Напоминание

Сюжетное рисование как средство развития творческих способностей в дошкольном возрасте


Автор: Боргер Юлия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №251
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Сюжетное рисование как средство развития творческих способностей в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Боргер Юлия Викторовна, воспитатель МБДОУ ДС 251

г.Челябинск, 2023

Сюжетное рисование как средство развития творческих

способностей в дошкольном возрасте

Отличительные особенности детского рисунка:

1. Искренность, эмоциональность, непосредственность выражения

ребёнком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким

образом искусства). При использовании минимум средств, ребёнок

передаёт своё состояние.

2. Содержательность. Рисунок даже самого маленького ребёнка

несёт в себе какое-то содержание. Младшие дошкольники рисуют

каракули, но они полны содержания. В рисунках старших

дошкольников – всё, что окружает детей, что их волнует. Чем

больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков [39].

3. Смелость. Риск, способность к риску – непременное условие и

характеристика творческой личности.

4. Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка – показатель

природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребёнок

изначально несёт в себе многие лучшие черты человечества, то есть

общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех

мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках

почти всегда добро побеждает зло.

Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости,

красочности, декоративности.

Выразительность – главный существенный признак

художественного образа. Под выразительностью понимается

способность художника посредством разнообразных приёмов

передавать человеческие эмоции, использование им в образной

характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой

раскрывают сущность изображаемого явления или характера.

Выразительность детского рисунка – это посильное раскрытие

детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или

явления действительности и передача активного эмоционального

отношения к нему.

Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует

выделить и такое их качество, как оригинальность. Своеобразие,

неповторимость детских работ – относительно самостоятельное

качество.

Такая особенность детского рисунка как оригинальность может

сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и

единственной характеристикой образа. То есть рисунок ребенка

может быть неграмотен, и не выразителен, но отличаться

своеобразным решением задачи.

Известный художник и педагог В.С. Щербаков писал, что в отличие

от профессионального изображения, где грамотность и

выразительность теснейшим образом переплетены, в детском

творчестве выразительность может быть выделена как

самостоятельное качество независимо от обученности ребенка или

грамотности изображения. По его мнению, нередко при

вмешательстве взрослого рисунок становится более грамотным, но

утрачивает выразительность [41].

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, -

показатель творческого воображения. В то же время следует

помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах – это не

произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли,

широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы

воплощения образа.

Умение и желание ребенка смотреть на мир своими глазами

обуславливает и другую особенность детского рисунка – реализм.

Не случайно многие исследователи детского рисунка (В.М.

Бехтерев, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина и др.)

отмечают его реалистическую направленность, стремление

адекватно отразить предметы и явления окружающего мира.

По мнению Г.Г. Григорьевой, по направленности детский рисунок

можно отнести к сфере реалистического искусства. По уровню

возможного развития изобразительной деятельности в дошкольном

возрасте в силу ограниченных психофизических возможностей

ребенка не может быть в полной мере реалистической [9].

Н.П. Сакулина утверждает, что по отношению к детскому рисунку

можно говорить лишь о тенденциях к реализму, приближении к

возможно большей правдивости и полноте изображения. Однако

при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений

ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои

чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и

творчески действовать [37].

Таким образом, мы выявили, что многие исследователи по-разному

оценивают детский рисунок, но все они сходятся во мнении, что он

своеобразен и оригинален по своему содержанию.

Г.Г. Григорьева выделила следующие задачи, обучения

дошкольников сюжетному рисунку:

1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям

природы, общественным явлениям и событиям, людям, их

деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию

у детей нравственной, эстетической позиции.

2. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями,

переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).

3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого

и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи [8].

Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее

содержание и некоторые способы изображения.

Обучать дошкольников некоторым доступным способам

изображения сюжетного образа:

1) приемам создания простейших композиций (расположению

изображений на плоскости листа);

2) учить изображать в рисунке главное, то есть те пред меты и

персонажи, которые выражают содержание данной темы,

позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя,

старшие группы);

3) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному

расположению в пространстве (старшие группы);

4) направлять детей на передачу действия через изображение

движения, динамики, поз, деталей (со средней, но, в основном в

старших группах).

Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений

окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного

рисунка.

Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от

качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем

по возможности потребность в наблюдении с целью последующего

изображения.

Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) в

замысливании образа: поиске своеобразного содержания,

применении адекватных, разнообразных средств выразительности:

композиции, колорита и др.

Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к

эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию

зависимости выразительности образа от используемых средств,

способов изображения, т.е. формировать способность

художественного творческого восприятия рисунков.

В процессе изучения программ по воспитанию и обучению в

детском саду мы проанализировали, как эти задачи

реализовываются.

В программе «Детство» в разделе «Изобразительное искусство и

художественная деятельность детей» в основном внимание

уделяется развитию необходимых для сюжетного рисования

изобразительных навыков (изображать предмет близкого, среднего

и дальнего планов, линию горизонта;

совершенствовать умения

выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами).

Недостатком данных задач является то, что отдельно не выделена

задача по развитию творчества и воображения, не указаны, какие

средства выразительности необходимо использовать при создании

рисунка, задачи даны обобщенно, отсутствует конкретизация этих

задач.

В программе «Радуга» работа с детьми по изобразительной

деятельности осуществляется по двум направлениям:

в процессе эстетического восприятия природы, красивых

предметов и произведений изобразительного искусства (Раздел

«Красота в жизни и изобразительном искусстве»);

на занятиях по рисованию и лепке и в процессе свободной

деятельности (Раздел «Рисование и лепка»).

Достоинством данной программы является то, что содержание

охватывает все стороны жизни ребенка в детском саду (занятия,

свободная деятельность и т.д.), обучение и развитие происходит не

только в специально отведенное время, но и на протяжении всей

деятельности ребенка. В программу включены также подразделы

«О влиянии одного цвета на другой», «Цвет и свет», которые

содержат информацию по развитию цветовосприятия, что очень

важно для развития детского творчества.

Но данная программа имеет и некоторые недостатки: четкие задачи

по развитию сюжетного рисования отсутствуют, основное

внимание уделяется обучению техническим приемам и умению

работать с изобразительным материалом. Отдельно представлен

подраздел «Как развивать воображение детей», но, к сожалению, в

нем говорится о развитии воображения только на занятиях.

Безусловно, данная программа может послужить стимулом для

свободного творчества педагога в обучении и развитии детей, но в

то же время здесь не представлена информация о возможном

развитии детского творчества, соответственно, педагог не будет

уделять особое внимание данному вопросу.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией

М.А. Васильевой включает раздел «Предметное и сюжетное

рисование», где представлены конкретные задачи по развитию

сюжетного рисования (учить передавать движения фигур;

совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов,

явлений действительности и литературных произведений;

побуждать детей передавать отличия по пропорциям, форме,

величине в рисунках и т.д.). Эта программа наиболее близка по

содержанию задач задачам, которые выделила В.Б. Косминская.

Здесь педагогу представлен четкий план по обучению детей

сюжетному рисованию, в дополнение отдельно представлена задача

по развитию творчества и воображения.

В программе «Развитие» в разделе «Изобразительная деятельность»

говорится о том, что для детей старшего дошкольного возраста

основной является художественная задача передать средствами

изобразительной деятельности отношения разного типа. Эта задача

решается путем построения выразительной сюжетно – образной

композиции, отражающей особенности таких отношений. Большое

внимание в этом возрасте уделяется построению двух – фигурных

композиции и предметно – сюжетному рисунку, передающему

парные отношения. Такие задания потребуют анализа способов

взаимодействия между объектами, особенностей действий и

изобразительных характеристик взаимодействующих персонажей,

анализа их эмоциональных отношений. Можно сделать вывод, что

данная программа направлена на формирование в большей степени

интеллектуальных способностей, чем творческих. Даже на занятиях

по изобразительной деятельности ребенка ставят в ситуацию

мыслительной деятельности, что способствует умственному

развитию, нежели творческому.

Проведенный анализ программ по воспитанию и обучению в

детском саду позволяет сделать вывод, что «Программа воспитания

и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой

наиболее подробно и полно обозначает задачи по обучению

сюжетному рисованию. Здесь, в отличие от других программ

отдельно выделена задача по развитию творчества и воображения.

Как подчеркивает Флерина Е.А., сюжетное рисование является

важным и эффективным средством развития детского творчества. В

сюжетном рисовании задействованы практически все психические

процессы: воля, воображение, память, мышление. У ребенка

развивается самостоятельность и изобразительные способности,

важные для развития его творчества [39].

Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать

свои впечатления от окружающей действительности.

Известно, что все окружающие предметы находятся в

определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо

предмету или явлению во многом зависит от понимания именно

этой связи. Возможность установления смысловых связей между

различными предметами и явлениями развивается постепенно.

Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не

ранее, чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3

предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны

быть известны приемы изображения предметов, являющихся

главными действующими героями сюжета, иначе трудности в

изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения

основной задачи. Однако не следует ограничивать сюжетное

рисование изображением только тех предметов, которые дети уже

изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а

все детали он выполняет по своему желанию.

Умение выделять главное в сюжете связано с развитием

восприятий и аналитико-синтетического мышления. Они у

маленького ребенка еще слишком поверхностны; он, прежде всего,

воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию,

слуху, и часто узнает предмет по некоторым существенным

деталям, запомнившимся ему. Точно также ребенок воспринимает

и передает сюжет в рисунке. Выделить главное, понять отношения

и связи объектов сюжета – задачи довольно сложные для

дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.

В сюжетном рисовании важно правильно передать

пропорциональные отношения между предметами. Эта задача

усложнена тем, что при изображении сюжета надо показать не

только разницу в их размерах, существующую между ними в

жизни, но увеличение или уменьшение предметов в связи с

расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь

сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую

связь между ними.

Решить задачу пространственного отношения между предметами

очень сложно для дошкольника, так как у него мал опыт и

недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.

Очень трудным для дошкольников является изображение

движущихся предметов (частей тела: рук, ног и т.д.). Некоторые

стороны действительности очень трудно или невозможно передать

средствами рисунка. В этих случаях ребенок нередко прибегает к

помощи звукоподражания, жестам и т.п. Каждый может наблюдать

картину, когда ребенок, рисуя паровоз, начинает гудеть, шипеть,

пыхтеть. Этот факт можно объяснить стремлением ребенка полнее

передать сходство своего изображения с изображаемым предметом.

Подобным же образом могут быть объяснены и другие

«неправильности» детского изображения. Нередко ребенок

выражает в рисунке такие черты изображаемого, которые обычно

зрительно не воспринимаются.

Одна из серьезных трудностей, с которой встречается ребенок,

заключается в передаче пропорциональности отдельных частей

предмета и отношений предметов в сложном много предметном

рисунке.

Большие трудности представляет для ребенка и передача

перспективных ощущений. Эти трудности зависят от того, что

дошкольники долгое время еще не понимают смысла

перспективных сокращений. Пространственное размещение

предметов на плоскости листа бумаги – то, чему ребенок должен

обучаться.

В старшем дошкольном возрасте ребенок стремится связать

изображение в одну цельную картину, появляется уже примитивная

композиция рисунка. Рисунок упорядочивается. При этом

изображение предметов располагается чаще всего в одну линию.

Такая композиция детского рисунка выражает уровень его

познания пространственных отношений в окружающем мире и

уровень усвоенной им изобразительной техники. Эти особенности

изображения пространства на плоскости доступны лишь

пониманию старшего дошкольника, имеющего опыт.

Дети старшего дошкольного возраста могут создавать композиции

по заранее продуманному плану, иногда могут строго выдержать

принцип единства времени и действия. Соответственно, при

руководстве воспитателю необходимо применять комплекс методов

и приемов обучения для более

полного воздействия на все стороны

личности ребенка, что поможет эффективному и успешному

развитию детского творчества. Одним из ведущих словесных

методов обучения изобразительной деятельности является беседа, в

ходе которой можно подвергнуть обсуждению изображаемые

предметы, высказать свое отношение к ним, восполнить опыт

ребенка новыми теоретическими знаниями, которые он

впоследствии может проверить на практике. Беседа позволяет

выявить недостатки знаний у детей, с целью последующего

дополнения и систематизации их. Тем более, что ребенку в

некоторых случаях бывает легче выразить свою мысль сначала в

слове, а затем уже на листе бумаги с помощью красок.

В процессе руководства изобразительной деятельностью

дошкольников словесные методы неотделимы от наглядных.

Одним из ведущих наглядных методов является наблюдение.

В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать

изобразительное представление. Для этого, выделяя какие – то

выразительные признаки объектов можно предложить ребятам

подумать, как это можно нарисовать. В момент наблюдения

целесообразно спланировать будущий рисунок.

Таким образом, в старших группах действия восприятия,

наблюдения тесно взаимосвязаны с действием замысливания.

Замысел строится на основе непосредственных наблюдений, а

развивающийся замысел стимулирует дополнительное наблюдение.

Тематика сюжетного рисования определяются, прежде всего, теми

впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения

окружающей действительности. Для детей данного возраста

содержание каждой темы должно быть конкретно определено.

Обобщая изученные точки зрения на применяемые методы и

приемы, используемые при руководстве изобразительной

деятельностью, можно сделать вывод, что, чем больше впечатлений

получит ребенок, тем многообразнее и богаче будет его творчество

и замысел будущей работы.

Чтобы создать сюжет, ребенку требуется активная работа

воображения и наличие определенных знаний, умений и навыков.

На этих занятиях максимально развивается самостоятельность и

изобразительные способности ребенка, важные для развития его

творчества. Одним из наиболее важных условий успешного

развития способностей ребенка на занятиях по сюжетному

рисованию является разнообразие и вариативность работы.

Рисование нетрадиционными техниками – это огромная

возможность для детей думать, пробовать, искать,

экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского

творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на

занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые

и разнообразные материалы, интересные для детей

неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие

другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую

изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает

живость и непосредственность детского восприятия и

деятельности.

Представители реалистического направления в изобразительном

искусстве всегда придавали большое значение технике рисунка,

уделяя выработке ее особое внимание.

Техника рисования художниками понимается широко: сюда

включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка

и письма и способ использования тех или других материалов

(бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски,

акварели, гуаши, темперы и пр.) в соответствии с их свойствами, их

изобразительными возможностями.

В изобразительном искусстве под техникой (от греческого искусная

и искусство, мастерство) понимается совокупность специальных

навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется

художественное произведение. Понятию техники в узком смысле

слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат

работы художника специальным материалом и инструментом

(отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши, темперы и

пр.), умение использовать художественные возможности этого

материала; в более широком значении это понятие охватывает и

соответствующие элементы изобразительного характера – передачу

вещественности предметов.

Таким образом, под техникой рисунка следует понимать – владение

материалами и инструментами, способы их использования для

целей изображения и художественного выражения. В понятие

техники включается развитие глаза и руки, их согласованная

деятельность. Особое значение придается умелому, правильному

изображению контура, формы предмета.

Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-

творческой деятельности в пределах, доступных детям

дошкольного возраста.

Необходимость обучения рисованию, и в частности техническим

навыкам, подчеркивается и советской психологией, которая

утверждает, что способности к рисованию проявляются и

развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребенка

и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого.

Рисование нетрадиционными техниками – важнейшее дело

эстетического воспитания. Изобразительная деятельность – одна из

самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко

волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания

нового, оригинального произведения искусства, в котором

гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная

возможность для детей думать, пробовать, искать,

экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой

развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г.

Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В.

Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова и

другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить

различные технологии изображения такие как:

1. Тычок жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь

кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть

в воду не

опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур

или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или

колючей поверхности.

2. Рисование пальчиками. Ребенок опускает в гуашь пальчик и

наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик

набирается краска разного цвета. После работы пальчики

вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Оттиск пробкой. Ребенок прижимает пробку к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения

другого цвета меняются и мисочка и пробка.

4. Восковые мелки + акварель. Ребенок рисует восковыми мелками

на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или

несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

5. Монотипия предметная. Это особая техника создания

художественных оттисков. Как свидетельствует название (греч.

Monos – единый и typos – оттиск) Ребенок складывает лист бумаги

вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого

предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования

каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова

складывается пополам для получения отпечатка. Затем

изображение можно украсить, также складывая лист после

рисования нескольких украшений.

6. Кляксография обычная. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой

ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в

произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и

прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну

половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний

лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на

что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

7. Кляксография с трубочкой. Она заключается в том, чтобы

научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Ребенок

зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист,

делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из

трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При

необходимости процедура повторяется. Недостающие детали

дорисовываются.

8. Кляксография с ниточкой. Ребенок опускает нитку в краску,

отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки

изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого

сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и

вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

9. Набрызг. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о

картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на

бумагу

10. Тычкование. Ребенок ставит тупой конец карандаша в середину

квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением

края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата,

чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в

клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его

карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а

свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется

многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится

желаемый объем пространства листа.

11. Монотипия пейзажная. Ребенок складывает лист пополам. На

одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его

отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро,

чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа,

предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой.

Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск,

оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Для монотипии также можно использовать лист бумаги и

кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской,

затем она накрывается

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования

позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения

свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих

действий, но и за счет работы с разными изобразительными

материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция

познавательного интереса ребенка (использование предметов,

которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе – можно

рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо

кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие

наглядно – образного, и словесно – логического мышления,

активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.

(Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом

нарисовать?) За счет использования различных изобразительных

материалов, новых технических приемов, требующих точности

движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным

положением (как при правильном держании кисти или карандаша),

создаются условия для развития общей моторной неловкости,

развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и

карандаша ребенок использует для создания изображения

собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику

«кляксография». Созданию сложного симметричного изображения

способствует техника «монотипия».

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу

непринужденности, открытости, раскованности, способствуют

развитию инициативы, самостоятельности детей, создают

эмоционально – положительное отношение к деятельности.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим

или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна,

неповторима.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с

детьми стимулируют желание детей взять в руки карандаш или

кисть и начать рисовать, а непосредственное соприкосновение с

красками, сравнение цвета красок с окружающими предметами и

природой помогают развивать у ребёнка фантазию, творчество и

воображение, и мелкую моторику рук.

Для занятий по сюжетно-тематическому рисованию с детьми

старшего дошкольного возраста, возможно, использовать такие

техники нетрадиционного рисования, как сюжетная монотипия,

кляксография, фотокопия, граттаж.

Таким образом, в процессе исследования мы установили, что

эффективным средством развития творчества в старшем

дошкольном возрасте в условиях ДОУ является рисование, т.к.

эффективность рисования обусловлена

такими специфическими

особенностями, как вариативность способов создания рисунка,

поиск выразительных средств в передаче образов изображения,

возможность создания неповторимых продуктов детской

деятельности (сюжетно – тематических рисунков).

Следовательно, организация занятия по рисованию, выступает

необходимым условием развития детского творчества.

Чтобы создать сюжет, ребенку требуется активная работа

воображения и наличие определенных знаний, умений и навыков.

На этих занятиях максимально развивается самостоятельность и

изобразительные способности ребенка, важные для развития его

творчества. Одним из наиболее важных условий успешного

развития способностей ребенка на занятиях по сюжетному

рисованию является разнообразие и вариативность работы.

Рисование нетрадиционными техниками – это огромная

возможность для детей думать, пробовать, искать,

экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.



В раздел образования