Напоминание

Роль интегрированных занятий в учебно-воспитательном процессе в условиях дополнительного образования детей


Авторы: Другова Татьяна Велерьевна, Ерофеева Валентина Васильевна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Роль интегрированных занятий в учебно-воспитательном процессе в условиях дополнительного образования детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль интегрированных занятий в учебно-воспитательном процессе в

условиях дополнительного образования детей в МБУ ДО ДДТ им. А.

И. Ефремова

авторы

:

Другова

Татьяна Валерьевна,

п

едагог высшей квалификационной категории

,

р

уководитель образцового детского коллектива Новосибирской области

города Новосибирска студия ИЗО и ДПИ

«

Волшебная кисточка

»

,

Ерофеева В.В.

п

едагог высшей квалификационной категории

,

р

уководитель образцового детского коллектива Новосибирской

музыкальной студии

«

Веселые нотки

»

В современном мире необходимо научиться работать с большим

потоком информации. Научившись владеть информацией и понимать что с

ней делать поможет детям построить прочный фундамент, который

позволит сохранить себя, свое духовное здоровье, расширит возможности

к познанию прекрасного познавательного эмоционально-эстетического

восприятия

окружающего

мира

и

поможет

формированию

коммуникативных качеств и получению социального опыта.

Занятия изобразительным и музыкальным искусством помогают

открыть

подрастающему

человеку

большие

возможности

в

художественно-эстетическом развитии, формировании его мировоззрения.

Знания

должны выстраиваться

в систему,

где

важное место

занимают межпредметные связи, иначе без них восприятие мира детьми

становится хаотичным и обрывистым. И, в связи с этим, очень важно

проводить

интегрированные

занятия

для

детей

в

условиях

дополнительного

образования

на

которых

происходит

совмещение

нескольких предметов на одном занятии.

Благодаря таким творческим занятиям дети познают язык искусства,

его

средства

выразительности.

Синтез

языковых

средств

музыки,

живописи, литературы целостно и многогранно обогащают и развивают

эмоционально-чувственную сферу детей младшего школьного возраста.

Обогащая и насыщая, свой внутренний мир, дети учатся создавать

образы, выстраивать глубокие связи явлений, действий которые помогают

войти

в

современный

мир,

раздвигая

границы

современности

и

реальности.

Дети учатся слышать и слушать музыку, понимать и воспринимать

живопись, передавать свои впечатления с помощью красок и графических

линий, радоваться и восхищаться, грустить и любить.

Восприятие музыки и изобразительной деятельностью связаны

между собой эмоциональной отзывчивостью.

Эмоции которые перерастут в эстетические переживания станут

показателем духовной культуры ребенка.

Смена

деятельности

помогает

детям

держать

внимание

на

протяжении всего занятия и мотивирует их на обучение.

Совмещая изобразительную и музыкальную деятельность дети

получают возможность проявить себя, ориентируясь на свои интересы.

Одним детям привычнее воспринимать зрительные образы, другим

слуховые.

Поэтому

интегрированные

занятия

по

изобразительной

и

музыкальной деятельности создают ситуацию успеха для всех детей в

целом и помогают в реализации таких задач как: развитие креативности,

формирование проектного мышления, умения делать выводы, погружаясь

в

творческую

деятельность,

формируя

понятия

что

все

в

мире

взаимосвязано.

Благодаря интеграции таких предметов, как музыка, живопись на

занятиях в МБУ ДО ДДТ им. А. И. Ефремова с детьми помогают

объяснить и понять взаимосвязи: Природа-Человек-Общество.

На

занятиях

по

изобразительному

искусству

мы

с

детьми

рассматриваем картины И.И. Шишкина, И.И. Левитана под лирическую

музыку, а вот картины И.К. Айвазовского слушаем под музыку, которая

помогает ощутить всю силу водной стихии.

Правильно подобранные фрагменты музыки подчеркивают всю

мощь, раздолье и величавость Руси.

Цикл

занятий

«Музыкальная

открытка»

направлены

на

формирование социального опыта и возможность попробовать себя в роли

музыканта и художника.

Слушая музыку и получая разные музыкальные впечатления дети

знакомятся с языком интонаций классической, народной, современной

музыки, тем самым учится понимать интонационный словарь разных эпох

(прослушивание классической музыки (фрагменты) разного времени –

музыку А. Вивальди, Р. Шумана, Ф. Шопена, П. Чайковского, И.С. Баха,

В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, и другие.)

Объем таких произведений велик, поэтому для детей подбираются

яркие несложной гармонии фрагменты, с ясной формой, негромкие по

силе звучания и не быстрые по темпу.

Знакомятся

с

детьми

разных

студий,

послушать

игру

на

музыкальном инструменте (пианино), послушать песни в исполнении

своих сверстников, пробуют сами исполнить песни, знакомятся с

вокальными распевками (для детей студии ИЗО и ДПИ) или играть

простые фрагменты на пианино.

Попробовать проявить себя в изобразительном искусстве(для детей

вокальной студии), расширить знания о музыкальных инструментах таких

как фортепиано, свистулька (и другие) услышать и увидеть

образ

музыкального инструмента в музыке и изобразительном искусстве (все

определяют цель и задачи конкретного занятия).

Тем самым соединяя музыкальную и изобразительную деятельность

у детей появляется возможность проработать тему глубоко, посмотреть на

поставленные задачи под разными углами.

Но на таких занятиях нет перенапряжения, нет усталости, так как

смена деятельности переключает ребенка с одного вида деятельности на

другой, и дает возможность прочувствовать знания и получить опыт в

максимально комфортных условиях, найти друзей среди детей разных

студий, открыть в себе музыкальные или художественные способности.



В раздел образования