Авторы: Гайворонская Наталья Владимировна, Кузьмина Виктория Ильсуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка- детский сад №132" г.Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование нетрадиционного оборудования в работе по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
Раздел: дошкольное образование
«Использование нетрадиционного оборудования в работе по сенсорному развитию
детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
Авторы:
Гайворонская Наталья Владимировна,
воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с№132» г.Магнитогорска;
Кузьмина Виктория Ильсуровна,
воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с№132» г.Магнитогорска
Дошкольное детство– особый период развития ребенка. Ни в каком другом
возрасте у ребенка не наблюдается такого стремительного развития всех функций
организма.
Следует отметить, что именно в дошкольном возрасте у детей легко и
результативно происходит процесс развития и совершенствования деятельности
органов чувств, накопление представлений об окружающем мире, который
происходит путем чувственного познания, полнота и точность которого зависит от
уровня развития сенсорных процессов.
Дети воспринимают окружающий их мир с многообразием его форм, цветов,
запахов, шумов и т.д. и без целенаправленного воспитания, но без педагогического
руководства взрослых усвоение происходит стихийно и может оказывается
неполноценным и поверхностным.
Сенсорное
развитие
-
это
развитие
восприятие
и
формирование
представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине,
положение в пространстве.
Его цель состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей,
позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от
того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
На данном этапе развития ребенка роль взрослого сложно переоценить.
Взрослый
является
образцом
жизнедеятельности
ребёнка,
создателем
всех
необходимых условий, без которых невозможно его полноценное развитие. Ведь
благодаря активной практической деятельности детей со взрослыми, т. е.
организации разных видов совместной деятельностей взрослого с ребёнком
(игровой, двигательной, продуктивной, трудовой и др.) происходит всестороннее
освоение окружающего мира.
В работе по сенсорному развитию детей особое внимание стоит уделять
созданию предметно-пространственной развивающей среды, которая должна быть:
доступной, трансформируемой, полифункциональной и вариативной; давать
возможность
организовать
деятельность
детей,
обеспечивая
максимум
их
активности и инициативности.
В качестве нетрадиционного сенсорного оборудования– необычного,
яркого,
привлекательного
для
детей
и
имеющего
большие
возможности
использования его в сенсорном развитии детей, можно рассматривать настенные и
напольные Бизиборды, которые представляют собой специальную развивающую
доску, или плакат, или куб различной тематики: «В гостях у сказки», «Времена
года», «Волшебные шнурочки и замочки», «Липучки-крышечки», «Дом, который
построил Джек», наполненные различными предметами: замочками, липучками,
застёжками, ленточками, бусинками, пуговицами разных размеров, магнитами,
бубенчиками, колокольчиками, звоночками, шнуровками, цепочками, дверцами и
т.д., способствующими развитию тактильного, слухового, зрительного восприятия,
усвоению формы, величины, цвета, активизации речи, развитию мышления,
причинно-следственных
связей,
воображения,
наблюдательности,
мелкой
моторики.
Так же очень полезно использовать настольные дидактические пособия из
крышек, прищепок, природного материала (песок, шишки, камни, ракушки),
которые способствуют
развитию тактильного восприятия, мелкой моторики,
эталонов цвета, формы и величины, свойств предметов, активизации речи.
Хорошим
подспорьем
в
сенсорном
развитии
станет
«Чудо-домик»
(оборудование со сменными картинками, геометрическими фигурами, фигурками
животных,
цветными
блоками,
картинками
на
любую
тему
и
т.д.),
способствующий развитию у детей цветового восприятия, представления о
величине, о форме, о количестве предметов, о расположении предметов в
пространстве,
представления
о
целостном
образе
предмета,
а
так
же
активизировать речь детей. «Подружки-матрешки» (с кармашками на кнопках,
кармашки разной формы, величины и цвета, наполненные различными крупами:
фасоль, горох, гречка, рис, пшено).
Целесообразно использовать и развивающее панно с мешочками (мешочки
сшиты из разной ткани, наполнены небольшими предметами разной формы,
величины, запаха, звука, и т.д.), способствующие развитию у детей представлений
о
форме,
величине,
качестве
предметов,
развития
слухового
восприятия,
тактильного восприятия, обоняния и мелкой моторики.
Хочется
отметить,
что
создание
и
использование
нетрадиционных
материалом зависит только от творчества и фантазии, воображения каждого
родителя. Зато эмоциональный отклик, положительная реакция и интерес детей к
нетрадиционному сенсорному оборудованию дадут положительные результаты.
Использование нетрадиционного сенсорного оборудования и материалов в
работе
с
детьми
раннего
возраста
помогут
развить
наблюдательность,
воображение, внимание, усидчивость;
дадут ребенку возможность овладеть
новыми способами предметно-познавательной деятельности, активизируют речь,
благоприятно влияют на расширение словарного запаса ребенка, развивают
зрительную, слуховую, моторную, образную и др. виды памяти и в целом
способствует умственному развитию малышей.
Используемая литература
1.
Андрющенко Е.В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с
нарушением зрения/ Е.В. Андрющенко, Л.Б. Осипова, Н.Я. Ратанова.- Челябинск:
Цицеро, 2010.
2.
Арзамасова
Т.А.,
Трубина
Е.Н.
Формирование
представлений
о
сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Программа коррекционно- образовательной деятельности учителя- дефектолога.-
СПб.: ООО «Изд. Детство- Пресс». 2020.
3.
Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения
до 6 лет. - М.: Просвещение, 1998.
4.Грищенко Т.А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в
условиях
специального
и
инклюзивного
образования.
Тематические
индивидуальные
занятия
и
игры:
(метод.пособие)/Т.А.Грищенко.
М.:
гуманитарный изд
.
центр Владос, 2017.