Автор: Строева Аксиния Александровна
Должность: тренер- преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО «Детско- юношеская спортивная школа №1» ГО «город Якутск»
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия г.Якутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Круговая тренировка легкоатлетов"
Раздел: дополнительное образование
Круговая тренировка легкоатлетов.
Метод круговой тренировки на занятиях по легкой атлетике– это эффективное
развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени.
При этом развитие двигательных качеств тесно связано с освоением программного
материала, поэтому в комплексы круговой тренировки включили физические упражнения
(подводящие упражнения), близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или
иного раздела учебной программы. Это способствует положительному переносу
двигательного действия при развитии и совершенствовании умений. Использование их в
комплексах круговой тренировки способствует выполнению изученных упражнений в
различных условиях, приближенных к жизненным, что имеет важное прикладное
значение.
Круговая тренировка как интегральная форма физической подготовки приучает
учащихся
к
самостоятельному
мышлению
при
развитии
двигательных
качеств,
вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает
собранность и организованность при выполнении упражнений.При организации занятий
методом
круговой
тренировки
все
учащиеся
после
подготовительной
части
распределяются по
группам (2-3 человека) в зависимости от уровня физической
подготовленности.
На
месте
проведения
занятий
определяются
«станции»
для
выполнения физических упражнений.На каждой «станции» находится карточка-задание, в
которой определены задачи и способы их решения. По команде преподавателя учащиеся
начинают одновременно выполнять упражнения
каждый на своей «станции». По
окончании запланированного времени учащиеся переходят на следующую «станцию».
Таким образом, они перемещаются от «станции» к «станции», от снаряда к снаряду.
Время
выполнения
упражнения
варьируется
в
зависимости
от
возраста
и
подготовленности учащихся. При составлении комплексов круговой тренировки делается
акцент на развитие различных мышечных групп.
Комплекс упражнений скоростно-силовой подготовки, используемый при обучении
легкой атлетике
1-я станция. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Присед руки вперед, и.п.
2-я станция. И.п.– выпад левой ногой вперед, руки на пояс. Три пружинистых
покачивания в выпаде, прыжком сменить положение ног.
3-я станция. И.п. – О.С. руки вперед ладони вниз. Присед на правой ноге, левая вперед.
Тоже на левой ноге.
4-я станция. Бег с высоким подниманием бедра на месте.
5-я станция. Бег с захлестыванием голени назад с продвижением вперед.
6-я станция. Быстрая смена ног прыжками. Из положения вперед правой – левой ногой.
7-я станция. Бег с подскоками и приземлением на толчковую ногу.
8-я станция. И.п. стоя боком у опоры. Свободное размахивание ног вперед-назад.
Комплекс упражнений для развития скоростно-силовой подготовки, силовой
выносливости
1-я станция. Прыжки на месте на двух ногах.
2-я станции. И.п. лежа на спине, руки слегка разведены за головой. Сед ноги вверх,
коснуться руками стоп. Лечь, опустить ноги.
3-я станция. И.п. лежа на животе. Прогнуться, руки вверх – вперед, приподнять ноги.
Покачивания.
4-я станция. И.п. сидя, руку на поясе, ноги согнуты. Круговые движения ногами
поочередно вперед и назад («езда на велосипеде»).
5-я станция. Бег на месте со скакалкой. Подскок на каждом шаге.
6-я станция. И.п. в висе на перекладине: поднимание прямых ног к перекладине,
7-я станция. Прыжки через скакалку назад обеими ногами с подскоками.
8-я станция. И.п. сед ноги вытянуты и чуть подняты. Одновременные махи руками влево,
ногами вправо, и наоборот.
Из опыта работы можно сделать следующие выводы:
1. Круговая
тренировка
является
одной
из
организационно-методических
форм
применения физических упражнений. Она строится так, чтобы создать предпочтительные
условия для комплексного развития физических способностей занимающихся.
2. Организационную основу круговой тренировки составляет циклическое проведение
комплекса физических упражнений, подобранных в соответствии с определенной схемой
(символом круговой тренировки) и выполняемых в порядке последовательной смены
«станций», которые располагаются на площадке для занятий в форме замкнутой фигуры
(круга, квадрата, т.д.).
3. Комплексы круговой тренировки составляются, как правило, из технически несложных,
предварительно хорошо разученных движений.
4. В методическом отношении круговая тренировка представляет
процесс строго
регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха.
Регламентация процесса упражнения в круговой тренировке обеспечивается объективной
оценкой достигнутой работоспособности.
5. Мера нагрузки устанавливается относительно равной для всех принимающих участие в
занятиях и в то же время строго индивидуально. Поэтому физически менее сильные
имеют возможность добиться тех же успехов, что и более сильные.
6. Круговая тренировка рассчитана в основном на групповые занятия. В самой
организационной
структуре
круговой
тренировки
(поочередная
смена
«станций»,
зависимость
выполнения
задания
от
действий
других
участников)
заложена
необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного
порядка и дисциплины. Понятно, что все это предоставляет благоприятные возможности
для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.
7. Метод круговой тренировки позволяет обеспечить высокую моторную плотность
занятия,
облегчает
учет,
контроль
и
индивидуальное
регулирование
нагрузки,
активизирует учащихся.
8. Благодаря
разнообразию
методических
вариантов,
почти
неограниченным
возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в
соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, круговая тренировка имеет
широкую сферу применения.
Особо отмечаем, что в использовании метода круговой тренировки на занятиях
физической культурой большую роль играет психологическая подготовка учащихся к
занятию: адаптировать учащегося, чтобы он смог во время занятий максимально
использовать свой потенциал, накопленный на самостоятельных занятиях. Целью
тренировки является подготовка учащегося к сложным ситуациям, к преодолению
физиологических и психологических барьеров. Организм учащегося представляет собой
единый комплекс. Поэтому нельзя функциональную и психологическую сторону
рассматривать отдельно, как нельзя разделять отдельные части спортивной тренировки.
Психологическая подготовка не может возместить недостатки, допущенные в отдельных
элементах занятий. Она приносит максимальный результат только в тех случаях, когда в
комплексе
для
роста
спортивной
формы
учащегося
используются
следующие
педагогические методы.
Словесный метод. Слово – важное средство психологической подготовки и воздействия
на занимающегося. Влиять словом можно по-разному: в форме дружеского разговора,
поддержав учащегося шуткой, а порой полезно
и
повысить требовательность к
учащемуся при выполнении задания.
Наглядный метод. Он помогает воздействовать на занимающихся, которым необходимо
точно выполнить задание преподавателя. В конкретных случаях это наблюдение за игрой,
видеозаписей, игровых ситуаций.
Метод моделированной тренировки. Это основной метод практического воздействия на
сознание учащегося. Главная задача, которую решает метод – это помочь учащимся
адаптироваться, научить их противостоять возможным отрицательным воздействиям.
Решение ее в конечном итоге позволяет добиться высокой спортивной результативности.
Использование этих методов в работе помогает регулировать и положительно влиять на
психологическое состояние учащихся.
По моему мнению, циклическое планирование данного метода в тренировках
легкоатлетов
должно
основываться
на
использовании
комплексов
упражнений,
направленных в первую очередь на общую физическую подготовку с учетом спортивной
специализации. Тренировочный процесс, с применением метода круговой тренировки,
приобщает
легкоатлетов к самостоятельному мышлению, способствует воспитанию
собранности и формированию организованности при выполнении любых заданий. Имея
много достоинств, круговая тренировка заслуживает самого широкого распространения в
работе тренера.