Автор: Березина Татьяна Николаевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: Филиал МОУ "Макаровская СОШ Ртищевского района Саратовской области" в с. Репьевка
Населённый пункт: с. Репьевка, у. Свердлова, д.1/2, Ртищевский р-н, Саратовская обл.
Наименование материала: урок информатики в 7 классе
Тема: Табличное решение логических задач
Раздел: среднее образование
Тема «Табличное решение логических задач»
7 класс.
Учитель Березина Татьяна Николаевна
Цели урока:
систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем
уроке;
освоим табличный способ решения логических задач;
закрепить навыки создания таблиц;
Задачи:
Образовательные:
закрепить представления учащихся о табличных информационных моделях;
изучить способы заполнения и построение таблиц;
сформировать навыки самостоятельной работы;
систематизация полученных знаний.
Развивающие:
развитие
аналитико-синтезирующего
мышления,
формирование
умений
наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для
достижения намеченной цели,
Воспитательные:
воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к
Информатике,
формирование
навыков
самоорганизации
и
самоконтроля,
развитие
познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Ход урока
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала
1.
На прошлых уроках мы говорили о табличных информационных моделях. Научились
составлять и заполнять сложные таблицы.
На уроках информатики необходимо логическое рассуждение.
А что такое логика? (это наука о способах рассуждения, это мышление…)
Давайте чуточку логически поразмышляем:
Разминка:
1. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить
окружность. С чего Вы начнете?
Ответ: Надо достать лист бумаги.
2. У трех родственников есть брат Сергей, у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: да, если родственники - женщины.
3. Вы сидите в самолете, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где вы находитесь?
Ответ: На карусели.
5. Какое колесо машины не крутится при правом развороте?
Ответ: Запасное.
6. Мужчина вел большой грузовик. Фары не горели, луны на небе не было, фонарей у дороги тоже
не было. Вдруг черная собака перебежала дорогу. Водитель успел затормозить. Как ему удалось
увидеть собаку?
Ответ: Был ясный солнечный день!
Молодцы! Справились! Теперь, задачка по-сложнее, потребует некоторой записи.
2.
Как вы думаете, рябята, можно ли решать задачи с помощью таблицы? (нет, да, зачем).
3.
А удобен ли такой метод решения задач? Мы как раз попробуем!
4.
Итак, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока???
Табличное решение логических задач
Объяснение нового материала: Табличное решение логических задач. (запишем)
В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров, Гришин, Алексеев.
Профессии у них разные: маляр, мельник, плотник, почтальон, парикмахер. Петров и
Гришин никогда не держали в руках малярной кисти. Иванов и Гришин всё собираются
посетить мельницу, на которой работает их друг. Петров и Иванов живут в одном доме с
почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье играют в городки с плотником и
маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и мельника. Определить профессии
каждого из друзей.
1)
Заполняют таблицу-заголовки
2)
Разбираем вместе
ПАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (5 задач всего)
В практической части урока ученики закрепляют навыки построения таблиц и табличного
способа решения логических задач.
Задача 1:
В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона,
умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.
Известно, что:
Смит самый высокий;
играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;
играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;
когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;
Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.
На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя
инструментами?
скрипка
флейта
альт
кларнет
гобой
труба
Браун
0
0
1
1
0
0
Смит
0
1
0
0
1
0
Вессон
1
0
0
0
0
1
Задача 2:
Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь
музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у
них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.
Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена
не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски.
Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным
языком она владеет.
Увлечение
Девочка
Маша
Оля
Лена
Валя
Музыкальный
инструмент
Рояль
1
0
0
0
Скрипка
0
0
1
0
Виолончель
0
1
0
0
Арфа
0
0
0
1
Иностранный
язык
Французский
0
0
1
0
Немецкий
0
1
0
0
Английский
1
0
0
0
Итальянский
0
0
0
1
Задача 3:
В бутыле, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что:
вода и молоко не в бутыле. А сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом.
Также сказано, что в банке не лимонад и не вода, а стакан стоит между банкой и сосудом с
молоком. Что налито в каждый сосуд?
ёмкости
напитки
молоко
лимонад
квас
вода
Бутыль
-
+
-
-
Стакан
-
-
-
+
Кувшин
+
-
-
-
Банка
-
-
+
-
Задача 4.
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивных соревнованиях.
На вопрос, какие места они заняли, они честно ответили:
- Коля не занял ни первое, ни четвёртое место;
- Боря занял второе место;
- Вова не был последним.
Какое место занял каждый мальчик?
Место
Мальчики
Коля
Боря
Вова
Юра
1
0
0
1
0
2
0
1
0
0
3
1
0
0
0
4
0
0
0
1
Задача 5.
Четверо друзей – Ваня, Витя, Коля и Юра, носят фамилии Истягин, Петров, Осипов и
Симонов. Они собрались в доме у Коли. Мальчики беседовали о том, как провели лето.
- Ну, Осипов, ты научился плавать? – спросил Витя.
- О, ёще как, - ответил Осипов, - могу потягаться в плавании с тобой и Ваней.
- Посмотрите, какой я гербарий собрал, - сказал Петров и достал из своего шкафа большую
папку. Всем, особенно Истягину и Ване, гербарий очень понравился. А Симонов обещал
показать товарищам свою коллекцию минералов. Как
ие фамилии у ребят?
фамилии
имена
Ваня
Витя
Коля
Юра
Истягин
-
+
-
-
Петров
-
-
+
-
Осипов
-
-
-
+
Симонов
+
-
-
-
4) Подведение итогов, выставление оценок самими детьми, рефлексия.
Клавиатурный тренажёр (по времени).
6) Домашнее задание: Самостоятельно составить логическую задачу, её решение оформить в
таблице.
Дидактический материал:
В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров,
Гришин, Алексеев. Профессии у них разные: маляр, мельник, плотник,
почтальон, парикмахер. Петров и Гришин никогда не держали в руках
малярной кисти. Иванов и Гришин всё собираются посетить мельницу, на
которой работает их друг. Петров и Иванов живут в одном доме с
почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье играют в городки с
плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и мельника.
Определить профессии каждого из друзей.
Задача 1:
В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона,
умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.
Известно, что:
Смит самый высокий;
играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;
играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;
когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;
Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.
На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя
инструментами?
Задача 2:
Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь
музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у
них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.
Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена
не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски.
Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным
языком она владеет.
Увлечение
Девочка
Музыкальный
инструмент
Иностранный
язык
Задача 3:
В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что:
вода и молоко не в бутылке. А сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом.
Также сказано, что в банке не лимонад и не вода, а стакан стоит между банкой и сосудом с
молоком. Что налито в каждый сосуд?
ёмкости
напитки
Задача 4.
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивных соревнованиях.
На вопрос, какие места они заняли, они честно ответили:
- Коля не занял ни первое, ни четвёртое место;
- Боря занял второе место;
- Вова не был последним.
Какое место занял каждый мальчик?
Задача 5.
Четверо друзей – Ваня, Витя, Коля и Юра, носят фамилии Истягин, Петров, Осипов и
Симонов. Они собрались в доме у Коли. Мальчики беседовали о том, как провели лето.
- Ну, Осипов, ты научился плавать? – спросил Витя.
- О, ёще как, - ответил Осипов, - могу потягаться в плавании с тобой и Ваней.
- Посмотрите, какой я гербарий собрал, - сказал Петров и достал из своего шкафа большую
папку. Всем, особенно Истягину и Ване, гербарий очень понравился. А Симонов обещал
показать товарищам свою коллекцию минералов. Какие фамилии у ребят?
фамилии
имена