Напоминание

Этнокультурный региональный компонент содержания обществоведческого образования и его возможности для снижения социальных рисков в поликультурном обществе


Автор: Абдразакова Зайтуна Джагваровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ лицей №81
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Этнокультурный региональный компонент содержания обществоведческого образования и его возможности для снижения социальных рисков в поликультурном обществе
Раздел: среднее образование





Назад




Этнокультурный региональный компонент содержания

обществоведческого образования и его возможности для снижения

социальных рисков в поликультурном обществе

Абдразакова З.Д., учитель

истории и обществознания

В

истории

человечества

нетерпимость

существовала

всегда,

порождая

войны,

религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она

выражается в экстремизме, стереотипах и оскорблениях. События ноября-декабря 2010

года

в

Москве

и

Санкт-Петербурге

еще

раз

показали,

как

легко

перейти

грань

дозволенного в межэтнических отношениях, если не следовать правилам, установленным

государством

и

обществом.

Государственная

власть

немедленно

и

жестко

пресекла

уродливые явления. В. Путин, комментируя эти события, отметил, что «граждане

России любого вероисповедания и любой национальности должны осознавать, что мы -

дети одной страны». «Россия - многонациональная страна и экстремистские проявления

являются

угрозой

для

национальной

безопасности»,

-

заявил

президент

страны

Д.Медведев.

Современная

школа,

закладывая

установку

на

веротерпимость,

толерантное

сознание,

руководствуется нормативными

документами. В Концепции национальной

образовательной политики РФ (2006 год) провозглашены основные принципы, которыми

руководствуются

педагоги: «защита и развитие национальных культур, региональных

культурных

традиций

и

особенностей;

формирование

у

обучающихся

коммуникабельности

и

толерантности,

исключающих

национализм,

сепаратизм

и

ксенофобию». Основу государственных образовательных стандартов второго поколения

с о с т а в л я ю т

ц е н н о с т н ы е

ориентиры,

направленные

на

ф о р м и р о в а н и е

н о в о г о

поколения

граждан

нашей

многонациональной

страны,

способных

жить

в

мире

с

предст авителями

д р у г и х

народов, конфессий и культур.

Среди

о сновополагающих

ценностей, представленных в

предметных

программах

и

программах

воспитания

и

социализации

«семейные

т р а д и ц и и ,

п а т р и о т и з м ,

глубокая

привязанность

к

р о д н о м у

к р а ю ,

межнациональный мир».

Мы

полагаем,

что

включение

в

урочную

и

во

внеурочную

деятельность

школьников этнокультурного регионального компонента (ЭКРК) является инструментом

для формирования толерантных отношений и, следовательно,

условием для снижения

социальных рисков в поликультурном обществе.

Под ЭКРК понимается компонент образования, «реализующий принцип защиты и

развития

национальных

культур

и

региональный

культурных

традиций»

(Концепция

национальной образовательной политики РФ, одобрена приказом Минобрнауки 03.08.06).

Обществоведческое образование

является благодатной почвой для реализации

ЭКРК

с

целью

создания

условий

для

формирования

гражданской

идентичности

(национальной,

региональной,

российской),

успешной

социализации,

адаптации

к

поликультурному

сообществу.

Интеграция

ЭКРК

в

систему

обществоведческого

образования необходима для выполнения и основных задач системы образования, таких

как «приобщение к ценностям региональной, российской и мировой культур, развитие

навыков

межкультурного

общения,

воспитание

гражданственности

и

патриотизма»,

а

также

способствует

удовлетворению

этнокультурных

запросов

граждан.

Фундаментальное ядро образования, в соответствии с ФГОС, направлено на достижение

социальной консолидации и согласия в условиях этнического, религиозного и культурного

многообразия на основе формирования гражданской идентичности и общности граждан и

народов России. Среди основных целей изучения истории в школе является воспитание

учащихся

в

духе

уважения

к

истории

своего

Отечества

как

единого

и

неделимого

многонационального

государства,

построенного

на

основах

равенства

всех

народов

России,

в

духе

патриотизма

и

интернационализма,

в

неприятии

шовинизма

и

национализма

в

любой

форме.

Целью

реализации

ЭКРК

в

предметной

области

«Обществознание» является сохранение самобытной национальной культуры, включение

в

российскую

гражданственность

посредством

знания

и

понимания

истории

России,

правовых

основ

РФ,

уважения

права

личности

на

культурную

идентичность.

В

содержании обществоведческого образования мы актуализируем темы, которые с одной

стороны, могут помочь самоидентифицироваться и узнать культуру других народов, а с

другой

стороны

-

вступить

в

равноправный

диалог

культур

(для

достижения

взаимопонимания,

для понимания России и региона; для уважительного отношении к

общечеловеческим

ценностям,

отраженным

в

российском

законодательстве).

Такое

построение изучения истории и обществознания способствует усвоению культур своего и

других

народа,

позволяет

воспитывать

положительное

отношение

к

культурным

различиям, отрабатывать умения и навыки эффективного взаимодействия и толерантных

отношений в многонациональном обществе.

Реализация этнокультурного регионального компонента в содержании образования

осуществляется в нашем опыте через модель, в которой присутствуют четыре основных

направления:

1.

Модуль

ЭКРК,

интегрированный

в

содержание

исторического

и

обществоведческого образования (5-11 класс).

2.

Элективный курс «Этнография Сибири» (11 класс);

3.

Участие в реализации надпредметной программы «Культура народов Тюменского

региона» (8-9 классы);

4.

Этнокультурный региональный компонент в содержании внеурочной деятельности

по предмету.

Очень

широкими

возможностями

для

формирования

толерантного

сознания

является

предмет

«Обществознание».

В

результате

тщательного

анализа

содержания

предмета была разработана программа модуля ЭКРК к курсу «Обществознание» (6-11

класс), которая получила положительную рецензию преподавателей ТОГИРРО. Модуль

дополняет базовый курс предмета

региональной

этнокультурной составляющей.

В

отдельные темы включен материал,

позволяющий расширить знания об особенностях

бытовых традиций народов, проживающих в регионе, о правовых возможностях наций.

Например, на уроке в

9 классе по теме «Конституция РФ. Основы конституционного

строя» обращается особое внимание на право граждан на культурное самоопределение, а

в качестве домашнего задания ребята готовят информацию из региональных СМИ о

практической реализации указанного права граждан в нашем городе и области. При

изучении темы «Право на труд. Трудовые правоотношения» подчеркивается роль труда в

жизни человека, даются практические задания: «пользуясь подборками

поговорок и

пословиц разных народов доказать, что трудолюбие - это ценность, важная для всех

народов».

Большой воспитательный потенциал имеют темы «Радости и сложности общения»

- 7 кл. (приложение №1), «Мораль» (8 классе), «Человек как существо духовное» (10

класс).

Уроки по этим темам позволяют выделить морально-нравственные ценности в

культуре каждого народа, а затем сделать вывод об идее общечеловеческих ценностей, не

имеющих

национальной

принадлежности.

Урок

в

10

классе

по

теме

«Нации

и

межнациональные отношения»

позволяет подвести логическую черту для понимания

терминов

«этнос»,

«нация»,

«национальность».

Ребята,

обсуждая

ситуации

межнациональных отношений, осознают трудности их разрешения (приложение №2).

С

целью

отработки

этнокультурных

региональных

компетенций

(знание

национального

состава

региона,

понимание

причин

межнациональных

конфликтов

и

противоречий, умения дискутировать и

аргументировано отстаивать свою позицию,

умение принять иную точку зрения, корректное отношение к манере поведения, стилю

одежды, религиозному поведению представителей другого этноса) активно используется

метод проектов, исследовательские методики, решение ситуативных задач, написание

сочинений

и

эссе.

Ребята

представляют

интересные

продукты

своей

проектно-

исследовательской деятельности - доклады и презентации по темам:

«Религиозные

праздники моего народа», «Традиционная и современная культура моего народа», «Коран

и Библия - источники морали нравственности», «Что такое хорошо, что такое плохо

глазами моего народа». Опыт показывает, что контролировать уровень сформированных

этнокультурных компетенций очень хорошо проводить в форме решения ситуативных

задач.

В

курс

истории (5-11 классы) мы также

интегрировали

этнокультурный

региональный компонент. Для этого выделили те темы,

которые органически можно

обогатить региональным этнокультурным содержанием. Региональный этнокультурный

компонент включен для того, чтобы учащиеся знали и понимали причины миграционной

политики

государства

на

различных

исторических

этапах,

исторические

корни

межнациональных

конфликтов,

ценили

вклад

представителей

разных

народов

в

отечественную культуру, науку и другие сферы жизни.

Мы считаем, что наиболее эффективными формами реализации ЭКРК для младших

школьников на уроках истории являются эмоциональный

рассказ, экскурсия в музей,

демонстрация

предметов

прошлого.

Так,

при

изучении

хозяйственной

деятельности

древних государств в 5 классе мы организуем экскурсии в школьный музей, где ребята

делают вывод о трудолюбии земледельцев прошлого и настоящего и подчеркивают, что

трудолюбие

-

качество

достойное

уважения,

присущее

всем

народам,

спасавшее

Отечество

во

все

времена.

Дома

ребята

готовят

небольшие

подборки

поговорок

и

пословиц различных народов о труде, трудолюбии.

В 8 классе тема «Отечественная война 1812 года» позволяет укрепить понимание

того, что Отечество- это великая ценность, в ходе её защиты нет разделения на сословия,

нации или другие группы.

В 9 и 11 классах большую часть учебного времени мы уделяем теме «Великая

Отечественная война». Это очень благодатная тема для воспитания патриотических чувств

и толерантности. На уроках показывается антигуманный характер фашизма, приводятся

примеры современных неофашистских движений. Привлекательна тема «Тыл в годы

войны». На основе данных о работе эвакуированных предприятий, сведений о работе

сельхозпредприятий

в

регионе,

героическом

труде

рядовых

граждан

разных

национальностей для достижения победы, можно доказать, что героизм- это не просто

оружие в руках, а героических самоотверженный труд всех кто был в тылу.

Много

времени

и

внимания

уделяем

героям-воинам.

Это

способствует

формированию

уважительного отношения к старшему поколению, благодаря которому мы живем в мире.

Особенно хорошо удается эта работа, если учащиеся выполняют задания связанные с

поисково-исследовательской деятельностью по теме «Герои войны» в своем регионе, либо

среди родственников.

В рамках инновационной работы школы мы разработали и апробируем элективный

курс «Этнография Сибири» для учащихся 11 класса, который дает большие возможности

для

отработки

общеучебных

умений

и

навыков

учащихся

на

основе

краеведческого

этнографического материала.

Третье направление работы — это участие с другими учителями-предметниками в

реализации интегрированной надпредметной программы «Культура народов Тюменского

региона»

(8-9

кл.).

Цель

освоения

программы

-

это

национальная,

региональная,

российская

самоидентификация

школьников

и

формирование

толерантной

личности.

Программа

решает

следующие

задачи:

обобщить

и

систематизировать

знания

об

особенностях

культуры

народов,

проживающих

на

территории

Тюменского

региона ,

овладеть

способами

учебно-познавательной,

информационной,

исследовательской,

проектной, коммуникативной деятельности, сформировать общеучебные умения и навыки

(обобщать, сравнивать, делать выводы, находить причинно-следственные связи и т.д.). При

изучении особенностей этнокультур акцент мы делаем на практических методах, так по

обществознанию по теме «Мои корни» предполагается составление родословного древа,

либо творческая работа «Я и моя семья». Ведущим методом при освоении программы

стал метод диалога культур. Удачным оказался интегрированный урок (литература и

история) в 8 классе по теме «Родина в стихах поэтов национальной литературы». В ходе

урока ребята говорили о Родине, России, малой родине, в конце занятия читали стихи на

родном языке (русском, татарском, армянском, украинском, киргизском языках) о Родине,

сами сделали важный вывод о том, что людям всех национальностей важны и ценны

единые ценности - Любовь, Родина, Мать. Надпредметная программа предусматривает

активное участие школьников в исследовательской,

проектной деятельности. Так, по

истории выполнена работа по теме «Астана в истории сибирских татар». Особый интерес

и бурное обсуждение на уроках обществознания вызывало решение ситуативных задач по

теме «Я живу в многонациональном обществе». Обсуждение показало довольно высокий

уровень толерантности.

В конце первого экспериментального учебного года по апробации надпредметной

программы

«Культура

народов

Тюменского

региона»

мы

провели

комплексную

контрольную работу по вопросам этнокультурного содержания. Учащиеся с легкостью

справились с заданиями по теме «Религия народов тюменского региона», «Национальные

праздники».

На втором году апробации,

мы проводили один раз в четверть практические

конференции, с представлением наиболее удачных работ этнокультурного регионального

содержания. Темы конференций отражают сущность представленных работ, например по

первому блоку «Тюменская область - многонациональный регион» представлена историко-

аналитическая справка «Национальный состав Российского государства в 20 в. и сто лет

спустя...». К блоку программы «Тюменская область - многонациональный регион» по

истории была подготовлена работа по теме «Герои войны - мои земляки», в которой

отмечен

вклад всего советского народа в достижение великой Победы. Интересной и

содержательной стала работа по теме «Освоение тюменского Севера: люди и подвиги».

Ребята обратили внимание на интернациональный состав героев-нефтяников. Работы по

обществознанию тоже нацелены на раскрытие идеи толерантности в многонациональном

обществе. Так, например, к блоку программы «Мы родом из Тюменской области» была

подготовлена проектная работа «Храмы и мечети г. Тюмени». Итогом работы на последней

конференции

стала

разработка

свода

правил

современного

толерантного

человека,

в

котором звучали такие характеристики как,

«терпимый»,

«понимающий». Правила,

сформулированные самими ребятами стали основой для решения ситуативных задач по

теме «Я в многонациональном мире». Разрешение непростых ситуаций говорит о высоком

уровне терпимости ребят, отсутствии претензий к человеку на основе национальной

принадлежности,

знании

особенностей

культуры

народов

проживающих

в

регионе

и

свидетельствует о продуктивных результатах нашей работы.

Работа

по

формированию

толерантной

личности

продолжается

во

внеурочной

деятельности. В планирование воспитательной работы класса мы обязательно включаем

различные этноориентированные формы работы, например, классные часы в форме бесед

и диспутов («Я и люди вокруг меня», «Мы разные, но все вместе»). Очень интересной

формой является классный час в форме лаборатории нерешенных проблем, например по

теме «Межнациональные браки» (приложение №3). На таких встречах можно обсудить

вопросы, на которые нельзя найти однозначных ответов. Задача учителя - утвердить в

ребятах мнение, что разные позиции имеют право жить, они не должны стать причинами

разногласий.

В ходе реализации ЭКРК через вариативную и инвариантную

части БУП мы

формируем «этнокультурную компетентность» - свойство личности, выражающееся в

знании своей и иных этнических культур, реализующееся через умения, навыки, модели

поведения, способствующие эффективному общению.

Мы

исходим

из

того,

что

критериями

и

показателями

формирования

этнокультурной компетентности (по Пуштаревой Т.В.) являются принятие и понимание

других

народов,

приобретение

знаний

об

истории,

географии,

культуре

и

обычаях,

ценностях, образе жизни других народов, соотнесение ценностей своих и иных народов,

поиск общих культурных элементов, интересов, потребностей, а также построение гибких

коммуникативных умений. При выборе форм организации учебного процесса мы отдаем

предпочтение коллективно- групповым занятиям: уроки, лекции, семинары, экскурсии.

Данные формы занятий

ставят обучающихся в условия неизбежного сотрудничества с

другими людьми, иными культурами, другими мнениями, а значит направлять на поиск

диалога и бесконфликтного взаимодействия. Удачными формами этноориентированной

внеурочной деятельности, на наш взгляд,

являются встречи с представителями других

культур, краеведческие и этнографические походы и экскурсии, музейная деятельность,

соревнования по национальным видам спорта и народным играм, массовое празднование

традиционных национальных праздников и др. В ходе таких занятий усвоенные знания

превращаются в привычные способы поведения.

Мы

полагаем,

что

н а и б ол е е

эффективными

методами

формирования

этнокультурной

компетентности

являются

активные методы (дискуссии, моделирование и реконструкции, игра, методы эмпатии и

сопереживания,

кросс-культурный

метод,

решение

ситуативных

задач,

метод

диалога

культур). Результативным является проектно- исследовательский метод. В процессе

создания

проектно-исследовательской

работы

формируется

линия

толерантного

отношения - это учитель и ученик. Обе стороны должны проявить максимум тактичности

и

выдержки

в

совместной

работе,

общение

на

правах

соавторов

содействует

сотрудничеству,

коллективному созидательному творчеству. Процесс работы позволяет

раскрыть

творческие

способности

учеников,

их

научный

потенциал,

содействует

межпредметной интеграции.

Другая линия толерантного отношения – это линия

«Моя культура и культура

других народов».

Примером может послужить проектно-исследовательские работы по

теме «Праздники народов Тюменского региона», «Национальные костюмы татарского и

русского народа: здоровьесберегающий аспект». Авторы работы поставили перед собой

с л е д у ю щ и е

ц е л и : изучить

истории

народных

традиций,

классификация,

продемонстрировать

взаимовлияние

культурных

традиций

народов

проживающих

в

регионе. Актуальность темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков

духовного

возрождения

России

важно

поддержать

свою

национальную

культуру,

сконцентрировать в себе характер народа, уметь найти формы общения с представителями

иных культур и точек зрения. В процессе работы мы заметили, что ребята, сообщая свою

информацию, внимательно прислушивались к другим сообщениям и начинали соотносить

элементы культуры, поведения национального костюма и др.,

и в процессе работы

находили много общего в культуре, казалось бы, совершенно непохожих друг на друга

народов. Именно такая схожесть в традициях подводит ребят к мысли, что ценности у всех

народов едины, лишь различны их названия и внешние проявления. Такой вывод очень

ценен для воспитания терпимого отношения к представителям другой культуры.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся позволяет не

только познакомить с ценностями, устоями этносов, но и воспитывает в молодых людях

понимание и терпимость к другим народам, их образу жизни, манере одеваться, языку, но

и сделать самостоятельный вывод ребят о культурном единстве народов региона. Кроме

того,

в

ходе

работы

формируются

коммуникативные

умения,

происходит

закладка

и

совершенствование

компетентностей

личностного,

информационного

характера.

Действенными

средствами

обучения

в

ходе

реализации

ЭКРК

являются

как

литературные источники, ресурсы Интернет, так и вещественные (музейные экспонаты).

На определенном этапе работы мы стали заниматься созданием электронных пособий,

которые

включают

в

себя

презентации,

информационный,

справочный

материал.

Контроль за формированием этнокультурной компетентности мы осуществляем

различными

способами

-

тестирование,

проектные

работы,

контрольные

работы,

сочинения, организация игр, национальных праздников, выставок, а также наблюдения за

обучающимися.

Пользуясь критериями, предложенными различными авторами,

для

выявления сформированности этнокультурной компетентности мы можем сделать вывод

о том, что учащиеся знают свою и другие этнокультуры, положительно относятся к ним,

готовы

к

межэтническому

взаимодействию,

владеют

приемами

бесконфликтного

общения.

Ребята способны

идентифицировать себя как представителя своего народа,

региона и гражданина России, видеть в других людей те же черты, что и у представителей

других

народов,

а

значит

видеть

в

нем

своего

друга,

соотече ственника.

Свои знания и умения наши школьники успешно демонстрируют на конференциях

разных уровней. Так например, работы «Астана в истории сибирских татар», «Традиции

взаимопомощи в культуре разных народов», «Герои войны - мои земляки» были отмечены

жюри

городского

этапа

НПК

«Шаг

в

будущее».

Как

показывают

наблюдения,

компетенции,

которые

сформированы

на

уроках,

внеурочных

занятиях

позволяют

избежать конфликтов в школе и обществе.



В раздел образования