Автор: Суслова Елена Вадимовна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад №3" компенсирующего вида
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством графических диктантов
Раздел: дошкольное образование
Сообщение на тему:
«Развитие пространственных представлений
у детей старшего дошкольного возраста посредством
графических диктантов»
Подготовила:
воспитатель высшей категории
Суслова Елена Вадимовна
г. Дзержинск, 2023 г.
1.
Некоторые аспекты и определения понятия «пространственные
представления» и понятия «пространственная ориентация».
Пространственные представления
включают в себя сложный комплекс
представлений о пространственных и пространственно-временных свойствах
и отношениях: форме, объёме, протяжённости объектов в длину, ширину и
высоту, относительном расположении объектов, расстояний между ними и
направлений их перемещения.
Пространственные представления являются необходимым элементом
познания. Хорошее развитие пространственных представлений является
необходимой предпосылкой любой практической деятельности.
Ориентировка
в
пространстве
представляет
собой
сложную
познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические
функции,
как
восприятие,
мышления,
память.
В
формировании
пространственных представлений и способов ориентации в пространстве
участвуют различные анализаторы (кинестетический, зрительный, слуховой,
осязательный).
Понятие
«пространственная
ориентация»
используется
для
характеристики умения человека ориентироваться на себе, на другом
человеке
(левая
рука,
правая
рука),
на
различных
предметах,
в
неограниченном пространстве и в условиях ограниченного пространства,
например на листе бумаги.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех
сторон
деятельности
человека,
охватывая
различные
стороны
его
взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее
свойство человеческой психики.
2.
Особенности
развития
пространственной
ориентировки
у
дошкольников.
В дошкольном возрасте формируются элементарные знания детей о
пространстве, закладываются основы для начальных пространственных
представлений, которые необходимы для правильной ориентации ребёнка в
окружающем мире (И. А Филатова, Е. Ф. Рыбалко, Б. А. Архипов и др.).
Исследования ученых показывают, что элементарная форма ориентировки в
пространстве формируется у детей еще в младенческом возрасте. Особое
значение в развитии этой ориентировки имеет образование у ребёнка систем
связей между зрительным, слуховым и двигательным анализатором в
процессе
предметных
действий
и
игры.
Т. А. Мусейибова
отметила, что пространственные отношения развиваются
у ребенка поэтапно:
на 1 этапе
– дети учатся ориентироваться «на себе»: определять
различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их
соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади,
вверху, внизу, справа и слева). Умение ориентироваться «на себе» служит
основой для овладения ориентировкой на других объектах.
2
этап
– умение ориентироваться в окружающем пространстве не
только «от себя», но и «от любых предметов».
3
этап
–
ребёнок
осваивает
словесную
систему
отсчета
по
направлениям.
4 этап – применение освоенных ребёнком навыков в окружающем
пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости.
Пространственные представления у детей развиваются в различных
видах деятельности: на занятиях по математике, в
изобразительной
деятельности, на музыкальных и физкультурных занятиях, а также во время
режимных моментов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания,
приема пищи, в дидактических и подвижных играх.
3.
Развитие
ориентировки
в
пространстве
у
детей
старшего
дошкольного возраста.
Развитие у дошкольников суждений о пространственных отношениях,
способности ориентироваться в пространстве, знакомство с моделированием
в пространстве – основная задача воспитания детей дошкольного возраста.
Дошкольный
возраст
–
пора
усиленного
развития
представлений
о
пространстве. Особо
надлежит
выделить
надобность
развития
пространственных представлений при готовности ребёнка к школьному
обучению.
Работа по развитию пространственных представлений у старших
дошкольников
вводит
ориентировку
в
трехмерном
(главных
пространственных
направлениях)
и
двухмерном
(на
листе
бумаги)
пространстве.
Важнейшим
условием
в
этом
является
проведение
основательно подобранных, понемногу усложненных упражнений, заданий-
игр с предметами и без них, заданий-поручений.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок умеет находить расположение
предмета среди других предметов, устанавливать своё расположение среди
охватывающих его положение предметов (я стою рядом со столом, за стулом,
перед окном), двигаться в назначенном направлении.
Значительное место в формировании представлений о пространственных
отношениях между предметами и изучении практических навыков в
определении их имеет плодотворная деятельность. Создавая из конструктора,
дошкольник
моделирует
не
только
форму,
но
и
пространственные
отношения. Ребёнок учится подавать их образ в рисунке, установленным
образом предполагая в изображении фигур людей и предметов на бумаге.
Дошкольники, обязаны проявлять умения в ориентировке на листах бумаги.
Дети учатся умению выкладывать обусловленное количество предметов в
показанном курсе: в верхнюю, нижнюю часть листа, налево, направо,
посередине и пр. А также они обучаются применять нужные слова для того,
чтобы обозначить положения предметов на листке бумаги, на полу, на столе
(справа от, слева от, из-за, ближе-дальше, выше-ниже, около, вдоль).
Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников,
воспитатель может построить личную методическую работу с учетом
возраста и психических особенностей дошкольников на любом возрастном
этапе. Кроме того, процесс учебы обязан содействовать независимому
обнаружению дошкольниками важнейших свойств и связей, формированию
познавательных способностей дошкольников. Усложнение правил в играх
находится в подчинении дидактическому принципу «от простого – к
сложному». Так, к примеру, при нахождении места расположения объекта от
направления «от себя», к направлению «от объекта», в увеличении темпа
игры.
4.
Роль
графических
диктантов
в
развитии
умений
ориентироваться на плоскости у детей 6 – 7 лет.
В подготовительной к школе группе, развитию умений ориентировки на
плоскости уделяется большое значение – дошкольники 6-7 лет упражняются
в местоположении объектов и их отображений на листе бумаги в клетку
(правее, левее, верхний левый угол, центр, правый нижний угол, и т. д.). Эту
работу по развитию ориентировки на плоскости проводят с детьми старшего
дошкольного возраста, с целью подготовки к развитию у дошкольников
навыков произведения рисунка на листе бумаги, для благополучного
обучения в школе.
Поступление в школу – главный момент в жизни дошкольника и его
родителей.
Чем
полнее
дошкольник
будет
подготовлен
к
школе
эмоционально, психологически и интеллектуально, тем тверже он будет себя
ощущать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной
школе.
Графические диктанты для дошкольников неплохо помогают педагогам
и родителям последовательно, поэтапно готовить дошкольника к школе и
предупредить такие характерные трудности в учебе, как рассеянность и
неусидчивость,
отсталость
орфографической
зоркости.
Рисование
по
клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для дошкольников. Это
игровой способ развития у детей пространственного воображения, мелкой
моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические
диктанты могут с успехом применяться для дошкольников от 6 до 7 лет.
Реализовывая
предложенные
в
графических
диктантах
задания,
дошкольники, расширяют свой кругозор, увеличивают лексический запас
слов, обучаются ориентировке в пространстве, знакомятся с разнообразными
способами отображения предметов.
Знакомство детей с графическими диктантами происходит поэтапно.
Первый этап. Вначале обучают дошкольников: где правая (левая) части
листа бумаги. Предлагают положить руки на лист бумаги: где правая рука –
правая часть, где левая рука – это левая часть листочка. Затем изображают,
что обозначает внизу, вверху листа, затем объясняют: внизу – ближе к тебе,
вверху – это дальше от тебя.
Второй
этап.
Разновидность
упражнений:
раскладывание
обусловленного
количества
предметов
слева
(справа,
внизу,
вверху),
образование рисунка на плоскости.
Варианты:
педагог продиктует, какие предметы или фигуры надо расположить и в
каком-либо месте;
детям выдаётся готовая карточка, и дошкольники изображают её на
своём листе;
дети сами сочиняют узор и изображают его на листе бумаги.
Третий этап. Дошкольникам предлагают игры и упражнения
с
усложнением. В рисунках применяется большее число объектов, которые
расположены в уголках листа в клетку. Детям объясняют такие трудно
воспринимаемые пространственные направления, как «правый нижний угол»
(верхний левый угол): если объект располагается и внизу и слева, то
сообщаем, что он расположен
в нижнем
левом уголке. Можно
воспользоваться цветом: низ картинки на листе заштрихован линиями одного
цвета, левая часть картинки линиями другого цвета, на перекрещивании
получаем левый нижний угол.
Упражнение: «Нарисуй узор на бумаге в клетку»
ставим точку в определенном месте на бумаге (например, отступив пять
клеток снизу и четыре – справа),
проводим линию назначенной длины в показанном направлении
(например, две клетки справа налево).
Затем
педагог
продиктует
детям
заблаговременно
придуманный
рисунок, хорошо бы, чтобы он был симметричным.
Четвертый этап. Обучают дошкольников переключаться из трёхмерного
пространства в двухмерное и наоборот (видоизменить), т.е. дошкольников
обучают строить план, схемы, а потом находить объекты в трёхмерном
пространстве, опираясь на образец.
В самом начале, перед написанием графических диктантов обязательно
необходимо поговорить о том, что есть объекты и есть их отображения.
Отображения объектов могут иметь разные формы: рисунки, фотографии,
схематичное
изображение.
Графический
диктант
–
это
схематичное
отображение объекта.
Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по
которым мы можем узнать предмет.
Основные задания графического диктанта:
нарисовать
на
схеме
с
помощью
условных
знаков
предметы,
расположенные в комнате или на участке,
по готовой схеме расставить предметы.
Графические диктанты можно выполнять в двух вариантах:
1.
Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его
повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2.
Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа
клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок
выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое
изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Графические
диктанты
дополняются
скороговорками,
загадками,
пальчиковой
гимнастикой
и
чистоговорками.
В
процессе
занятий
дошкольники вырабатывают верную, отчетливую и компетентную речь,
формируют мелкую моторику рук, обучаются выделять определенные
особенности объектов, пополняют свой словарный запас.
Графические диктанты подбирают по принципу «от простого к
сложному». Нужно выполнять задания по порядку: начинать с самых первых
простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.
Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик,
чтобы
ребенок
мог
всегда
исправить
неправильную
линию.
Для
дошкольников 6 – 7 лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8
мм), чтобы не перенапрягать зрение.
В
заданиях
используются
следующие
обозначения:
количество
отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление стрелкой.
Например: запись 1→ 3↑ 2← 4↓ следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки
вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз.
Во время занятий очень важен настрой детей и доброжелательное
отношение взрослого. Необходимо помнить, что занятия для детей не
экзамен, а игра. Первое время помогайте детям, следите, чтобы они не
ошибались. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы
ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
Главная
задача
–
помочь
детям
в
игровой
форме
овладеть
необходимыми для хорошей учебы навыками. Если у дошкольника что - то
не особо получается, необходимо тихо разъяснить, как надо делать
правильно. При подведении итогов деятельности нельзя дошкольников
уравнивать и противопоставлять друг с другом.
Длительность одного занятия с графическими диктантами для детей
дошкольного возраста 6 – 7-ми лет не должна превышать 20 – 25-ти минут.
Стоит обратить внимание на посадку дошкольника во время того как он
выполняет графический диктант, на то, как ребенок держит карандаш. Детям
представляют, как надо держать карандаш между фалангами среднего,
указательного и большого пальцев. Если дошкольник нехорошо считает, его
поддерживают и помогают отсчитать клеточки в тетради.
Перед каждым занятием с дошкольниками устно повторяют основные
термины для ориентирования, разные направления и стороны, повторяют, где
право, где лево, где верх, где низ, обращают внимание детей на то, что у
каждого человека есть правая и левая сторона и рука, что та рука, которой он
ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая (для левшей
наоборот), левшам объясняют, что есть люди, для которых рабочая рука –
правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.
Вслед за повторением важнейших терминов, просят дошкольников
открыть тетрадь, обучают ориентироваться на листе бумаги. Дошкольникам
представляют, где у тетради правый край, где левый, где низ, где верх,
представляют, как нужно считать клеточки.
Всякое занятие содержит в себе графические диктанты, обсуждение
отображений,
загадки,
чистоговорки,
пальчиковую
гимнастику,
скороговорки. Каждый этап занятия привносит смысловую нагрузку. Его
можно
строить
в
различном
порядке.
Можно
сначала
произвести
пальчиковую гимнастику, прочитать чистоговорки и скороговорки, а потом
провести графический диктант. Возможно наоборот, сначала сделать
графический диктант, о затем прочитать чистоговорки и скороговорки и
провести пальчиковую гимнастику. Загадки следует загадывать в конце
занятия.
Таким образом, работа по развитию у дошкольников знаний и умений
ориентироваться в двухмерном пространстве, на листе бумаги в клетку
проводится при помощи графических диктантов, так как графические
диктанты
содействуют
как
улучшению
деятельного
познания
и
ориентировочного и его употребления в познавании пространственных
признаков объектов, так и появлению более высоких уровней зрительно-
моторной координации в пространственной ориентации.
Приложение:
«Графические диктанты»
Графический диктант 1
Графический диктант 2
Графический диктант 3 «Ключик»
Графический диктант 4 «Слоник»
Графически диктант 5 «Домик»
Графический диктант 6 «Зайчик»
Графический диктант 7 «Собачка»
Графический диктант 8 «Бабочка»
Графический диктант 9 «Котик»
Графический диктант 10 «Белочка»
Список используемой литературы
1. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
/ З.А. Анипченко.- М.: ИНФРА-М, 2011.- 235с.
2. «Геометрические рисунки: Ориентировка на плоскости и в пространстве»; «Точка
зрения: Для дошкольников 5-7 лет» / Под ред. С.Н. Савушкина. – М.: Карапуз, 2012.
- 123с.
3. « Развитие у дошкольников математических представлений воображения и
мышления» / М.А. Гончарова. М.: Антал, 2012. - 146с.
4. «Математическая подготовка в дошкольных учреждениях» / В. Данилова. - М.:
ЮНИТИ, 2011.-215с.
5. «Игровые и занимательные задания по математике. Пособие для воспитателя»
/ Т.К. Жикалкина.- М.: Логос, 2012. – 328с.
6. «Развитие
пространственного
мышления
старших
дошкольников»
/ Г.Г. Кочеткова // Дошкольное воспитание. – 2012. -№2.- С. 8-12.
7. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
дошкольного возраста» /А.М. Леушина. - М.: Дана, 2011.- 368с.
8. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
/ Под ред.: А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.- 303с.
9. «Развитие пространственного мышления дошкольников» / И.С. Якиманская. – М.:
АСТ, 2012. – 240 с.
10.
«Математика для дошкольников» / В.Д. Яковенко.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.-
223с.