Напоминание

Воспитательный потенциал проектной деятельности в дополнительном образовании


Автор: Гончарова Ия Олеговна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный потенциал проектной деятельности в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитательный потенциал проектной деятельности в дополнительном

образовании

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный,

многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.

Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые

формировались в течение долгого времени на его основе: это и классический,

и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение

времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с

лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое

поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает

их жизнь.

В современных условиях «активного» развития общества, необходимо

сохранить историю и самобытную культуру народа, которая была веками

накоплена

предками.

Народный

танец

является

ярким

выражением

художественно-исторической

памяти

народа,

отражает

его

обычаи

и

традиции.

В

современном

обществе

две

отрасли

занимаются

образовательным

направлением в области народной хореографии: культура и дополнительное

образование. Мы будем говорить о последнем, поскольку коллектив, о

котором идет речь, работает в этой сфере.

Заслуженный коллектив народного творчества ансамбль народного танца

«Сибирские узоры» был основан в 1995 году в МБУДО ДДТ им. А. И.

Ефремова, г. Новосибирск. На сегодняшний день в коллективе занимается

около 150 детей от 3 до 18 лет.

В своей работе мы выводим в приоритет не одну, а несколько задач.

Во-первых, это высокий технический уровень подготовки детей, который

стал возможным благодаря авторской программе «Танцы народов мира». В

репертуаре коллектива более 40 хореографических постановок различных

национальностей. Показать детям все разнообразие народного танца и не

только русского – это является еще одной задачей педагогического состава.

И в паре с этой задачей неразрывно идет еще одна – воспитательная.

Показать национальное разнообразие нашего мира, сделать так, чтобы

ребенок научился уважать не только свою культуру, но и культуру и

традиции тех, кто живет рядом.

Одним из воспитательных методов, призванных решать такого рода задачи,

является

проектная

деятельность.

Творческие

проекты

могут

быть

1

эффективным

инструментом

дополнительного

образования,

который

позволяет учащимся развивать свои творческие способности, педагогам –

реализовывать идеи, выходящие за рамки образовательной программы. В

прошлом учебном году на базе нашего коллектива при всесторонней

поддержке дома детского творчества им. Ефремова мы начали реализацию

проекта

«Народная

мозаика».

Проект

многозадачный,

культурно-

образовательно-воспитательного направления, имеющий также нескольких

социальных партнеров.

Термин «социальное партнерство» пришел в педагогику из социологии и

экономики, обозначая добровольное соглашение о сотрудничестве между

двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются

работать вместе для достижения общей цели или выполнения определённой

задачи. Его основная идея - взаимовыгодная кооперация, в которой

образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является

полноправным партнером.

Первым и главным социальным партнером коллектива является семья. УДО

и семья рассматриваются как два социальных института, от согласованных

действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка,

развитие его творческих способностей. Только в этом случае деятельность

родителей и педагогов дополнительного образования в интересах ребенка

может быть успешной.

Педагоги – дети – родители. Правильно выстроенные взаимоотношения

такого

порядка

позволяют

добиться

определенных

положительных

результатов. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу,

сделать их своими единомышленниками – одна из важнейших задач

педагогов ДО.

Также

социальными

партнерами

проекта

являются

национальные

культурные автономии Новосибирской области (в данном проекте их 8). Они

с большим интересом отнеслись к предложению и готовы к долгосрочному

сотрудничеству.

Срок реализации проекта сентябрь 2022 – май 2023гг. Проектные

мероприятия проводились в дополнительном внеурочном процессе по

согласованию со всеми участниками. Каждое из 8 мероприятий состояло из

трех направлений: знакомство с культурой, традициями и основными

историческими вехами; знакомство с народной хореографией и знакомство с

2

национальной кухней (последний этап с участием родителей). Финалом

проекта явилось мероприятие, объединяющее всех участников проекта.

Проект является пилотным, внутренним и основная аудитория - это

воспитанники

и

родители

коллектива.

Культурно

-

образовательная

компонента

заключается

в

приглашении

национальных

культурных

автономий к участию в проекте и желанием донести до аудитории

максимально аутентичную информацию от непосредственных носителей той

или иной культуры. Дети и родители узнают о других культурах, традициях;

учатся движениям народного танца (многие родители и педагоги Дома

творчества активно участвуют в хореографических мастер-классах), узнают

нечто

новое

о

национальной

кухне

и

дома,

всей

семьей,

готовят

предложенное национальное блюдо.

Участие в проекте не только детей, но и родителей, позволяет говорить о

воспитательной компоненте, и она, в данном случае, работает в нескольких

плоскостях: дети – родители (родители видят, чем и как занимаются дети и

имеют возможность попробовать стать участником процесса), педагоги –

родители

(более

полное

видение

работы

педагога),

семейные

взаимоотношения (совместное выполнение гастрономическое домашнего

задания способствует большему внутрисемейному общению и способствует

развитию доверительных взаимоотношений в семье).

3



В раздел образования