Автор: Витушкина Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №3
Населённый пункт: станицы Старовеличковской Калининского района Краснодарского края
Наименование материала: исследовательская деятельность
Тема: познавательно –исследовательский проект «Воздух –невидимка».
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
Ключевые слова: коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста,
сюжетно-ролевая игра.
Аннотация:
В статье рассматриваются психолого-педагогические условия для
эффективного формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных
умений в сюжетно-ролевой игре.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития
потенциальных сил и возможностей ребенка, для становления основ личности.
Актуальность проблемы развития коммуникативных способностей у детей
дошкольного возраста объясняется значением общения в формировании и
развитии человеческой психики (Л. С. Выготский [5], А. А. Леонтьев [9],
М. И. Лисина [10], Д. Б. Эльконин [11] и др.). Благодаря общению ребенок
получает необходимую для его индивидуального развития информацию;
коммуникация служит средством приобретения знаний и навыков, формирует
личностные качества, коммуникативные умения.
Разработка
проблемы
развития
коммуникативных
умений
у
дошкольников не является новой и обладает обширным теоретическим
материалом, отраженным в трудах отечественных психологов и педагогов
(Л. Р. Болотина [2], Л. В. Боровикова [3], С. С Бычкова [4], С. В. Кахнович [6; 7;
8] и др.).
Исследования
С. В. Кахнович
[7;
8],
М. И. Лисиной
[10]
и
др.
показывают,
что
коммуникативные
умения
способствуют
личностному
становлению детей дошкольного возраста. На значение коммуникативных
умений ребенка для последующего школьного обучения указывают труды
Л. И. Божович [1], Л. Р. Болотина [2], С. С Бычкова [4] и др.
По
мнению
ученых
Л. С. Выготского
[5],
Л. Р. Болотиной
[2],
Л. В. Боровиковой [3], С. С Бычковой [4], С. В. Кахнович [6] и др. наиболее
благоприятные условия для формирования коммуникативных умений детей
дошкольного возраста создаются в условиях ведущего вида деятельности –
игровой. Игровая деятельность оказывает
наиболее значимое влияние на
формирующуюся личность ребенка, на развитие его способностей и навыков,
положительных взаимоотношений детей со сверстниками, коммуникативные
умения. Вопросы о природе игры, ее влиянии на развитие ребенка всегда были
актуальными, на что указывают ряд психолого-педагогических исследований
Л. С. Выготского [5], А. А. Леонтьева [9], М. И. Лисиной [10], Д. Б. Эльконина
[11] и др.
Проблему
целенаправленного
руководства
игровой
деятельностью
дошкольников
разрабатывали
Л. И. Божович
[1],
Л. В. Боровикова
[3],
С. В. Кахнович [6], М. И. Лисина [10], Д. Б. Эльконин [11] и др.
Формирование коммуникативных умений имеет огромное значение для
становления человеческой психики, ее развития; через общение человек
приобретает высшие познавательные способности и личностные нравственные
качества. Общение есть одна из форм взаимодействия людей в процессе их
деятельности. Коммуникация есть умение и навыки общения с людьми, от
которых зависит успешность деятельности, образования, развития.
Особую
актуальность проблема формирования коммуникативных умений приобретает в
дошкольном возрасте – периоде развития ребенка, его психики, возможностей
эффективно взаимодействовать с другими людьми. Коммуникативные умения
это такие умения, которые характеризуют личностные качества ребенка,
необходимые для его общения с другими людьми. Коммуникативные умения
являются осознанными коммуникативными действиями детей, что проявляется
в способности дошкольников строить общение в соответствии с задачами,
адекватно коммуникативной ситуации и партнерам, анализировать и оценивать
коммуникативные контакты со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные
умения основаны на теоретических знаниях и практической подготовленности,
которые включаются в себя целенаправленную работу по созданию мотивации
на
общение
и
приобретение
коммуникативных
умений.
Под
коммуникативными умениями мы понимаем: 1) желание ребенка вступать в
общение с другими детьми и взрослым; 2) проявление чувств эмпатии с
окружающими
людьми,
сострадания,
сочувствия,
взаимопомощи
и
взаимопонимания; 3) умения решать конфликтные ситуации.
Педагогическая
практика
базируется
на
психолого-педагогических
исследованиях, теоретически определяющих потенциальные возможности в
создании условий для развития коммуникативных умений дошкольников. В
основе большинства исследований размещается концепция деятельности,
разработанная Д. Б. Элькониным [11]. Опираясь на нее, М. И. Лисина [11]
проанализировала общение как коммуникативную деятельность.
Л. И. Божович отмечает: «Коммуникация имеет огромное значение в
формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,
культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми,
благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои
высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с
развитыми личностями он сам превращается в личность» [1, с. 18 – 19].
В старшем дошкольном возрасте происходит активизация общения
ребенка. Он открывает для себя мир сверстников и взрослых. Результатом
взаимодействия
со
сверстниками
является
возникновение
особых
межличностных отношений, от качества которых зависит социальный статус
ребенка, уровень его эмоционального комфорта. Усложняется и обогащается
коммуникативное поведение, формируются его новые формы. Для общения
дошкольников характерна эмоциональная насыщенность; контакты детей
старшего дошкольного возраста отличаются повышенной эмоциональностью и
раскованностью. К старшему дошкольному возрасту дети способны к
внеситуативному общению (термин М. И. Лисиной [11]). Из всех детских игр в
старшем дошкольном возрасте особое место занимает сюжетно-ролевая игра –
деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или сказочных
персонажей, от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т. е.
вступают в общение с другими от имени этих персонажей. В старшем
дошкольном
возрасте
все
сюжетно-ролевые
игры
носят
совместный,
коллективный характер, что способствует формированию коммуникативных
умений детей. В этих играх, наряду с действиями, начинают отражаться
разнообразные общественные отношения, поступки, поведение, общение.
Интенсивное общение старших дошкольников в ходе сюжетно-ролевой игры
побуждает их договариваться, обсуждать действия в игре, оказывать помощь
сверстнику, задавать вопросы и пр. Такой характер сюжетно-ролевой игры
позволяет активно развивать коммуникативные умения детей, вовлекать их в
активную коммуникацию друг с другом.
Игра –
ведущая деятельность детей дошкольного возраста, вид
деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта,
фиксированного
в
социально-закрепленных
способах
осуществления
предметных действий. Игра формирует и перестраивает отдельные психические
процессы; в игре возникает способность к интенсивному воображению,
формируется произвольное поведение (следование правилам) и многие другие
качества личности. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития
ребенка. Игра является средством всестороннего развития детей, особым видом
деятельности дошкольников, в ней отражается реальная действительность, но в
воображаемых ситуациях; это самостоятельный вид деятельности: ребенок
всегда начинает играть сам, продолжая играть или самостоятельно, или
выбирая
партнера.
Сюжетно-ролевая
игра,
являясь
самостоятельной
деятельностью, в которой дети старшего дошкольного возраста вступают в
непосредственное общение со сверстниками, является важным средством
развития их коммуникативных умений. В сюжетно-ролевой игре старшие
дошкольники
приобретают
навыки
общения,
у
них
развиваются
коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса
социализации личности и успешного вхождения в социум. В сюжетно-ролевой
игре содержание как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий
детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет (тема игры,
последовательность событий) предусматривает такое поведение детей, которое
обеспечивает усвоение новых знаний, умений, навыков, элементарных правил.
Старшие дошкольники, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые
задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают
заложенный в них учебный материал. В сюжетно-ролевой игре дети старшего
дошкольного
возраста могут самостоятельно использовать
и творчески
преобразовывать знания, представления, умения, приобретенные ими на
занятиях
и
в
повседневной
жизни.
Содержание
сюжетно-ролевых
игр
оказывает влияние на развитие коммуникативных умений.
В связи с этим нами была поставлена цель: разработка психолого-
педагогических
условий
в
сюжетно-ролевой
игре
для
эффективного
формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных
умений.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «Центр
развития ребенка – детский сад № 4» г. о. Саранск Республики Мордовия. В
исследовании приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста (6-7
лет): 13 детей контрольной и 13 детей экспериментальной группы. Психолого-
педагогический
эксперимент
включал
в
себя
следующие
этапы:
констатирующий, формирующий и контрольный.
Целью
констатирующего
этапа,
в
котором
приняли
участие
все
испытуемые дошкольники (26 детей), было выявить исходный уровень
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Были
разработаны
критерии
и
уровни
коммуникативных
умений.
Проведено
диагностическое обследование с использованием трех методик, результаты
которого показали, что низкий уровень коммуникативных умений у старших
дошкольников
составил
15,38%
(контрольная
группа)
и
53,9%
(экспериментальная группа), средний уровень – 61,54% (контрольная группа) и
38,4% (экспериментальная группа), высокий уровень – 23,08% (контрольная
группа) и 7,7% (экспериментальная группа).
Целью
формирующего
этапа
исследования
было
формирование
коммуникативных умений у старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх,
показавших на констатирующем этапе низкий и средний уровень. Посредством
данного вида игр дети обучались общению друг с другом, навыкам подчинять
свои интересы потребностям сверстников. Игры содействовали формированию
произвольного поведения и коммуникации детей. В игре дошкольники
отражали окружающее их многообразие, а отражаемая в игре действительность
становилась сюжетом самой ролевой игры; формировали умения положительно
общаться друг с другом, принимать иную позицию и интересы, учились
выстраивать
продуктивное
взаимодействие
в
ходе
свободной
речевой
коммуникации, оценивать эмоциональное состояние сверстника, круг его
интересов.
Целью контрольного обследования было проанализировать результаты
опытно-экспериментальной
работы
по
формированию
коммуникативных
умений у старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх. Результаты
диагностики показали, что на 15,5% снизился низкий и на 7,68% повысился
высокий уровень коммуникативных умений у старших дошкольников. Таким
образом, был сделан вывод об эффективности разработанных психолого-
педагогических
условий
в
сюжетно-ролевой
игре
для
формирования
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Список использованных источников
1.
Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Л. Р. Болотина. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
2.
Боровикова, Л. В.
Актуальные
аспекты
детской
игровой
деятельности
/
Л. В. Боровикова // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 1. – С. 56-61
3.
Бычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших
дошкольников / С. С. Бычкова. – М.: Аркти, 2011. – 96 с.
4.
Кахнович, С. В.
Особенности
воспитания
доброжелательного
отношения
к
сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в играх в системе дошкольного
образования / С. В. Кахнович, О. В. Вострякова. – Детский сад от А до Я. – 2012. – № 2. – С.
18 – 26.
5.
Кахнович, С. В. Формирование культуры межличностных отношений у детей
дошкольного возраста (в художественно-творческой деятельности): автореф. дис. ... д-ра пед.
наук / Кахнович Светлана Вячеславовна. – М., 2014. – 42 с.
6.
Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – М. : Моск.
психолого-социальный ин-т, 2011. – 384 с.
7.
Эльконин, Д. Б.
Воспитательное
значение
сюжетно-ролевой
игры
/
Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 8. – С. 17-22