Напоминание

"Какие виды деятельности необходимы дошкольникам".


Авторы: Трифонова Ирина Николаевна, Ирина Николаевна Трифонова
Должность: Воситатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №57"Маленькая страна"
Населённый пункт: город Псков, Псковская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Какие виды деятельности необходимы дошкольникам".
Раздел: дошкольное образование





Назад




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«

ДЕТСКИЙ САД № 57 «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»

Какие виды деятельности необходимы

дошкольнику.

Разработала:

Трифонова И.Н.

Различные виды деятельности дают возможность детям дошкольного возраста активно

познавать окружающий мир, пробовать свои силы, приобретать первый опыт.

Дети дошкольного возраста все время вовлечены в какую-то деятельность. Они бегают,

играют, рассматривают картинки и книжки, хотят мыть посуду, как мама, или постучать

молотком, как папа… Виды деятельности дошкольников разнообразны, и все они

жизненно необходимы. Так в детстве протекают три взаимосвязанных процесса: развитие

познавательной сферы, освоение деятельности и формирование личности.

Почему для дошкольника важна включенность в

деятельность

Различные виды деятельности дают возможность детям дошкольного возраста активно

познавать окружающий мир, пробовать свои силы, приобретать первый опыт.

Под детской деятельностью понимают процесс, образованный потребностью и

конкретными действиями. В идеале еще важен результат, сверенный с начальным

желанием (получилось то, к чему стремился, или нет). Но дети дошкольного возраста

далеко не всегда ориентированы на результат, им полезны непосредственные действия, к

которым они испытывают интерес.

Особая ценность деятельности состоит в том, что идет двухсторонний процесс.

Развиваясь, дошкольник научается выполнять более сложные действия, а включаясь в

деятельность, он погружается в условия, стимулирующие его развитие.

Создаются условия для речевого развития дошкольников через различные виды

деятельности. Чем бы ни занимался ребенок, он сопровождает свое занятие словами. С

помощью речи дети раскрывают причины поведения, выражает цели своих действий:

«строю дом», «буду причесывать кукол» и т.д.

Разнообразие видов и форм деятельности в дошкольном

возрасте

Дошкольник постепенно осваивает те виды деятельности, которые ему посильны на

определенном возрастном этапе. В раннем детстве необходимо овладеть действиями с

предметами. Потом придет черед игры, творчества и умственных действий, направленных

на решение задачи.

Каждый возрастной период отличается преобладанием одних видов деятельности над

другими. Преобладающий вид – самый влиятельный, поэтому его выделяют как ведущую

деятельность.

Вовлеченность ребенка в дело осуществляется по-разному. Интерес и попытки что-то

делать могут возникать спонтанно под действием сиюминутного желания, или когда

малыш наблюдает за другими и стремится подражать. Также детская деятельность может

быть организована взрослым и соответствовать определенной цели развить полезные

умения.

К некоторым занятиям ребенок особенно склонен. Возможно, у него есть задатки к

рисованию или к музыке, к конструированию или логическому мышлению.

Соответствующие занятия помогут развить способности дошкольника, данные ему от

природы.

Дошкольник может увлеченно самостоятельно строить домик из кубиков или рисовать, но

его привлекает и коллективная деятельность. Коллективная форма предоставляет иные

возможности. Ребенок видит, что делают сверстники, замечает, какие действия

одобряются, и в его представлении складываются образцы для подражания.

Продуктивные виды деятельности

Благодаря отдельным занятиям ребенок создает реальный продукт, который можно

показать другим или оценить. В этих случаях имеют место продуктивные виды

деятельности дошкольников.

К ним, прежде всего, относят рисование, конструирование, изготовление

аппликаций.Особенности продуктивной деятельности заключаются в том, что, изображая

или моделируя, дошкольник получает многоплановый материал для развития восприятия.

Ему необходимо разобраться с размерами и формой предмета, придумать, как отобразить

их на листе или в модели. У ребенка формируется восприятие цвета и техника детального

рассматривания.

Игровая деятельность

Большую часть времени дошкольник занят играми. Игра развивает и является ведущей

деятельностью в этом возрасте. За период от 3 до 7 лет игровая деятельность сильно

меняется, обогащается новыми формами и содержанием.

Трехлетка может играть в одиночку, увлекшись предметом. Интерес к тому, как играются

сверстники, возникает несколько позднее. Младшие дошкольники начинают подражать

друг другу, показывать свои игрушки, могут просто бегать вместе, и для них это уже игра.

Наиболее распространены в дошкольном детстве подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Подвижные игры, такие как прятки или догонялки, направлены на развитие двигательных

способностей.

Они отличаются строгими правилами – иначе игры не будет. Интересно, что до 4-х лет

ребенок не понимает, зачем он убегает или прячется, но правило выполняет. Даже в такой

простой деятельности закладывается формирование представлений о правилах и нормах.

Особо значимой для дошкольника является ролевая игра. Действуя по правилам роли,

ребенок развивает воображение, осваивает нормы общения, учится контролировать свое

поведение.

Игра подготавливает дошкольника к следующему виду приложения своих сил – к

художественной продуктивной деятельности.

Творческая деятельность

Художественная или творческая деятельность дошкольника развивается в соответствии с

принципом «от простого к более сложному». В детском творчестве многое зависит от

того, в какой степени ребенок владеет средствами и способами преобразовывать в образы

и модели все то, что он видит, слышит и чувствует.

В распоряжении младшего дошкольника таких способов и средств крайне мало. К 6-7

годам дошкольник научается многому: рисовать и вырезать из бумаги, представлять

образы до воплощения их в рисунке или модели, удерживать замысел задуманной

композиции и последовательно ее создавать. Художественная деятельность, в свою

очередь, представлена несколькими видами.

Изобразительное творчество

Изобразительная деятельность ребенка включает рисование, лепку, изготовление

аппликаций. Занятия полезны в любом возрасте, поскольку детей чаще привлекает сам

процесс, а не результат. Не важно, что у малыша получаются только хаотичные линии да

кружочки. В этих неумелых действиях развивается рука и техника рисовальных

движений, зрительное восприятие, формируется чувство цвета и гармоничных цветовых

сочетаний.

Практикуясь в рисовании, дошкольник осваивает пространство листа. В 5 лет он уже не

станет рисовать все подряд на одном листе, а станет требовать новый – один для

Снеговика, а другой для луга с цветочками. К ребенку приходит понимание, что создание

рисунка требует соответствия единой композиции.

Изготовление аппликаций дает ребенку первые представления о симметрии. Симметрия

становится открытием для дошкольника, когда из сложенного листа бумаги вырезают

снежинки, листочки и другие элементы аппликативного сюжета.

После такой практики у детей формируется умение видеть симметрию в окружающем

мире.

Конструирование

Конструктивная деятельность дошкольника – это сооружение разных построек и создание

моделей из деталей «Лего» и других пластмассовых или деревянных наборов. К этому же

виду относится конструирование из бумаги.

В практических действиях дошкольник раскрывает существующие закономерности.

Появляется осознание, какие формы и размеры должны быть у деталей, чтобы они

подошли друг другу. Экспериментируя, дети приходят к пониманию, что при

строительстве башни нужно сделать основание пошире, чтобы она была устойчивее – так

формируется понятие устойчивости и равновесия.

Конструирование развивает способность воспринимать предмет в целом. Дошкольник

научается планировать на несколько шагов вперед, а потом воплощать задуманное. В

такой деятельности развивается конструктивное мышление.

Музыкально-танцевальная деятельность

О музыкальной деятельности упоминают нечасто в контексте развития дошкольника. В то

же время, это активно присутствующая и важная тема в жизни ребенка. Дети рано

начинают откликаться на музыку, формируется восприятие музыкальных звуков и ритма.

Дошкольники любого возраста с удовольствием выполняют танцевальные движения под

музыку. Развиваются музыкальные способности и музыкальный слух.

Танцевальные занятия оказывают существенное влияние на двигательное и общее

развитие ребенка. Он запоминает и выполняет движения в заданном порядке, учится

распределять внимание между непосредственным выполнением движений и наблюдением

за тренером или партнерами по танцу. При этом развивается умение воспринимать

зрительно-двигательный образ. По мере освоения танцевальных движений, дошкольник

может проявлять творчество и создавать свой танец.

Познавательно исследовательская деятельность

Познавательная активность дошкольника способствует развитию умственной

деятельности и мышления. Такая активность может проявляться в практической и

умственной форме. В том случае, когда ребенок проводит простейшие опыты, имеет

место познавательно исследовательская деятельность.

Дошкольник включается в экспериментирование не ради забавы. Он сталкивается с

неизвестным ему ранее свойством предмета и стремится понять это свойство, обнаружить

аргументацию. Ребенок проверяет, как плавает бумажный кораблик, и что происходит,

когда бумага полностью пропитывается водой. Экспериментирует, что можно выше

подбросить — мячик или воздушный шар.

В подобной деятельности дошкольник открывает существенные признаки предметов и

явлений. Он не может их объяснить, и далее следует цепочка вопросов

взрослому. Познавательный интерес усиливается и подталкивает к новым опытам.

Ценность детской исследовательской деятельности заключается в том, что она является

способом познания окружающего мира.

Трудовая деятельность

Дошкольнику хочется быть как мама или папа. Он смотрит, каким делом занимаются

взрослые, и жаждет также попробовать свои силы. В это время ребенком движет

сильнейший интерес и желание быть наравне.

Ребенка увлекает процесс, а не результат. Он хочет вместе с мамой месить тесто и рядом с

папой поливать цветы на клумбе. Дошкольник заявляет, что он будет помогать. Не

проблема, что «помощник» окажется весь в муке, или воду из лейки выльет на самого

себя. Важна причастность к полезному делу.

Главное правило, которым должны руководствоваться при этом родители: не

раздражаться! Ребенок проявляет самостоятельность, реализует свои потребности. К тому

же он впитывает манеры взрослых, и родительская реакция станет для него образцом

поведения в дальнейшем.

Ребенок ожидает положительную оценку, похвалу, одобрение своих действий. Чувство

гордости за свои достижения у ребенка проявляется уже в возрасте 3-х лет, как только он

открыл для себя собственное Я. Очень важно хвалить ребенка и поручить ему посильное

для него дело.

Особая ценность трудовой деятельности с точки зрения младшего дошкольника

заключается в том, что он становится сотрудником взрослого и действует в реальной

ситуации, а не игровой. У старшего дошкольника другие приоритеты. Он с удовольствием

принимается за работу, если понимает ее важность. Каким бы ни оказался мотив

включения в деятельность, у дошкольника постепенно формируются трудовые навыки.

Учебная деятельность

В старшем дошкольном возрасте дети заинтересовываются более серьезными

«взрослыми» умениями – чтением, счетом. Формируются познавательные мотивы. Все это

предпосылки к тому, что ребенок готов учиться новому и решать более сложные задачи.

Игры и творческие занятия подготавливают дошкольника к учебной деятельности.

Первые навыки учебной деятельности прививают дошкольнику в дидактической игре.

Дидактическими называют игры, специально придуманные взрослыми, чтобы дети

получали новые знания и формировали навыки.

Сначала в игровой форме, но со временем дошкольники и без игрового контекста с

интересом слушают познавательный материал, читают и выполняют простые счетные

операции.

Что касается учебной деятельности, не следует перегружать дошкольников новыми

знаниями. Гораздо важнее готовить детей к тому, что школьное обучение требует

произвольности познавательных процессов. А для этого необходимо проводить с детьми

игры на внимание, на развитие произвольного восприятия и памяти.

Стремясь полноценно развивать ребенка, взрослым необходимо помнить, что все виды

деятельности детей приносят им свою пользу. Дошкольнику важно играть и рисовать,

конструировать и выполнять посильные домашние обязанности. Родителям следует

предоставлять ребенку возможность проявлять самостоятельность, терпеливо относиться

к детскому экспериментированию, и активно включаться в совместные занятия.



В раздел образования