Автор: Кривцова Ирина Павловна
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ Касплянской СШ
Населённый пункт: с.Каспля-2 Смоленского района Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЖ
Раздел: среднее образование
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА
УРОКАХ ОБЖ
Формирование
функциональной
грамотности
на
уроках
основ
безопасности
жизнедеятельности (ОБЖ)
является
важной
задачей
современного
образования.
Этот
предмет
несет
на
себе
ответственность
за
обучение
учащихся
основам
безопасности,
здоровью и правилам поведения в различных жизненных ситуациях.
Однако, помимо этих аспектов, уроки ОБЖ могут и должны стать
эффективной
платформой
для
формирования
функциональной
грамотности – умения правильно и эффективно использовать язык в
реальных ситуациях.
Функциональная грамотность включает в себя не только знание
правил русского языка, но и умение применять их в практических
ситуациях.
На
уроках
ОБЖ
можно
развивать
следующие
аспекты
функциональной грамотности:
Правила
общения
в
экстренных
ситуациях:
Учащиеся
могут
изучать и практиковать правила передачи информации в условиях
стресса или нештатных ситуаций. Это включает в себя не только
умение
верно
донести
смысл,
но
и
выбор
подходящих
форм
обращения, адекватных ситуации.
Навыки
составления
сообщений
и
отчетов:
Учащиеся
могут
тренировать навыки письма, составляя отчеты о происшествиях или
инструкции по безопасности. Это поможет им не только правильно
выражать свои мысли, но и структурировать информацию.
Взаимодействие
с
различными
аудиториями:
Уроки
ОБЖ
предоставляют
возможность
обсудить
правила
безопасности
с
учителями, одноклассниками и даже пригласить экспертов для более
глубокого
понимания
темы.
Это
развивает
навыки
убеждения,
аргументации и адаптации языка к разным аудиториям.
Развитие умения анализа и критического мышления: Учащиеся
могут
обсуждать
различные
ситуации,
анализировать
их
и
вырабатывать аргументированные выводы. Это тренирует не только
языковые навыки, но и развивает умение логически мыслить.
Создание сценариев и ролевых игр: Использование ролевых игр
на
уроках
ОБЖ
позволяет
учащимся
вживаться
в
разные
роли,
используя
язык
для
эффективного
взаимодействия
в
различных
сценариях.
Формирование
функциональной
грамотности
на
уроках
ОБЖ
не
только сделает обучение более комплексным, но и приведет учащихся
к
использованию
языка
в
реальных
жизненных
ситуациях.
Это
подчеркивает
важность
предмета
и
помогает
формировать
у
обучаемых
необходимые
навыки
для
успешной
адаптации
в
современном обществе.