Авторы: Трифонова Ирина Николаевна, Ирина Николаевна Трифонова
Должность: Воситатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №57"Маленькая страна"
Населённый пункт: город Псков, Псковская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Какие виды деятельности необходимы дошкольникам".
Раздел: дошкольное образование
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«
ДЕТСКИЙ САД № 57 «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»
Какие виды деятельности необходимы
дошкольнику.
Разработала:
Трифонова И.Н.
Различные виды деятельности дают возможность детям дошкольного возраста активно
познавать окружающий мир, пробовать свои силы, приобретать первый опыт.
Дети дошкольного возраста все время вовлечены в какую-то деятельность. Они бегают,
играют, рассматривают картинки и книжки, хотят мыть посуду, как мама, или постучать
молотком, как папа… Виды деятельности дошкольников разнообразны, и все они
жизненно необходимы. Так в детстве протекают три взаимосвязанных процесса: развитие
познавательной сферы, освоение деятельности и формирование личности.
Почему для дошкольника важна включенность в
деятельность
Различные виды деятельности дают возможность детям дошкольного возраста активно
познавать окружающий мир, пробовать свои силы, приобретать первый опыт.
Под детской деятельностью понимают процесс, образованный потребностью и
конкретными действиями. В идеале еще важен результат, сверенный с начальным
желанием (получилось то, к чему стремился, или нет). Но дети дошкольного возраста
далеко не всегда ориентированы на результат, им полезны непосредственные действия, к
которым они испытывают интерес.
Особая ценность деятельности состоит в том, что идет двухсторонний процесс.
Развиваясь, дошкольник научается выполнять более сложные действия, а включаясь в
деятельность, он погружается в условия, стимулирующие его развитие.
Создаются условия для речевого развития дошкольников через различные виды
деятельности. Чем бы ни занимался ребенок, он сопровождает свое занятие словами. С
помощью речи дети раскрывают причины поведения, выражает цели своих действий:
«строю дом», «буду причесывать кукол» и т.д.
Разнообразие видов и форм деятельности в дошкольном
возрасте
Дошкольник постепенно осваивает те виды деятельности, которые ему посильны на
определенном возрастном этапе. В раннем детстве необходимо овладеть действиями с
предметами. Потом придет черед игры, творчества и умственных действий, направленных
на решение задачи.
Каждый возрастной период отличается преобладанием одних видов деятельности над
другими. Преобладающий вид – самый влиятельный, поэтому его выделяют как ведущую
деятельность.
Вовлеченность ребенка в дело осуществляется по-разному. Интерес и попытки что-то
делать могут возникать спонтанно под действием сиюминутного желания, или когда
малыш наблюдает за другими и стремится подражать. Также детская деятельность может
быть организована взрослым и соответствовать определенной цели развить полезные
умения.
К некоторым занятиям ребенок особенно склонен. Возможно, у него есть задатки к
рисованию или к музыке, к конструированию или логическому мышлению.
Соответствующие занятия помогут развить способности дошкольника, данные ему от
природы.
Дошкольник может увлеченно самостоятельно строить домик из кубиков или рисовать, но
его привлекает и коллективная деятельность. Коллективная форма предоставляет иные
возможности. Ребенок видит, что делают сверстники, замечает, какие действия
одобряются, и в его представлении складываются образцы для подражания.
Продуктивные виды деятельности
Благодаря отдельным занятиям ребенок создает реальный продукт, который можно
показать другим или оценить. В этих случаях имеют место продуктивные виды
деятельности дошкольников.
К ним, прежде всего, относят рисование, конструирование, изготовление
аппликаций.Особенности продуктивной деятельности заключаются в том, что, изображая
или моделируя, дошкольник получает многоплановый материал для развития восприятия.
Ему необходимо разобраться с размерами и формой предмета, придумать, как отобразить
их на листе или в модели. У ребенка формируется восприятие цвета и техника детального
рассматривания.
Игровая деятельность
Большую часть времени дошкольник занят играми. Игра развивает и является ведущей
деятельностью в этом возрасте. За период от 3 до 7 лет игровая деятельность сильно
меняется, обогащается новыми формами и содержанием.
Трехлетка может играть в одиночку, увлекшись предметом. Интерес к тому, как играются
сверстники, возникает несколько позднее. Младшие дошкольники начинают подражать
друг другу, показывать свои игрушки, могут просто бегать вместе, и для них это уже игра.
Наиболее распространены в дошкольном детстве подвижные и сюжетно-ролевые игры.
Подвижные игры, такие как прятки или догонялки, направлены на развитие двигательных
способностей.
Они отличаются строгими правилами – иначе игры не будет. Интересно, что до 4-х лет
ребенок не понимает, зачем он убегает или прячется, но правило выполняет. Даже в такой
простой деятельности закладывается формирование представлений о правилах и нормах.
Особо значимой для дошкольника является ролевая игра. Действуя по правилам роли,
ребенок развивает воображение, осваивает нормы общения, учится контролировать свое
поведение.
Игра подготавливает дошкольника к следующему виду приложения своих сил – к
художественной продуктивной деятельности.
Творческая деятельность
Художественная или творческая деятельность дошкольника развивается в соответствии с
принципом «от простого к более сложному». В детском творчестве многое зависит от
того, в какой степени ребенок владеет средствами и способами преобразовывать в образы
и модели все то, что он видит, слышит и чувствует.
В распоряжении младшего дошкольника таких способов и средств крайне мало. К 6-7
годам дошкольник научается многому: рисовать и вырезать из бумаги, представлять
образы до воплощения их в рисунке или модели, удерживать замысел задуманной
композиции и последовательно ее создавать. Художественная деятельность, в свою
очередь, представлена несколькими видами.
Изобразительное творчество
Изобразительная деятельность ребенка включает рисование, лепку, изготовление
аппликаций. Занятия полезны в любом возрасте, поскольку детей чаще привлекает сам
процесс, а не результат. Не важно, что у малыша получаются только хаотичные линии да
кружочки. В этих неумелых действиях развивается рука и техника рисовальных
движений, зрительное восприятие, формируется чувство цвета и гармоничных цветовых
сочетаний.
Практикуясь в рисовании, дошкольник осваивает пространство листа. В 5 лет он уже не
станет рисовать все подряд на одном листе, а станет требовать новый – один для
Снеговика, а другой для луга с цветочками. К ребенку приходит понимание, что создание
рисунка требует соответствия единой композиции.
Изготовление аппликаций дает ребенку первые представления о симметрии. Симметрия
становится открытием для дошкольника, когда из сложенного листа бумаги вырезают
снежинки, листочки и другие элементы аппликативного сюжета.
После такой практики у детей формируется умение видеть симметрию в окружающем
мире.
Конструирование
Конструктивная деятельность дошкольника – это сооружение разных построек и создание
моделей из деталей «Лего» и других пластмассовых или деревянных наборов. К этому же
виду относится конструирование из бумаги.
В практических действиях дошкольник раскрывает существующие закономерности.
Появляется осознание, какие формы и размеры должны быть у деталей, чтобы они
подошли друг другу. Экспериментируя, дети приходят к пониманию, что при
строительстве башни нужно сделать основание пошире, чтобы она была устойчивее – так
формируется понятие устойчивости и равновесия.
Конструирование развивает способность воспринимать предмет в целом. Дошкольник
научается планировать на несколько шагов вперед, а потом воплощать задуманное. В
такой деятельности развивается конструктивное мышление.
Музыкально-танцевальная деятельность
О музыкальной деятельности упоминают нечасто в контексте развития дошкольника. В то
же время, это активно присутствующая и важная тема в жизни ребенка. Дети рано
начинают откликаться на музыку, формируется восприятие музыкальных звуков и ритма.
Дошкольники любого возраста с удовольствием выполняют танцевальные движения под
музыку. Развиваются музыкальные способности и музыкальный слух.
Танцевальные занятия оказывают существенное влияние на двигательное и общее
развитие ребенка. Он запоминает и выполняет движения в заданном порядке, учится
распределять внимание между непосредственным выполнением движений и наблюдением
за тренером или партнерами по танцу. При этом развивается умение воспринимать
зрительно-двигательный образ. По мере освоения танцевальных движений, дошкольник
может проявлять творчество и создавать свой танец.
Познавательно исследовательская деятельность
Познавательная активность дошкольника способствует развитию умственной
деятельности и мышления. Такая активность может проявляться в практической и
умственной форме. В том случае, когда ребенок проводит простейшие опыты, имеет
место познавательно исследовательская деятельность.
Дошкольник включается в экспериментирование не ради забавы. Он сталкивается с
неизвестным ему ранее свойством предмета и стремится понять это свойство, обнаружить
аргументацию. Ребенок проверяет, как плавает бумажный кораблик, и что происходит,
когда бумага полностью пропитывается водой. Экспериментирует, что можно выше
подбросить — мячик или воздушный шар.
В подобной деятельности дошкольник открывает существенные признаки предметов и
явлений. Он не может их объяснить, и далее следует цепочка вопросов
взрослому. Познавательный интерес усиливается и подталкивает к новым опытам.
Ценность детской исследовательской деятельности заключается в том, что она является
способом познания окружающего мира.
Трудовая деятельность
Дошкольнику хочется быть как мама или папа. Он смотрит, каким делом занимаются
взрослые, и жаждет также попробовать свои силы. В это время ребенком движет
сильнейший интерес и желание быть наравне.
Ребенка увлекает процесс, а не результат. Он хочет вместе с мамой месить тесто и рядом с
папой поливать цветы на клумбе. Дошкольник заявляет, что он будет помогать. Не
проблема, что «помощник» окажется весь в муке, или воду из лейки выльет на самого
себя. Важна причастность к полезному делу.
Главное правило, которым должны руководствоваться при этом родители: не
раздражаться! Ребенок проявляет самостоятельность, реализует свои потребности. К тому
же он впитывает манеры взрослых, и родительская реакция станет для него образцом
поведения в дальнейшем.
Ребенок ожидает положительную оценку, похвалу, одобрение своих действий. Чувство
гордости за свои достижения у ребенка проявляется уже в возрасте 3-х лет, как только он
открыл для себя собственное Я. Очень важно хвалить ребенка и поручить ему посильное
для него дело.
Особая ценность трудовой деятельности с точки зрения младшего дошкольника
заключается в том, что он становится сотрудником взрослого и действует в реальной
ситуации, а не игровой. У старшего дошкольника другие приоритеты. Он с удовольствием
принимается за работу, если понимает ее важность. Каким бы ни оказался мотив
включения в деятельность, у дошкольника постепенно формируются трудовые навыки.
Учебная деятельность
В старшем дошкольном возрасте дети заинтересовываются более серьезными
«взрослыми» умениями – чтением, счетом. Формируются познавательные мотивы. Все это
предпосылки к тому, что ребенок готов учиться новому и решать более сложные задачи.
Игры и творческие занятия подготавливают дошкольника к учебной деятельности.
Первые навыки учебной деятельности прививают дошкольнику в дидактической игре.
Дидактическими называют игры, специально придуманные взрослыми, чтобы дети
получали новые знания и формировали навыки.
Сначала в игровой форме, но со временем дошкольники и без игрового контекста с
интересом слушают познавательный материал, читают и выполняют простые счетные
операции.
Что касается учебной деятельности, не следует перегружать дошкольников новыми
знаниями. Гораздо важнее готовить детей к тому, что школьное обучение требует
произвольности познавательных процессов. А для этого необходимо проводить с детьми
игры на внимание, на развитие произвольного восприятия и памяти.
Стремясь полноценно развивать ребенка, взрослым необходимо помнить, что все виды
деятельности детей приносят им свою пользу. Дошкольнику важно играть и рисовать,
конструировать и выполнять посильные домашние обязанности. Родителям следует
предоставлять ребенку возможность проявлять самостоятельность, терпеливо относиться
к детскому экспериментированию, и активно включаться в совместные занятия.