Напоминание

"Влияние семьи на развитие ребёнка"


Автор: Чернова Галина Федоровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа №2 г. Нерюнгри им. М. К. Аммосова
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: учебно - методический материал
Тема: "Влияние семьи на развитие ребёнка"
Раздел: среднее образование





Назад




ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Очевидно, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и

развитие ребенка. Но часто родители не уделяют этому особого внимания, допуская

большую ошибку.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с

первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из

семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей

семье все то, что было в семье родителей.

Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько

родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать

музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много

беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других

детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие

вокруг перемены.

Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности,

что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети

приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.

Важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют

поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте.

Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это

неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к

познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой

активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка

помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы

поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень

свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как

вести себя.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему

вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от

того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие

также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно

в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и

образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму

культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат,

для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно

продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки

воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами

семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе,

являются:

• неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток

вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями

растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их

удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность

семейной экономики;

• бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

• авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

• безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

• отсутствие нормального психологического климата в семье;

• фанатизм в любых его проявлениях;

• безграмотность в педагогическом отношении;

• противоправное поведение взрослых.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна

быть выстроена система принципов семейного воспитания:

• дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и

счастья;

• родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и

способствовать развитию в нем лучшего;

• воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и

индивидуальных особенностей;

• диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой

требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

• личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

• воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

• все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть

построены на игре;

• оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно

были.



В раздел образования