Автор: Тараскина Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка- детский сад №132" г.Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие детей с нарушениями зрения в разных видах детской деятельности»
Раздел: дошкольное образование
Статья «Развитие детей с нарушениями зрения в разных видах детской
деятельности»
Автор: Тараскина Мария Александровна,
воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с №132» г.Магнитогорска
Важнейшей составляющей в работе воспитателя с детьми с нарушениями
зрения является формирование у них игровой деятельности. Если не создавать
условий для детей с нарушениями зрения, при которых бы они могли правильно
понимать и отражать в играх окружающий мир, развитие игры у этих детей может
отставать от нормально видящих детей. Для преодоления отставания необходимо
проводить специальные пропедевтические индивидуальные и подгрупповые
занятия по обучению детей игре, в задачу которых входят: формирование действий
с предметами и игрушками, специальные наблюдения за деятельностью взрослых,
тренировочные задания по принятию роли, проигрыванию отдельных ролевых
ситуаций и объединение их в единый сюжет. Специальной задачей в развитии игры
детей с нарушениями зрения является преодоление вербализма и обогащение
чувственной основы игры. Для этого проводятся специальные экскурсии и
наблюдения,
в
процессе
которых
осуществляется
слияние
словесных
представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями
окружающей жизни. Для ребёнка с нарушениями зрения необходимым условием
возникновения самостоятельных форм детской игры является педагогическая
помощь ему, направленная на формирование предметных представлений, игровых
умений и способов совместной деятельности в процессе активного участия самого
педагога в играх с детьми. Воспитатель руководит игрой, учит детей с
нарушениями зрения видеть окружающее и отображать увиденное в своих играх.
Формируя эти умения, воспитатель использует игру как форму организации
детской жизни, учит строить сюжет, действовать с предметами, использовать
предметы-заместители. Игра служит для педагога эффективным средством
преодоления недостатков развития личности ребёнка с нарушенным зрением.
Воспитатель проводит разные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые,
подвижные, дидактические игры, игры-драматизации, строительные. Они делятся
на 2 группы. Первая включает игры с правилами, к ней относятся подвижные и
дидактические игры. Вторая включает в себя сюжетно-ролевые игры, игры-
драматизации, игры со строительным материалом.
Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движений рук
слепого ребёнка, развитию его осязательного восприятия, формированию умений
соотносить предметы по величине в процессе действий с ними. К таким игрушкам
прежде всего относятся: пирамидки, матрёшки, вкладные шары, кубы.
Музыкальные игрушки имеют большое значение в работе со слепыми
детьми, поскольку в их жизни большое значение имеют слуховые ощущения.
Именно поэтому воспитание слухового восприятия детей происходит с самого
раннего детства. Для этого используются такие игрушки, как барабан, бубен и т. д.
Воспитателю необходимо помочь ребёнку научиться играть с детьми, с
предметами, игрушками. Руководя руками ребёнка, следует показать, какие
движения ему надо делать руками и телом. Это необходимо делать потому, что
ребёнок с нарушениями зрения не научится этому по подражанию, как нормально
видящий.
Необходимо помнить, что самое главное условие успешного обучения игре в
раннем и дошкольном возрасте – это положительный настрой на игру как ребёнка,
так и взрослого.
Важно учитывать, что характер помощи воспитателя меняется в зависимости
от возраста ребёнка, степени нарушения зрения и вида игрушки, с которой
действует ребёнок. В исследованиях отмечается, что наибольшие затруднения дети
испытывают при осознании условности игрового действия (при расчёсывании себя
или куклы воображаемой расчёской, при варке обеда для кукол на игрушечной
плите и т. п.) и при переносе уже знакомого действия на куклу или другую
сюжетную игрушку. Только с помощью взрослого ребёнок способен научиться
соотнесению модели предмета или игрушки с тем предметом или объектом,
который она изображает. Этот процесс достаточно длителен и растягивается на
весь дошкольный период развития ребёнка.
При обучении игре детей с нарушениями зрения педагогу придётся
ориентироваться не столько на возраст детей, сколько на их возможности и
интересы, на уровень психического развития.
Для подготовки ребёнка к выполнению действий с куклой рекомендуется
сначала познакомить его с натуральными предметами, модели которых он будет
использовать
в
предметной
игре.
Это
обусловлено
тем,
что
человека
в
повседневной жизни окружают предметы обихода, и любое действие невозможно
совершить без них. Затем необходимо перейти к показу и обследованию игрушек,
изображающих эти предметы. Обязательно следует показать ребёнку, чем
отличается настоящий предмет от игрушки, и чем он похож (величина, форма,
материал).
В старшем дошкольном возрасте, от 5 до 7 лет, дети могут уже играть друг с
другом. Если ребёнка до этого возраста научили элементарным предметным
действиям, то ему будет легко наладить контакт со сверстниками.
Новым в игре дошкольников этого возраста является то, что они начинают
активно пользоваться предметами-заместителями вместо игрушек, реалистически
изображающих необходимый предмет (кубик вместо мыла, карандаш вместо
расчёски).
Деятельность ребёнка не должна ограничиваться сюжетными играми.
Ребёнок должен совершенствоваться во всех видах игр, в чём ему должен помогать
воспитатель. Широко используйте для игр природные материалы (песок, глину), а
также настольные игры, предназначенные для лиц с тяжёлыми нарушениями. В
обучении ребёнка игре необходимо помнить, что он должен получать возможность
обследовать все предметы, находящиеся в его окружении. Это обеспечит
адекватное освоение им окружающей действительности.
Изобразительное
искусство.
Рисование,
лепка,
аппликация
и
конструирование – основные виды изобразительной деятельности, посредством
которых дети образно отражают окружающую действительность. Изобразительная
деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания
детей с нарушениями зрения, служит важным средством коррекции компенсации
зрительной
недостаточности.
В
процессе
изобразительной
деятельности
осуществляется работа по формированию у детей различных образов предметов
окружающего мира.
Овладение
умениями
изображать
невозможно
без
целенаправленного
развития и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно изображать,
ребёнку необходимо хорошо представлять предмет или явление. Поэтому на всех
этапах обучения детей с нарушениями зрения изобразительной деятельности
необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их
основные признаки.
У
детей
с
косоглазием
и
амблиопией
не
развиты
бинокулярный,
стереоскопический
и
глубинный
глазомер.
Именно
поэтому
необходимо
мобилизовать возможности ребёнка, его эмоциональную сферу для восприятия
изображения. Ряд исследователей, занимающихся вопросами изобразительной
деятельности детей с нарушениями зрения (Акопова и др.), отмечают, что при
проведении со слабовидящими детьми занятий по изобразительной деятельности
необходимо соблюдать следующие условия:
только эмоционально выстроенные картинки-сюжеты могут создать у
детей позитивную мотивацию, желание и стремление самовыразиться в том или
ином рисунке, графическом изображении;
ребёнок
должен
иметь
возможность
самостоятельно
выбрать
изобразительный материал (цветные или простые карандаши, акварель, гуашь,
тушь, пастель, уголь, цветные мелки, пластилин, глину, камешки и даже сюжет для
изображения);
выбор материала, на который будет нанесено изображение, также может
принадлежать ребёнку. Доступ к различному материалу (бумага белая или цветная,
бархатная, картон, плоские и круглые камни – всё различных размеров и формы и
т. д.) по возможности должен быть свободным;
важно показать ребёнку возможности доступных ему техник изображения.