Автор: Лефлер Анжелика Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Метод импровизации как основной метод работы по развитию эмоциональности и артистизма у детей подросткового возраста»
Раздел: дополнительное образование
Мэрия города Новосибирска. Департамент образования мэрии города
Новосибирска
Департамент земельных и имущественных отношений
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА им. А. И. ЕФРЕМОВА»
Образцовый (народный) самодеятельный коллектив НСО
детский хореографический театр-студия «ГРАЦИЯ»
Методические материалы для обучающихся и родителей
по теме: «Метод импровизации как основной метод работы по развитию
эмоциональности и артистизма у детей подросткового возраста»
Автор-составитель: Лефлер Анжелика Владимировна,
педагог дополнительного образования
Новосибирск
2022 г
1
Целевая аудитория: обучающиеся 14-16 лет старшей возрастной
группы, родители.
Механизмы
реализации:
на
детско-родительских
собраниях,
использование как дистанционного ресурса, публикация материалов
на официальной странице театра-студии «Грация»
Практическая значимость: данные материалы можно использовать
в сфере дополнительного образования, культуры и искусств по
внедрению
метода
импровизации
в
образовательный
процесс
хореографической студии.
2
ЧТО ТАКОЕ ИМПРОВИЗАЦИЯ?
Импровизация – непосредственное создание произведения в процессе
исполнения, сюжет и текст придумывает сам исполнитель, идет опора на
воображение, а не на память, исполнитель опираться на свои реальные чувства.
В импровизации главные качества – это смекалка, скорость мышления и
умение видеть ситуацию со стороны. Импровизатор создает историю на глазах
у зрителя. Он является автором, исполнителем и режиссером в одном лице.
Актерское мастерство в импровизации – это инструмент, это набор
навыков, которые можно использовать, чтобы сделать свою игру ярче и
интереснее. Какие же именно навыки актерского мастерства в импровизации
нужны:
1.
Управление эмоциями. Умение включать нужную эмоцию в нужный
момент. Понимать, что чувствует партнер и воздействовать на него.
2.
Вера в обстоятельства. Другими словами – не выпадать из возникающей
истории.
3.
Речь. Техническая сторона – выразительность речи. Громкость, ясность,
интонирование. Творческая сторона – формулировка мысли, быстрота работы
воображения.
4.
Перевоплощение. Умение создать персонажа и удержать его. Это
касается и внешности – пластика, манера речи, и психологии – думать и
действовать от лица героя.
Цель импровизации – придумывание нового, поход в неизвестность,
спонтанность и творческое взаимодействие с партнером здесь и сейчас.
МЕТОД
ИМПРОВИЗАЦИИ
ДЛЯ
РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
В
подростковом
возрасте
продолжает
развиваться
теоретическое
рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при
3
решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать
разные подходы в ее решении. Подросток находит способы применения
абстрактных правил для решения целых классов задач. Это свидетельствует о
высоком потенциале развития способности к переносу опыта. В связи с
повышением интеллектуального развития подростка ускоряется и развитие
воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает
импульс к развитию творчества подростков.
Развитие
творческих
способностей
и
формирование
гармоничной
личности человека проходит через творческую деятельность. Из всего
существующего многообразия творческих действий импровизация является
наиболее близким, доступным и интересным видом деятельности. Особенность
этого метода в том, что он придает деятельности поисковый характер,
основанный на интуиции. Импровизация включает в создание творческого
продукта силу ума, спонтанная работа которого мгновенно выбирает нужную
форму реализации творческого замысла. Задания такого рода являются
доступными и легкими для учащихся. Ребенок утверждается в своей
способности творить и изобретать что-то новое, у него идет процесс развития
внимания и мышления.
Наряду с многочисленными формами творчества, импровизации нужно
отводить важное место – и как методу практического изучения теории
искусства, и как способу развития творческих навыков учащихся.
Условием успеха обучения является развитие творческой личности
самого педагога. Импровизация является как приемом обучения, так и одной из
форм общения педагога и учеников, то есть способом воспитании личности
ученика. Воспитание способностей к импровизации зависит от гибкости и
мобильности самого процесса обучения.
Метод импровизации несет в себе все признаки творческой деятельности:
это
новизна,
высокий
уровень
организации
творческого
процесса,
нестандартность,
высокая
личная
активность,
интерес
и
стремление
к
творческому самовыражению.
4
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ В АКТЕРСКОМ МАСТЕРСТВЕ
Словесная импровизация — это искусство, умение легко и спонтанно, без
предварительной подготовки говорить на любую тему в любой жизненной
ситуации, а обучение словесной импровизации является методом развития
импровизационных способностей.
Деловые игры являются основным методом развития импровизационных
способностей. Учащиеся погружаются в ситуацию, получают задания и таким
образом примеряют на себя различные роли. Такой метод позволяет участнику
рассмотреть ситуацию с разных сторон, посмотреть на нее другими глазами, и
тем самым прийти к оригинальному решению. Метод дает волю фантазии и
пространство для импровизации.
Игровая импровизация – это вид театрального искусства, который
помогает увидеть свои привычные модели поведения и начать проявляться по-
новому. Практикуя импровизацию, ученики привыкают больше доверять себе,
быстро принимать решения и действовать, находить нестандартные выходы из
различных ситуаций. Игровая импровизация – отличный способ научиться
легкости общения, вернуться к своей непосредственности и истинной природе.
НЕКОТОРЫЕ ИМПРОВИЗАЦИОННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:
1. «Монолог
вещи». Первый
участник
выбирает
любой
предмет,
находящийся в классе, с которым он себя идентифицирует. От имени этого
предмета необходимо произнести короткий монолог. Не важно, если и другие
участники будут выбирать этот же предмет.
2. «Слова».
Выберите одну букву алфавита, например, «с». В течение
одной
минуты нужно назвать максимальное количество нарицательных
существительных на эту букву. «Существует корреляция между тем, сколько
слов на одну букву человек способен назвать за минуту и его способностью к
импровизации: чем лучше словарный запас, тем легче ему импровизировать. У
5
нас может быть очень большой пассивный словарный запас, но мы не всегда
можем достать слова из своей памяти в нужный момент. Поэтому тем, кто
часто выступает перед аудиторией, нужно специально тренировать этот
навык», — говорит Нина Уварова.
3. «Манекены».
Участники
распределяются
по
площадке.
Каждый
занимает
место,
обеспечивающее
ему
достаточную
свободу
движения.
Каждому из учеников предстоит превратиться в манекен. «Придумайте свой
образ. Решите, что и каким образом вы рекламируете. Я буду играть роль
хозяина магазина. Задание потребует от вас концентрации, воображения,
умения владеть телом. Раз. Два. Три... Люди превратились в манекены.»
4. «Пантомима». Эта игра похожа на всем известные «Крокодил» или
«Шарады». Отличие в том, что с помощью жестов вам нужно объяснить не
одно слово или выражение, а передать целый рассказ. На следующем, более
сложном этапе этого упражнения нужно рассказать ту же историю также про
себя, но уже не пытаясь объяснить ее, а просто сопровождая ее жестами, как
если бы вы говорили вслух.
5. «Скульптура чувств». Делим группу на подгруппы по 3-5 человек в
каждой. Каждой подгруппе дается задание: выбрать определенную эмоцию и
представить ее в виде многофигурной статической композиции. После
подготовки скульптуры представляются остальным группам, и зрители
пытаются точно назвать изображенную эмоцию. Тренировка идет в двух
направлениях – пластическое выражение эмоций и вербальная точность в
определении эмоциональных состояний.
6. «Пантомима».
Показывать разные эмоции (радость, грусть, злость,
ожидание и т. д.) другим учащимся. А они в свою очередь отгадывают эмоцию.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ В ХОРЕОГРАФИИ
Импровизация всегда существовала внутри какой-либо танцевальной
стилистики, она обычно являлась частью народных обрядов, игр и празднеств.
6
Термин «импровизация» имеет множество определений, которые связаны
между собой. Выделим основные из них. С одной стороны, импровизация
рассматривается как соединение осознанного выбора и спонтанной реакции.
Благодаря этому творческое произведение, созданное во время импровизации,
никогда не повторяется. Исходной посылкой для импровизации может быть
воображение, интеллект, психические процессы, которые выражаются через
движенческие реакции.
Музыкально-пластическая импровизация.
Целью является передача в
пластических
свободных
образах
характер
и
настроение
музыкальных
произведений.
При использовании импровизационного метода на занятии никакого
предварительного прослушивания музыки не нужно. Ученики должны сами
находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не
рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе)
более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать
вашим
подопечным
свободно
импровизировать,
но
при
этом
нужно
внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не
связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка
на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в
исполнении.
Занятия
импровизацией
имеют
два
основополагающих
принципа
построения работы. Первый принцип используется, если целью задания
является максимальное взаимодействие и достижение взаимопонимания с
партнером, то они выполняются в парах – контактная импровизация. Второй
принцип
позволяет
научить
детей
наиболее
эффективно
распределять
пространство при исполнении выбранных ими движений. Пространственная
импровизация выполняется в личном или по всему пространству танцевальной
аудитории.
7
ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ НА ИМПРОВИЗАЦИЮ:
1.
«Я
музыка».
Учащимся
предлагается
музыкальный
ряд
разного
характера, задача ребенка с помощью пластики передать характер
музыки, эмоциональное состояние, вызванное данным музыкальным
фрагментом.
2.
«Пластическое приветствие». Ведущий посылает первое пластическое
приветствие одному из участников (это может быть жесть или
комбинация жестов). Тот, ответив на обращение к нему, встает и
посылает свое приветствие тоже пластическим и мимическим способом
следующему.
3.
«Тень». Один человек медленно делает какие-либо беспредметные
действия. Задача второго – максимально точно повторять все движения,
стараться их предугадать, определить цель действий.
8