Авторы: Другова Татьяна Велерьевна, Ерофеева Валентина Васильевна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Роль интегрированных занятий в учебно-воспитательном процессе в условиях дополнительного образования детей
Раздел: дополнительное образование
Роль интегрированных занятий в учебно-воспитательном процессе в
условиях дополнительного образования детей в МБУ ДО ДДТ им. А.
И. Ефремова
авторы
:
Другова
Татьяна Валерьевна,
п
едагог высшей квалификационной категории
,
р
уководитель образцового детского коллектива Новосибирской области
города Новосибирска студия ИЗО и ДПИ
«
Волшебная кисточка
»
,
Ерофеева В.В.
п
едагог высшей квалификационной категории
,
р
уководитель образцового детского коллектива Новосибирской
музыкальной студии
«
Веселые нотки
»
В современном мире необходимо научиться работать с большим
потоком информации. Научившись владеть информацией и понимать что с
ней делать поможет детям построить прочный фундамент, который
позволит сохранить себя, свое духовное здоровье, расширит возможности
к познанию прекрасного познавательного эмоционально-эстетического
восприятия
окружающего
мира
и
поможет
формированию
коммуникативных качеств и получению социального опыта.
Занятия изобразительным и музыкальным искусством помогают
открыть
подрастающему
человеку
большие
возможности
в
художественно-эстетическом развитии, формировании его мировоззрения.
Знания
должны выстраиваться
в систему,
где
важное место
занимают межпредметные связи, иначе без них восприятие мира детьми
становится хаотичным и обрывистым. И, в связи с этим, очень важно
проводить
интегрированные
занятия
для
детей
в
условиях
дополнительного
образования
на
которых
происходит
совмещение
нескольких предметов на одном занятии.
Благодаря таким творческим занятиям дети познают язык искусства,
его
средства
выразительности.
Синтез
языковых
средств
музыки,
живописи, литературы целостно и многогранно обогащают и развивают
эмоционально-чувственную сферу детей младшего школьного возраста.
Обогащая и насыщая, свой внутренний мир, дети учатся создавать
образы, выстраивать глубокие связи явлений, действий которые помогают
войти
в
современный
мир,
раздвигая
границы
современности
и
реальности.
Дети учатся слышать и слушать музыку, понимать и воспринимать
живопись, передавать свои впечатления с помощью красок и графических
линий, радоваться и восхищаться, грустить и любить.
Восприятие музыки и изобразительной деятельностью связаны
между собой эмоциональной отзывчивостью.
Эмоции которые перерастут в эстетические переживания станут
показателем духовной культуры ребенка.
Смена
деятельности
помогает
детям
держать
внимание
на
протяжении всего занятия и мотивирует их на обучение.
Совмещая изобразительную и музыкальную деятельность дети
получают возможность проявить себя, ориентируясь на свои интересы.
Одним детям привычнее воспринимать зрительные образы, другим
слуховые.
Поэтому
интегрированные
занятия
по
изобразительной
и
музыкальной деятельности создают ситуацию успеха для всех детей в
целом и помогают в реализации таких задач как: развитие креативности,
формирование проектного мышления, умения делать выводы, погружаясь
в
творческую
деятельность,
формируя
понятия
что
все
в
мире
взаимосвязано.
Благодаря интеграции таких предметов, как музыка, живопись на
занятиях в МБУ ДО ДДТ им. А. И. Ефремова с детьми помогают
объяснить и понять взаимосвязи: Природа-Человек-Общество.
На
занятиях
по
изобразительному
искусству
мы
с
детьми
рассматриваем картины И.И. Шишкина, И.И. Левитана под лирическую
музыку, а вот картины И.К. Айвазовского слушаем под музыку, которая
помогает ощутить всю силу водной стихии.
Правильно подобранные фрагменты музыки подчеркивают всю
мощь, раздолье и величавость Руси.
Цикл
занятий
«Музыкальная
открытка»
направлены
на
формирование социального опыта и возможность попробовать себя в роли
музыканта и художника.
Слушая музыку и получая разные музыкальные впечатления дети
знакомятся с языком интонаций классической, народной, современной
музыки, тем самым учится понимать интонационный словарь разных эпох
(прослушивание классической музыки (фрагменты) разного времени –
музыку А. Вивальди, Р. Шумана, Ф. Шопена, П. Чайковского, И.С. Баха,
В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, и другие.)
Объем таких произведений велик, поэтому для детей подбираются
яркие несложной гармонии фрагменты, с ясной формой, негромкие по
силе звучания и не быстрые по темпу.
Знакомятся
с
детьми
разных
студий,
послушать
игру
на
музыкальном инструменте (пианино), послушать песни в исполнении
своих сверстников, пробуют сами исполнить песни, знакомятся с
вокальными распевками (для детей студии ИЗО и ДПИ) или играть
простые фрагменты на пианино.
Попробовать проявить себя в изобразительном искусстве(для детей
вокальной студии), расширить знания о музыкальных инструментах таких
как фортепиано, свистулька (и другие) услышать и увидеть
образ
музыкального инструмента в музыке и изобразительном искусстве (все
определяют цель и задачи конкретного занятия).
Тем самым соединяя музыкальную и изобразительную деятельность
у детей появляется возможность проработать тему глубоко, посмотреть на
поставленные задачи под разными углами.
Но на таких занятиях нет перенапряжения, нет усталости, так как
смена деятельности переключает ребенка с одного вида деятельности на
другой, и дает возможность прочувствовать знания и получить опыт в
максимально комфортных условиях, найти друзей среди детей разных
студий, открыть в себе музыкальные или художественные способности.