Напоминание

"Круговая тренировка легкоатлетов"


Автор: Строева Аксиния Александровна
Должность: тренер- преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО «Детско- юношеская спортивная школа №1» ГО «город Якутск»
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия г.Якутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Круговая тренировка легкоатлетов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Круговая тренировка легкоатлетов.

Метод круговой тренировки на занятиях по легкой атлетике– это эффективное

развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени.

При этом развитие двигательных качеств тесно связано с освоением программного

материала, поэтому в комплексы круговой тренировки включили физические упражнения

(подводящие упражнения), близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или

иного раздела учебной программы. Это способствует положительному переносу

двигательного действия при развитии и совершенствовании умений. Использование их в

комплексах круговой тренировки способствует выполнению изученных упражнений в

различных условиях, приближенных к жизненным, что имеет важное прикладное

значение.

Круговая тренировка как интегральная форма физической подготовки приучает

учащихся

к

самостоятельному

мышлению

при

развитии

двигательных

качеств,

вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает

собранность и организованность при выполнении упражнений.При организации занятий

методом

круговой

тренировки

все

учащиеся

после

подготовительной

части

распределяются по

группам (2-3 человека) в зависимости от уровня физической

подготовленности.

На

месте

проведения

занятий

определяются

«станции»

для

выполнения физических упражнений.На каждой «станции» находится карточка-задание, в

которой определены задачи и способы их решения. По команде преподавателя учащиеся

начинают одновременно выполнять упражнения

каждый на своей «станции». По

окончании запланированного времени учащиеся переходят на следующую «станцию».

Таким образом, они перемещаются от «станции» к «станции», от снаряда к снаряду.

Время

выполнения

упражнения

варьируется

в

зависимости

от

возраста

и

подготовленности учащихся. При составлении комплексов круговой тренировки делается

акцент на развитие различных мышечных групп.

Комплекс упражнений скоростно-силовой подготовки, используемый при обучении

легкой атлетике

1-я станция. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Присед руки вперед, и.п.

2-я станция. И.п.– выпад левой ногой вперед, руки на пояс. Три пружинистых

покачивания в выпаде, прыжком сменить положение ног.

3-я станция. И.п. – О.С. руки вперед ладони вниз. Присед на правой ноге, левая вперед.

Тоже на левой ноге.

4-я станция. Бег с высоким подниманием бедра на месте.

5-я станция. Бег с захлестыванием голени назад с продвижением вперед.

6-я станция. Быстрая смена ног прыжками. Из положения вперед правой – левой ногой.

7-я станция. Бег с подскоками и приземлением на толчковую ногу.

8-я станция. И.п. стоя боком у опоры. Свободное размахивание ног вперед-назад.

Комплекс упражнений для развития скоростно-силовой подготовки, силовой

выносливости

1-я станция. Прыжки на месте на двух ногах.

2-я станции. И.п. лежа на спине, руки слегка разведены за головой. Сед ноги вверх,

коснуться руками стоп. Лечь, опустить ноги.

3-я станция. И.п. лежа на животе. Прогнуться, руки вверх – вперед, приподнять ноги.

Покачивания.

4-я станция. И.п. сидя, руку на поясе, ноги согнуты. Круговые движения ногами

поочередно вперед и назад («езда на велосипеде»).

5-я станция. Бег на месте со скакалкой. Подскок на каждом шаге.

6-я станция. И.п. в висе на перекладине: поднимание прямых ног к перекладине,

7-я станция. Прыжки через скакалку назад обеими ногами с подскоками.

8-я станция. И.п. сед ноги вытянуты и чуть подняты. Одновременные махи руками влево,

ногами вправо, и наоборот.

Из опыта работы можно сделать следующие выводы:

1. Круговая

тренировка

является

одной

из

организационно-методических

форм

применения физических упражнений. Она строится так, чтобы создать предпочтительные

условия для комплексного развития физических способностей занимающихся.

2. Организационную основу круговой тренировки составляет циклическое проведение

комплекса физических упражнений, подобранных в соответствии с определенной схемой

(символом круговой тренировки) и выполняемых в порядке последовательной смены

«станций», которые располагаются на площадке для занятий в форме замкнутой фигуры

(круга, квадрата, т.д.).

3. Комплексы круговой тренировки составляются, как правило, из технически несложных,

предварительно хорошо разученных движений.

4. В методическом отношении круговая тренировка представляет

процесс строго

регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха.

Регламентация процесса упражнения в круговой тренировке обеспечивается объективной

оценкой достигнутой работоспособности.

5. Мера нагрузки устанавливается относительно равной для всех принимающих участие в

занятиях и в то же время строго индивидуально. Поэтому физически менее сильные

имеют возможность добиться тех же успехов, что и более сильные.

6. Круговая тренировка рассчитана в основном на групповые занятия. В самой

организационной

структуре

круговой

тренировки

(поочередная

смена

«станций»,

зависимость

выполнения

задания

от

действий

других

участников)

заложена

необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного

порядка и дисциплины. Понятно, что все это предоставляет благоприятные возможности

для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.

7. Метод круговой тренировки позволяет обеспечить высокую моторную плотность

занятия,

облегчает

учет,

контроль

и

индивидуальное

регулирование

нагрузки,

активизирует учащихся.

8. Благодаря

разнообразию

методических

вариантов,

почти

неограниченным

возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в

соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, круговая тренировка имеет

широкую сферу применения.

Особо отмечаем, что в использовании метода круговой тренировки на занятиях

физической культурой большую роль играет психологическая подготовка учащихся к

занятию: адаптировать учащегося, чтобы он смог во время занятий максимально

использовать свой потенциал, накопленный на самостоятельных занятиях. Целью

тренировки является подготовка учащегося к сложным ситуациям, к преодолению

физиологических и психологических барьеров. Организм учащегося представляет собой

единый комплекс. Поэтому нельзя функциональную и психологическую сторону

рассматривать отдельно, как нельзя разделять отдельные части спортивной тренировки.

Психологическая подготовка не может возместить недостатки, допущенные в отдельных

элементах занятий. Она приносит максимальный результат только в тех случаях, когда в

комплексе

для

роста

спортивной

формы

учащегося

используются

следующие

педагогические методы.

Словесный метод. Слово – важное средство психологической подготовки и воздействия

на занимающегося. Влиять словом можно по-разному: в форме дружеского разговора,

поддержав учащегося шуткой, а порой полезно

и

повысить требовательность к

учащемуся при выполнении задания.

Наглядный метод. Он помогает воздействовать на занимающихся, которым необходимо

точно выполнить задание преподавателя. В конкретных случаях это наблюдение за игрой,

видеозаписей, игровых ситуаций.

Метод моделированной тренировки. Это основной метод практического воздействия на

сознание учащегося. Главная задача, которую решает метод – это помочь учащимся

адаптироваться, научить их противостоять возможным отрицательным воздействиям.

Решение ее в конечном итоге позволяет добиться высокой спортивной результативности.

Использование этих методов в работе помогает регулировать и положительно влиять на

психологическое состояние учащихся.

По моему мнению, циклическое планирование данного метода в тренировках

легкоатлетов

должно

основываться

на

использовании

комплексов

упражнений,

направленных в первую очередь на общую физическую подготовку с учетом спортивной

специализации. Тренировочный процесс, с применением метода круговой тренировки,

приобщает

легкоатлетов к самостоятельному мышлению, способствует воспитанию

собранности и формированию организованности при выполнении любых заданий. Имея

много достоинств, круговая тренировка заслуживает самого широкого распространения в

работе тренера.



В раздел образования