Автор: Вера Владимировна Муратханова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ ГИМНАЗИЯ №2
Населённый пункт: Амурская область г.Тында
Наименование материала: методический материал
Тема: Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения
Раздел: начальное образование
«Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации
проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей
катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:
« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А.
Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага,
что здоровый нищий счастливее больного короля».
А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на
сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины
школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность
обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым
ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров
детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25%
первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в
состоянии здоровья.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима
специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который
может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один
из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, « всё будущее жизни
находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с
жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему».
В системе образования накоплен определённый опыт реализации
здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой
здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является
технология В.Ф.Базарного, включающая в себя: основу телесной вертикали и
телесно-моторную активность, использование
конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных
упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.
В.Ф.Базарный, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории
физиологоздравоохранительных проблем обучения, провёл обследование
полутора тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Выяснилось, что 2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже
допустимого предела ( расстояние « глаза-тетрадь-книга» составляло 20 см и
меньше). В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки –
объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты
( работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к
организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и
потере здоровья школьников.
Изучая методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей,
нужно принять во внимание, что формирование у учащихся тонко
координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне
активизации функционального состояния организма, в том числе общего
чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее
эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз,
в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Двигательный режим
имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот
период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная
активность в значительной степени определяет его физическое развитие и
работоспособность. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков
в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних
конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что
отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а,
следовательно, на внимании детей.
Ученик 1-4-х классов в течение урока может активно работать 15-20
минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его
работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки,
предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы
учителя начальных классов. Во время уроков значительную нагрузку
испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины,
мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток
значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение
физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность,
являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.
Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на
потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти
простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от
видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-
2 минуты. В осеннее-весенний период физкультминутка проводится при
открытой форточке. Дети очень любят эти физкультминутки. Например,
«Часы» - «тик-так-вправо-влево голову». «Ветер» - движение туловищем
вправо-влево-плавно, вместе с руками. «Пила» - имитация движения руки
при пилении дерева. «Бокс» - имитация ударов правой и левой рукой.
«Силач» - руку в кулак вверх-вниз, сначала правую, потом – левую. Кроме
этого смена поз достигается за счёт разработки настольной конторки,
установленной на стандартный стол.
Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, можно сделать вывод: дети
отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к
изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.
В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок
нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он,- это
высшая свобода моторики. В Тибетской медицине, например, пространству
отведена главная роль в развитии человека. А что мы делаем? Мы заключаем
детей с 6-7 лет в бетонные тупики. И ещё в 30- сантиметровые книжные
тупики. Вне пространства дети впадают в состояние хронической
угнетённости. Не говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших
книг. А мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье.
Сильное впечатление производит на меня идея В.Ф.Базарного об
экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нём
изображается сельский пейзаж: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали –
село. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года -
осень, зима, весна, лето.
Продумывая урок можно использовать материал экологической стенки,
подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания.
Использование зрительно- пространственной активности в режиме
школьного урока достигается это за счёт максимального удаления от глаз
ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический
материал может быть маленьких размеров. Дети всматриваются вдаль и тем
самым снимают напряжение с глазных мышц.
Способствует расширению зрительно- двигательной активности и
проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в
пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут
напряжённого зрительного труда.
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в
учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в
образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие
способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального
поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по
укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение
здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей
заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском
коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее
работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит
раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического
творчества.
Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение
·направлено на обеспечение физического и психического
здоровья учащихся;
·опирается на принципы природосообразности,
преемственности, вариативности, прагматичности (практической
ориентации);
·приводит к повышению мотивации учебной деятельности;
предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных
достижений;
·достигается через учёт особенностей класса (изучение и
понимание человека); создание благоприятного
психологического фона на уроке; использование приёмов,
способствующих появлению и сохранению интереса к учебному
материалу; создание условий для самовыражения учащихся.