Напоминание

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством графических диктантов


Автор: Суслова Елена Вадимовна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад №3" компенсирующего вида
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством графических диктантов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сообщение на тему:

«Развитие пространственных представлений

у детей старшего дошкольного возраста посредством

графических диктантов»

Подготовила:

воспитатель высшей категории

Суслова Елена Вадимовна

г. Дзержинск, 2023 г.

1.

Некоторые аспекты и определения понятия «пространственные

представления» и понятия «пространственная ориентация».

Пространственные представления

включают в себя сложный комплекс

представлений о пространственных и пространственно-временных свойствах

и отношениях: форме, объёме, протяжённости объектов в длину, ширину и

высоту, относительном расположении объектов, расстояний между ними и

направлений их перемещения.

Пространственные представления являются необходимым элементом

познания. Хорошее развитие пространственных представлений является

необходимой предпосылкой любой практической деятельности.

Ориентировка

в

пространстве

представляет

собой

сложную

познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические

функции,

как

восприятие,

мышления,

память.

В

формировании

пространственных представлений и способов ориентации в пространстве

участвуют различные анализаторы (кинестетический, зрительный, слуховой,

осязательный).

Понятие

«пространственная

ориентация»

используется

для

характеристики умения человека ориентироваться на себе, на другом

человеке

(левая

рука,

правая

рука),

на

различных

предметах,

в

неограниченном пространстве и в условиях ограниченного пространства,

например на листе бумаги.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех

сторон

деятельности

человека,

охватывая

различные

стороны

его

взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее

свойство человеческой психики.

2.

Особенности

развития

пространственной

ориентировки

у

дошкольников.

В дошкольном возрасте формируются элементарные знания детей о

пространстве, закладываются основы для начальных пространственных

представлений, которые необходимы для правильной ориентации ребёнка в

окружающем мире (И. А Филатова, Е. Ф. Рыбалко, Б. А. Архипов и др.).

Исследования ученых показывают, что элементарная форма ориентировки в

пространстве формируется у детей еще в младенческом возрасте. Особое

значение в развитии этой ориентировки имеет образование у ребёнка систем

связей между зрительным, слуховым и двигательным анализатором в

процессе

предметных

действий

и

игры.

Т. А. Мусейибова

отметила, что пространственные отношения развиваются

у ребенка поэтапно:

на 1 этапе

– дети учатся ориентироваться «на себе»: определять

различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их

соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади,

вверху, внизу, справа и слева). Умение ориентироваться «на себе» служит

основой для овладения ориентировкой на других объектах.

2

этап

– умение ориентироваться в окружающем пространстве не

только «от себя», но и «от любых предметов».

3

этап

ребёнок

осваивает

словесную

систему

отсчета

по

направлениям.

4 этап – применение освоенных ребёнком навыков в окружающем

пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости.

Пространственные представления у детей развиваются в различных

видах деятельности: на занятиях по математике, в

изобразительной

деятельности, на музыкальных и физкультурных занятиях, а также во время

режимных моментов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания,

приема пищи, в дидактических и подвижных играх.

3.

Развитие

ориентировки

в

пространстве

у

детей

старшего

дошкольного возраста.

Развитие у дошкольников суждений о пространственных отношениях,

способности ориентироваться в пространстве, знакомство с моделированием

в пространстве – основная задача воспитания детей дошкольного возраста.

Дошкольный

возраст

пора

усиленного

развития

представлений

о

пространстве. Особо

надлежит

выделить

надобность

развития

пространственных представлений при готовности ребёнка к школьному

обучению.

Работа по развитию пространственных представлений у старших

дошкольников

вводит

ориентировку

в

трехмерном

(главных

пространственных

направлениях)

и

двухмерном

(на

листе

бумаги)

пространстве.

Важнейшим

условием

в

этом

является

проведение

основательно подобранных, понемногу усложненных упражнений, заданий-

игр с предметами и без них, заданий-поручений.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок умеет находить расположение

предмета среди других предметов, устанавливать своё расположение среди

охватывающих его положение предметов (я стою рядом со столом, за стулом,

перед окном), двигаться в назначенном направлении.

Значительное место в формировании представлений о пространственных

отношениях между предметами и изучении практических навыков в

определении их имеет плодотворная деятельность. Создавая из конструктора,

дошкольник

моделирует

не

только

форму,

но

и

пространственные

отношения. Ребёнок учится подавать их образ в рисунке, установленным

образом предполагая в изображении фигур людей и предметов на бумаге.

Дошкольники, обязаны проявлять умения в ориентировке на листах бумаги.

Дети учатся умению выкладывать обусловленное количество предметов в

показанном курсе: в верхнюю, нижнюю часть листа, налево, направо,

посередине и пр. А также они обучаются применять нужные слова для того,

чтобы обозначить положения предметов на листке бумаги, на полу, на столе

(справа от, слева от, из-за, ближе-дальше, выше-ниже, около, вдоль).

Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников,

воспитатель может построить личную методическую работу с учетом

возраста и психических особенностей дошкольников на любом возрастном

этапе. Кроме того, процесс учебы обязан содействовать независимому

обнаружению дошкольниками важнейших свойств и связей, формированию

познавательных способностей дошкольников. Усложнение правил в играх

находится в подчинении дидактическому принципу «от простого – к

сложному». Так, к примеру, при нахождении места расположения объекта от

направления «от себя», к направлению «от объекта», в увеличении темпа

игры.

4.

Роль

графических

диктантов

в

развитии

умений

ориентироваться на плоскости у детей 6 – 7 лет.

В подготовительной к школе группе, развитию умений ориентировки на

плоскости уделяется большое значение – дошкольники 6-7 лет упражняются

в местоположении объектов и их отображений на листе бумаги в клетку

(правее, левее, верхний левый угол, центр, правый нижний угол, и т. д.). Эту

работу по развитию ориентировки на плоскости проводят с детьми старшего

дошкольного возраста, с целью подготовки к развитию у дошкольников

навыков произведения рисунка на листе бумаги, для благополучного

обучения в школе.

Поступление в школу – главный момент в жизни дошкольника и его

родителей.

Чем

полнее

дошкольник

будет

подготовлен

к

школе

эмоционально, психологически и интеллектуально, тем тверже он будет себя

ощущать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной

школе.

Графические диктанты для дошкольников неплохо помогают педагогам

и родителям последовательно, поэтапно готовить дошкольника к школе и

предупредить такие характерные трудности в учебе, как рассеянность и

неусидчивость,

отсталость

орфографической

зоркости.

Рисование

по

клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для дошкольников. Это

игровой способ развития у детей пространственного воображения, мелкой

моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические

диктанты могут с успехом применяться для дошкольников от 6 до 7 лет.

Реализовывая

предложенные

в

графических

диктантах

задания,

дошкольники, расширяют свой кругозор, увеличивают лексический запас

слов, обучаются ориентировке в пространстве, знакомятся с разнообразными

способами отображения предметов.

Знакомство детей с графическими диктантами происходит поэтапно.

Первый этап. Вначале обучают дошкольников: где правая (левая) части

листа бумаги. Предлагают положить руки на лист бумаги: где правая рука –

правая часть, где левая рука – это левая часть листочка. Затем изображают,

что обозначает внизу, вверху листа, затем объясняют: внизу – ближе к тебе,

вверху – это дальше от тебя.

Второй

этап.

Разновидность

упражнений:

раскладывание

обусловленного

количества

предметов

слева

(справа,

внизу,

вверху),

образование рисунка на плоскости.

Варианты:

педагог продиктует, какие предметы или фигуры надо расположить и в

каком-либо месте;

детям выдаётся готовая карточка, и дошкольники изображают её на

своём листе;

дети сами сочиняют узор и изображают его на листе бумаги.

Третий этап. Дошкольникам предлагают игры и упражнения

с

усложнением. В рисунках применяется большее число объектов, которые

расположены в уголках листа в клетку. Детям объясняют такие трудно

воспринимаемые пространственные направления, как «правый нижний угол»

(верхний левый угол): если объект располагается и внизу и слева, то

сообщаем, что он расположен

в нижнем

левом уголке. Можно

воспользоваться цветом: низ картинки на листе заштрихован линиями одного

цвета, левая часть картинки линиями другого цвета, на перекрещивании

получаем левый нижний угол.

Упражнение: «Нарисуй узор на бумаге в клетку»

ставим точку в определенном месте на бумаге (например, отступив пять

клеток снизу и четыре – справа),

проводим линию назначенной длины в показанном направлении

(например, две клетки справа налево).

Затем

педагог

продиктует

детям

заблаговременно

придуманный

рисунок, хорошо бы, чтобы он был симметричным.

Четвертый этап. Обучают дошкольников переключаться из трёхмерного

пространства в двухмерное и наоборот (видоизменить), т.е. дошкольников

обучают строить план, схемы, а потом находить объекты в трёхмерном

пространстве, опираясь на образец.

В самом начале, перед написанием графических диктантов обязательно

необходимо поговорить о том, что есть объекты и есть их отображения.

Отображения объектов могут иметь разные формы: рисунки, фотографии,

схематичное

изображение.

Графический

диктант

это

схематичное

отображение объекта.

Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по

которым мы можем узнать предмет.

Основные задания графического диктанта:

нарисовать

на

схеме

с

помощью

условных

знаков

предметы,

расположенные в комнате или на участке,

по готовой схеме расставить предметы.

Графические диктанты можно выполнять в двух вариантах:

1.

Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его

повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2.

Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа

клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок

выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое

изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Графические

диктанты

дополняются

скороговорками,

загадками,

пальчиковой

гимнастикой

и

чистоговорками.

В

процессе

занятий

дошкольники вырабатывают верную, отчетливую и компетентную речь,

формируют мелкую моторику рук, обучаются выделять определенные

особенности объектов, пополняют свой словарный запас.

Графические диктанты подбирают по принципу «от простого к

сложному». Нужно выполнять задания по порядку: начинать с самых первых

простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик,

чтобы

ребенок

мог

всегда

исправить

неправильную

линию.

Для

дошкольников 6 – 7 лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8

мм), чтобы не перенапрягать зрение.

В

заданиях

используются

следующие

обозначения:

количество

отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление стрелкой.

Например: запись 1→ 3↑ 2← 4↓ следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки

вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз.

Во время занятий очень важен настрой детей и доброжелательное

отношение взрослого. Необходимо помнить, что занятия для детей не

экзамен, а игра. Первое время помогайте детям, следите, чтобы они не

ошибались. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы

ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Главная

задача

помочь

детям

в

игровой

форме

овладеть

необходимыми для хорошей учебы навыками. Если у дошкольника что - то

не особо получается, необходимо тихо разъяснить, как надо делать

правильно. При подведении итогов деятельности нельзя дошкольников

уравнивать и противопоставлять друг с другом.

Длительность одного занятия с графическими диктантами для детей

дошкольного возраста 6 – 7-ми лет не должна превышать 20 – 25-ти минут.

Стоит обратить внимание на посадку дошкольника во время того как он

выполняет графический диктант, на то, как ребенок держит карандаш. Детям

представляют, как надо держать карандаш между фалангами среднего,

указательного и большого пальцев. Если дошкольник нехорошо считает, его

поддерживают и помогают отсчитать клеточки в тетради.

Перед каждым занятием с дошкольниками устно повторяют основные

термины для ориентирования, разные направления и стороны, повторяют, где

право, где лево, где верх, где низ, обращают внимание детей на то, что у

каждого человека есть правая и левая сторона и рука, что та рука, которой он

ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая (для левшей

наоборот), левшам объясняют, что есть люди, для которых рабочая рука –

правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

Вслед за повторением важнейших терминов, просят дошкольников

открыть тетрадь, обучают ориентироваться на листе бумаги. Дошкольникам

представляют, где у тетради правый край, где левый, где низ, где верх,

представляют, как нужно считать клеточки.

Всякое занятие содержит в себе графические диктанты, обсуждение

отображений,

загадки,

чистоговорки,

пальчиковую

гимнастику,

скороговорки. Каждый этап занятия привносит смысловую нагрузку. Его

можно

строить

в

различном

порядке.

Можно

сначала

произвести

пальчиковую гимнастику, прочитать чистоговорки и скороговорки, а потом

провести графический диктант. Возможно наоборот, сначала сделать

графический диктант, о затем прочитать чистоговорки и скороговорки и

провести пальчиковую гимнастику. Загадки следует загадывать в конце

занятия.

Таким образом, работа по развитию у дошкольников знаний и умений

ориентироваться в двухмерном пространстве, на листе бумаги в клетку

проводится при помощи графических диктантов, так как графические

диктанты

содействуют

как

улучшению

деятельного

познания

и

ориентировочного и его употребления в познавании пространственных

признаков объектов, так и появлению более высоких уровней зрительно-

моторной координации в пространственной ориентации.

Приложение:

«Графические диктанты»

Графический диктант 1

Графический диктант 2

Графический диктант 3 «Ключик»

Графический диктант 4 «Слоник»

Графически диктант 5 «Домик»

Графический диктант 6 «Зайчик»

Графический диктант 7 «Собачка»

Графический диктант 8 «Бабочка»

Графический диктант 9 «Котик»

Графический диктант 10 «Белочка»

Список используемой литературы

1. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

/ З.А. Анипченко.- М.: ИНФРА-М, 2011.- 235с.

2. «Геометрические рисунки: Ориентировка на плоскости и в пространстве»; «Точка

зрения: Для дошкольников 5-7 лет» / Под ред. С.Н. Савушкина. – М.: Карапуз, 2012.

- 123с.

3. « Развитие у дошкольников математических представлений воображения и

мышления» / М.А. Гончарова. М.: Антал, 2012. - 146с.

4. «Математическая подготовка в дошкольных учреждениях» / В. Данилова. - М.:

ЮНИТИ, 2011.-215с.

5. «Игровые и занимательные задания по математике. Пособие для воспитателя»

/ Т.К. Жикалкина.- М.: Логос, 2012. – 328с.

6. «Развитие

пространственного

мышления

старших

дошкольников»

/ Г.Г. Кочеткова // Дошкольное воспитание. – 2012. -№2.- С. 8-12.

7. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

дошкольного возраста» /А.М. Леушина. - М.: Дана, 2011.- 368с.

8. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

/ Под ред.: А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.- 303с.

9. «Развитие пространственного мышления дошкольников» / И.С. Якиманская. – М.:

АСТ, 2012. – 240 с.

10.

«Математика для дошкольников» / В.Д. Яковенко.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.-

223с.



В раздел образования