Автор: Людмила Геннадьевна Липова
Должность: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №36"
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №36"
Населённый пункт: город Ачинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Моя семья»
Воспитатель: Липова Л.Г.
Информационная карта проекта «Взаимодействие с родителями по
реализации образовательной программы»
Участники проекта: Педагоги, родители, дети первой младшей группы
(возраст 2-3 года).
Сроки работы: Ноябрь 2021 г. - май 2022 г.
Тип проекта:
1.
По
деятельности:
творческий,
игровой,
познавательный,
исследовательский, воспитательно-образовательный;
2. По содержанию: интегративный;
3. По характеру участия ребенка в проекте: ребенок – участник проекта;
4. По характеру контактов: в контакте с родителями;
5. По количеству участников: групповой;
6. По продолжительности: средней продолжительности.
Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен
проект взаимодействие
родителей
и
педагогов,
ориентированное
на
реализацию образовательной программы.
Цель проекта: вовлечение семьи в единое образовательное пространство,
повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах
воспитания и образования детей.
Задачи проекта:
Установить
доверительные
и
партнерские
отношения
с
родителями;
Объединить усилия для реализации образовательной программы;
Повысить
педагогическую
культуру
родителей
в
вопросах
воспитания и образования детей;
Привлечь взрослых к совместной деятельности с детьми.
Актуальность
Введение федерального государственного образовательного стандарта
в систему дошкольного образования внесло изменение в работу педагогов
детского сада с семьями воспитанников. Поскольку родители являются
первыми воспитателями своего ребенка, то именно они начинают развивать
его интеллектуально, нравственно и физически. И именно поэтому для
эффективной реализации образовательной программы в ДОУ воспитатели
должны учитывать опыт семейного воспитания, привлекать родителей к
сотрудничеству, партнерству, стремиться к повышению педагогической
грамотности родителей воспитанников.
Проблема заключается в том, что родители воспитанников часто
озабочены лишь физической и экономической стороной обеспечения своей
семьи. Многие родители не владеют знанием возрастных особенностей
детей, педагогическими знаниями. Поэтому взаимодействие педагогов ДОУ с
семьями воспитанников имеет такое высокое значение для реализации
педагогического процесса в детском саду.
Данный проект направлен на повышение эффективности реализации
образовательной программы путем использования различных форм и
методов взаимодействия с родителями воспитанников.
Для реализации проекта используются следующие формы взаимодействия
с родителями:
Информационно - аналитические:
Анкетирование;
Вопросы – ответы;
Написание родителями мини-сочинения «Наш семейный опыт
воспитания»;
Наглядно-информационные формы:
Выпуск фотогазеты;
Папки-передвижки;
Познавательные:
Родительское собрание «Первый год в детском саду»;
Консультации;
Совместное создание предметно-развивающей среды;
Досуговые:
Драматизация сказки «Репка».
Продукты проекта:
Творческая работа в виде фотоколлажа «Вместе играем, вместе
растем»;
Выставка работ родителей «Наш семейный опыт воспитания»;
Создание развивающей среды в физкультурном уголке.
Для
эффективного
взаимодействия
воспитателя
и
родителей
воспитанника детского садаважно соблюдать следующие педагогические
принципы:
1. Открытость детского сада для семьи.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким
будет
отношение
семьи
к
детскому
саду
в
целом.
Ежедневное
доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо
больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании и образовании
детей.
Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний
вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут
создание
атмосферы
взаимопомощи
и
поддержки
семьи
в
сложных
педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые
подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
4. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но
и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен
чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится
человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной
ситуации.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не
функционирования,
представлять
собой
мобильную
систему,
быстро
реагировать
на
изменения
социального
состава
родителей,
их
образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от
этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
План реализации проекта «Взаимодействие с родителями по реализации
образовательной программы»
Тема
Форма проведения
Цель
Ноябрь
1. Анкета
«Взаимодействие детского
сада и семьи»
Анкетирование
родителей
Выявить характер
взаимодействия педагогов
детского сада и семьи
Декабрь
2. Мини-сочинения «Наш
семейный опыт
воспитания»
Объяснение задания
родителям
Выявить приемы и методы
воспитания детей родителями
Январь
3. Драматизация сказки
«Репка»
Подготовка совместно с
родителями и проведение
драматизации
Показать родителям методы и
приемы образовательной
деятельности в д/с
Февраль
4. Консультация «Играем
нашими пальчиками дома»
Совместная деятельность
воспитателя, родителей и
детей
Донести до родителей значение
игр на развитие мелкой
моторики
Март
5. Обновить родительский
уголок статьями «Игры с
Размещение материала
для родительского уголка
Познакомить родителей с
возможностью заниматься дома
детьми по развитию
мелкой моторики рук»
с детьми самостоятельно
Апрель
6. Творческий конкурс
«Пасхальный перезвон»
Совместные работы
родителей и детей
Способствовать вовлечению
родителей в совместную
деятельность с детьми
7. Изготовление
родителями
нестандартного
оборудования для
физкультурного уголка
Изготовление
родителями пособий для
физкультурного уголка
Привлечь родителей к участию в
обогащении предметно-
развивающей среды в группе
Май
8. Родительское собрание
«Первый год в детском
саду»
Проведение собрания
Предоставить родителям
информацию о достижениях
детей за год, переходе в
дошкольную группу д/с
9. Выпуск фотогазеты
«Вместе играем, вместе
растем»
Выпуск фотогазеты и
размещение в
информационном уголке
Предоставить родителям
информацию об образ деят. в д/с
10. Папки-передвижки
«Дидактические игры»
Изготовление папки
Познакомить родителей с
особенностями развития мелкой
моторики руки и влиянием на
развитие речи
11. Памятка в
информационном уголке
«Игры с прищепками»
Размещение памятки
Развивать компетентность
родителей в выборе игр для
наполнения развивающей среды
12.
Индивидуальные
беседы «Взаимоотношения
со сверстниками»
Беседы с родителями
Познакомить родителей с
трудностями общения детей в
группе
Результативность:
Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи,
участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому
просвещению;
У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и
развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений
и
недостатков,
обращения
к
педагогам
как
квалифицированным
помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии
ребёнка);
Сформировались теплые, дружеские взаимоотношения между детьми,
педагогами, родителями;
Повысился
уровень
психолого-педагогических
знаний
родителей,
родительская компетенция.
Уважаемые родители!
Предлагаю Вам ответить на несколько вопросов анкеты
«Взаимодействие детского сада и семьи»
1. К какому источнику информации Вы обращаетесь в первую очередь?
А. Полагаюсь на себя, семью, свой опыт.
Б. Обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам.
В. Читаю литературу по вопросам воспитания детей.
Г. Обращаюсь за советом к педагогу группы.
Д. Иное – Интернет.
2. Почему не обращаетесь к воспитателю за советом?
А. Сами справимся.
Б. Неудобно отрывать педагога от работы.
В. Испытываем затруднения в общении с педагогом.
Г. Считаю педагога не совсем компетентным.
Д. Иное.
3. Что такое хороший детский сад?
А. Где любят и уважают детей.
Б. Где многому учат.
В. Куда дети бегут с удовольствием.
Г. Где всегда ждут детей.
Д. Где уважают родителей и детей.
Е. Где хороший коллектив, добрые педагоги.
Ж. Где детям тепло и уютно.
З. Иное - где безопасно.
4. Что Вы вкладываете в понятие «хороший воспитатель»?
А. Любит и уважает детей.
Б. Учит детей.
В. Относится к чужим детям как к своим.
Г. Понимает детей и родителей.
Д. Это терпеливый воспитатель.
Е. Хорошо готовит детей к школе.
Ж. Это вторая мама.
5. Что Вы ожидаете от педагога детского сада?
А. Проводит образовательную деятельность, праздники.
Б. Научит ребенка общаться с другими детьми.
В. Учитывает индивидуальные особенности ребенка.
Г. Обеспечивает безопасность ребенка.
Д. Не предъявляет ребенку необоснованных требований.
Е. Дает родителям нужные и грамотные советы.
Ж. Общается с родителями на равных.
З. Иное.
6. С чем чаще всего обращается к Вам воспитатель?
А. За материальной помощью.
Б. Что – то сделать для группы.
В. Чтобы Вы пораньше забрали ребенка.
Г. Вовремя оплатили за детский сад.
Д. Когда ребенок что – то натворил.
Е. Чтобы Вы позанимались с ребенком дома.
Ж. Чтобы похвалить ребенка.
З. Иное.
Спасибо за сотрудничество!