию в нем лучшего;
• воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и
индивидуальных особенностей;
• диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой
требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
• личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;
• воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
• все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть
построены на игре;
• оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно
были.