Автор: Антонина Леонтьевна Мышанская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10 "Золотой улей"
Населённый пункт: Г.Карасук Новосибирская обл
Наименование материала: исследовательская деятельность
Тема: проект "Березка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
детский сад № 10 "Золотой улей"
Экологический проект
«
Люблю березку
русскую
»
для детей подготовительной группы
Воспитатели: Мышанская А.Л.
Кашкарова Н.В.
Актуальность
Огромную
роль
в
экологическом
образовании
детей
играет
практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Современные городские дети редко общаются с природой, поэтому
экологическое
образование
ребенка
необходимо
начинать
со
знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми
ребенок сталкивается каждый день. И этим объектом может быть —
береза.
Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы,
символ России. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее
хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие
художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы
посвятили березке свои лучшие песни.
Наблюдая
за
детьми,
я
обратила
внимание
на
то,
что
они
интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о
растениях, делятся впечатлениями, но имеют поверхностные знания о
пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой. Дети
не знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России, а самое
главное им интересна эта тема и они хотят знать о березе больше.
Проблема:
Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
Несоблюдение правил экологически грамотного поведения,
в том числе в семьях детей.
Непонимание значимости воспитания русской культуры у
детей и сохранения древних исконно русских традиций.
Паспорт проекта
Цель: создание условий для формирования экологической культуры
дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
познакомить детей с березой, как символом страны;
формировать представления о жизни растения, его развитии;
развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать,
исследовать;
воспитывать экологически грамотное поведение в природе
посадить березу на участке
Предмет исследования: береза
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: творческий, познавательный, исследовательский
Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный
Возраст детей: старший дошкольный (6 - 7 лет)
По количеству участников: групповой
Образовательная область: познавательное развитие
Участники: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители
Предполагаемые результаты
В результате реализации проекта дети расширят представления о
природе,
её
значении
в
жизни
человека.
Сформируются
такие
нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за её природные
богатства. У детей появится инициатива, сообразительность, потребность
общаться с природой.
Реализация
данного
проекта
научит
дошкольников
сравнивать,
анализировать,
делать
выводы;
разовьется
творческое
и
интеллектуальное мышление, умения приобретать знания из различных
источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на
вопрос, почему необходимо бережно относиться к березе.
Формы работы:
Деятельность педагога:
беседы;
познавательные рассказы воспитателя;
интегрированные занятия;
чтение художественной литературы (сказки, рассказы,
стихотворения, пословицы, скороговорки);
использование иллюстративного материала (плакаты,
сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
Деятельность детей:
экспериментирование;
речевые игры, описательные рассказы;
дидактические игры с предметными картинками;
игра по модели строения дерева;
подвижные игры;
художественно-продуктивная деятельность (аппликация,
рисование, лепка, ручной труд);
музыкальная;
Взаимодействие с родителями воспитанников:
консультации, рекомендации, памятки;
практические задания;
совместные мероприятия
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Первый этап подготовительный (18.04 – 30.06)
N п/п Мероприятия
Ответственный
1
Постановка цели и разработка содержания учебно-
воспитательного процесса
Воспитатель
2
Сбор,
анализ
и
систематизация
информации
о
внешнем
виде
березы
(
ее
отличительных
особенностях), значении ее в жизни людей нашей
местности
Воспитатель
3
Подбор
литературы:
загадки,
стихотворения,
пословицы, поговорки, приметы о березе
Воспитатель
4
Подбор подвижных игр, дидактических игр
Воспитатель
5
Подбор иллюстраций, картин
Воспитатель
6
Разработка проблемных и учебных
вопросов для
детей
Воспитатель
7
Подготовка
материала
для
изобразительной,
музыкальной деятельности детей.
Воспитатель
Музыкальный
работник
8
Группировка материала, составление плана
Воспитатель
Второй этап — основной (С 30 .06. - 20. 08)
N п/п Мероприятия
Ответственный
1
Знакомство
детей
с
березой:
целевая
прогулка«Встреча с русской красавицей»
Воспитатель
2
Составление описательных рассказов о березе
Воспитатель
3
Знакомство с народными приметами о березе
Воспитатель
4
Проведение
познавательного
занятия
«Береза
–
русская
краса»
(систематизация
информации
о
внешнем виде и пользе березы)
Воспитатель
5
Рассматривание
предметов,
изготовленных
из
бересты.
Изготовление панно из спилов березы
Воспитатель
6
Беседы:"Почему
березы
белые?"
"Береза - символ России"
"Без билета по белу свету"- ( о разных способах
распространения семян)
«Береза
–
русская
краса»
(систематизация
информации о внешнем виде березы)
«Интересные факты о березе
Воспитатель
7
Знакомство с работами художников: И.И.Шишкина
«Березовая роща»,
И.Левитана «Березовая роща»,
«Золотая осень» .
Воспитатель
8
Пение"Песня о Родине"(сл. Е.Карасевой,
муз.В.Елинек)
"Во поле береза стояла"- пение без сопровождения
(рус. нар. Мелодия)
Музыкальный
руководитель
9
Слушанье:
Вивальди альбом “Времена года”,
Е.Дрейзин старинный вальс “Березка”
Музыкальный
руководитель
10
Разучивание хороводов:
"В
золоте
березонька"(сл.
и
муз.Г.Вихаревой);
"Ай, да березка" (муз. Т.Попатенко)
Музыкальный
руководитель
11
Конкурс рисунков «Люблю березу белую» по
стихотворению Всеволода Рождественского «Береза»
Воспитатель
12
Чтение и разучивание стихотворений , разгадывание
загадок о березе
(Приложение)
П. Воронько "Березка"— заучивание
Воспитатель
13
Экспериментирование
Рассматривание семечки и бересты под лупой
"Какой стороной дышат листья?"
"Вода в жизни растений"
Воспитатель
14
Игровая деятельность
Дид/игры
"Найди листок, какой покажу"
"Найди дерево по описанию"
"Назови дерево по плодам и семенам"
"Четвертый лишний"
Воспитатель
15
Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше
соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы),
«Кто быстрее соберет березовые почки».
Воспитатель
Взаимодействие с родителями:
-Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов,
загадок, пословиц и поговорок о березе
- "Воскресный выходной в роще" - экскурсия семьи в березовую рощу
-"Как правильно изготовить скворечник" - подбор информации
-Рекомендации для родителей "Здоровье от березки" (буклет)
- "Береза в косметике и фармакологии" книжка-раскладушка
- Изготовление панно из березовых листьев родителей совместно с детьми
Взаимодействие с родителями:
-Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов,
загадок, пословиц и поговорок о березе
- "Воскресный выходной в роще" - экскурсия семьи в березовую рощу
-"Как правильно изготовить скворечник" - подбор информации
-Рекомендации для родителей "Здоровье от березки" (буклет)
- "Береза в косметике и фармакологии" книжка-раскладушка
- Изготовление панно из березовых спилов родителей совместно с детьми
3 этап. Заключительный (20.08.2021-20.09.2021)
- выставка рисунков детей «Береза в разные времена года»;
- викторина «Что ты знаешь о березе?»;
- развлечение «Праздник русской березки» с использованием фольклора,
игр, произведений Российских авторов
- распространение опыта в детском саду
-фото-отчет родителей "Воскресный выходной в роще"
-Выставка работ «Панно из березовых спилов» родителей совместно с
детьми
Результаты проекта
Реализация
данного
проекта
научила
дошкольников
сравнивать,
анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-
исследовательской
деятельности.
В
процессе
работы
над
проектом
дошкольники рассматривали рост почек, листьев, сережек, отметили ее
роль как лекарственного сырья на здоровье человека. На основании
исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно
относиться к символу России — березке.
Данный
проект
способствовал
развитию
творческого
и
интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания
из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные
суждения.
Благодаря проведенной работе наши дети смогут осознанно ответить на
вопросы, почему необходимо бережно относиться к березе
Список литературы:
Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей.
Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных
экспериментов для детей 6-7 лет. Разработано в соответствии с ФГОС.-
2015
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом:
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера,
2005. (серия «Вместе с детьми).
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом
«Карапуз», 2001
Приложение
СТИХИ
Береза
Автор: Всеволод Рождественский
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души.
БЕРЁЗКА.
Автор: П.Воронько
У красы-берёзки
Платье серебрится.
У красы-берёзки
Зелены косицы.
Со двора к берёзке
Выскочили козы.
Стали грызть берёзку,
А берёзка — в слёзы.
Защищать берёзку
Стали мы гурьбою,
Чтоб краса-берёзка
Выросла большою.
(пер. с укр. Г.Абрамова)
«Берёзовая роща»
Автор: Герман Ходырев
Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.
Их ветви — руки тонкие,
Как будто струны звонкие.
Лишь ветер к ним притронется —
И всё поёт вокруг.
При ясном свете месяца
Вся роща точно светится.
И реже сумрак вечера,
Светлее ночи тень.
И лес могучий, кряжистый
Глядит на рощу радостно:
Всегда теперь с ним рядышком
Сияет светлый день.
«Берёзка»
Автор: С.Щипачёв
Её к земле сгибает ливень,
Почти нагую, а она
Рванётся, глянет молчаливо –
И дождь уймётся у окна.
И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперёд,
Её буран берёт за плечи,
За руки белые берёт.
Но, тонкую, её ломая,
Из силы выбьются…Она,
Видать, характером прямая,
Кому-то третьему верна.
***
«Берёзы»
Опять о них,
Кудрявых и белесых…
А что тут делать,
Если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день,
Хоть год,
Хоть вечность колеси.
Случалось всяко: и свои пилили,
И чужеземцы брали в топоры.
Лились в воронки соковые ливни,
И груды изувеченной коры…
Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес…
И Русь моя – березовая роща,
Которую не вырубить вовек!
«Люблю берёзку русскую»
Автор: А.Прокофьев
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
Народные приметы о берёзе
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд –
мокрое.
Когда берёза станет распускаться, сей овёс.
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.
Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.
Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет
ранняя, а если снизу – то поздняя.
Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.
Пословицы и поговорки о березе
Бела берёста – да дёготь чёрен.
Для врага и берёза – угроза.
Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Берёза ума даёт (о розгах).
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.
Загадки про берёзу
В белом сарафане
Стала на поляне.
К ней слетелись птицы,
Сели на косицы.
(Берёза)
Зелёна, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Берёза)
Стройная красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
(Берёза)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Берёза)
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)
Осенью листья, как слёзы,
На землю роняют ...
(Берёзы)
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёза)
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
(Берёза)
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза)