Автор: Гончарова Ия Олеговна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный потенциал проектной деятельности в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование
Воспитательный потенциал проектной деятельности в дополнительном
образовании
Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный,
многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.
Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые
формировались в течение долгого времени на его основе: это и классический,
и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение
времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с
лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое
поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает
их жизнь.
В современных условиях «активного» развития общества, необходимо
сохранить историю и самобытную культуру народа, которая была веками
накоплена
предками.
Народный
танец
является
ярким
выражением
художественно-исторической
памяти
народа,
отражает
его
обычаи
и
традиции.
В
современном
обществе
две
отрасли
занимаются
образовательным
направлением в области народной хореографии: культура и дополнительное
образование. Мы будем говорить о последнем, поскольку коллектив, о
котором идет речь, работает в этой сфере.
Заслуженный коллектив народного творчества ансамбль народного танца
«Сибирские узоры» был основан в 1995 году в МБУДО ДДТ им. А. И.
Ефремова, г. Новосибирск. На сегодняшний день в коллективе занимается
около 150 детей от 3 до 18 лет.
В своей работе мы выводим в приоритет не одну, а несколько задач.
Во-первых, это высокий технический уровень подготовки детей, который
стал возможным благодаря авторской программе «Танцы народов мира». В
репертуаре коллектива более 40 хореографических постановок различных
национальностей. Показать детям все разнообразие народного танца и не
только русского – это является еще одной задачей педагогического состава.
И в паре с этой задачей неразрывно идет еще одна – воспитательная.
Показать национальное разнообразие нашего мира, сделать так, чтобы
ребенок научился уважать не только свою культуру, но и культуру и
традиции тех, кто живет рядом.
Одним из воспитательных методов, призванных решать такого рода задачи,
является
проектная
деятельность.
Творческие
проекты
могут
быть
1
эффективным
инструментом
дополнительного
образования,
который
позволяет учащимся развивать свои творческие способности, педагогам –
реализовывать идеи, выходящие за рамки образовательной программы. В
прошлом учебном году на базе нашего коллектива при всесторонней
поддержке дома детского творчества им. Ефремова мы начали реализацию
проекта
«Народная
мозаика».
Проект
многозадачный,
культурно-
образовательно-воспитательного направления, имеющий также нескольких
социальных партнеров.
Термин «социальное партнерство» пришел в педагогику из социологии и
экономики, обозначая добровольное соглашение о сотрудничестве между
двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются
работать вместе для достижения общей цели или выполнения определённой
задачи. Его основная идея - взаимовыгодная кооперация, в которой
образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является
полноправным партнером.
Первым и главным социальным партнером коллектива является семья. УДО
и семья рассматриваются как два социальных института, от согласованных
действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка,
развитие его творческих способностей. Только в этом случае деятельность
родителей и педагогов дополнительного образования в интересах ребенка
может быть успешной.
Педагоги – дети – родители. Правильно выстроенные взаимоотношения
такого
порядка
позволяют
добиться
определенных
положительных
результатов. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу,
сделать их своими единомышленниками – одна из важнейших задач
педагогов ДО.
Также
социальными
партнерами
проекта
являются
национальные
культурные автономии Новосибирской области (в данном проекте их 8). Они
с большим интересом отнеслись к предложению и готовы к долгосрочному
сотрудничеству.
Срок реализации проекта сентябрь 2022 – май 2023гг. Проектные
мероприятия проводились в дополнительном внеурочном процессе по
согласованию со всеми участниками. Каждое из 8 мероприятий состояло из
трех направлений: знакомство с культурой, традициями и основными
историческими вехами; знакомство с народной хореографией и знакомство с
2
национальной кухней (последний этап с участием родителей). Финалом
проекта явилось мероприятие, объединяющее всех участников проекта.
Проект является пилотным, внутренним и основная аудитория - это
воспитанники
и
родители
коллектива.
Культурно
-
образовательная
компонента
заключается
в
приглашении
национальных
культурных
автономий к участию в проекте и желанием донести до аудитории
максимально аутентичную информацию от непосредственных носителей той
или иной культуры. Дети и родители узнают о других культурах, традициях;
учатся движениям народного танца (многие родители и педагоги Дома
творчества активно участвуют в хореографических мастер-классах), узнают
нечто
новое
о
национальной
кухне
и
дома,
всей
семьей,
готовят
предложенное национальное блюдо.
Участие в проекте не только детей, но и родителей, позволяет говорить о
воспитательной компоненте, и она, в данном случае, работает в нескольких
плоскостях: дети – родители (родители видят, чем и как занимаются дети и
имеют возможность попробовать стать участником процесса), педагоги –
родители
(более
полное
видение
работы
педагога),
семейные
взаимоотношения (совместное выполнение гастрономическое домашнего
задания способствует большему внутрисемейному общению и способствует
развитию доверительных взаимоотношений в семье).
3