Автор: Белогубова Анастасия Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Теремок"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методы и средства формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Методы и средства формирования экологической культуры
у детей дошкольного возраста
На
сегодняшний
день
взаимодействие
человека
и
природы
превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важнейшей
задачей
общества
является
формирование
экологической
культуры
подрастающего поколения.
Экологическая культура – одна из фундаментальных общечеловеческих
ценностей,
суть
которой
состоит
в
урегулировании
научными,
нравственными,
художественными
средствами
системы
экологических
отношений,
в
превращении
негативных
проявлений,
ведущих
к
экологическому кризису, в позитивную деятельность.
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
осуществляется
посредством
реализации
ФГОС
ДОО
и
интеграции
всех
образовательных
областей,
представляющих
определенные
направления
развития и образования детей в дошкольной образовательной организации.
Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя
и
детей
(культурные
практики),
в
ходе
которой
осуществляется
формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к
окружающему миру.
Для успешной реализации образовательной программы дошкольного
образования
важно
использовать
различные
средства
и
методы,
которые
являются
наиболее
приемлемыми
для
детей
дошкольного
возраста
и
способствуют
формированию
у
воспитанников
основ
экологической
культуры.
Методов экологического образования, как единой классификации не
существует. С.Н. Николаева предлагает такие методы как:
1.
Совместная
деятельность
воспитателя
и
детей
по
созданию
и
поддержанию необходимых условий жизни для живых существ – главный
метод
экологического
воспитания
детей.
Этот
метод
направлен
на
формирование
у
детей
практических
навыков
и
умений.
Отслеживание
объектов
–
результатов
выращивания
–
позволяет
корректировать
складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер.
2. Наблюдение – метод чувственного познания природы. Обеспечивает
непосредственный
контакт
с
природой,
живыми
объектами,
окружающей
средой.
3.
Метод
моделирования.
Работа
с
календарями
природы,
знакомство
с
изопродукцией,
восприятие
произведений
искусства,
создающихся
профессионалами
(художественных
картин,
музыкальных
и
литературных
произведений), предметов народного промысла в которых отражены мотивы
природы, – позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей,
полученные при непосредственном контакте с природой.
4. Игра – это эмоциональная деятельность: ребёнок который играет,
находится в хорошем настроении, активен и доброжелателен. Объединение
игры и ознакомления с природой заключается в том, чтобы «погрузить» детей
в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для
восприятия «природного» содержания и связано с выработкой отношения
детей
к
природе,
которое
в
рамках
экологического
воспитания
является
конечным результатом.
5. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод
в
силу
большой
специфики
речевой
деятельности.
Диалог
(разговор,
обсуждение)
позволяет
наращивать
и
корректировать
конкретные
представления о природе и деятельности людей в ней. Монолог (рассказ
воспитателя, чтение книг) расширяет сферу знаний дошкольников, беседа
формирует
понимание
связей
в
природе,
у
дошкольников
происходит
осознание
ее
закономерностей. Реальные
достижения
в
работе
с
детьми
обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим
владением методами формирования экологической культуры.
Несмотря
на
различие
теоретических
воззрений
в
практике
воспитательно-образовательной работе ДОО все разнообразие используемых
методов определяется следующим:
– общей целью и конкретными задачами данного этапа педагогического
процесса;
– содержанием и методами науки;
– возможностями ребёнка (возрастными, степенью подготовки и др.);
–
возможно стями
во спитателя:
педагогиче ским
о п ы том ,
индивидуально-личностными
особенностями
и
способностями,
уровнем
теоретической и практической подготовки.
К
методам
формирования
экологической
культуры
можно
отнести
наблюдение, элементарные опыты, моделирование, игра и т.п. Наряду с этим
широко применяются методы, основанные на слове воспитателя рассказ,
беседа,
чтение
произведений,
проводимые
с
демонстрацией
натуральных
объектов или их изображений.
Наблюдение –
метод
чувственного
познания
природы.
Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами,
окружающей
средой.
Целенаправленные,
организованные
наблюдения,
воспитателям дают возможность сформировать не только конкретные, но и
обобщенные
представления,
научить
детей
ориентироваться
на
наиболее
значимые признаки объектов и явлений.
С.А. Козлова, Т.А. Куликова предлагают следующую классификацию
видов
наблюдения:
кратковременные
и
длительные
наблюдения,
а
также
повторные и сравнительные. При экологическом воспитании дошкольников
используются разные виды наблюдений, они имеют отличия по характеру
познавательных
задач
и
по
своей
структуре:
соотношению
в
процессе
наблюдения
сенсорных
и
интеллектуальных
процессов,
сочетанию
непосредственно воспринимаемого и прошлого опыта.
Для
того
чтобы
знания
о
природе
были
осознанными,
в
формировании
экологической
культуры
дошкольников
используются
элементарные
опыты,
которые
способствуют
формированию
у
детей
познавательного
интереса
к
природе,
развивают
наблюдательность,
мыслительную
деятельность.
В
каждом
опыте
раскрывается
причина
наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям,
уточняются их знания свойствах и качествах объектов природы.
Важное значение также имеет моделирование, так как познание
дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только
посредством наблюдений и элементарных опытов. С дошкольниками можно
создавать и использовать самые различные модели, то есть здесь имеет место
моделирование –
как
процесс
создания
модели
и
сама
деятельность
с
моделью, как средство экологического образования.
«Игра –
это
эмоциональная
деятельность», –
пишет
С.Н.
Николаева.
Усвоение
знаний
о
природе
при
помощи
игры,
вызывающей
эмоциональный
отклик,
не
может
не
оказать
влияние
на
формирование
правильного
отношения
к
объектам
растительного
и
животного
мира.
Наряду
с
наблюдениями
для
расширения
представлений
детей
о
доступных
явлениях
и
предметах
природы
широко
используют
разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие.
Использование
перечисленных
выше
методов
невозможно
без
применения
словесных
методов,
т.к.
они
решают
следующий
ряд
задач:
конкретизация, пополнение, уточнение знаний об известных детям явлениях
природы и фактах из жизни животных и растений, полученные в процессе,
какой-либо
деятельности.
Словесные
методы
дают
возможность
сформировать
знания,
выходящие
за
пределы
опыта
детей.
С
помощью
словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе,
формируют природоведческие понятия.
Рассказ – вид творческой деятельности воспитателя, требующий то
него
определённых
знаний
о
природе,
наблюдательности,
умения
сопоставлять
явления
природы,
размышлять
над
ними.
Важна
выразительность речи. Основная цель этого метода – создать у детей точное,
конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном
раньше объекте, явлении природе. Очень важно учитывать интересы детей.
Наряду с рассказами в процессе развития экологической культуры у детей
используется такой метод как – беседа.
Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:
– для возбуждения детского интереса к предстоящей деятельности;
–
для
уточнения,
углубления,
обобщения
и
систематизации
знаний
детей о природе, формирования отношения к природе.
Беседы, в зависимости от дидактических целей, бываю следующих
видов: установочная беседа; эвристическая беседа; итоговая беседа.
Большое образовательное значение для формирования экологической
культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт
благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике
устанавливают
зависимость
состояния
растений
и
животных
от
удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе. Труд в
природе
спо собствует
развитию
у
детей
н а бл юд ат е л ь н о с т и ,
любознательности,
пытливости.
Самостоятельный
или
совместный
с
взрослыми труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию
необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести
детям
правильные
способы
и
умения
взаимодействия
с
природой,
т.е.
приобщаться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей
в практической деятельности – это показатель степени их экологической
культуры и экологической воспитанности.
Таким образом, можно сказать о том, что при формировании
экологической культуры дошкольников используется большое разнообразие
средств
и
методов
экологического
образования,
при
условии
их
целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов
будут
наиболее
эффективны,
если
их
использование
осуществляется
в
неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою
очередь является «базой» для их рационального использования.
1.
Киселёва,
Г.М.
Теория
и
методика
экологического
образования
дошкольников:
Учебное
пособие
для
студентов
педагогических
визов
факультетов дошкольной педагогики и психологии [Текст] / Г.М. Киселёва.–
Шадринск: ПО Исеть, 2005. – 128 с.
2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. [Текст] / С.А. Козлова, Т.А.
Куликова. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 416 с.
3.
Лаптева,
Г.В.
Развивающие
прогулки
для
детей
5–6
лет.
Программа
детского сада и не только [Текст] / Г.В. Лаптева. – Спб.: Речь; М.: Сфера,
2010. – 128 с.
4 . Мчедлидзе, Н.Б. История зарубежной дошкольной педагогики [Текст] /
Н.Б. Мчедлидзе. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 345 с.
5.
Николаева,
С.Н.
Роль
педагогической
технологии
в
формировании
экологической культуры детей и взрослых [Текст] // Дошкольное воспитание.
– 2000. - №6. – С. 19-30.
6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей:
учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С.Н. Николаева.
– М.: Академия, 2011. – 336 с.
7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного
Образования, утв. Приказом Министерства Образования и Науки Российской
Федерации от 17 октября 2014 г. № 1155 [Текст] / Екатеринбург, Ажур, 2014 г.
– 22 с.