Напоминание

«Развивающая предметно-пространственная среда – как средство формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников»


Автор: Герасимова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ ОЦ "Южный город" СП "Детский сад "Забава"
Населённый пункт: Самарская область,Волжский район, микрорайон Южный город
Наименование материала: Статья
Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда – как средство формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Воспитываем патриотов России».

«Развивающая предметно-пространственная среда – как средство

формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Актуальность

Решение проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста

на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с

особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие -

самое точное, а детские впечатления - самые яркие. Сегодня растет новое

удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых воспринимает

окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.

Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый

человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать

свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Цель:

Формирование

у

детей

дошкольного

возраста

патриотические

отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе

исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду,

друзьям в детском саду, своим близким;

Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой

родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

Формировать представление о России как о Родной стране, о Москве

как о столице России;

Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России

средством

эстетического

воспитания:

музыка,

изодеятельность,

художественное слово.

Система

патриотического

воспитания

охватывает

все

уровни

воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

-

создание

развивающей

среды

по

нравственно

–патриотическому

воспитанию;

- тематические занятия;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей, библиотеку и

др.).

В нашем детском саду на данный момент реализуется годовая задача

«Обогащать у воспитанников представления о культурно-исторических

событиях, традициях и социокультурных ценностях малой Родины и

Отечества, многообразии стран и народов мира». В связи с этим, возникла

идея разнообразить развивающую предметно-пространственную среду в

нашей группе, а именно создать нравственно - патриотический центр, целью

которого является формирование нравственно-патриотических чувств.

«С его начинается Родина?»- задает этот вопрос в своем произведении

Михаил Львович Матусовский, и мы знаем ответ на него. В первую очередь,

конечно же с семьи. Семейное воспитание играет немалую роль в воспитании

патриотов России, ведь именно из семьи идет любовь к своим близким, дому,

детскому саду, городу и, конечно же, Родине.

Первое, что мы предложили родителям - изготовить для нашего центра

«Герб моей семьи», где дети совместно с родителями сделали свой

неповторимый и уникальный герб, в который вложили всю фантазию и

умения.

Каждый

герб

выполнен

в

определенной

технике

-

пластилинография, растушевка, рисунок гуашью и аппликация.

Когда ребенок берет в руки свой герб и начинает о нем рассказывать

сверстникам, в первую очередь, пополняется его словарный запас, исчезает

стеснительность и робость перед выступлением и, конечно же, он видит

отклик на свою работу других ребят. В процессе обучения рассказыванию из

опыта, дети приучаются к речевому общению,

учаться правильно понимать

содержание;

формируют

умение

связно,

последовательно

описывать

изображенное; активизируют и расширяют словарный запас; формируется

умение четко, связанно излагать свои мысли.

Каждый ребенок, проживающей в Южном городе, очень любит гулять

по улочкам нашего микрорайона, а потом рассматривать картинки с

изображением города и искать на карте свой дом, в котором он проживает, а

также любимый детский сад. Поэтому на наших образовательных занятиях

ребята предложили изготовить карту Южного города. Каждый из ребят

сделал свой дом и транспорт, на котором он передвигается вместе с

родителями по микрорайону (автомобиль или автобус), и собрали все в

единую картину на листе ватмана. Так у нас получилась замечательная карта

Южного города, которая нашла свое почетное место в патриотическом

центре.

Таким

образом,

макетирование

позволяет

использовать

нам

потенциал социокультурного пространства города в развитии современного

дошкольника.

Макетирование — способствует закреплению представлений об

архитектурных образах и исторических объектах родного города, позволяет

трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми

впечатлениями

и

стимулируя

детское

творчество.

Формируется

у

дошкольников чувство гордости за наш город, любовь и привязанность к

малой Родине. Отмечено, что дети – дошкольники начали с гордостью и

уважением относиться к результату совместного труда.

В центре размещены две карты, изготовленные педагогами и детьми -

это карта России и карта Самары. На карте России расположены

иллюстрации народов в национальных костюмах (буряты, цыгане и тд). На

карте города Самара расположены самые известные достопримечательности,

такие как Филармония, Академический Драматический театр, памятник В.

Засекину и тд. Здесь же мы создали два фотоальбома - один с фотографиями

детей в самых запоминающих уголках нашей Самары и второй

с

фотографиями детей в разных городах нашей большой России. Эти

фотографии наши дети очень любят рассматривать, показывая друг другу,

составляют по ним рассказы.

Выделен уголок в память о самом важном событии в нашей стране –

Великая Отечественная Война и День Победы. Здесь представлены два

макета, которые сделали родители совместно с детьми – это танк Т-34 и

монумент «Вечный огонь». Вместе с детьми родители изготовили книги

памяти о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ.

Помимо этого, изготовлены ЛЭПБУКИ «Моя семья», «Богатыри»,

«Военные профессии», «Символы Победы», дидактические игры «Предметы

народного быта», «Игра – ходилка по городам России», «Я- патриот»,

«Сундучок русского народа», «Сложи из фрагментов».

Задачи

патриотического

воспитания

решаются

и

на

примере

использования материала мини-музея «Хлеб - всему голова». В условиях

детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие всем

требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его «мини-музей». Часть

слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они

предназначены, и размеры экспозиции.

Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей,

истории, формирует художественный вкус.

В процессе создания мини-музея в группе особое внимание уделялось

созданию

условий

для

самостоятельной

деятельности

дошкольников.

Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в мини-музее

был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники

играют в различные игры. Важная особенность мини-музея в ДОУ - участие

в

их

создании

детей

и

родителей.

Дошкольники

чувствуют

свою

причастность к общему делу: они участвуют в обсуждении его тематики,

приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а

вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать

каждый день, самому менять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В

обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь – соавтор,

творец композиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и

дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы

воспитателя, детей и их семей.

Мини-музей постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же

размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

В

результате

совместной

творческой

деятельности

педагога,

воспитанников и родителей в мини-музее появились коллекции, самовар,

макет мельницы, изделия из соленого теста, сито разных размеров, форма для

выпечки хлеба, мука разного вида, зерно в мешочках, колосья, модели

разного вида сельскохозяйственного транспорта, книги загадки, стихи,

произведения о хлебе, лэпбуки, книжки-малышки, дидактические игры,

настольно

печатные

игры,

материалы

для

изобразительной

и

конструктивной деятельности. Посредством работы в мини-музее в группе у

детей формируются чувство патриотизма, интерес к истории и культуре

своего народа, учит уважать его традиции.

Проводятся следующие виды работ в музее:

- Образовательные ситуации «Беседа-опрос по теме: «Как в семье

относятся к хлебу». Беседа – обсуждение по картинам. Разучивание стихов,

пословиц, поговорок

(«Как на наш стол хлеб пришел»;«Кто такой хлебороб»,«Хлеб всему голова!»

«Какой бывает хлеб»;«Как испечь хлеб в домашних условиях»;«Хлеб – наше

богатство!»)

- Экспериментирование (собраны крупы и изделия из муки, разные

виды макарон для поделок и нетрадиционного рисования)

-Художественное творчество (изготовление поделок с целью

пополнения музея)

-Дидактические игры (собраны игры и атрибуты. Дети могут

использовать их самостоятельно , либо вместе с педагогом в процессе НОД)

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема

патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши

дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое

своей страны, так как им строить её будущее Интересная и увлекательная

работа

по

созданию

музейного

пространства

в

ДОУ

продолжается.

Действующий мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои

экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками,

разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-

музеев.

Таким образом, мини-музей, созданный руками педагогов,

воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит

близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в

дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад,

семью, Родину.

Перспективы

В работе с родителями планируем не только традиционные формы

взаимодействия

с

родителями

(собрания,

консультации

педагогов

и

специалистов, оформление папок-передвижек, стендов, брошюр, буклетов),

но и нетрадиционные формы (семейные экскурсии, организация практикумов

– с обсуждением вариантов решения вопросов патриотического воспитания,

дискуссии, педагогическая мастерская), использование ИКТ (презентаций,

видео, ЭОР для просмотра их родителями дома и т.д.).

Заключение.

Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его

формирования мы можем и обязаны. И закончить свое выступление хочется

отрывком из стихотворения Константина Михайловича Симонова:

«…Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал…»



В раздел образования