Автор: Приставка Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Здоровый ребёнок"
Населённый пункт: г. Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные формы работы с родителями
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с
«Здоровый ребёнок» №86 г. Таганрога
Доклад на тему
«Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях
ФГОС ДО»
Авторы: Напалкова Наталья Петровна, Приставка Ольга Юрьевна, Слепцова
Ольга Ивановна.
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни
– основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его
к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются
родители.
Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру
каждого родителя.
В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в
работе с семьёй. Первейшей задачей работников дошкольных учреждений
является формирование у родителей воспитанников детского сада и других
взрослых членов семьи глубокого убеждения, что только единство
семейного и общественного воспитания приведёт к должному
воспитательному эффекту.
Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие мероприятия,
чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Стало
совершенно необходимо применять нетрадиционные формы
взаимодействия с семьями воспитанников с целью совершенствовать
педагогическую культуру каждого родителя.
Можно выделить несколько форм работы с родителями:
Формы познавательной деятельности
Формы досуга
Формы трудовой деятельности
Формы активизации
Наглядные формы
Формы познавательной деятельности – это общественные смотры знаний,
умений и навыков, творческие отчёты по направлениям деятельности,
праздникам знаний и творчества. Турниры знатоков, Дни открытых дверей и
т.д
Формы досуга – подготовка, проведение и обсуждение спектаклей.
Праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др.
Формы трудовой активности – оформление помещения групп, трудовой
десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со
знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание
библиотеки и т.п.
Формы активизации – дискуссии, диалоги, обсуждения ситуаций, решение
кроссворда, анализ детских высказываний или детского творчества,
тренинги. Метод игрового моделирования и др.
Наглядные формы – библиотеки и папки - передвижки, видеофильмы,
памятки – рекомендации для детей и родителей, открытки – приглашения,
визитки, выставки книг. Оборудования, настольных игр, детских и
совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки. Газеты. Уголки
для родителей и др.
Из самых современных форм - это конечно общение с помощью интернета,
создание группы для родителей в социальных сетях и мессенджерах,
консультации, рекомендации, лекции на сайте детского сада и др.
Мы работаем в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Наша группа называется «Сказка». Наш девиз: «Сказка» - группа не простая,
«Сказка» - группа речевая, здесь мы учимся дружить и красиво говорить».
Специфика нашей работы и определяет необходимость использования
нетрадиционных форм и методов работы с семьёй.
В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с
родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы
они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей,
возможностям педагогов.
В своей работе большое внимание мы уделяем наглядно –
информационному направлению: родительские уголки, групповые выставки,
папки – передвижки, буклеты, памятки для родителей, выставки детских
работ и рисунков. Такая форма работы даёт возможность донести до
родителей любую информацию в доступной и интересной форме. Напомнить
родителям в тактичной форме об их обязанностях и ответственности.
С большим удовольствием родители принимают участие в создании
фотовыставок, стенгазет, поделок для групповых выставок, изготовлении
книжек – самоделок. Очень увлекательный и творческий процесс,
сближающий детей и родителей, позволяющий раскрыть творческий
потенциал семьи, в таких творческих работах принимают участие не только
мамы, но и папы, а зачастую бабушки и даже дедушки.
Очень полюбилась детям и родителям такая форма проведения досугов, как
совместные развлечения, музыкальные праздники, спортивные досуги, КВН,
всевозможные викторины, сначала родители неохотно откликаются на
просьбы и предложения сделать что – то или провести какие – либо
совместные мероприятия, но со временем, благодаря великой силе
социальных мессенджеров, где родители делятся впечатлениями и
фотографиями, желающих принять участие становится большинство. «Что
нам осень принесёт?»; «Знаете ли вы сказки?»; «Мама, папа, я – читающая
семья»; «Папа и я – большие друзья»; «Мы разные, но мы вместе»; «Зимние,
жаркие, твои»; «Большие гонки»; «Спасатели вперёд» - это только малая
часть мероприятий проведённых нами для родителей за годы нашей работы.
Специфика работы компенсирующих групп состоит в том, что дети, как и
родители, приходят к нам только на два года. То есть, за этот достаточно
небольшой срок, мы должны сдружить не только детей, но и превратить
взрослых в своих единомышленников и сплотить их в один дружный
коллектив.
Хорошо сближают детей, родителей и воспитателей совместные посещения
музеев, картинных галерей, библиотек, заодно прививаются правила
поведения в общественном транспорте и общественных местах.
А сколько радости и гордости для детей приносит совместный с родителями
труд на участке: высадка цветов на клумбы, замена песка в песочнице. Как
ребята потом старательно ухаживают за цветами, поливают их, берегут,
чтобы никто случайно не сломал. С какой гордостью они в маленьких
ведёрках вместе с папой (с большими вёдрами) носят песок, как потом
хвастаются друг перед другом, кто больше принёс песка.
Вся наша работа направлена на объединение двух воспитательных систем –
детского сада и семьи. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет,
убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий
семьи и дошкольного учреждения для того, чтобы создать оптимальные
условия для гармоничного развития личности ребёнка.