Напоминание

Активизация познавательной деятельности учащихся 7х классов средствами дидактических игр


Автор: Лебедева Екатерина Сергеевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ЧОУ "Гуляевская гимназия"
Населённый пункт: Алтайский край, г.Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся 7х классов средствами дидактических игр
Раздел: среднее образование





Назад




Активизация познавательной деятельности учащихся 7х

классов средствами дидактических игр

Е.С. Лебедева

ЧОУ «Гуляевская гимназия», г. Барнаул

Для организации учебно-воспитательного процесса в 7 - 8

классах в общеобразовательной школе необходимо хорошее знание

психологических особенностей подросткового возраста. Подростковый

возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем

младший и старший возрасты. С переходом в средний школьный

возраст связана существенная перестройка учебной деятельности

школьника. В связи с этим многие ученики считают уроки физики

довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому – не

нужными. Для устранения этой проблемы необходимо повышать

познавательную активность школьников, стимулировать их интерес к

изучению физики.[1]

Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного

интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению

уровня

практической

направленности

способствуют

наиболее

активные

формы,

средства

и

методы

обучения.

Активизация

познавательной деятельности способствует развитию познавательного

интереса.

Среди

многих

идей,

направленных

на

совершенствование

учебного процесса, определённое место занимает идея формирования

познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отысканию

таких средств, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы

его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его

учение, а обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и

интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительно

способствовала бы совершенствованию учебного процесса. [5]

Такие педагоги и деятели, как А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, К.Д.

Ушинский, Л.Н Толстой, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, отводили

ведущее место в учебном процессе именно интересу. В наше время

проблемой активизации познавательной деятельности школьников

занимались такие учёные, как Г.И. Щукина, В.Н. Липник, А.С.

Роботова, В.А. Филлипова, И.Г. Шапошникова, И.Я. Ланина, Н.М.

Зверева.

Эти

учёные

рассмотрели

проблемы

формирования

познавательных интересов во взаимосвязи с процессом становления

личности

школьника

и

проблемами

совершенствования

урока,

систематизировали основные достижения педагогики по данной

проблеме.

В рамках ФГОС, сегодня на уроке необходимо воспитать

интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. ФГОС

определяет такие методические принципы инновационного урока, как:

субъективизация,

метапредметность,

деятельностный

подход,

коммуникативность,

рефликсивность.

Современный

урок

должен

учитывать следующие требование: самостоятельная работа на всех

этапах урока, учитель выступает в качестве организатора, а нс

информатора, высокая степень речевой активности и рефлексию

учащихся. Применение игровых технологий или хотя бы элементов

игры на уроке может помочь учителю организовать и провести урок в

соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к уроку.

Дидактическая игра является одной

из

уникальных

форм

обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными

не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и

будничные шаги по изучению материала, осуществляемые в рамках

воспроизводящего

и

преобразующего

уровней

познавательной

деятельности - усвоение фактов, дат, имен и многого другого. [2]

Изучение физики начинается с 7 класса, и формировать

познавательную активность учащихся к изучению физики нужно

начинать именно в это время. В данной статье вашему вниманию

представляется

разработка

дидактической

игры

по

физике

для

учащихся 7 класса, которая может быть использована в практике

преподавания физики в общеобразовательных школах.

Методические рекомендации

:

игру рекомендуется проводить при

решении задач как на обобщающих уроках, так и при активизации

знаний.

Ход игры:

Ведущим может быть как учитель, так и

ученик.

Ему

помогают

ассистенты

ученики,

передвигающие флажки.

Формируются 2 – 5 групп – это альпинисты,

восходящие к вершине. У каждой команды свой

флажок.

Стартуют

одновременно;

побеждает

команда, которая взойдёт первой. На ответ даётся 1

минута.

Каждая

команда

проходит

все

базы,

оставаясь на каждой до тех пор, пока не даст полный и правильный ответ.

Очерёдность хода определяется темпом решения задач.

База 1. Находится у склона горы. Здесь вам необходимо ещё раз

проверить

снаряжение

(ручки,

калькуляторы),

провизию, дать название

своей группе и решить

ребус:

База 2.

Первое серьёзное препятствие: бурная река в глубоком

ущелье. Вы переправитесь успешно, если ответите на вопрос:

1-я группа. Kaкое давление производит на пол стол весом 100 Н, если

площадь его ножек равна 50 см

2

?

2-я группа.

Какое давление производит на стол весом 8Н, если

площадь ее соприкосновения со столом равна 4 дм

2

?

База 3.

Подул резкий холодный ветер, нужно разбить лагерь,

укрыться, переждать. У вас будет всё хорошо, если ответите на вопрос:

1-я группа. Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки в вареное

яйцо, то в яйце образуется отверстие. Если же выстрелить в сырое яйцо,

оно разлетится. Как объяснить это явление?

2-я группа. Забавляясь, мальчик выдувает вереницы мыльных

пузырей. Почему мыльные пузыри приобретают форму шара?

База 4. Вы нашли человеческие следы огромных размеров; если вы

ответите на вопрос, то увидите снежного человека:

1-я группа. Какое давление оказывает на дно сосуда слой керосина

высотой 0,5 м?

2-я группа. Аквариум наполнен доверху водой. С какой средней

силой давит вода на стенку аквариума длиной 50 см и высотой 30 см?

База 5. Снежная лавина. Она вас не заденет, если ответите на вопрос:

1-я группа. Однажды Паскаль, действуя с силой в один ньютон,

нечаянно, но перпендикулярно, наступил на ногу Ньютону. «Один

паскаль», — подсчитал Ньютон давление на свою ноту и обиделся. Прав ли

был Ньютон?

2-я группа.

Масса хрупкой фигуристки Леночки 30 кг. Площадь

соприкосновения лезвия ее конька со льдом 2 см

2

. Масса телки Буренки 240

кг. Площадь соприкосновения со льдом ее копыта 16 см

2

. Вычисли и

сравни, какое давление оказывают корова на льду и Леночка, которая

мчится на левой ножке к победе?

База 6. Глубокая расщелина в леднике. Вы её легко преодолеете, если

ответите на вопрос:

1-я группа. – Слушай, Торричелли, – сказал однажды Галилей, – раз

мы все бродим по дну воздушного океана, как по дну кастрюли, давай

рассчитаем давление атмосферы по формуле давления столба жидкости: Р

= gph. Это же раз плюнуть! Что на это ответил Торричелли?

2-я группа. Что получится, если Ты в самый разгар измерения

атмосферного давления подкрадешься к Торричелли и отобьешь верхний

запаянный кончик его трубки?

База 7.

Вершина! Ваша радость будет ещё больше, если вы

расскажете о назначении приборов на столе (динамометр, шар Паскаля,

барометр, манометр)

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2000. – 624 с.

2.

Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М.: 1997. – 95 с.

3. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учереждений/

Лукашик В.И., Иванова Е.В.– 17-е изд. – М.: Просвещение,2004. – 224с.

4. Остер Г.Б. Физика. Ненаглядное пособие. «Физика». – М.: Росмэн, 1994. – 82 с.

5.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.— М.:

Просвещение, 1985. – 160 c.



В раздел образования