Автор: Шишкова Елена Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: СП "Детский сад" ГБОУ ООШ № 2 п.г.т. Смышляевка
Населённый пункт: САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВОЛЖСКИЙ РАЙОН, пгт СМЫШЛЯЕВКА
Наименование материала: Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком ЗПР.
Тема: "Мои нове друзья"
Раздел: дошкольное образование
Шишкова Елена Юрьевна, учитель-логопед
Конспект индивидуального логопедического занятия
с неговорящим ребенком.
Тема «Мои новые друзья»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие
Цель: Формирование у неговорящего ребёнка речевой активности.
Задачи:
1.Образовательные:
– Формирование навыка у ребенка активной подражательной речевой деятельности.
– Формирование умения проговаривать двусложные слова (по возможности фразу) из
двух двусложных слов.
2. Коррекционно-развивающие:
– Развитие тактильного восприятия.
– Развитие зрительной памяти.
– Развитие произвольного внимания.
– Развитие логического мышления.
– Формирование правильного речевого выдоха.
– Развитие голоса.
– Развитие общей моторики.
– Развитие мелкой моторики.
– Развитие артикуляционной моторики.
3. Воспитательные:
– Формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям.
– Формирование у ребёнка навыка совместной работы.
– Формирование элементарных коммуникативных умений.
– Формирование умения слушать взрослого.
Методы и приемы:
- практические – игры, упражнения, выполнение заданий
- наглядные – игрушки, картинки
- словесные – беседа, объяснение, вопросы, повторение, напоминание
Материалы и оборудование:
зеркало, салфетка, «чудесный» мешочек, резиновые
игрушки: кошка, куколка, мишка, баба, мяч; звучащие футляры (песок, камни), картинка
«Дом» на липучках с героями, пень, столы, трубочки для коктейля, дыхательный
тренажер, цветы из бумаги с картинками, тарелка с водой «озеро».
Подготовительная работа: работа с логопедическими карточками – запускаем речь.
Логика образовательной деятельности:
№
Структура
Деятельность педагога
Деятельность
детей
Ожидаемый результат
1.
Мотивация
1.Организационный момент:
Приветствие
Логопед:
Миша, давай поздороваемся.
Повторяй за мной движения.
С добрым утром, глазки!
(Ладошками
поглаживаем
глазки)
Ребенок
показывает
упражнения
Мотивация на
занятие
Глазки наши смотрят…
(имитируем
движение
держания бинокля в руках)
С добрым утром, ушки!
(ладошками
поглаживаем
ушки.)
Ушки наши слушают…
(ладошками
к
ушкам
и
прислушиваемся)
С добрым утром, носик!
(указательным
пальчиком
дотрагиваемся до носика)
Носик наш нюхает…
(имитируем
движение
«нюхаем» носиком.)
С добрым утром, ротик!
(слегка
дотрагиваемся
до
ротика несколько раз)
Ротик
наш
говорит….
(произносим ДА-ДА-ДА)
С добрым утром, ручки!
(слегка поглаживаем ручки)
Ручки наши хлопают …
(произносим ХЛОП- ХЛОП -
ХЛОП)
С добрым утром, ножки!
(слегка поглаживаем ножки)
Ножки
наши
топают…
(произносим ТОП-ТОП-ТОП)
2
Ход
занятия
2. Основная часть:
Логопед:
Миша,
у нас сегодня гость!
ПОНИ в гости к нам пришел. У
Пони есть любимые игрушки, он
принёс их в своём мешочке.
Давай посмотрим, что там.
Дидактическая
игра
«Чудесный мешочек».
Логопед:
Миша, доставай из мешочка
игрушку. «Кто это? ЭТО Киса!
Скажи ки-са.
(ребенок: «ки-са»)
Логопед: «Как киса говорит?
(ребенок: Мяу, мяу).
Логопед: Покажи,
как
киса
лакает молочко?
(ребенок вместе с логопедом
выполняет артикуляционное
упражнение «Котик
лакает
молочко из миски»).
Логопед: Миша, а у кисы есть
глазки?
(ребенок: «Вот»).
Рассматривает
игрушку
Достает из
мешочка игрушку,
повторяет слоги и
слова
Выполняет
звукоподражание
Выполняет
вместе с
логопедом
артикуляционную
гимнастику
Развитие органов
артикуляции
Логопед
просит
ребенка
достать из мешочка следующую
игрушку.
Логопед: «Кто это? Это Лиса!
Скажи ли-са.
Логопед: Где у лисы хвост?
(ребенок: «Вот»).
Логопед: Кто это? Это ляля!
Кто это?
(ребенок: «Ляля»).
Ляля умеет песни петь. «Ля- ля-
ля». Как ляля песню поет? Спой.
(ребенок: «Ля- ля-ля»).
Логопед: А как ляля ручками
двигает, когда танцует, вправо –
влево, покажи язычком. (ребенок
выполняет
вместе
с
логопедом артикуляционное
упражнение «часики»).
(Логопед
просит
ребенка
вытащить
из
мешочка
следующую игрушку).
Логопед: Кто это? Это Баба!
Кто это?
(ребенок: «Баба»).
Логопед: Баба
заблудилась
в
лесу и кричит «Аууу» как кричит
Баба? (ребенок: Аууу)
Дидактическая игра «Тихо-
громко»
Логопед: сначала
Баба
тихо
кричит «Аууу», а теперь громко
кричит «Ауу», снова тихо кричит
«Аууу», а теперь громко «Ауу».
На крик Бабушки посмотри кто
пришел? Кто это?
(ребёнок «Деда»).
Спас ее из леса.
Логопед: В мешочке осталась
последняя игрушка, достань ее.
Это Мишка или Миша! Кто это?
(ребенок: «Миша»).
Логопед: Миша
очень
любит
мед.
Покажи,
как
Миша
облизывает ротик, когда ест мед?
(ребенок
выполняет
вместе
с
логопедом артикуляционное
упражнение «вкусное варенье»).
Логопед: А
теперь
давай
положим
игрушки
обратно
в
корзинку и скажем: («Иди, киса!
Иди,
лиса!
Иди,
ляля!,
Иди,
Миша, иди Баба!, Иди Деда! »
(ребенок повторяет.)
Выполняет
упражнение на
силу голоса
Ребенок
показывает
артикуляцию
звука и
произносит слово
Ребенок ищет
нужную фигуру и
ложит в мешочек
Логопед: Молодец!
Развитие плавного ротового
выдоха.
Логопед: посмотри,
здесь
какая-то
коробочка.
Давай
посмотрим,
что
в
ней.
Открывай.
Смотри,
это
трубочки
и
вертушки!
Давай
подуем в них, забьем мяч в
ворота. Вот так!
Я Дую! А теперь ты попробуй
подуть. Что ты делаешь?
(Ребенок: дую)
Речь с движением. «Едем на
машине» (ребенок повторяет за
логопедом)
Логопед: Би-би-би,
звенит
машина
(ребенок: би-би)
Тук-тук-тук, мотор стучит.
(ребенок: тук-тук)
Дидактическая
игра
«Чудесная прогулка»
Логопед: Посмотри, а здесь еще
одно задание от Пони, это дом, в
нем
кто-то
живет?
Нужно
постучать «Тук-тук» кто там?
Доставай жителей из дома.
(ребенок
достает
разрезные
картинки и говорит: киса, дядя,
тетя, и т.д.)
Ребенок берет
трубочку и
выполняет
упражнение
Ребенок
выполняет
движения и
повторяет за
логопедом
Играем в игру,
произносим слова
Развитие речевого
дыхания
Развивать умение
соотносить слова с
движениями
3
Рефлексия
Итог. Рефлексия:
Логопед: Миша посмотри, около
дома есть озеро. А рядом с
озером цветут цветы и в цветах
кто-то
спрятался.
Давай,
посмотрим кто-там живет?
Повторяй за мной. Это лиса, это
коза, это пони.
(ребенок: это ко-за, по-ни, ли-са.)
Логопед: Миша,
вспомни,
кто
сегодня приходил к тебе в гости?
(ребенок: По-ни)
Логопед: Умница!
Ты
все
помнишь. Помаши Пони рукой.
Скажи пока Пони. (ребенок: по-
ка По-ни)
Логопед:
Миша, ты, молодец! Пони очень
понравилось играть с тобой!
Миша кидает
цветы в озеро,
смотрит на
картинку и
повторяет или
называет
самостоятельно
кто живет в цветке
Развитие памяти и
внимания