Напоминание

познавательно –исследовательский проект «Воздух –невидимка».


Автор: Витушкина Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №3
Населённый пункт: станицы Старовеличковской Калининского района Краснодарского края
Наименование материала: исследовательская деятельность
Тема: познавательно –исследовательский проект «Воздух –невидимка».
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ

Ключевые слова: коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста,

сюжетно-ролевая игра.

Аннотация:

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия для

эффективного формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных

умений в сюжетно-ролевой игре.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития

потенциальных сил и возможностей ребенка, для становления основ личности.

Актуальность проблемы развития коммуникативных способностей у детей

дошкольного возраста объясняется значением общения в формировании и

развитии человеческой психики (Л. С. Выготский [5], А. А. Леонтьев [9],

М. И. Лисина [10], Д. Б. Эльконин [11] и др.). Благодаря общению ребенок

получает необходимую для его индивидуального развития информацию;

коммуникация служит средством приобретения знаний и навыков, формирует

личностные качества, коммуникативные умения.

Разработка

проблемы

развития

коммуникативных

умений

у

дошкольников не является новой и обладает обширным теоретическим

материалом, отраженным в трудах отечественных психологов и педагогов

(Л. Р. Болотина [2], Л. В. Боровикова [3], С. С Бычкова [4], С. В. Кахнович [6; 7;

8] и др.).

Исследования

С. В. Кахнович

[7;

8],

М. И. Лисиной

[10]

и

др.

показывают,

что

коммуникативные

умения

способствуют

личностному

становлению детей дошкольного возраста. На значение коммуникативных

умений ребенка для последующего школьного обучения указывают труды

Л. И. Божович [1], Л. Р. Болотина [2], С. С Бычкова [4] и др.

По

мнению

ученых

Л. С. Выготского

[5],

Л. Р. Болотиной

[2],

Л. В. Боровиковой [3], С. С Бычковой [4], С. В. Кахнович [6] и др. наиболее

благоприятные условия для формирования коммуникативных умений детей

дошкольного возраста создаются в условиях ведущего вида деятельности –

игровой. Игровая деятельность оказывает

наиболее значимое влияние на

формирующуюся личность ребенка, на развитие его способностей и навыков,

положительных взаимоотношений детей со сверстниками, коммуникативные

умения. Вопросы о природе игры, ее влиянии на развитие ребенка всегда были

актуальными, на что указывают ряд психолого-педагогических исследований

Л. С. Выготского [5], А. А. Леонтьева [9], М. И. Лисиной [10], Д. Б. Эльконина

[11] и др.

Проблему

целенаправленного

руководства

игровой

деятельностью

дошкольников

разрабатывали

Л. И. Божович

[1],

Л. В. Боровикова

[3],

С. В. Кахнович [6], М. И. Лисина [10], Д. Б. Эльконин [11] и др.

Формирование коммуникативных умений имеет огромное значение для

становления человеческой психики, ее развития; через общение человек

приобретает высшие познавательные способности и личностные нравственные

качества. Общение есть одна из форм взаимодействия людей в процессе их

деятельности. Коммуникация есть умение и навыки общения с людьми, от

которых зависит успешность деятельности, образования, развития.

Особую

актуальность проблема формирования коммуникативных умений приобретает в

дошкольном возрасте – периоде развития ребенка, его психики, возможностей

эффективно взаимодействовать с другими людьми. Коммуникативные умения

это такие умения, которые характеризуют личностные качества ребенка,

необходимые для его общения с другими людьми. Коммуникативные умения

являются осознанными коммуникативными действиями детей, что проявляется

в способности дошкольников строить общение в соответствии с задачами,

адекватно коммуникативной ситуации и партнерам, анализировать и оценивать

коммуникативные контакты со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные

умения основаны на теоретических знаниях и практической подготовленности,

которые включаются в себя целенаправленную работу по созданию мотивации

на

общение

и

приобретение

коммуникативных

умений.

Под

коммуникативными умениями мы понимаем: 1) желание ребенка вступать в

общение с другими детьми и взрослым; 2) проявление чувств эмпатии с

окружающими

людьми,

сострадания,

сочувствия,

взаимопомощи

и

взаимопонимания; 3) умения решать конфликтные ситуации.

Педагогическая

практика

базируется

на

психолого-педагогических

исследованиях, теоретически определяющих потенциальные возможности в

создании условий для развития коммуникативных умений дошкольников. В

основе большинства исследований размещается концепция деятельности,

разработанная Д. Б. Элькониным [11]. Опираясь на нее, М. И. Лисина [11]

проанализировала общение как коммуникативную деятельность.

Л. И. Божович отмечает: «Коммуникация имеет огромное значение в

формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,

культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми,

благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои

высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с

развитыми личностями он сам превращается в личность» [1, с. 18 – 19].

В старшем дошкольном возрасте происходит активизация общения

ребенка. Он открывает для себя мир сверстников и взрослых. Результатом

взаимодействия

со

сверстниками

является

возникновение

особых

межличностных отношений, от качества которых зависит социальный статус

ребенка, уровень его эмоционального комфорта. Усложняется и обогащается

коммуникативное поведение, формируются его новые формы. Для общения

дошкольников характерна эмоциональная насыщенность; контакты детей

старшего дошкольного возраста отличаются повышенной эмоциональностью и

раскованностью. К старшему дошкольному возрасту дети способны к

внеситуативному общению (термин М. И. Лисиной [11]). Из всех детских игр в

старшем дошкольном возрасте особое место занимает сюжетно-ролевая игра –

деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или сказочных

персонажей, от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т. е.

вступают в общение с другими от имени этих персонажей. В старшем

дошкольном

возрасте

все

сюжетно-ролевые

игры

носят

совместный,

коллективный характер, что способствует формированию коммуникативных

умений детей. В этих играх, наряду с действиями, начинают отражаться

разнообразные общественные отношения, поступки, поведение, общение.

Интенсивное общение старших дошкольников в ходе сюжетно-ролевой игры

побуждает их договариваться, обсуждать действия в игре, оказывать помощь

сверстнику, задавать вопросы и пр. Такой характер сюжетно-ролевой игры

позволяет активно развивать коммуникативные умения детей, вовлекать их в

активную коммуникацию друг с другом.

Игра –

ведущая деятельность детей дошкольного возраста, вид

деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта,

фиксированного

в

социально-закрепленных

способах

осуществления

предметных действий. Игра формирует и перестраивает отдельные психические

процессы; в игре возникает способность к интенсивному воображению,

формируется произвольное поведение (следование правилам) и многие другие

качества личности. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития

ребенка. Игра является средством всестороннего развития детей, особым видом

деятельности дошкольников, в ней отражается реальная действительность, но в

воображаемых ситуациях; это самостоятельный вид деятельности: ребенок

всегда начинает играть сам, продолжая играть или самостоятельно, или

выбирая

партнера.

Сюжетно-ролевая

игра,

являясь

самостоятельной

деятельностью, в которой дети старшего дошкольного возраста вступают в

непосредственное общение со сверстниками, является важным средством

развития их коммуникативных умений. В сюжетно-ролевой игре старшие

дошкольники

приобретают

навыки

общения,

у

них

развиваются

коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса

социализации личности и успешного вхождения в социум. В сюжетно-ролевой

игре содержание как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий

детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет (тема игры,

последовательность событий) предусматривает такое поведение детей, которое

обеспечивает усвоение новых знаний, умений, навыков, элементарных правил.

Старшие дошкольники, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые

задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают

заложенный в них учебный материал. В сюжетно-ролевой игре дети старшего

дошкольного

возраста могут самостоятельно использовать

и творчески

преобразовывать знания, представления, умения, приобретенные ими на

занятиях

и

в

повседневной

жизни.

Содержание

сюжетно-ролевых

игр

оказывает влияние на развитие коммуникативных умений.

В связи с этим нами была поставлена цель: разработка психолого-

педагогических

условий

в

сюжетно-ролевой

игре

для

эффективного

формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных

умений.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «Центр

развития ребенка – детский сад № 4» г. о. Саранск Республики Мордовия. В

исследовании приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста (6-7

лет): 13 детей контрольной и 13 детей экспериментальной группы. Психолого-

педагогический

эксперимент

включал

в

себя

следующие

этапы:

констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью

констатирующего

этапа,

в

котором

приняли

участие

все

испытуемые дошкольники (26 детей), было выявить исходный уровень

коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Были

разработаны

критерии

и

уровни

коммуникативных

умений.

Проведено

диагностическое обследование с использованием трех методик, результаты

которого показали, что низкий уровень коммуникативных умений у старших

дошкольников

составил

15,38%

(контрольная

группа)

и

53,9%

(экспериментальная группа), средний уровень – 61,54% (контрольная группа) и

38,4% (экспериментальная группа), высокий уровень – 23,08% (контрольная

группа) и 7,7% (экспериментальная группа).

Целью

формирующего

этапа

исследования

было

формирование

коммуникативных умений у старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх,

показавших на констатирующем этапе низкий и средний уровень. Посредством

данного вида игр дети обучались общению друг с другом, навыкам подчинять

свои интересы потребностям сверстников. Игры содействовали формированию

произвольного поведения и коммуникации детей. В игре дошкольники

отражали окружающее их многообразие, а отражаемая в игре действительность

становилась сюжетом самой ролевой игры; формировали умения положительно

общаться друг с другом, принимать иную позицию и интересы, учились

выстраивать

продуктивное

взаимодействие

в

ходе

свободной

речевой

коммуникации, оценивать эмоциональное состояние сверстника, круг его

интересов.

Целью контрольного обследования было проанализировать результаты

опытно-экспериментальной

работы

по

формированию

коммуникативных

умений у старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх. Результаты

диагностики показали, что на 15,5% снизился низкий и на 7,68% повысился

высокий уровень коммуникативных умений у старших дошкольников. Таким

образом, был сделан вывод об эффективности разработанных психолого-

педагогических

условий

в

сюжетно-ролевой

игре

для

формирования

коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Список использованных источников

1.

Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений / Л. Р. Болотина. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.

2.

Боровикова, Л. В.

Актуальные

аспекты

детской

игровой

деятельности

/

Л. В. Боровикова // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 1. – С. 56-61

3.

Бычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших

дошкольников / С. С. Бычкова. – М.: Аркти, 2011. – 96 с.

4.

Кахнович, С. В.

Особенности

воспитания

доброжелательного

отношения

к

сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в играх в системе дошкольного

образования / С. В. Кахнович, О. В. Вострякова. – Детский сад от А до Я. – 2012. – № 2. – С.

18 – 26.

5.

Кахнович, С. В. Формирование культуры межличностных отношений у детей

дошкольного возраста (в художественно-творческой деятельности): автореф. дис. ... д-ра пед.

наук / Кахнович Светлана Вячеславовна. – М., 2014. – 42 с.

6.

Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – М. : Моск.

психолого-социальный ин-т, 2011. – 384 с.

7.

Эльконин, Д. Б.

Воспитательное

значение

сюжетно-ролевой

игры

/

Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 8. – С. 17-22



В раздел образования