Напоминание

проект "Березка"


Автор: Антонина Леонтьевна Мышанская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10 "Золотой улей"
Населённый пункт: Г.Карасук Новосибирская обл
Наименование материала: исследовательская деятельность
Тема: проект "Березка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

детский сад № 10 "Золотой улей"

Экологический проект

«

Люблю березку

русскую

»

для детей подготовительной группы

Воспитатели: Мышанская А.Л.

Кашкарова Н.В.

Актуальность

Огромную

роль

в

экологическом

образовании

детей

играет

практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Современные городские дети редко общаются с природой, поэтому

экологическое

образование

ребенка

необходимо

начинать

со

знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми

ребенок сталкивается каждый день. И этим объектом может быть —

береза.

Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы,

символ России. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее

хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие

художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы

посвятили березке свои лучшие песни.

Наблюдая

за

детьми,

я

обратила

внимание

на

то,

что

они

интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о

растениях, делятся впечатлениями, но имеют поверхностные знания о

пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой. Дети

не знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России, а самое

главное им интересна эта тема и они хотят знать о березе больше.

Проблема:

Недостаточные знания детей о березе, как символе России.

Несоблюдение правил экологически грамотного поведения,

в том числе в семьях детей.

Непонимание значимости воспитания русской культуры у

детей и сохранения древних исконно русских традиций.

Паспорт проекта

Цель: создание условий для формирования экологической культуры

дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

познакомить детей с березой, как символом страны;

формировать представления о жизни растения, его развитии;

развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать,

исследовать;

воспитывать экологически грамотное поведение в природе

посадить березу на участке

Предмет исследования: береза

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Вид проекта: творческий, познавательный, исследовательский

Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный

Возраст детей: старший дошкольный (6 - 7 лет)

По количеству участников: групповой

Образовательная область: познавательное развитие

Участники: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители

Предполагаемые результаты

В результате реализации проекта дети расширят представления о

природе,

её

значении

в

жизни

человека.

Сформируются

такие

нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за её природные

богатства. У детей появится инициатива, сообразительность, потребность

общаться с природой.

Реализация

данного

проекта

научит

дошкольников

сравнивать,

анализировать,

делать

выводы;

разовьется

творческое

и

интеллектуальное мышление, умения приобретать знания из различных

источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на

вопрос, почему необходимо бережно относиться к березе.

Формы работы:

Деятельность педагога:

беседы;

познавательные рассказы воспитателя;

интегрированные занятия;

чтение художественной литературы (сказки, рассказы,

стихотворения, пословицы, скороговорки);

использование иллюстративного материала (плакаты,

сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);

Деятельность детей:

экспериментирование;

речевые игры, описательные рассказы;

дидактические игры с предметными картинками;

игра по модели строения дерева;

подвижные игры;

художественно-продуктивная деятельность (аппликация,

рисование, лепка, ручной труд);

музыкальная;

Взаимодействие с родителями воспитанников:

консультации, рекомендации, памятки;

практические задания;

совместные мероприятия

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Первый этап подготовительный (18.04 – 30.06)

N п/п Мероприятия

Ответственный

1

Постановка цели и разработка содержания учебно-

воспитательного процесса

Воспитатель

2

Сбор,

анализ

и

систематизация

информации

о

внешнем

виде

березы

(

ее

отличительных

особенностях), значении ее в жизни людей нашей

местности

Воспитатель

3

Подбор

литературы:

загадки,

стихотворения,

пословицы, поговорки, приметы о березе

Воспитатель

4

Подбор подвижных игр, дидактических игр

Воспитатель

5

Подбор иллюстраций, картин

Воспитатель

6

Разработка проблемных и учебных

вопросов для

детей

Воспитатель

7

Подготовка

материала

для

изобразительной,

музыкальной деятельности детей.

Воспитатель

Музыкальный

работник

8

Группировка материала, составление плана

Воспитатель

Второй этап — основной (С 30 .06. - 20. 08)

N п/п Мероприятия

Ответственный

1

Знакомство

детей

с

березой:

целевая

прогулка«Встреча с русской красавицей»

Воспитатель

2

Составление описательных рассказов о березе

Воспитатель

3

Знакомство с народными приметами о березе

Воспитатель

4

Проведение

познавательного

занятия

«Береза

русская

краса»

(систематизация

информации

о

внешнем виде и пользе березы)

Воспитатель

5

Рассматривание

предметов,

изготовленных

из

бересты.

Изготовление панно из спилов березы

Воспитатель

6

Беседы:"Почему

березы

белые?"

"Береза - символ России"

"Без билета по белу свету"- ( о разных способах

распространения семян)

«Береза

русская

краса»

(систематизация

информации о внешнем виде березы)

«Интересные факты о березе

Воспитатель

7

Знакомство с работами художников: И.И.Шишкина

«Березовая роща»,

И.Левитана «Березовая роща»,

«Золотая осень» .

Воспитатель

8

Пение"Песня о Родине"(сл. Е.Карасевой,

муз.В.Елинек)

"Во поле береза стояла"- пение без сопровождения

(рус. нар. Мелодия)

Музыкальный

руководитель

9

Слушанье:

Вивальди альбом “Времена года”,

Е.Дрейзин старинный вальс “Березка”

Музыкальный

руководитель

10

Разучивание хороводов:

золоте

березонька"(сл.

и

муз.Г.Вихаревой);

"Ай, да березка" (муз. Т.Попатенко)

Музыкальный

руководитель

11

Конкурс рисунков «Люблю березу белую» по

стихотворению Всеволода Рождественского «Береза»

Воспитатель

12

Чтение и разучивание стихотворений , разгадывание

загадок о березе

(Приложение)

П. Воронько "Березка"— заучивание

Воспитатель

13

Экспериментирование

Рассматривание семечки и бересты под лупой

"Какой стороной дышат листья?"

"Вода в жизни растений"

Воспитатель

14

Игровая деятельность

Дид/игры

"Найди листок, какой покажу"

"Найди дерево по описанию"

"Назови дерево по плодам и семенам"

"Четвертый лишний"

Воспитатель

15

Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше

соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы),

«Кто быстрее соберет березовые почки».

Воспитатель

Взаимодействие с родителями:

-Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов,

загадок, пословиц и поговорок о березе

- "Воскресный выходной в роще" - экскурсия семьи в березовую рощу

-"Как правильно изготовить скворечник" - подбор информации

-Рекомендации для родителей "Здоровье от березки" (буклет)

- "Береза в косметике и фармакологии" книжка-раскладушка

- Изготовление панно из березовых листьев родителей совместно с детьми

Взаимодействие с родителями:

-Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов,

загадок, пословиц и поговорок о березе

- "Воскресный выходной в роще" - экскурсия семьи в березовую рощу

-"Как правильно изготовить скворечник" - подбор информации

-Рекомендации для родителей "Здоровье от березки" (буклет)

- "Береза в косметике и фармакологии" книжка-раскладушка

- Изготовление панно из березовых спилов родителей совместно с детьми

3 этап. Заключительный (20.08.2021-20.09.2021)

- выставка рисунков детей «Береза в разные времена года»;

- викторина «Что ты знаешь о березе?»;

- развлечение «Праздник русской березки» с использованием фольклора,

игр, произведений Российских авторов

- распространение опыта в детском саду

-фото-отчет родителей "Воскресный выходной в роще"

-Выставка работ «Панно из березовых спилов» родителей совместно с

детьми

Результаты проекта

Реализация

данного

проекта

научила

дошкольников

сравнивать,

анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-

исследовательской

деятельности.

В

процессе

работы

над

проектом

дошкольники рассматривали рост почек, листьев, сережек, отметили ее

роль как лекарственного сырья на здоровье человека. На основании

исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно

относиться к символу России — березке.

Данный

проект

способствовал

развитию

творческого

и

интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания

из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные

суждения.

Благодаря проведенной работе наши дети смогут осознанно ответить на

вопросы, почему необходимо бережно относиться к березе

Список литературы:

Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей.

Ребенок в детском саду. 2002. N 5.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных

экспериментов для детей 6-7 лет. Разработано в соответствии с ФГОС.-

2015

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом:

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера,

2005. (серия «Вместе с детьми).

Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом

«Карапуз», 2001

Приложение

СТИХИ

Береза

Автор: Всеволод Рождественский

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,

Прильнет ли болотная мгла,-

Дождинки стряхнув, улыбнется

Береза - и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,

И так ее дни хороши,

Что кажется - в шуме березы

Есть что-то от русской души.

БЕРЁЗКА.

Автор: П.Воронько

У красы-берёзки

Платье серебрится.

У красы-берёзки

Зелены косицы.

Со двора к берёзке

Выскочили козы.

Стали грызть берёзку,

А берёзка — в слёзы.

Защищать берёзку

Стали мы гурьбою,

Чтоб краса-берёзка

Выросла большою.

(пер. с укр. Г.Абрамова)

«Берёзовая роща»

Автор: Герман Ходырев

Белее снега чистого

И месяца лучистого,

Как в белых платьях девицы,

Берёзы стали в круг.

Их ветви — руки тонкие,

Как будто струны звонкие.

Лишь ветер к ним притронется —

И всё поёт вокруг.

При ясном свете месяца

Вся роща точно светится.

И реже сумрак вечера,

Светлее ночи тень.

И лес могучий, кряжистый

Глядит на рощу радостно:

Всегда теперь с ним рядышком

Сияет светлый день.

«Берёзка»

Автор: С.Щипачёв

Её к земле сгибает ливень,

Почти нагую, а она

Рванётся, глянет молчаливо –

И дождь уймётся у окна.

И в непроглядный зимний вечер,

В победу веря наперёд,

Её буран берёт за плечи,

За руки белые берёт.

Но, тонкую, её ломая,

Из силы выбьются…Она,

Видать, характером прямая,

Кому-то третьему верна.

***

«Берёзы»

Опять о них,

Кудрявых и белесых…

А что тут делать,

Если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день,

Хоть год,

Хоть вечность колеси.

Случалось всяко: и свои пилили,

И чужеземцы брали в топоры.

Лились в воронки соковые ливни,

И груды изувеченной коры…

Они стоят, дороги отороча,

И ткут, и ткут зеленый свой навес…

И Русь моя – березовая роща,

Которую не вырубить вовек!

«Люблю берёзку русскую»

Автор: А.Прокофьев

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится,

Идёт, где не горожено,

Поёт, где не положено,

Под ветром долу клонится

И гнётся, но не ломится!

Народные приметы о берёзе

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд –

мокрое.

Когда берёза станет распускаться, сей овёс.

Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.

Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.

Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.

Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет

ранняя, а если снизу – то поздняя.

Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.

Пословицы и поговорки о березе

Бела берёста – да дёготь чёрен.

Для врага и берёза – угроза.

Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь.

Берёза ума даёт (о розгах).

Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.

Загадки про берёзу

В белом сарафане

Стала на поляне.

К ней слетелись птицы,

Сели на косицы.

(Берёза)

Зелёна, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

(Берёза)

Стройная красавица стоит на поляне,

В зелёной кофточке, в белом сарафане.

(Берёза)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

(Берёза)

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

(Берёза)

Осенью листья, как слёзы,

На землю роняют ...

(Берёзы)

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

(Берёза)

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в серёжках весной,

Сарафан зелёный летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

(Берёза)

Стоят столбы белы,

На них шапки зелены.

(Берёза)



В раздел образования