Напоминание

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения


Автор: Вера Владимировна Муратханова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ ГИМНАЗИЯ №2
Населённый пункт: Амурская область г.Тында
Наименование материала: методический материал
Тема: Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения
Раздел: начальное образование





Назад




«Забота о здоровье ребёнка –это

не просто комплекс санитарно-

гигиенических норм и правил…

и не свод требований к режиму,

питанию, труду, отдыху. Это прежде

всего забота о гармоничной полноте

всех физических и духовных сил, и

венцом этой гармонии является

радость творчества»

В.А.Сухомлинский

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации

проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей

катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А.

Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага,

что здоровый нищий счастливее больного короля».

А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на

сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины

школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность

обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым

ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров

детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25%

первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в

состоянии здоровья.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима

специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который

может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один

из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, « всё будущее жизни

находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с

жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему».

В системе образования накоплен определённый опыт реализации

здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой

здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является

технология В.Ф.Базарного, включающая в себя: основу телесной вертикали и

телесно-моторную активность, использование

конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных

упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.

В.Ф.Базарный, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории

физиологоздравоохранительных проблем обучения, провёл обследование

полутора тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Выяснилось, что 2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже

допустимого предела ( расстояние « глаза-тетрадь-книга» составляло 20 см и

меньше). В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки –

объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты

( работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к

организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и

потере здоровья школьников.

Изучая методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей,

нужно принять во внимание, что формирование у учащихся тонко

координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне

активизации функционального состояния организма, в том числе общего

чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее

эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз,

в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Двигательный режим

имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот

период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная

активность в значительной степени определяет его физическое развитие и

работоспособность. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков

в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних

конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что

отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а,

следовательно, на внимании детей.

Ученик 1-4-х классов в течение урока может активно работать 15-20

минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его

работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки,

предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы

учителя начальных классов. Во время уроков значительную нагрузку

испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины,

мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток

значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение

физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность,

являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.

Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на

потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти

простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от

видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-

2 минуты. В осеннее-весенний период физкультминутка проводится при

открытой форточке. Дети очень любят эти физкультминутки. Например,

«Часы» - «тик-так-вправо-влево голову». «Ветер» - движение туловищем

вправо-влево-плавно, вместе с руками. «Пила» - имитация движения руки

при пилении дерева. «Бокс» - имитация ударов правой и левой рукой.

«Силач» - руку в кулак вверх-вниз, сначала правую, потом – левую. Кроме

этого смена поз достигается за счёт разработки настольной конторки,

установленной на стандартный стол.

Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, можно сделать вывод: дети

отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к

изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.

В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок

нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он,- это

высшая свобода моторики. В Тибетской медицине, например, пространству

отведена главная роль в развитии человека. А что мы делаем? Мы заключаем

детей с 6-7 лет в бетонные тупики. И ещё в 30- сантиметровые книжные

тупики. Вне пространства дети впадают в состояние хронической

угнетённости. Не говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших

книг. А мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье.

Сильное впечатление производит на меня идея В.Ф.Базарного об

экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нём

изображается сельский пейзаж: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали –

село. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года -

осень, зима, весна, лето.

Продумывая урок можно использовать материал экологической стенки,

подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания.

Использование зрительно- пространственной активности в режиме

школьного урока достигается это за счёт максимального удаления от глаз

ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический

материал может быть маленьких размеров. Дети всматриваются вдаль и тем

самым снимают напряжение с глазных мышц.

Способствует расширению зрительно- двигательной активности и

проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в

пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут

напряжённого зрительного труда.

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в

учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в

образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие

способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального

поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по

укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение

здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей

заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском

коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее

работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит

раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического

творчества.

Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение

·направлено на обеспечение физического и психического

здоровья учащихся;

·опирается на принципы природосообразности,

преемственности, вариативности, прагматичности (практической

ориентации);

·приводит к повышению мотивации учебной деятельности;

предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных

достижений;

·достигается через учёт особенностей класса (изучение и

понимание человека); создание благоприятного

психологического фона на уроке; использование приёмов,

способствующих появлению и сохранению интереса к учебному

материалу; создание условий для самовыражения учащихся.



В раздел образования