Автор: Абдразакова Зайтуна Джагваровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ лицей №81
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Этнокультурный региональный компонент содержания обществоведческого образования и его возможности для снижения социальных рисков в поликультурном обществе
Раздел: среднее образование
Этнокультурный региональный компонент содержания
обществоведческого образования и его возможности для снижения
социальных рисков в поликультурном обществе
Абдразакова З.Д., учитель
истории и обществознания
В
истории
человечества
нетерпимость
существовала
всегда,
порождая
войны,
религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она
выражается в экстремизме, стереотипах и оскорблениях. События ноября-декабря 2010
года
в
Москве
и
Санкт-Петербурге
еще
раз
показали,
как
легко
перейти
грань
дозволенного в межэтнических отношениях, если не следовать правилам, установленным
государством
и
обществом.
Государственная
власть
немедленно
и
жестко
пресекла
уродливые явления. В. Путин, комментируя эти события, отметил, что «граждане
России любого вероисповедания и любой национальности должны осознавать, что мы -
дети одной страны». «Россия - многонациональная страна и экстремистские проявления
являются
угрозой
для
национальной
безопасности»,
-
заявил
президент
страны
Д.Медведев.
Современная
школа,
закладывая
установку
на
веротерпимость,
толерантное
сознание,
руководствуется нормативными
документами. В Концепции национальной
образовательной политики РФ (2006 год) провозглашены основные принципы, которыми
руководствуются
педагоги: «защита и развитие национальных культур, региональных
культурных
традиций
и
особенностей;
формирование
у
обучающихся
коммуникабельности
и
толерантности,
исключающих
национализм,
сепаратизм
и
ксенофобию». Основу государственных образовательных стандартов второго поколения
с о с т а в л я ю т
ц е н н о с т н ы е
ориентиры,
направленные
на
ф о р м и р о в а н и е
н о в о г о
поколения
граждан
нашей
многонациональной
страны,
способных
жить
в
мире
с
предст авителями
д р у г и х
народов, конфессий и культур.
Среди
о сновополагающих
ценностей, представленных в
предметных
программах
и
программах
воспитания
и
социализации
–
«семейные
т р а д и ц и и ,
п а т р и о т и з м ,
глубокая
привязанность
к
р о д н о м у
к р а ю ,
межнациональный мир».
Мы
полагаем,
что
включение
в
урочную
и
во
внеурочную
деятельность
школьников этнокультурного регионального компонента (ЭКРК) является инструментом
для формирования толерантных отношений и, следовательно,
условием для снижения
социальных рисков в поликультурном обществе.
Под ЭКРК понимается компонент образования, «реализующий принцип защиты и
развития
национальных
культур
и
региональный
культурных
традиций»
(Концепция
национальной образовательной политики РФ, одобрена приказом Минобрнауки 03.08.06).
Обществоведческое образование
является благодатной почвой для реализации
ЭКРК
с
целью
создания
условий
для
формирования
гражданской
идентичности
(национальной,
региональной,
российской),
успешной
социализации,
адаптации
к
поликультурному
сообществу.
Интеграция
ЭКРК
в
систему
обществоведческого
образования необходима для выполнения и основных задач системы образования, таких
как «приобщение к ценностям региональной, российской и мировой культур, развитие
навыков
межкультурного
общения,
воспитание
гражданственности
и
патриотизма»,
а
также
способствует
удовлетворению
этнокультурных
запросов
граждан.
Фундаментальное ядро образования, в соответствии с ФГОС, направлено на достижение
социальной консолидации и согласия в условиях этнического, религиозного и культурного
многообразия на основе формирования гражданской идентичности и общности граждан и
народов России. Среди основных целей изучения истории в школе является воспитание
учащихся
в
духе
уважения
к
истории
своего
Отечества
как
единого
и
неделимого
многонационального
государства,
построенного
на
основах
равенства
всех
народов
России,
в
духе
патриотизма
и
интернационализма,
в
неприятии
шовинизма
и
национализма
в
любой
форме.
Целью
реализации
ЭКРК
в
предметной
области
«Обществознание» является сохранение самобытной национальной культуры, включение
в
российскую
гражданственность
посредством
знания
и
понимания
истории
России,
правовых
основ
РФ,
уважения
права
личности
на
культурную
идентичность.
В
содержании обществоведческого образования мы актуализируем темы, которые с одной
стороны, могут помочь самоидентифицироваться и узнать культуру других народов, а с
другой
стороны
-
вступить
в
равноправный
диалог
культур
(для
достижения
взаимопонимания,
для понимания России и региона; для уважительного отношении к
общечеловеческим
ценностям,
отраженным
в
российском
законодательстве).
Такое
построение изучения истории и обществознания способствует усвоению культур своего и
других
народа,
позволяет
воспитывать
положительное
отношение
к
культурным
различиям, отрабатывать умения и навыки эффективного взаимодействия и толерантных
отношений в многонациональном обществе.
Реализация этнокультурного регионального компонента в содержании образования
осуществляется в нашем опыте через модель, в которой присутствуют четыре основных
направления:
1.
Модуль
ЭКРК,
интегрированный
в
содержание
исторического
и
обществоведческого образования (5-11 класс).
2.
Элективный курс «Этнография Сибири» (11 класс);
3.
Участие в реализации надпредметной программы «Культура народов Тюменского
региона» (8-9 классы);
4.
Этнокультурный региональный компонент в содержании внеурочной деятельности
по предмету.
Очень
широкими
возможностями
для
формирования
толерантного
сознания
является
предмет
«Обществознание».
В
результате
тщательного
анализа
содержания
предмета была разработана программа модуля ЭКРК к курсу «Обществознание» (6-11
класс), которая получила положительную рецензию преподавателей ТОГИРРО. Модуль
дополняет базовый курс предмета
региональной
этнокультурной составляющей.
В
отдельные темы включен материал,
позволяющий расширить знания об особенностях
бытовых традиций народов, проживающих в регионе, о правовых возможностях наций.
Например, на уроке в
9 классе по теме «Конституция РФ. Основы конституционного
строя» обращается особое внимание на право граждан на культурное самоопределение, а
в качестве домашнего задания ребята готовят информацию из региональных СМИ о
практической реализации указанного права граждан в нашем городе и области. При
изучении темы «Право на труд. Трудовые правоотношения» подчеркивается роль труда в
жизни человека, даются практические задания: «пользуясь подборками
поговорок и
пословиц разных народов доказать, что трудолюбие - это ценность, важная для всех
народов».
Большой воспитательный потенциал имеют темы «Радости и сложности общения»
- 7 кл. (приложение №1), «Мораль» (8 классе), «Человек как существо духовное» (10
класс).
Уроки по этим темам позволяют выделить морально-нравственные ценности в
культуре каждого народа, а затем сделать вывод об идее общечеловеческих ценностей, не
имеющих
национальной
принадлежности.
Урок
в
10
классе
по
теме
«Нации
и
межнациональные отношения»
позволяет подвести логическую черту для понимания
терминов
«этнос»,
«нация»,
«национальность».
Ребята,
обсуждая
ситуации
межнациональных отношений, осознают трудности их разрешения (приложение №2).
С
целью
отработки
этнокультурных
региональных
компетенций
(знание
национального
состава
региона,
понимание
причин
межнациональных
конфликтов
и
противоречий, умения дискутировать и
аргументировано отстаивать свою позицию,
умение принять иную точку зрения, корректное отношение к манере поведения, стилю
одежды, религиозному поведению представителей другого этноса) активно используется
метод проектов, исследовательские методики, решение ситуативных задач, написание
сочинений
и
эссе.
Ребята
представляют
интересные
продукты
своей
проектно-
исследовательской деятельности - доклады и презентации по темам:
«Религиозные
праздники моего народа», «Традиционная и современная культура моего народа», «Коран
и Библия - источники морали нравственности», «Что такое хорошо, что такое плохо
глазами моего народа». Опыт показывает, что контролировать уровень сформированных
этнокультурных компетенций очень хорошо проводить в форме решения ситуативных
задач.
В
курс
истории (5-11 классы) мы также
интегрировали
этнокультурный
региональный компонент. Для этого выделили те темы,
которые органически можно
обогатить региональным этнокультурным содержанием. Региональный этнокультурный
компонент включен для того, чтобы учащиеся знали и понимали причины миграционной
политики
государства
на
различных
исторических
этапах,
исторические
корни
межнациональных
конфликтов,
ценили
вклад
представителей
разных
народов
в
отечественную культуру, науку и другие сферы жизни.
Мы считаем, что наиболее эффективными формами реализации ЭКРК для младших
школьников на уроках истории являются эмоциональный
рассказ, экскурсия в музей,
демонстрация
предметов
прошлого.
Так,
при
изучении
хозяйственной
деятельности
древних государств в 5 классе мы организуем экскурсии в школьный музей, где ребята
делают вывод о трудолюбии земледельцев прошлого и настоящего и подчеркивают, что
трудолюбие
-
качество
достойное
уважения,
присущее
всем
народам,
спасавшее
Отечество
во
все
времена.
Дома
ребята
готовят
небольшие
подборки
поговорок
и
пословиц различных народов о труде, трудолюбии.
В 8 классе тема «Отечественная война 1812 года» позволяет укрепить понимание
того, что Отечество- это великая ценность, в ходе её защиты нет разделения на сословия,
нации или другие группы.
В 9 и 11 классах большую часть учебного времени мы уделяем теме «Великая
Отечественная война». Это очень благодатная тема для воспитания патриотических чувств
и толерантности. На уроках показывается антигуманный характер фашизма, приводятся
примеры современных неофашистских движений. Привлекательна тема «Тыл в годы
войны». На основе данных о работе эвакуированных предприятий, сведений о работе
сельхозпредприятий
в
регионе,
героическом
труде
рядовых
граждан
разных
национальностей для достижения победы, можно доказать, что героизм- это не просто
оружие в руках, а героических самоотверженный труд всех кто был в тылу.
Много
времени
и
внимания
уделяем
героям-воинам.
Это
способствует
формированию
уважительного отношения к старшему поколению, благодаря которому мы живем в мире.
Особенно хорошо удается эта работа, если учащиеся выполняют задания связанные с
поисково-исследовательской деятельностью по теме «Герои войны» в своем регионе, либо
среди родственников.
В рамках инновационной работы школы мы разработали и апробируем элективный
курс «Этнография Сибири» для учащихся 11 класса, который дает большие возможности
для
отработки
общеучебных
умений
и
навыков
учащихся
на
основе
краеведческого
этнографического материала.
Третье направление работы — это участие с другими учителями-предметниками в
реализации интегрированной надпредметной программы «Культура народов Тюменского
региона»
(8-9
кл.).
Цель
освоения
программы
-
это
национальная,
региональная,
российская
самоидентификация
школьников
и
формирование
толерантной
личности.
Программа
решает
следующие
задачи:
обобщить
и
систематизировать
знания
об
особенностях
культуры
народов,
проживающих
на
территории
Тюменского
региона ,
овладеть
способами
учебно-познавательной,
информационной,
исследовательской,
проектной, коммуникативной деятельности, сформировать общеучебные умения и навыки
(обобщать, сравнивать, делать выводы, находить причинно-следственные связи и т.д.). При
изучении особенностей этнокультур акцент мы делаем на практических методах, так по
обществознанию по теме «Мои корни» предполагается составление родословного древа,
либо творческая работа «Я и моя семья». Ведущим методом при освоении программы
стал метод диалога культур. Удачным оказался интегрированный урок (литература и
история) в 8 классе по теме «Родина в стихах поэтов национальной литературы». В ходе
урока ребята говорили о Родине, России, малой родине, в конце занятия читали стихи на
родном языке (русском, татарском, армянском, украинском, киргизском языках) о Родине,
сами сделали важный вывод о том, что людям всех национальностей важны и ценны
единые ценности - Любовь, Родина, Мать. Надпредметная программа предусматривает
активное участие школьников в исследовательской,
проектной деятельности. Так, по
истории выполнена работа по теме «Астана в истории сибирских татар». Особый интерес
и бурное обсуждение на уроках обществознания вызывало решение ситуативных задач по
теме «Я живу в многонациональном обществе». Обсуждение показало довольно высокий
уровень толерантности.
В конце первого экспериментального учебного года по апробации надпредметной
программы
«Культура
народов
Тюменского
региона»
мы
провели
комплексную
контрольную работу по вопросам этнокультурного содержания. Учащиеся с легкостью
справились с заданиями по теме «Религия народов тюменского региона», «Национальные
праздники».
На втором году апробации,
мы проводили один раз в четверть практические
конференции, с представлением наиболее удачных работ этнокультурного регионального
содержания. Темы конференций отражают сущность представленных работ, например по
первому блоку «Тюменская область - многонациональный регион» представлена историко-
аналитическая справка «Национальный состав Российского государства в 20 в. и сто лет
спустя...». К блоку программы «Тюменская область - многонациональный регион» по
истории была подготовлена работа по теме «Герои войны - мои земляки», в которой
отмечен
вклад всего советского народа в достижение великой Победы. Интересной и
содержательной стала работа по теме «Освоение тюменского Севера: люди и подвиги».
Ребята обратили внимание на интернациональный состав героев-нефтяников. Работы по
обществознанию тоже нацелены на раскрытие идеи толерантности в многонациональном
обществе. Так, например, к блоку программы «Мы родом из Тюменской области» была
подготовлена проектная работа «Храмы и мечети г. Тюмени». Итогом работы на последней
конференции
стала
разработка
свода
правил
современного
толерантного
человека,
в
котором звучали такие характеристики как,
«терпимый»,
«понимающий». Правила,
сформулированные самими ребятами стали основой для решения ситуативных задач по
теме «Я в многонациональном мире». Разрешение непростых ситуаций говорит о высоком
уровне терпимости ребят, отсутствии претензий к человеку на основе национальной
принадлежности,
знании
особенностей
культуры
народов
проживающих
в
регионе
и
свидетельствует о продуктивных результатах нашей работы.
Работа
по
формированию
толерантной
личности
продолжается
во
внеурочной
деятельности. В планирование воспитательной работы класса мы обязательно включаем
различные этноориентированные формы работы, например, классные часы в форме бесед
и диспутов («Я и люди вокруг меня», «Мы разные, но все вместе»). Очень интересной
формой является классный час в форме лаборатории нерешенных проблем, например по
теме «Межнациональные браки» (приложение №3). На таких встречах можно обсудить
вопросы, на которые нельзя найти однозначных ответов. Задача учителя - утвердить в
ребятах мнение, что разные позиции имеют право жить, они не должны стать причинами
разногласий.
В ходе реализации ЭКРК через вариативную и инвариантную
части БУП мы
формируем «этнокультурную компетентность» - свойство личности, выражающееся в
знании своей и иных этнических культур, реализующееся через умения, навыки, модели
поведения, способствующие эффективному общению.
Мы
исходим
из
того,
что
критериями
и
показателями
формирования
этнокультурной компетентности (по Пуштаревой Т.В.) являются принятие и понимание
других
народов,
приобретение
знаний
об
истории,
географии,
культуре
и
обычаях,
ценностях, образе жизни других народов, соотнесение ценностей своих и иных народов,
поиск общих культурных элементов, интересов, потребностей, а также построение гибких
коммуникативных умений. При выборе форм организации учебного процесса мы отдаем
предпочтение коллективно- групповым занятиям: уроки, лекции, семинары, экскурсии.
Данные формы занятий
ставят обучающихся в условия неизбежного сотрудничества с
другими людьми, иными культурами, другими мнениями, а значит направлять на поиск
диалога и бесконфликтного взаимодействия. Удачными формами этноориентированной
внеурочной деятельности, на наш взгляд,
являются встречи с представителями других
культур, краеведческие и этнографические походы и экскурсии, музейная деятельность,
соревнования по национальным видам спорта и народным играм, массовое празднование
традиционных национальных праздников и др. В ходе таких занятий усвоенные знания
превращаются в привычные способы поведения.
Мы
полагаем,
что
н а и б ол е е
эффективными
методами
формирования
этнокультурной
компетентности
являются
активные методы (дискуссии, моделирование и реконструкции, игра, методы эмпатии и
сопереживания,
кросс-культурный
метод,
решение
ситуативных
задач,
метод
диалога
культур). Результативным является проектно- исследовательский метод. В процессе
создания
проектно-исследовательской
работы
формируется
линия
толерантного
отношения - это учитель и ученик. Обе стороны должны проявить максимум тактичности
и
выдержки
в
совместной
работе,
общение
на
правах
соавторов
содействует
сотрудничеству,
коллективному созидательному творчеству. Процесс работы позволяет
раскрыть
творческие
способности
учеников,
их
научный
потенциал,
содействует
межпредметной интеграции.
Другая линия толерантного отношения – это линия
«Моя культура и культура
других народов».
Примером может послужить проектно-исследовательские работы по
теме «Праздники народов Тюменского региона», «Национальные костюмы татарского и
русского народа: здоровьесберегающий аспект». Авторы работы поставили перед собой
с л е д у ю щ и е
ц е л и : изучить
истории
народных
традиций,
классификация,
продемонстрировать
взаимовлияние
культурных
традиций
народов
проживающих
в
регионе. Актуальность темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков
духовного
возрождения
России
важно
поддержать
свою
национальную
культуру,
сконцентрировать в себе характер народа, уметь найти формы общения с представителями
иных культур и точек зрения. В процессе работы мы заметили, что ребята, сообщая свою
информацию, внимательно прислушивались к другим сообщениям и начинали соотносить
элементы культуры, поведения национального костюма и др.,
и в процессе работы
находили много общего в культуре, казалось бы, совершенно непохожих друг на друга
народов. Именно такая схожесть в традициях подводит ребят к мысли, что ценности у всех
народов едины, лишь различны их названия и внешние проявления. Такой вывод очень
ценен для воспитания терпимого отношения к представителям другой культуры.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся позволяет не
только познакомить с ценностями, устоями этносов, но и воспитывает в молодых людях
понимание и терпимость к другим народам, их образу жизни, манере одеваться, языку, но
и сделать самостоятельный вывод ребят о культурном единстве народов региона. Кроме
того,
в
ходе
работы
формируются
коммуникативные
умения,
происходит
закладка
и
совершенствование
компетентностей
личностного,
информационного
характера.
Действенными
средствами
обучения
в
ходе
реализации
ЭКРК
являются
как
литературные источники, ресурсы Интернет, так и вещественные (музейные экспонаты).
На определенном этапе работы мы стали заниматься созданием электронных пособий,
которые
включают
в
себя
презентации,
информационный,
справочный
материал.
Контроль за формированием этнокультурной компетентности мы осуществляем
различными
способами
-
тестирование,
проектные
работы,
контрольные
работы,
сочинения, организация игр, национальных праздников, выставок, а также наблюдения за
обучающимися.
Пользуясь критериями, предложенными различными авторами,
для
выявления сформированности этнокультурной компетентности мы можем сделать вывод
о том, что учащиеся знают свою и другие этнокультуры, положительно относятся к ним,
готовы
к
межэтническому
взаимодействию,
владеют
приемами
бесконфликтного
общения.
Ребята способны
идентифицировать себя как представителя своего народа,
региона и гражданина России, видеть в других людей те же черты, что и у представителей
других
народов,
а
значит
видеть
в
нем
своего
друга,
соотече ственника.
Свои знания и умения наши школьники успешно демонстрируют на конференциях
разных уровней. Так например, работы «Астана в истории сибирских татар», «Традиции
взаимопомощи в культуре разных народов», «Герои войны - мои земляки» были отмечены
жюри
городского
этапа
НПК
«Шаг
в
будущее».
Как
показывают
наблюдения,
компетенции,
которые
сформированы
на
уроках,
внеурочных
занятиях
позволяют
избежать конфликтов в школе и обществе.