Напоминание

Табличное решение логических задач


Автор: Березина Татьяна Николаевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: Филиал МОУ "Макаровская СОШ Ртищевского района Саратовской области" в с. Репьевка
Населённый пункт: с. Репьевка, у. Свердлова, д.1/2, Ртищевский р-н, Саратовская обл.
Наименование материала: урок информатики в 7 классе
Тема: Табличное решение логических задач
Раздел: среднее образование





Назад




Тема «Табличное решение логических задач»

7 класс.

Учитель Березина Татьяна Николаевна

Цели урока:

систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем

уроке;

освоим табличный способ решения логических задач;

закрепить навыки создания таблиц;

Задачи:

Образовательные:

закрепить представления учащихся о табличных информационных моделях;

изучить способы заполнения и построение таблиц;

сформировать навыки самостоятельной работы;

систематизация полученных знаний.

Развивающие:

развитие

аналитико-синтезирующего

мышления,

формирование

умений

наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для

достижения намеченной цели,

Воспитательные:

воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к

Информатике,

формирование

навыков

самоорганизации

и

самоконтроля,

развитие

познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Ход урока

1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала

1.

На прошлых уроках мы говорили о табличных информационных моделях. Научились

составлять и заполнять сложные таблицы.

На уроках информатики необходимо логическое рассуждение.

А что такое логика? (это наука о способах рассуждения, это мышление…)

Давайте чуточку логически поразмышляем:

Разминка:

1. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить

окружность. С чего Вы начнете?

Ответ: Надо достать лист бумаги.

2. У трех родственников есть брат Сергей, у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?

Ответ: да, если родственники - женщины.

3. Вы сидите в самолете, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где вы находитесь?

Ответ: На карусели.

5. Какое колесо машины не крутится при правом развороте?

Ответ: Запасное.

6. Мужчина вел большой грузовик. Фары не горели, луны на небе не было, фонарей у дороги тоже

не было. Вдруг черная собака перебежала дорогу. Водитель успел затормозить. Как ему удалось

увидеть собаку?

Ответ: Был ясный солнечный день!

Молодцы! Справились! Теперь, задачка по-сложнее, потребует некоторой записи.

2.

Как вы думаете, рябята, можно ли решать задачи с помощью таблицы? (нет, да, зачем).

3.

А удобен ли такой метод решения задач? Мы как раз попробуем!

4.

Итак, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока???

Табличное решение логических задач

Объяснение нового материала: Табличное решение логических задач. (запишем)

В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров, Гришин, Алексеев.

Профессии у них разные: маляр, мельник, плотник, почтальон, парикмахер. Петров и

Гришин никогда не держали в руках малярной кисти. Иванов и Гришин всё собираются

посетить мельницу, на которой работает их друг. Петров и Иванов живут в одном доме с

почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье играют в городки с плотником и

маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и мельника. Определить профессии

каждого из друзей.

1)

Заполняют таблицу-заголовки

2)

Разбираем вместе

ПАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (5 задач всего)

В практической части урока ученики закрепляют навыки построения таблиц и табличного

способа решения логических задач.

Задача 1:

В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона,

умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.

Известно, что:

Смит самый высокий;

играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя

инструментами?

скрипка

флейта

альт

кларнет

гобой

труба

Браун

0

0

1

1

0

0

Смит

0

1

0

0

1

0

Вессон

1

0

0

0

0

1

Задача 2:

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь

музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у

них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.

Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена

не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски.

Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным

языком она владеет.

Увлечение

Девочка

Маша

Оля

Лена

Валя

Музыкальный

инструмент

Рояль

1

0

0

0

Скрипка

0

0

1

0

Виолончель

0

1

0

0

Арфа

0

0

0

1

Иностранный

язык

Французский

0

0

1

0

Немецкий

0

1

0

0

Английский

1

0

0

0

Итальянский

0

0

0

1

Задача 3:

В бутыле, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что:

вода и молоко не в бутыле. А сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом.

Также сказано, что в банке не лимонад и не вода, а стакан стоит между банкой и сосудом с

молоком. Что налито в каждый сосуд?

ёмкости

напитки

молоко

лимонад

квас

вода

Бутыль

-

+

-

-

Стакан

-

-

-

+

Кувшин

+

-

-

-

Банка

-

-

+

-

Задача 4.

Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивных соревнованиях.

На вопрос, какие места они заняли, они честно ответили:

- Коля не занял ни первое, ни четвёртое место;

- Боря занял второе место;

- Вова не был последним.

Какое место занял каждый мальчик?

Место

Мальчики

Коля

Боря

Вова

Юра

1

0

0

1

0

2

0

1

0

0

3

1

0

0

0

4

0

0

0

1

Задача 5.

Четверо друзей – Ваня, Витя, Коля и Юра, носят фамилии Истягин, Петров, Осипов и

Симонов. Они собрались в доме у Коли. Мальчики беседовали о том, как провели лето.

- Ну, Осипов, ты научился плавать? – спросил Витя.

- О, ёще как, - ответил Осипов, - могу потягаться в плавании с тобой и Ваней.

- Посмотрите, какой я гербарий собрал, - сказал Петров и достал из своего шкафа большую

папку. Всем, особенно Истягину и Ване, гербарий очень понравился. А Симонов обещал

показать товарищам свою коллекцию минералов. Как

ие фамилии у ребят?

фамилии

имена

Ваня

Витя

Коля

Юра

Истягин

-

+

-

-

Петров

-

-

+

-

Осипов

-

-

-

+

Симонов

+

-

-

-

4) Подведение итогов, выставление оценок самими детьми, рефлексия.

Клавиатурный тренажёр (по времени).

6) Домашнее задание: Самостоятельно составить логическую задачу, её решение оформить в

таблице.

Дидактический материал:

В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров,

Гришин, Алексеев. Профессии у них разные: маляр, мельник, плотник,

почтальон, парикмахер. Петров и Гришин никогда не держали в руках

малярной кисти. Иванов и Гришин всё собираются посетить мельницу, на

которой работает их друг. Петров и Иванов живут в одном доме с

почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье играют в городки с

плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и мельника.

Определить профессии каждого из друзей.

Задача 1:

В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона,

умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.

Известно, что:

Смит самый высокий;

играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя

инструментами?

Задача 2:

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь

музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у

них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.

Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена

не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски.

Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным

языком она владеет.

Увлечение

Девочка

Музыкальный

инструмент

Иностранный

язык

Задача 3:

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что:

вода и молоко не в бутылке. А сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом.

Также сказано, что в банке не лимонад и не вода, а стакан стоит между банкой и сосудом с

молоком. Что налито в каждый сосуд?

ёмкости

напитки

Задача 4.

Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивных соревнованиях.

На вопрос, какие места они заняли, они честно ответили:

- Коля не занял ни первое, ни четвёртое место;

- Боря занял второе место;

- Вова не был последним.

Какое место занял каждый мальчик?

Задача 5.

Четверо друзей – Ваня, Витя, Коля и Юра, носят фамилии Истягин, Петров, Осипов и

Симонов. Они собрались в доме у Коли. Мальчики беседовали о том, как провели лето.

- Ну, Осипов, ты научился плавать? – спросил Витя.

- О, ёще как, - ответил Осипов, - могу потягаться в плавании с тобой и Ваней.

- Посмотрите, какой я гербарий собрал, - сказал Петров и достал из своего шкафа большую

папку. Всем, особенно Истягину и Ване, гербарий очень понравился. А Симонов обещал

показать товарищам свою коллекцию минералов. Какие фамилии у ребят?

фамилии

имена



В раздел образования