Автор: Козаченко Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ "Средняя школа №4 (очно-заочная)"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Игровые технологии обучения как средство повышения качества знаний
Раздел: начальное образование
Игровые технологии обучения как средство повышения качества знаний
Одной из основных задач проведения аттестации педагогических работников
является
повышение
эффективности
и
качества
образования,
развитие
профессионального мастерства педагогов. В условиях внедрения ФГОС третьего
поколения к каждому учителю, а в особенности к учителю начальных классов,
предъявляются новые требования по организации образовательного процесса.
Современный педагог - это человек, способный создавать условия для развития
творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому
восприятию
знаний,
учить
их
самостоятельно
мыслить,
самостоятельно
формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, повышать
мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные способности, тем
самым повышать качество своих знаний.
Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе
каждого обучающегося, поощрять, чтобы они получали радость от приобретенных
знаний.
Для осуществления этих задач учителю необходимо знать и применять на уроках
современные педагогические технологии.
Несмотря на то, что у нас в школе обучаются взрослые люди, игровая
технология является одной из уникальных форм обучения. Она позволяет сделать
интересным и увлекательным работу обучающихся на каждодневных уроках.
Занимательные игры и игровые ситуации окрашивают урок эмоционально,
помогают снять чувство усталости, усиливают непроизвольное запоминание,
раскрывают способности и индивидуальность и как следствие из всего сказанного
непроизвольно повышается у обучающегося успеваемость.
Другой положительной стороной игры является то, что она способствует
использованию знаний в новой ситуации, т. е. усваиваемый учащимися материал
проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный
процесс.
Игры достаточно разнообразны по дидактическим целям, организационной
структуре, возрастным возможностям их использования, специфике содержания.
За время работы применяла следующие игровые ситуации с обучающимися:
«Восстанови текст», «Птичий базар», «Молния» (чтение с разным темпом чтения),
«Разведчик» (обучающиеся ищут слово в тексте).
Хорошо получалось - «Восстанови текст».
Не удалось реализовать - «Птичий базар».
Хочу ещё попробовать: шарады, «Исправь ошибки», «Одним словом»
Не секрет то, что в настоящее время редко встретишь человека, который
увлечён чтением книги. Следствием этого является скудный словарный запас.
А при получении основного общего образования допуском к экзаменам является
собеседование. И здесь выпускники встречаются с трудностью формулировкой
вопросов к тексту, фотографии и т.д. Умение работать с текстом закладывается в
начальной школе. Важно именно в начальной школе заложить тот фундамент, на
который потом закладываются кирпичики успеха, интерес к учебной деятельности.
И далее повышается качество образования.
Сегодня на педагогическом совете я хотела бы с вами разыграть игровую ситуацию,
которую я использую на уроках литературного чтения. Данную игровую ситуацию я
использую не каждый урок. Постоянно нахожусь в поиске чего то нового
интересного. Исхожу из данных класса.
Для игры я использую кубики, на гранях которых написаны слова:
- назови
-объясни
-предложи
-придумай
-поделись
-докажи.
Читаем или слушаем текст и далее работаем с кубиками. Вызываю 2 человека –
один кидает кубик, формулирует вопрос согласно выпавшему слову.
Второй отвечает. Затем меняются ролями. Вместе с обучающимися обсуждаем
составленные вопросы и ответы к ним. Ставим оценки.
Слушаем аудиозапись басни И.А. Крылова «Ворона и лисица» и играем по группам.
(Игра с аудиторией)
Вывод:
Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных
процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памяти,
помогающая вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют
умственную деятельность обучающихся, а так же развивают внимание и
познавательный интерес к предмету. Способствуют преодолению пассивности на
уроках и усилению работоспособности.
В процессе игровой деятельности у обучающихся появляется интерес к
предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает
постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции
сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков
самообучения и самоорганизации обучающихся. В результате формируются умения
и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.