Автор: Герасимова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ ОЦ "Южный город" СП "Детский сад "Забава"
Населённый пункт: Самарская область,Волжский район, микрорайон Южный город
Наименование материала: Статья
Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда – как средство формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
«Воспитываем патриотов России».
«Развивающая предметно-пространственная среда – как средство
формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
Актуальность
Решение проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста
на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с
особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие -
самое точное, а детские впечатления - самые яркие. Сегодня растет новое
удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых воспринимает
окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.
Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый
человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать
свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Цель:
Формирование
у
детей
дошкольного
возраста
патриотические
отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе
исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду,
друзьям в детском саду, своим близким;
Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой
родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
Формировать представление о России как о Родной стране, о Москве
как о столице России;
Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России
средством
эстетического
воспитания:
музыка,
изодеятельность,
художественное слово.
Система
патриотического
воспитания
охватывает
все
уровни
воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
-
создание
развивающей
среды
по
нравственно
–патриотическому
воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей, библиотеку и
др.).
В нашем детском саду на данный момент реализуется годовая задача
«Обогащать у воспитанников представления о культурно-исторических
событиях, традициях и социокультурных ценностях малой Родины и
Отечества, многообразии стран и народов мира». В связи с этим, возникла
идея разнообразить развивающую предметно-пространственную среду в
нашей группе, а именно создать нравственно - патриотический центр, целью
которого является формирование нравственно-патриотических чувств.
«С его начинается Родина?»- задает этот вопрос в своем произведении
Михаил Львович Матусовский, и мы знаем ответ на него. В первую очередь,
конечно же с семьи. Семейное воспитание играет немалую роль в воспитании
патриотов России, ведь именно из семьи идет любовь к своим близким, дому,
детскому саду, городу и, конечно же, Родине.
Первое, что мы предложили родителям - изготовить для нашего центра
«Герб моей семьи», где дети совместно с родителями сделали свой
неповторимый и уникальный герб, в который вложили всю фантазию и
умения.
Каждый
герб
выполнен
в
определенной
технике
-
пластилинография, растушевка, рисунок гуашью и аппликация.
Когда ребенок берет в руки свой герб и начинает о нем рассказывать
сверстникам, в первую очередь, пополняется его словарный запас, исчезает
стеснительность и робость перед выступлением и, конечно же, он видит
отклик на свою работу других ребят. В процессе обучения рассказыванию из
опыта, дети приучаются к речевому общению,
учаться правильно понимать
содержание;
формируют
умение
связно,
последовательно
описывать
изображенное; активизируют и расширяют словарный запас; формируется
умение четко, связанно излагать свои мысли.
Каждый ребенок, проживающей в Южном городе, очень любит гулять
по улочкам нашего микрорайона, а потом рассматривать картинки с
изображением города и искать на карте свой дом, в котором он проживает, а
также любимый детский сад. Поэтому на наших образовательных занятиях
ребята предложили изготовить карту Южного города. Каждый из ребят
сделал свой дом и транспорт, на котором он передвигается вместе с
родителями по микрорайону (автомобиль или автобус), и собрали все в
единую картину на листе ватмана. Так у нас получилась замечательная карта
Южного города, которая нашла свое почетное место в патриотическом
центре.
Таким
образом,
макетирование
позволяет
использовать
нам
потенциал социокультурного пространства города в развитии современного
дошкольника.
Макетирование — способствует закреплению представлений об
архитектурных образах и исторических объектах родного города, позволяет
трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми
впечатлениями
и
стимулируя
детское
творчество.
Формируется
у
дошкольников чувство гордости за наш город, любовь и привязанность к
малой Родине. Отмечено, что дети – дошкольники начали с гордостью и
уважением относиться к результату совместного труда.
В центре размещены две карты, изготовленные педагогами и детьми -
это карта России и карта Самары. На карте России расположены
иллюстрации народов в национальных костюмах (буряты, цыгане и тд). На
карте города Самара расположены самые известные достопримечательности,
такие как Филармония, Академический Драматический театр, памятник В.
Засекину и тд. Здесь же мы создали два фотоальбома - один с фотографиями
детей в самых запоминающих уголках нашей Самары и второй
с
фотографиями детей в разных городах нашей большой России. Эти
фотографии наши дети очень любят рассматривать, показывая друг другу,
составляют по ним рассказы.
Выделен уголок в память о самом важном событии в нашей стране –
Великая Отечественная Война и День Победы. Здесь представлены два
макета, которые сделали родители совместно с детьми – это танк Т-34 и
монумент «Вечный огонь». Вместе с детьми родители изготовили книги
памяти о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ.
Помимо этого, изготовлены ЛЭПБУКИ «Моя семья», «Богатыри»,
«Военные профессии», «Символы Победы», дидактические игры «Предметы
народного быта», «Игра – ходилка по городам России», «Я- патриот»,
«Сундучок русского народа», «Сложи из фрагментов».
Задачи
патриотического
воспитания
решаются
и
на
примере
использования материала мини-музея «Хлеб - всему голова». В условиях
детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие всем
требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его «мини-музей». Часть
слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они
предназначены, и размеры экспозиции.
Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей,
истории, формирует художественный вкус.
В процессе создания мини-музея в группе особое внимание уделялось
созданию
условий
для
самостоятельной
деятельности
дошкольников.
Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в мини-музее
был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники
играют в различные игры. Важная особенность мини-музея в ДОУ - участие
в
их
создании
детей
и
родителей.
Дошкольники
чувствуют
свою
причастность к общему делу: они участвуют в обсуждении его тематики,
приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а
вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать
каждый день, самому менять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В
обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь – соавтор,
творец композиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и
дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы
воспитателя, детей и их семей.
Мини-музей постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же
размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
В
результате
совместной
творческой
деятельности
педагога,
воспитанников и родителей в мини-музее появились коллекции, самовар,
макет мельницы, изделия из соленого теста, сито разных размеров, форма для
выпечки хлеба, мука разного вида, зерно в мешочках, колосья, модели
разного вида сельскохозяйственного транспорта, книги загадки, стихи,
произведения о хлебе, лэпбуки, книжки-малышки, дидактические игры,
настольно
–
печатные
игры,
материалы
для
изобразительной
и
конструктивной деятельности. Посредством работы в мини-музее в группе у
детей формируются чувство патриотизма, интерес к истории и культуре
своего народа, учит уважать его традиции.
Проводятся следующие виды работ в музее:
- Образовательные ситуации «Беседа-опрос по теме: «Как в семье
относятся к хлебу». Беседа – обсуждение по картинам. Разучивание стихов,
пословиц, поговорок
(«Как на наш стол хлеб пришел»;«Кто такой хлебороб»,«Хлеб всему голова!»
«Какой бывает хлеб»;«Как испечь хлеб в домашних условиях»;«Хлеб – наше
богатство!»)
- Экспериментирование (собраны крупы и изделия из муки, разные
виды макарон для поделок и нетрадиционного рисования)
-Художественное творчество (изготовление поделок с целью
пополнения музея)
-Дидактические игры (собраны игры и атрибуты. Дети могут
использовать их самостоятельно , либо вместе с педагогом в процессе НОД)
В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема
патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши
дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое
своей страны, так как им строить её будущее Интересная и увлекательная
работа
по
созданию
музейного
пространства
в
ДОУ
продолжается.
Действующий мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои
экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками,
разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-
музеев.
Таким образом, мини-музей, созданный руками педагогов,
воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит
близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в
дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад,
семью, Родину.
Перспективы
В работе с родителями планируем не только традиционные формы
взаимодействия
с
родителями
(собрания,
консультации
педагогов
и
специалистов, оформление папок-передвижек, стендов, брошюр, буклетов),
но и нетрадиционные формы (семейные экскурсии, организация практикумов
– с обсуждением вариантов решения вопросов патриотического воспитания,
дискуссии, педагогическая мастерская), использование ИКТ (презентаций,
видео, ЭОР для просмотра их родителями дома и т.д.).
Заключение.
Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его
формирования мы можем и обязаны. И закончить свое выступление хочется
отрывком из стихотворения Константина Михайловича Симонова:
«…Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал…»