Автор: Саляхетдинова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1466 им. Н. Рушевой
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогические условия создания эмоционального благополучия детей в образовательной среде ДО"
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогические условия создания эмоционального
благополучия детей в образовательной среде ДО
Саляхетдинова Валентина Николаевна
воспитатель
Аннотация:
в статье представлен теоретический анализ на проблему развития
эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова:
эмоциональное благополучие, комфортное состояние, развивающая среда,
эмоции, средства и методы эмоционального развития.
Для ребенка нет ничего важнее эмоционального благополучия - без него
не
сложится
нормальная
личность.
Поэтому
одной
из
главных
задач
взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является
обеспечение для ребенка состояния эмоционального благополучия.
Понятие
«эмоциональное
благополучие»
соотносимо
с
понятием
«эмоциональное
самочувствие»,
определяемым
как
ощущение
или
переживание ребенком эмоционального комфорта – дискомфорта, связанного
с
различными
значимыми
аспектами
его
жизни.
И.Б.
Куркина
и
Т.К.
Марченко под эмоциональным благополучием ребенка дошкольного возраста
понимают
благоприятное
нервно-психическое
состояние
ребёнка,
проявляющееся в хорошей и быстрой адаптации, адекватности поведения
ребенка
окружающим
условиям
и
событиям,
социально-приемлемых
спо собах
с амоутверждения
и
с амовыражения,
положительном
эмоциональном
фоне,
оптимистическом
настрое,
способности
к
эмоциональному сопереживанию, доброжелательном отношении к другим
людям, равномерном и своевременном развитии психических процессов.
В своих работах А.Д. Кошелева отмечает, что дошкольник испытывает
эмоциональное благополучие в дошкольном учреждении «когда он приходит
в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется;
когда
деятельность
его
успешна
или
же
переживается
им
как
успешная
благодаря
внимательному
отношению
окружающих;
когда
отсутствует
переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми
хочется
играть
и
которые
взаимно
проявляют
интерес;
когда
к
ребенку
хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие».
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с
появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим
изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных
мотивов,
уже
не
обусловленных
достижением
узколичных
утилитарных
целей.
Комфортное
состояние
дошкольника
определяется
следующими
признаками:
он
спокоен,
жизнерадостен,
активен,
охотно
включается
в
детскую
деятельность
и
общение,
легок
и
инициативен
в
контактах
со
взрослыми,
с
удовольствием
посещает
детский
сад.
Показателями
дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей,
робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых
детей,
нерешителен,
проявляет
тревожность
в
новых
ситуациях,
безынициативен и нерешителен в принятии решений, видно, что ходит в
детский сад по необходимости.
Жизнь в детском саду должна быть организованна так, что дошкольник
имел возможность играть, заниматься, укреплять физическое и психическое
здоровье, чтобы были созданы все условия для эмоционального благополучия
детей.
Нужно не только создавать развивающую среду в ДО, но и развивать
эмоциональную сферу дошкольника, научить его понимать свои эмоции и
проявлять их, это работа должна осуществляться
не только психологом,
воспитателями ДО, но и родителями. Поэтому в детском саду должен быть
действующий
комплексный
подход
к
этой
проблеме.
Для
родителей
и
воспитателей проводить тренинги, семинары-практикумы, индивидуальные
консультации,
оформлять
стендовую
информацию
по
проблеме
развития
эмоциональной сферы детей, на сайте детского сада создать страничку для
родителей, где бы они задавали свои вопросы по воспитанию и обучению.
Знакомство детей с основными эмоциями, воплощать их в жизнь, как в
ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специальных
занятиях,
где
дошкольники
испытывают
разнообразные
эмоциональные
состояния,
знакомятся
с
опытом
сверстников,
а
также
с
литературой,
картинами,
фильмами,
мультфильмами,
спектаклями
и
музыкой,
которые
пробуждают эмоции и чувства. Значимость таких занятий заключается в том,
что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают лучше
понимать не только свои чувства, но и чувства окружающих их людей.
Мы считаем, что в ДО наиболее эффективные и доступные методы и
средствами для развития эмоциональной сферы являются:
сюжетно-ролевые и подвижные игры,
игровые упражнения,
психогимнастика,
применение театрализованной техники выразительных движений,
разыгрывание этюдов,
активное применение мимики и пантомимики.
художественно –эстетическое творчество
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации.
Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать
свое
поведение,
избегая
тех
поступков,
которые
мог
бы
совершить
под
влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.
Учеными доказано, что эмоции влияют на функции органов и тканей
организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека.
Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных
процессов, но и к двигательной пассивности.
Существует достаточно средств и методов для эмоционального развития
детей дошкольного возраста, например, такие как:
1.
Сюжетно-ролевые
игры –
эмоциональная
отзывчивость
ребенка
к
сверстникам, решение проблемных ситуаций.
2. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.
3. Театрализованная деятельность – передача эмоций, характера героев
и отношение их друг к другу.
4. Совместные праздники, развлечения, досуги.
5.
Использование
художественной
литературы –
мир
словесного
искусства
несет
в
себе
безграничные
возможности
для
формирования
эмоциональной
сферы
дошкольника.
Потешки,
сказки,
поэзия,
былины
вызывают
эмоциональный
отклик
у
ребенка.
Учат
его
сопереживать
литературным героям, выражать собственные чувства мимикой, жестами,
словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев
(веселый, грустный, хороший, обиделся).
Можно использовать задания- игры: «удивись, как зайчик», «порадуйся,
как Маша» и т.д.
6. Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров,
ребенок
приобретает
первоначальные
понятия
настроения
музыки,
приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.
7.
Изобразительная
деятельность-
использование
цветовой
гаммы,
создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
8. Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов
обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог
выражает
свои
чувства,
реагирует
на
эмоциональные
проявления
других
людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и
порой попируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.
9. Моделирование- использование моделей для решения поставленных
задач.
Освоение
детьми
метода
моделирования
влияет
на
развитие
абстрактного
мышления,
умение
соотносить
схематический
образ
с
реальным.
В
качестве
моделей
эмоционального
состояния
можно
использовать:
· пиктограммы,
· графические изображения лица,
· силуэты людей, пантомимические отражающие эмоции,
· «подвижные аппликации».
10. Развитие речи – активизируется и обогащается словарь ребенка за
счет
слов,
обозначающих
чувства
и
эмоциональные
состояния
человека.
Чтение
наизусть
потешек,
стихов,
пересказ
сказок,
рассказывание
по
картинам
формирует
эмоционально
выразительную
диалогическую
и
монологическую речь.
Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход
ребенка
установленные
формы
вежливого
общения
(здороваться,
благодарить, просить прощение и т. д.)
11.
Подвижные
игры –
высокая
эмоциональная
насыщенность
подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми,
жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия,
вызывают
интерес,
захватывают
воображение,
побуждают
к
творческому
выполнению игровых действий.
Эмоции
ребёнка
–
это
послание
о
его
состоянии
окружающим
его
взрослым.
Дети 6 лет уже в состоянии ярко проявлять внутреннее эмоциональное
состояние, распознавать эмоциональное состояние окружающих. Благодаря
этому эмоции участвуют в формировании взаимодействий и привязанностей.
Детские
эмоции
влияют
на
будущее
поведение
человека.
Эмоции
способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с
известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?».
Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь
без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Психологи
попытались
определить
и
классифицировать
эмоции.
Оказалось,
что
люди
различают
шесть
основных
эмоций:
радость,
гнев,
грусть,
удивление,
отвращение,
страх.
Каждая
эмоция,
имеет
своё
мимическое
выражение,
одни
распознаются
легче,
другие
–
труднее.
Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние
другого человека – важный фактор в формировании отношений к людям.
Эта
способность,
укрепляясь
на
протяжении
детства,
приводит
в
дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.
М.И
Лисина
описала
4
формы
общения,
сменяющие
друг
друга
на
протяжении первых 7 лет жизни ребенка.
Ситуативно-личностное
общение ребенка
со
взрослыми
(первое
полугодие жизни). Эту форму общения можно наблюдать, когда дети еще не
овладели
хватательными
движениями
целенаправленного
характера.
Взаимодействие со взрослыми разворачивается в первые месяцы жизни детей
на фоне общей жизнедеятельности
Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 2
года)
Протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и
взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.
Ведущим в раннем детстве становится деловые мотивы общения, которые
тесно связаны с мотивами познавательными и личностными. Важнейшим
считается то, что ребенок начинает понимать речь окружающих и постепенно
овладевает активной речью.
Внеситуативно - познавательная форма общения (3-5 лет)
Третья
форма
общения
развертывается
на
фоне
познавательной
деятельности, направленной на установление чувственно не воспринимаемых
взаимосвязей
в
физическом
мире.
Признаком,
что
появилась
эта
форма
общения, может служить то, что ребенок задает вопросы о предметах и их
разнообразных связей.
Внеситуативно - личностная форма общения (6-7 лет.)
Служит целями познания социального, а не предметного мира, мира
людей, а не вещей. Представляет собой коммуникативную деятельность.
Это общение представляет собой самостоятельную коммуникативную
деятельность. Имеет для детей большое жизненное значение, оно позволяет
им удовлетворить нужду в познании себя, других людей и взаимоотношений
между
людьми.
Это
формирует
у
него
сочувствие,
сопереживание,
понимания.
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом
меняются. В.С Мухина выделяла три этапа.
Эмоционально-практическая (2-4
годы
жизни).
Ребенок
ждет
от
сверстника участия в своих забавах, жаждет самовыражения
Ситуативно-деловая складывается к 4 годам и до 6 лет. Появляется
ролевая игра и дети во время игры становятся коллективом, играют вместе.
Главным содержанием общения становится деловое сотрудничество.
К
6-7
годам
общение
становится
внеситуативным.
Возрастает
доброжелательность
и
способность
к
взаимопомощи.
Появляется
умение
видеть в партнере его желания, предпочтения, настроение.
Таким образом, эмоции и чувства - это субъективное отношение к
предметам
и
явлениям,
возникающее
в
результате
отражения
их
непосредственной
связи
с
актуализированными
потребностями.
Эмоции
и
чувства
различаются
в
зависимости
от
их
качества
(положительные
или
отрицательное),
глубины,
интенсивности
и
продолжительности, влияния на деятельность.
Дошкольное
детство
является
важнейшим
этапом
эмоционального
развития ребенка, когда:
ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется
эмоциональное предвосхищение;
чувства
становятся
более
осознанными,
обобщенными,
разумными, произвольными, внеситуативными;
ф о р м и р у ю т с я
в ы с ш и е
ч у в с т в а
-
н р а в с т в е н н ы е ,
интеллектуальные, эстетические.
В то же время, если в эмоциональное развитие ребенка вторгаются
некоторые
негативные
факторы,
описанный
механизм
формирования
эмоций может быть нарушен, вплоть до развития явлений, именуемых
эмоциональным неблагополучием.
Под
эмоциональным
неблагополучием
понимается
отрицательное
самочувствие
ребенка.
Главной
причиной
его
формирования
выступает
неудовлетворенность
ребенка
общением
со
взрослыми,
прежде
всего
с
родителями
и
со
сверстниками.
Эмоциональное
неблагополучие
может
проявляться
в
форме
беспокойства
и
тревоги,
страхов,
повышенной
агрессивности ребенка и т.п.
Библиография
1.
Батурина, Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения
действительности./ Г.И. Батурина. - М.: Просвещение, 2002.
2.
Вайнер, М.Э. Профилактика,
диагностика
и
коррекция
недостатков
эмоционального
развития
дошкольника.
/
М.Э.
Вайнер-
М.:
Педагогическое общество России, 2006.
3.
Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре / Е. Гаспарова.//
Дошкольное воспитание. - 1981. - №10. - с. 61-64.
4.
Дружинин, В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. / В.Е. Дружинин. - М.:
Творческий центр Сфера, 2006. -95 с.
5.
Запорожец A.B. Эмоциональное развитие дошкольника / A.B.Запорожец,
Я.З.
Неверович,
А.Д.
Кошелева,
Л.П.
Стрелкова,
Л.А.
Абрамян.
М.:
Просвещение, 1985. 176 с.
6.
Изотова, Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и
практика: Учеб. пособие для студ. вузов. / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова.
– М.: «Академия», 2004. – 288 с.
7.
Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении /М. Лисина: -
Питер СПб, 2009.
8.
Фрайфель,
И.
В.
Эмоциональное
благополучие
как
условие
развития
физических
качеств
детей
4-5
лет
в
процессе
двигательной
деятельности: диссертация кандидата педагогических наук 13.00.02 / И. В.
Фрайфель: Екатеринбург, 2013