Автор: Подворотова Оксана Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ г.Ивантеевка "Гимназия №3" ДО
Населённый пункт: Московская область, г.о. Пушкинский, г. Ивантеевка
Наименование материала: Рекомендации для родителей
Тема: Развитие диалогической речи на примере лексической темы "Домашние животные зимой"
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации для родителей.
Лексическая тема недели:
«Домашние животные зимой»
Лексико-грамматические упражнения по теме:
Цель: упражнений, расширение и активизация словаря по теме «Домашние
животные зимой», развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.
Показать ребёнку домашних животных: кошку, собаку, корову, козу,
лошадь, свинью, овцу. Обсудить внешние признаки каждого, поговорить о том,
чем они питаются. Рассказать детям, какую пользу приносят людям домашние
животные. Прочитать стихи, рассказы о домашних животных, рассмотреть
иллюстрации. Примерные вопросы к детям: - Почему эти животные называются
«домашними»? - Какую пользу приносит людям (лошадь, корова, овца и т.д.)? -
Зачем у лошади на ногах копыта? - Почему не слышно, как кошка ходит?
Дети должны усвоить: названия домашних животных и их детенышей, из
каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются; какую пользу приносят
человеку, любовь человека к животным.
Лексика
Словарь ребенка должен включать слова:
домашние животные, бык,
корова, свинья, конь, лошадь, коза, овца, баран, собака, кошка, детеныш, конура,
коровник, ферма, свинарник, конюшня, овчарня, ржать, лаять, мычать, мяукать,
рога, копыта, хвост, грива. вымя, усы и т.д.
«Кто что делает?»
Собака (Что делает?) нюхает, рычит, грызёт, охраняет, и. т д.
Лошадь (Что делает?) …….
Свинья (Что делает?) …….
Грамматический строй
1. «Кто чем питается?» (усвоение категории
творительного падежа, полный ответ!)
Лошадь питается овсом, травой.
(кошка, собака, коза, баран, овца, свинья, осёл),
2. «Кто кем будет?» (закрепление названий детенышей + логическое
мышление + творительный падеж)
Щенок будет ... (собакой)
(козленок, котенок, теленок, жеребенок, поросенок, ягненок)
3. «Договори и повтори» (употребление глаголов в единственном и
множественном числе)
Котенок лакает, а котята лакают,
Теленок мычит, а телята мычат,
Щенок бежит, а щенята бегут,
Козленок скачет, а козлята скачут,
Поросенок хрюкает, а поросята хрюкают,
Жеребенок прыгает, а жеребята прыгают.
Ягненок жует, а ягнята жуют.
4. «Кто хозяин?» Чей, Чья, Чьё, Чьи (употребление притяжательных
прилагательных):
Конура собаки. — Чья конура? – собачья.
Молоко козы, коровы. — Чьё молоко? – козье, коровье.
Рога барана, коровы, козы. — Чьи рога? – бараньи, коровьи, козьи. Хвост ло-
шади, кошки, собаки. — Чей хвост? – лошадиный, кошачий, собачий.
Копыта коровы, лошади. — Чьи копыта? – коровьи, лошадиные.
Борода козы. — Чья борода? – козлиная.
Лапы кошки. – Чьи лапы? – кошачьи.
5.«Кто, где живёт?» (употребление именительного падежа сущ-х):
в коровнике живёт (кто?) – корова
в свинарнике живёт (кто?) – свинья
в конуре живёт (кто?) – собака
в сарае живут (кто?) – овца, баран
в хлеву живет (кто?) – коза
6. «Сосчитай» (согласование числительных с
существительными в роде, числе и падеже):
Одна корова, две коровы, пять коров.
(кошка, собака, коза, баран, овца, свинья, осёл, козленок, котенок, теленок,
жеребенок, поросенок, ягненок)
7. «Назови ласково»
корова – коровка;
лошадь – лошадка;
собака – собачка;
кошка – кошечка;
коза – козочка;
овца – овечка.
Связная речь
8.Составление рассказа - описания о домашних животных по плану (ис-
пользовать иллюстрацию)
Это коза, домашнее животное. Тело покрыто пушистой шерстью. Голова
небольшая, вытянутая, с торчащими рожками. Любит зелёную траву. Даёт вкус-
ное мясо, молоко, шерсть. Живёт коза в сарае, хлеву.