Напоминание

«Развитие детей с нарушениями зрения в разных видах детской деятельности»


Автор: Тараскина Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка- детский сад №132" г.Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие детей с нарушениями зрения в разных видах детской деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Развитие детей с нарушениями зрения в разных видах детской

деятельности»

Автор: Тараскина Мария Александровна,

воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с №132» г.Магнитогорска

Важнейшей составляющей в работе воспитателя с детьми с нарушениями

зрения является формирование у них игровой деятельности. Если не создавать

условий для детей с нарушениями зрения, при которых бы они могли правильно

понимать и отражать в играх окружающий мир, развитие игры у этих детей может

отставать от нормально видящих детей. Для преодоления отставания необходимо

проводить специальные пропедевтические индивидуальные и подгрупповые

занятия по обучению детей игре, в задачу которых входят: формирование действий

с предметами и игрушками, специальные наблюдения за деятельностью взрослых,

тренировочные задания по принятию роли, проигрыванию отдельных ролевых

ситуаций и объединение их в единый сюжет. Специальной задачей в развитии игры

детей с нарушениями зрения является преодоление вербализма и обогащение

чувственной основы игры. Для этого проводятся специальные экскурсии и

наблюдения,

в

процессе

которых

осуществляется

слияние

словесных

представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями

окружающей жизни. Для ребёнка с нарушениями зрения необходимым условием

возникновения самостоятельных форм детской игры является педагогическая

помощь ему, направленная на формирование предметных представлений, игровых

умений и способов совместной деятельности в процессе активного участия самого

педагога в играх с детьми. Воспитатель руководит игрой, учит детей с

нарушениями зрения видеть окружающее и отображать увиденное в своих играх.

Формируя эти умения, воспитатель использует игру как форму организации

детской жизни, учит строить сюжет, действовать с предметами, использовать

предметы-заместители. Игра служит для педагога эффективным средством

преодоления недостатков развития личности ребёнка с нарушенным зрением.

Воспитатель проводит разные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые,

подвижные, дидактические игры, игры-драматизации, строительные. Они делятся

на 2 группы. Первая включает игры с правилами, к ней относятся подвижные и

дидактические игры. Вторая включает в себя сюжетно-ролевые игры, игры-

драматизации, игры со строительным материалом.

Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движений рук

слепого ребёнка, развитию его осязательного восприятия, формированию умений

соотносить предметы по величине в процессе действий с ними. К таким игрушкам

прежде всего относятся: пирамидки, матрёшки, вкладные шары, кубы.

Музыкальные игрушки имеют большое значение в работе со слепыми

детьми, поскольку в их жизни большое значение имеют слуховые ощущения.

Именно поэтому воспитание слухового восприятия детей происходит с самого

раннего детства. Для этого используются такие игрушки, как барабан, бубен и т. д.

Воспитателю необходимо помочь ребёнку научиться играть с детьми, с

предметами, игрушками. Руководя руками ребёнка, следует показать, какие

движения ему надо делать руками и телом. Это необходимо делать потому, что

ребёнок с нарушениями зрения не научится этому по подражанию, как нормально

видящий.

Необходимо помнить, что самое главное условие успешного обучения игре в

раннем и дошкольном возрасте – это положительный настрой на игру как ребёнка,

так и взрослого.

Важно учитывать, что характер помощи воспитателя меняется в зависимости

от возраста ребёнка, степени нарушения зрения и вида игрушки, с которой

действует ребёнок. В исследованиях отмечается, что наибольшие затруднения дети

испытывают при осознании условности игрового действия (при расчёсывании себя

или куклы воображаемой расчёской, при варке обеда для кукол на игрушечной

плите и т. п.) и при переносе уже знакомого действия на куклу или другую

сюжетную игрушку. Только с помощью взрослого ребёнок способен научиться

соотнесению модели предмета или игрушки с тем предметом или объектом,

который она изображает. Этот процесс достаточно длителен и растягивается на

весь дошкольный период развития ребёнка.

При обучении игре детей с нарушениями зрения педагогу придётся

ориентироваться не столько на возраст детей, сколько на их возможности и

интересы, на уровень психического развития.

Для подготовки ребёнка к выполнению действий с куклой рекомендуется

сначала познакомить его с натуральными предметами, модели которых он будет

использовать

в

предметной

игре.

Это

обусловлено

тем,

что

человека

в

повседневной жизни окружают предметы обихода, и любое действие невозможно

совершить без них. Затем необходимо перейти к показу и обследованию игрушек,

изображающих эти предметы. Обязательно следует показать ребёнку, чем

отличается настоящий предмет от игрушки, и чем он похож (величина, форма,

материал).

В старшем дошкольном возрасте, от 5 до 7 лет, дети могут уже играть друг с

другом. Если ребёнка до этого возраста научили элементарным предметным

действиям, то ему будет легко наладить контакт со сверстниками.

Новым в игре дошкольников этого возраста является то, что они начинают

активно пользоваться предметами-заместителями вместо игрушек, реалистически

изображающих необходимый предмет (кубик вместо мыла, карандаш вместо

расчёски).

Деятельность ребёнка не должна ограничиваться сюжетными играми.

Ребёнок должен совершенствоваться во всех видах игр, в чём ему должен помогать

воспитатель. Широко используйте для игр природные материалы (песок, глину), а

также настольные игры, предназначенные для лиц с тяжёлыми нарушениями. В

обучении ребёнка игре необходимо помнить, что он должен получать возможность

обследовать все предметы, находящиеся в его окружении. Это обеспечит

адекватное освоение им окружающей действительности.

Изобразительное

искусство.

Рисование,

лепка,

аппликация

и

конструирование – основные виды изобразительной деятельности, посредством

которых дети образно отражают окружающую действительность. Изобразительная

деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания

детей с нарушениями зрения, служит важным средством коррекции компенсации

зрительной

недостаточности.

В

процессе

изобразительной

деятельности

осуществляется работа по формированию у детей различных образов предметов

окружающего мира.

Овладение

умениями

изображать

невозможно

без

целенаправленного

развития и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно изображать,

ребёнку необходимо хорошо представлять предмет или явление. Поэтому на всех

этапах обучения детей с нарушениями зрения изобразительной деятельности

необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их

основные признаки.

У

детей

с

косоглазием

и

амблиопией

не

развиты

бинокулярный,

стереоскопический

и

глубинный

глазомер.

Именно

поэтому

необходимо

мобилизовать возможности ребёнка, его эмоциональную сферу для восприятия

изображения. Ряд исследователей, занимающихся вопросами изобразительной

деятельности детей с нарушениями зрения (Акопова и др.), отмечают, что при

проведении со слабовидящими детьми занятий по изобразительной деятельности

необходимо соблюдать следующие условия:

только эмоционально выстроенные картинки-сюжеты могут создать у

детей позитивную мотивацию, желание и стремление самовыразиться в том или

ином рисунке, графическом изображении;

ребёнок

должен

иметь

возможность

самостоятельно

выбрать

изобразительный материал (цветные или простые карандаши, акварель, гуашь,

тушь, пастель, уголь, цветные мелки, пластилин, глину, камешки и даже сюжет для

изображения);

выбор материала, на который будет нанесено изображение, также может

принадлежать ребёнку. Доступ к различному материалу (бумага белая или цветная,

бархатная, картон, плоские и круглые камни – всё различных размеров и формы и

т. д.) по возможности должен быть свободным;

важно показать ребёнку возможности доступных ему техник изображения.



В раздел образования