Напоминание

"Методы и средства формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"


Автор: Белогубова Анастасия Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Теремок"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методы и средства формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы и средства формирования экологической культуры

у детей дошкольного возраста

На

сегодняшний

день

взаимодействие

человека

и

природы

превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важнейшей

задачей

общества

является

формирование

экологической

культуры

подрастающего поколения.

Экологическая культура – одна из фундаментальных общечеловеческих

ценностей,

суть

которой

состоит

в

урегулировании

научными,

нравственными,

художественными

средствами

системы

экологических

отношений,

в

превращении

негативных

проявлений,

ведущих

к

экологическому кризису, в позитивную деятельность.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста

осуществляется

посредством

реализации

ФГОС

ДОО

и

интеграции

всех

образовательных

областей,

представляющих

определенные

направления

развития и образования детей в дошкольной образовательной организации.

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя

и

детей

(культурные

практики),

в

ходе

которой

осуществляется

формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к

окружающему миру.

Для успешной реализации образовательной программы дошкольного

образования

важно

использовать

различные

средства

и

методы,

которые

являются

наиболее

приемлемыми

для

детей

дошкольного

возраста

и

способствуют

формированию

у

воспитанников

основ

экологической

культуры.

Методов экологического образования, как единой классификации не

существует. С.Н. Николаева предлагает такие методы как:

1.

Совместная

деятельность

воспитателя

и

детей

по

созданию

и

поддержанию необходимых условий жизни для живых существ – главный

метод

экологического

воспитания

детей.

Этот

метод

направлен

на

формирование

у

детей

практических

навыков

и

умений.

Отслеживание

объектов

результатов

выращивания

позволяет

корректировать

складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер.

2. Наблюдение – метод чувственного познания природы. Обеспечивает

непосредственный

контакт

с

природой,

живыми

объектами,

окружающей

средой.

3.

Метод

моделирования.

Работа

с

календарями

природы,

знакомство

с

изопродукцией,

восприятие

произведений

искусства,

создающихся

профессионалами

(художественных

картин,

музыкальных

и

литературных

произведений), предметов народного промысла в которых отражены мотивы

природы, – позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей,

полученные при непосредственном контакте с природой.

4. Игра – это эмоциональная деятельность: ребёнок который играет,

находится в хорошем настроении, активен и доброжелателен. Объединение

игры и ознакомления с природой заключается в том, чтобы «погрузить» детей

в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для

восприятия «природного» содержания и связано с выработкой отношения

детей

к

природе,

которое

в

рамках

экологического

воспитания

является

конечным результатом.

5. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод

в

силу

большой

специфики

речевой

деятельности.

Диалог

(разговор,

обсуждение)

позволяет

наращивать

и

корректировать

конкретные

представления о природе и деятельности людей в ней. Монолог (рассказ

воспитателя, чтение книг) расширяет сферу знаний дошкольников, беседа

формирует

понимание

связей

в

природе,

у

дошкольников

происходит

осознание

ее

закономерностей. Реальные

достижения

в

работе

с

детьми

обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим

владением методами формирования экологической культуры.

Несмотря

на

различие

теоретических

воззрений

в

практике

воспитательно-образовательной работе ДОО все разнообразие используемых

методов определяется следующим:

– общей целью и конкретными задачами данного этапа педагогического

процесса;

– содержанием и методами науки;

– возможностями ребёнка (возрастными, степенью подготовки и др.);

возможно стями

во спитателя:

педагогиче ским

о п ы том ,

индивидуально-личностными

особенностями

и

способностями,

уровнем

теоретической и практической подготовки.

К

методам

формирования

экологической

культуры

можно

отнести

наблюдение, элементарные опыты, моделирование, игра и т.п. Наряду с этим

широко применяются методы, основанные на слове воспитателя рассказ,

беседа,

чтение

произведений,

проводимые

с

демонстрацией

натуральных

объектов или их изображений.

Наблюдение –

метод

чувственного

познания

природы.

Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами,

окружающей

средой.

Целенаправленные,

организованные

наблюдения,

воспитателям дают возможность сформировать не только конкретные, но и

обобщенные

представления,

научить

детей

ориентироваться

на

наиболее

значимые признаки объектов и явлений.

С.А. Козлова, Т.А. Куликова предлагают следующую классификацию

видов

наблюдения:

кратковременные

и

длительные

наблюдения,

а

также

повторные и сравнительные. При экологическом воспитании дошкольников

используются разные виды наблюдений, они имеют отличия по характеру

познавательных

задач

и

по

своей

структуре:

соотношению

в

процессе

наблюдения

сенсорных

и

интеллектуальных

процессов,

сочетанию

непосредственно воспринимаемого и прошлого опыта.

Для

того

чтобы

знания

о

природе

были

осознанными,

в

формировании

экологической

культуры

дошкольников

используются

элементарные

опыты,

которые

способствуют

формированию

у

детей

познавательного

интереса

к

природе,

развивают

наблюдательность,

мыслительную

деятельность.

В

каждом

опыте

раскрывается

причина

наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям,

уточняются их знания свойствах и качествах объектов природы.

Важное значение также имеет моделирование, так как познание

дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только

посредством наблюдений и элементарных опытов. С дошкольниками можно

создавать и использовать самые различные модели, то есть здесь имеет место

моделирование –

как

процесс

создания

модели

и

сама

деятельность

с

моделью, как средство экологического образования.

«Игра –

это

эмоциональная

деятельность», –

пишет

С.Н.

Николаева.

Усвоение

знаний

о

природе

при

помощи

игры,

вызывающей

эмоциональный

отклик,

не

может

не

оказать

влияние

на

формирование

правильного

отношения

к

объектам

растительного

и

животного

мира.

Наряду

с

наблюдениями

для

расширения

представлений

детей

о

доступных

явлениях

и

предметах

природы

широко

используют

разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие.

Использование

перечисленных

выше

методов

невозможно

без

применения

словесных

методов,

т.к.

они

решают

следующий

ряд

задач:

конкретизация, пополнение, уточнение знаний об известных детям явлениях

природы и фактах из жизни животных и растений, полученные в процессе,

какой-либо

деятельности.

Словесные

методы

дают

возможность

сформировать

знания,

выходящие

за

пределы

опыта

детей.

С

помощью

словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе,

формируют природоведческие понятия.

Рассказ – вид творческой деятельности воспитателя, требующий то

него

определённых

знаний

о

природе,

наблюдательности,

умения

сопоставлять

явления

природы,

размышлять

над

ними.

Важна

выразительность речи. Основная цель этого метода – создать у детей точное,

конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном

раньше объекте, явлении природе. Очень важно учитывать интересы детей.

Наряду с рассказами в процессе развития экологической культуры у детей

используется такой метод как – беседа.

Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:

– для возбуждения детского интереса к предстоящей деятельности;

для

уточнения,

углубления,

обобщения

и

систематизации

знаний

детей о природе, формирования отношения к природе.

Беседы, в зависимости от дидактических целей, бываю следующих

видов: установочная беседа; эвристическая беседа; итоговая беседа.

Большое образовательное значение для формирования экологической

культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт

благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике

устанавливают

зависимость

состояния

растений

и

животных

от

удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе. Труд в

природе

спо собствует

развитию

у

детей

н а бл юд ат е л ь н о с т и ,

любознательности,

пытливости.

Самостоятельный

или

совместный

с

взрослыми труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию

необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести

детям

правильные

способы

и

умения

взаимодействия

с

природой,

т.е.

приобщаться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей

в практической деятельности – это показатель степени их экологической

культуры и экологической воспитанности.

Таким образом, можно сказать о том, что при формировании

экологической культуры дошкольников используется большое разнообразие

средств

и

методов

экологического

образования,

при

условии

их

целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов

будут

наиболее

эффективны,

если

их

использование

осуществляется

в

неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою

очередь является «базой» для их рационального использования.

1.

Киселёва,

Г.М.

Теория

и

методика

экологического

образования

дошкольников:

Учебное

пособие

для

студентов

педагогических

визов

факультетов дошкольной педагогики и психологии [Текст] / Г.М. Киселёва.–

Шадринск: ПО Исеть, 2005. – 128 с.

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.

учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. [Текст] / С.А. Козлова, Т.А.

Куликова. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 416 с.

3.

Лаптева,

Г.В.

Развивающие

прогулки

для

детей

5–6

лет.

Программа

детского сада и не только [Текст] / Г.В. Лаптева. – Спб.: Речь; М.: Сфера,

2010. – 128 с.

4 . Мчедлидзе, Н.Б. История зарубежной дошкольной педагогики [Текст] /

Н.Б. Мчедлидзе. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 345 с.

5.

Николаева,

С.Н.

Роль

педагогической

технологии

в

формировании

экологической культуры детей и взрослых [Текст] // Дошкольное воспитание.

– 2000. - №6. – С. 19-30.

6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей:

учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С.Н. Николаева.

– М.: Академия, 2011. – 336 с.

7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного

Образования, утв. Приказом Министерства Образования и Науки Российской

Федерации от 17 октября 2014 г. № 1155 [Текст] / Екатеринбург, Ажур, 2014 г.

– 22 с.



В раздел образования